Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

13.03.2015 13:00"Тактику корректировать можно, ­стратегию — нет"

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев об управлении регионом в условиях экономической нестабильности и санкционной политики

Guide: Этот год стал для вас крайне важным, вы победили на прямых выборах губернатора, затем совершили ряд кадровых перестановок в правительстве, вновь вернули в оперативное управление блок инвестиций. Эти решения уже принесли результат, на который вы рассчитывали?

Валерий Шанцев: Любые решения грандиозных результатов быстро не приносят. Это длительный процесс. Мы уже опробовали практику оперативного управления инвестициями во времена предыдущего кризиса. И тогда я тоже брал управление инвестициями под свой контроль. Нужно, чтобы инвесторы чувствовали, что у руководства региона есть политическая воля заниматься этим направлением. Сегодня с большинством инвесторов я встречаюсь лично, благодаря инвестиционному совету решения принимаются гораздо быстрее. Поэтому объем инвестиций в основной капитал в регионе по итогам 2014 года не снизился и составил 286,6 млрд руб. Есть даже небольшой рост объема инвестиций на душу населения с 85,5 тыс. руб. в 2013-м до 87,5 тыс. руб. в 2014 году, несмотря на различные внешние и внутренние негативные явления.

G: Реализация каких ключевых проектов начнется или завершится в этом году?

В. Ш.: Прежде всего отмечу стартовавшую в 2015 году масштабную модернизацию производства нижегородских предприятий «Группы ГАЗ», которая проходит в рамках подготовки к началу выпуска цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT». Кроме того, на ГАЗе продолжается реализация совместных проектов по контрактной сборке автомобилей в рамках сотрудничества с мировыми компаниями Volkswagen, General Motors и Daimler. Также там успешно работают совместные предприятия с производителями автокомпонентов Bosal и Bulten, продолжается проработка совместного проекта по выпуску колесных дисков с итальянской компанией Magnetto Wheels. Павловский автобусный завод готовит производство новых моделей городских автобусов. Что касается ключевых проектов уже 2015 года, то это и строительство стадиона для проведения игр чемпионата мира по футболу 2018 года, и продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде, и строительство нового машиностроительного завода «Нижегородский машиностроительный завод» (филиал ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» — „Ъ“) и многие другие.

G: Сейчас и вы, и ваши заместители часто говорят о том, что одна из самых опасных вещей для развития экономики как региона, так и страны в целом — это еще большие трудности при получении займов бизнес-сообществом. Что вы думаете о сегодняшней ставке ЦБ, как действия регулятора отразятся на нижегородской промышленности?

В. Ш.: Получать займы — это не самое страшное. У нас как работала, так и сейчас непрерывно работает комиссия по взаимодействию банков и всех участников реального сектора экономики. Потому что даже в спокойные времена банки всегда перестраховывались, требовали залоги с большим дисконтом, большое количество документации. А мы стояли на страже, чтобы перегибов не было. Конечно, можно перестраховаться и переложить все риски на своего партнера, но если ты пришел работать в рыночную экономику, то должен рисковать и нести разумные риски. Как только ключевую ставку повысили до 17% , я собрал представителей банковского сектора и промышленников. Стали рассуждать. Пришли к логичному выводу, что работать и развиваться в таких условиях совершенно невозможно. ­Поскольку рентабельности бизнеса выше 15% у нас нет, а если ты под ставку в 25% берешь кредит — это прямой путь к банкротству. Тогда мы написали соответствующие письма и президенту, и премьеру, и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной. И ЦБ уже снизил ставку до 15%. Я рассчитываю, что этот процесс пойдет и дальше. Необходимо использовать все существующие финансовые инструменты: и наш залоговый фонд, и наш механизм компенсации процентной ставки по приоритетным проектам. Сейчас регион представил на рассмотрение министерства промышленности и торговли проекты в области импортозамещения на сумму около 40 млрд руб. Скоро скажут, какие именно инициативы они смогут поддержать, но я понимаю, что возможности бюджета не безграничны. Поскольку объем первого транша по программе импортозамещения на всю Россию составляет 50 млрд руб., а мы одни хотим 40 млрд руб., помочь государство сможет не всем.

G: Какие отрасли промышленности региона могут стать лидерами по импортозамещению? На кого вы делаете ставку в первую очередь?

В. Ш. На мой взгляд, в первую очередь речь может идти об оборонно-промышленном комплексе, который занимает треть от всего промпроизводства Нижегородской области. Предприятия «оборонки» уже активно работают по программе импортозамещения, и объемы у многих растут — у кого-то на 30%, у кого-то на 70%. Но там это сделать проще — на ОПК уже выделены средства из госпрограммы вооружений. Я как оборонщик по духу убежден: мы горы можем свернуть. Нам ничего не страшно — ни элементная база в электронике, ни приборостроение, ни станкостроение. Просто мы себе задачи такие раньше не ставили. Помните идеологию? Зачем нам не самое лучшее станкостроение, у нас денег полно, у нас нефть и газ — продадим и все купим. А сейчас к чему пришли? Деньги есть, купить ничего не можем — не продают нам. И рыночная экономика уже не работает в нужных объемах. России сейчас нужна технологическая безопасность. И мы должны ее обеспечить. Мы ни в какие годы не пересматривали стратегию развития региона до 2020 года. Я уверен, что даже сейчас, в это трудное время, нам нужно получить максимально возможный результат согласно нашим планам, а уж потом пытаться наверстать упущенное

G: Что касается инфраструктуры, то очевидно: реализация крупных проектов с каждым днем дается с трудом. Каковы ваши прогнозы по развитию аэропорта и строительству стадиона? ­Каковы основные болевые точки этих проектов и как будем эти проблемы решать в текущих экономических условиях?

В. Ш. Каждый проект уникален. И ситуация у каждого разная. Все зависит от финансового ресурса. К примеру, стадион строится полностью на федеральные деньги. А государство кредиты не выдает и в долг не берет. Аванс по этому проекту уже проплачен. Подрядчик его еще не отработал. С апреля начнутся масштабные работы. Если говорить о строительстве терминала аэропорта, то это чистый инвестиционный проект по линии государственно-частного партнерства. Ни региональных, ни федеральных средств в нем нет. Сейчас у них возникли определенные трудности с финансированием из-за банка-кредитора, который решил пересмотреть процентную ставку. Но дело было так. Этот банк вышел сам на конкурс, приписал себе в лотовую документацию строчку — предоставляем кредитные линии без пересмотра процентной ставки, за счет этой строчки выиграл, а теперь решил пересмотреть условия. Одно могу сказать точно: если стороны не придут к согласию, вмешаемся мы.

G: Кризис в экономике всегда приводит к оптимизации, как в частных компаниях, так и в органах власти. Закончилась ли оптимизация в структурах регионального правительства, от многих ли сотрудников пришлось отказаться? Какие дальнейшие шаги вы будете совершать в этом направлении?

В. Ш.: На сегодняшний день мы сократили аппарат на 15%. Но это не связано с кризисными явлениями. Такая работа велась всегда. В одни периоды мы сокращали штат, в другие чуть увеличивали. У нас же полномочия постоянно перераспределяются. Одни федерация отбирает, другие — наоборот. И в зависимости от того, что происходит, мы варьируем состав.

G: Когда запланирован пересмотр областного бюджета?

В. Ш.: Пересмотр бюджета у нас проходит каждый месяц. Только вот не всегда в сторону уменьшения. В конце февраля увеличили бюджет на 2 млрд руб. Но январь и февраль не показательные месяцы. Как будет работать экономика, станет понятно по итогам марта. Прибыль предприятий сейчас серьезно «плывет». На курсовой разнице они теряют очень много. Особенно те, у кого или валютные кредиты, или зарубежная комплектация. Говорили недавно с представителями Объединенной металлургической компании (управляет Выксунским металлургическим заводом — „Ъ“), так они буквально на глазах потеряли 6 млрд руб. только за счет курсовой разницы.

G: На федеральном уровне уже пересмотрены планы социально-экономического развития на ближайшие годы. Вы намерены сделать то же самое в Нижегородской области?

В. Ш.: Мы ни в какие годы не пересматривали стратегию развития региона до 2020 года. Я уверен, что даже сейчас, в это трудное время, нам нужно получить максимально возможный результат согласно нашим планам, а уж потом пытаться наверстать упущенное. Тактику корректировать можно, стратегию — нет. Иначе никогда не придешь к той цели, которую ставил. Существующая экономическая ситуация не будет продолжаться ни пять, ни десять лет. Максимум два-три года. И нам важно не упустить это время.

Беседовала Елизавета Зубакина

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2684944

Дата создания страницы: 13.03.2015
Дата модификации страницы: 13.03.2015
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet