Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

03.05.2006 10:23«Нижегородцы добросовестно платят за жилье. Почему же у коммунальщиков всегда не хватает денег?»

Интервью газете  «КП»-НН» министра ЖКХ Нижегородской области Андрея Мошонкина

Дешево не значит хорошо

Корр: Андрей Николаевич, ресурсы, которые вы могли использовать в Москве в своей работе, и здешние наверняка отличаются. При этом на ваших плечах уже область, а не район. Не пугают новые масштабы?

АН: Нет, скорее заставляют работать эффективнее. Ресурсы, конечно, важный фактор, но не главный. Ведь в Нижегородской области люди оплачивают 100 процентов от стоимости ЖКУ. Стоимость вывоза мусора в некоторых районах города даже выше, чем в Москве. Поэтому финансовый ресурс, конечно, имеет значение, но важнее эффективно распорядиться деньгами,  которые заплатили люди.       

Корр: То есть ими, получается, распоряжались неэффективно?

АН: В прошлом году проводились аудиторские проверки управляющих компаний Нижнего. Их результаты вызывают вопросы. Во-первых, состав документации, подтверждающей выполнение некоторых видов работ, не всегда отвечает требованиям соответствующих нормативно-технических документов. Во-вторых, закупка материалов зачастую проводится без конкурса. В-третьих, компании, которые были отобраны по конкурсу для выполнения определенных видов работ, не всегда имеют соответствующую лицензию. Поэтому, отремонтированная недавно кровля через какое-то время начинает протекать.

Ну и, наконец, не совсем понятно, как рассчитывается стоимость обслуживания жилого фонда.

Корр: В каком направлении будут ваши первые шаги?

АН: К текущим задачам я бы отнес вопросы санитарного содержания улиц, внутридворовых проездов, придомовой и дворовой территорий, скверов, парков, т.е. тех общественных мест, которые являются лицом города. Особое внимание следует обратить на разработку и выполнение целевых программ благоустройства этих территорий. Очень важная задача – это содержание в нормальном техническом состоянии жилого фонда. И, конечно, подготовка к отопительному сезону, формирование полноценной диспетчерской службы области...

Корр: А для чего она нужна?

АН: Для оперативного реагирования на проблемы. В принципе, подобные службы есть в каждом районе области, но не все они, так сказать, полноценные. В некоторых из них отсутствуют соответствующие средства связи, регламенты взаимодействия и работы. Нет подменных диспетчеров. Задача министерства ЖКХ - создать нормально функционирующую службу области, чтобы информация об авариях поступала незамедлительно в единый центр, в том числе губернатору и министру, для оперативного контроля и принятия необходимых мер по ликвидации аварийных ситуаций.

Платить за тепло по факту, а не по нормативу

Корр: В Москве вы участвовали в реализации программы по оптимизации теплоснабжения жилых зданий. Благодаря этой программе, я знаю, люди получили возможность платить за тепло по факту. Расскажите в двух словах.

АН: Программа включала в себя установку квартирных и общедомовых счетчиков холодной, горячей  воды, а также общедомового счетчика тепла с узлом регулирования, который меняет количество тепла, поступающего в дом, в зависимости температуры за окном. Еще программа предусматривала установку   терморегуляторов и датчиков-распределителей, которые фиксируют количество тепла, выделенного отопительными приборами в квартире. Проще говоря, каждый жилец в каждой комнате (именно комнате, а не во всей квартире) может задать ту температуру, которую считает нужной. При этом человек платит за потребленное тепло только по факту, а не по нормативу, как сейчас.  Уехал жилец зимой    в    отпуск,    установил   регуляторы  тепла    на   минимум (отключить совсем не получится - система замерзнет) и спокойно отдыхает. Он знает, что, вернувшись, не переплатит.

Корр: В нашей области что-то подобное планируется?

АН: Я на днях разговаривал с вице-мэром Нижнего Александром Котельниковым  как раз  по  этому  поводу.   Главная  проблема - отсутствие   средств   на   реализацию   программы,   поскольку   она достаточно дорогостоящая. С другой стороны, новый Жилищный кодекс позволяет жильцам самим принимать решения о переустройстве внутридомового инженерного оборудования (при наличии, конечно, соответствующих согласований с органами технического надзора). При этом жители могут тратить собственные средства или привлекать чужие – например, управляющей компании. А в последующем, заранее договорившись с собственниками    многоквартирного      дома о механизме возмещения затрат, управляющая компания  возвращает  свои   деньги  из части средств, сэкономленных  жителями при оплате тепла. Подобные экспериментальные   площадки   уже   действуют в Москве.  Их преимущество  состоит  в   том,   что   они   не   требуют  бюджетного финансирования и   действуют   на   основе соответствующих договоров между жильцами и управляющими компаниями.

Кто в доме хозяин?

Корр: По   новому   жилищному   кодексу   жильцам   предлагается самим выбрать форму управления своим домом. Насколько, на ваш взгляд, люди готовы к тому, что на их плечи ляжет ответственность за состояние труб, крыш и подъездов?

АН: Управлять многоквартирным домом,  по моему глубокому убеждению, должны профессионалы, компании, которые имеют опыт подобного рода деятельности. Другой вопрос, много ли таких организаций существует помимо бывших ДЕЗов? В Нижегородской области очень мало. Да и обслуживают они, как правило, ТСЖ, где проживают состоятельные люди, которые могут себе позволить квартплату значительно выше нормативной.

Форм управления, как известно, три - с привлечением управляющей компании, ТСЖ или жилищный кооператив и непосредственное управление. Две первых подходят для многоквартирных домов. А вот последняя форма, на мой взгляд, приемлема только для тех домов, где не больше пяти - десяти квартир. При непосредственном управлении каждый житель     должен заключить договоры с соответствующими поставщиками жилищно-коммунальных услуг. При этом желания у каждого собственника многоквартирного дома могут быть разными.  К примеру, жилец второго этажа считает, что, прежде всего, нужно отремонтировать фасад дома. Жилец последнего этажа считает, что сначала необходимо отремонтировать кровлю - его заливает. Другой житель думает, что неплохо бы привести в порядок внутреннюю электрику, поскольку у него в квартире постоянно выбивает пробки. К чему они придут? Я думаю, им сложно будет принять единое решение.

Корр: Что же им делать-то тогда?

АН: Разбираться, пока есть время, и делать осознанный выбор способа управления. Вы, средства массовой информации, можете помочь жителям в этом.

Корр: Неплатежи, на ваш взгляд, это причина или следствие плохого состояния жилищно-коммунального комплекса?

АН: В Нижегородской области валовой сбор платежей за ЖКУ выше 90 процентов, а кое-где 95-97 процентов. Выше этой планки не прыгнешь, это нормальная мировая практика. И говорить о проблеме долгов за ЖКУ в этом случае не приходится.

С другой стороны, не надо путать валовый сбор со сбором текущим, который отражает реальную картину. В области он составляет 85-90 процентов, что, в общем-то, тоже неплохо. Тогда почему в ЖКХ не хватает денег? Мы с вами невольно возвращаемся к вопросу целевого использования этих средств. Некоторые главы муниципальных образований «коммунальными» деньгами затыкают дыры в бюджете, и в каком-то смысле их можно понять. Но при таком подходе проблемы ЖКХ не решить, а значит, финансовую систему нужно укреплять и контроль за целевым использованием средств необходим.

 Артем АНИСЬКИН

Дата создания страницы: 03.05.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet