Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

10.12.2014 16:00"Экономия стоит большого труда"

Нижегородские финансисты называют министра финансов областного правительства Ольгу Сулима безусловным лидером профессионального сообщества, номером один в сфере бюджетного управления. При этом, говоря о таланте и большом опыте министра, особенно удивляются тому, какую огромную работу ведут она сама и ее ведомство, из месяца в месяц изыскивая возможности экономии и повышения эффективности расходования бюджетных средств. Подводя итоги года, мы расспросили Ольгу Юрьевну о секретах ее успеха.

Ставки сделаны

Ольга Юрьевна, Нижегородскую область нередко ставят в пример, когда говорят об эффективном управлении государственным долгом. Наш регион первым в России разместил облигационный заем, причем ставка оказалась отнюдь не высокой. Как вы это делаете?

У нас хорошо диверсифицирована структура государственного долга. 50% долга – это долгосрочное размещение облигационных займов. Действительно, в свое время именно мы первыми вышли на размещение облигаций и очень удачно разместили заем. И сегодня ставки, по которым размещаются наши облигации, являются минимальными в стране. Последний заем прошлого года мы разместили под среднюю ставку 8,3%. На тот момент это было практически на уровне ставки Центробанка.

На 2014-й тоже была предусмотрена возможность облигационного займа на 10 миллиардов рублей. Можно ли уже сказать, что минфин не воспользуется этой возможностью в нынешнем году?

Да, скорее всего, заем размещаться уже не будет. Потому что мы получили серьезный федеральный кредит и не видим большого смысла выходить с размещением облигаций сейчас, в это сложное время, когда ставка будет не меньше 13%. Нам этого не надо.

На следующий год закладывается возможность размещения облигаций?

Да, мы в бюджете заложили облигационный заем как источник погашения дефицита бюджета. Тоже на 10 миллиардов рублей, сроком на семь лет. Мы его обязательно зарегистрируем, выполним все необходимые процедуры. И точно так же будем думать и смотреть, пользоваться ли этой возможностью или правильнее будет прибегнуть к другим инструментам привлечения заемных средств.

Чем больше будет выбор возможностей – тем лучше. А реализуем те, которые будут выгоднее для региона.

А какова ставка по привлекаемым коммерческим кредитам? И не пытаются ли комбанки пересмотреть ее в сторону повышения?

Кредиты комбанков, которые сегодня привлекает минфин, мы получаем под ставку, которая в среднем по году не больше 10,5%. Причем даже долгосрочные кредиты, а у нас есть несколько таких кредитных линий, мы привлекаем под 10% годовых. И ни один из банков, которые выходили к нам с предложениями и с которыми мы заключили государственные контракты, не обратился с просьбой об увеличении ставки.

Сегодня в областном бюджете заложено 4,5 миллиарда рублей на обслуживание госдолга в 60 миллиардов рублей. Это очень мало, заметно ниже ставки рефинансирования ЦБ. Как удается укладываться в такие пределы?

Удается не только уложиться, но и ужаться даже внутри этой запланированной суммы. Из 4,5 миллиарда рублей, которые заложены в бюджет на 2014 год, на сегодня мы сэкономили уже 800 миллионов. Нижегородская область сегодня получила кредит от федерального бюджета в размере шести миллиардов рублей с небольшим. Здесь, конечно, огромная личная заслуга губернатора Валерия Шанцева. Немногие в России получили такую сумму межбюджетного кредита — всего три субъекта, остальные — намного меньше. Это кредит под 0,1% годовых, и именно этими средствами мы заместили кредиты коммерческих банков. И это тоже до конца года даст нам экономию порядка 500 миллионов рублей.

То есть примерно 10% от всей суммы долга Нижегородской области переведено в межбюджетный кредит под 0,1% годовых?

Да, и мы сейчас оформляем еще один долгосрочный кредит на 1,8 миллиарда рублей тоже под 0,1%. И тоже заместим им кредиты коммерческих банков.

Обязательства выполняются

Профессионалы восторженно говорят о той огромной работе, которую ведет минфин, постоянно перекредитовываясь на короткие сроки, но при этом систематически экономя бюджетные деньги. Как на практике выглядит эта работа?

В прошлом году технические обороты у минфина составили 280 миллиардов рублей. Но зато при этом мы сэкономили почти миллиард на обслуживании госдолга. Да, это огромный объем работы, когда вместо того чтобы разместить облигации на пять или даже семь лет, но под более высокий процент, и вместо того чтобы использовать хотя бы уже открытые трехлетние кредитные линии, мы перекредитовывались короткими деньгами и делали это раз за разом, но в итоге экономили. Мы брали 90-дневные кредиты под половину ставки Центробанка. Были моменты, когда мы брали деньги на один месяц. Сегодня Федеральное казначейство выдает нам абсолютно бесплатный месячный кредит – правительству Нижегородской области открыты кредиты в сумме восемь миллиардов рублей. И на такой вот ежемесячной работе мы тоже экономим деньги, выделяемые на обслуживание государственного долга.

Но это же адская работа!

Да, это сложно — каждый месяц брать и отдавать по восемь миллиардов. Это стоит нам большого труда, но это того стоит.

Не секрет, что областной бюджет много потерял от введения консолидированных групп налогоплательщиков. Улучшается ли ситуация с федеральной компенсаций потерь от КГН?

Сумма потерь областного бюджета по КГН с 2012 года практически не меняется — порядка шести миллиардов рублей. Но при этом какой-то положительный сдвиг произошел. Если в 2013 году мы получили всего 784 миллиона рублей компенсации, то в этом году — уже 3,8 миллиарда рублей.

Пострадавших нет

Ольга Юрьевна, а теперь самый важный для многих людей вопрос: будут ли гарантированно исполнены обязательства по финансированию социальной сферы, записанные в майских 2012 года указах президента России Владимира Путина?

Все обязательства, предусмотренные майскими указами президента России, в Нижегородской области будут выполнены. Есть своего рода «дорожные карты», которыми предусмотрена этапность повышения зарплат работникам социальной сферы. И Нижегородская область пока идет с опережением этих «дорожных карт». Поэтому у нас есть определенный запас, позволяющий быть уверенными, что мы выйдем на уровень, установленный на конец 2015 года.

А сколько денег надо в масштабе области на повышение зарплат во исполнение майских указов президента?

В 2014 году на повышение зарплат потребовалось 14,5 миллиарда рублей. Если в прошлом году по консолидированному бюджету Нижегородской области фонд оплаты труда составлял 36 миллиардов рублей, то в этом году уже почти 50 миллиардов.

Областное правительство предлагает поправки в региональный закон о межбюджетных отношениях, предусматривающие, в частности, перераспределение долей зачисления налога на доходы физических лиц в областной и муниципальные бюджеты. Чем объясняется такое решение?

Связано это с одной простой причиной. Согласно новому федеральному законодательству, и Нижегородская область, и все регионы России должны взять на себя обязательства по выплате заработной платы в дошкольных учреждениях в полном объеме, а не как сейчас: 70 % — область, 30 % — муниципалитет. Так вот, общие расходы Нижегородской области на эти цели составляют шесть миллиардов рублей. Понятно, что если мы принимаем на областной уровень новые обязательства, то должны получить и соответствующие источники доходов. Мы взяли у муниципалитетов только то, что положено бюджетным законодательством. Но на практике мы получили даже меньше, чем надо на финансирование принятых областью обязательств.

До сих пор в консолидированные бюджеты муниципальных районов зачислялось 30% налога на доходы физических лиц, а в бюджеты городских округов – 23% НДФЛ. Теперь во все муниципальные бюджеты будет зачисляться 18% НДФЛ. По Нижнему Новгороду расходы на заработную плату, которую мы у них забираем, составили 1600 миллионов рублей. С изменением норматива НДФЛ мы забрали у них 1490 миллионов рублей. Снизив норматив для всех муниципальных бюджетов до 18%, мы смогли компенсировать только 3,6 миллиарда рублей нормативных затрат. Все остальное, то есть два с лишним миллиарда, – это нормативные расходы, которые область будет нести теперь самостоятельно. А муниципалитеты от этих обязательств освобождаются. Вообще когда принимается решение на уровне области, мы всегда оцениваем последствия этих решений для муниципалитетов, и никогда еще ни один муниципалитет от наших действий не пострадал.

Беседовал Иван Юдинцев

Фото: Роман Бородин, Михаил Солунин

Полная версия интервью: http://stolitsanmag.ru/?id=16694&query_id=4550

Дата создания страницы: 10.12.2014
Дата модификации страницы: 10.12.2014
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet