Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

25.11.2014 11:00"Нижегородские СМИ ищут новые формы работы"

Современный мир невозможно представить без средств массовой информации. В ХХ веке роль «убийцы» газет и журналов прочили радио и телевидению, в XXI веке – Интернету, прогнозируя, что рано или поздно только он останется на информационном рынке. Тем не менее традиционные бумажные СМИ продолжают существовать, осваивая новые для себя формы работы. О сегодняшнем состоянии и будущем нижегородского рынка СМИ «КАПИТАЛИСТу» рассказывает министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин.

Сергей Валентинович, что представляет собой современный медиарынок Нижегородской области?

– Характеризовать что­либо всегда лучше в сравнении – во времени или с другими регионами.

Нижегородские СМИ имеют достаточно богатую историю. Старейшие газеты Нижегородской области отметили более 90 лет. Кстати, Максим Горький, имя которого долгое время носил Нижний Новгород, тоже начинал в журналистике. То есть в регионе есть достаточно серьезная база, на которую ложится сегодняшнее медиапространство. Что касается структуры рынка – сегодня в Нижегородской области сложился достаточно разнообразный рынок СМИ. У нас есть издания, сохранившие свою историческую самоидентификацию, делающие акценты на социальных задачах. В то же время есть принципиально новые СМИ, в том числе рекламные, родившиеся в период развития медиа как бизнеса и за это время прочно вставшие на ноги и образовавшие издательские дома и издательские группы. Особенностью Нижегородской области является наличие серьезных пулов как коммерческих, так и государственных СМИ. Сегодня есть регионы, которые не могут похвастаться таким разнообразием – там либо сильный государственный пул и практически нет коммерческих СМИ, либо наоборот. Кроме того, региональные СМИ присутствуют во всех нишах – печатные, электронные и ТВ. С другой стороны, в регионе активно работают представительства федеральных СМИ. В целом современный рынок СМИ в регионе достаточно конкурентный. С точки зрения потребителя выбор тоже есть. И, на мой взгляд, он достаточный для того, чтобы удовлетворить практически любую информационную потребность.

Какова сегодня экономическая ситуация на медиарынке?

– Ситуация сегодня, конечно, не самая простая. В период бурного роста медиа­рынка, когда собственники новых и старых СМИ боролись за рыночные ниши, были достаточно серьезные вливания в эту сферу. В 2013–2014 годах мы видим проблемы в экономике в целом. В результате снизились бюджеты рекламного рынка. Поэтому сегодня по некоторым направлениям достаточно сложно сохранить те же самые темпы, а по некоторым даже сложно выжить. Поэтому СМИ вынуждены пересматривать подходы к работе, искать какие­то новые направления. С одной стороны, это минусы. С другой стороны, любые минусы – это всегда дополнительные возможности. И тот, кто сумеет перестроиться, тот будет увереннее стоять на ногах.

Какого рода «перестройка» происходит в СМИ?

– В последние годы идет активный переход в цифровую среду, в Интернет. Сейчас деловые люди и бизнес­среда активно потребляют информацию со своих гаджетов. Поэтому СМИ тоже принципиально меняют форматы работы. Традиционно доходы печатных СМИ зависели от тиражей. Сегодня продажи падают, соответственно, доходы тоже падают, и СМИ вынуждены искать им замещение и переходить на другие принципы работы и другую монетизацию. Поэтому традиционные каналы потребления информации – бумажные СМИ и ТВ постепенно приобретают цифровые аналоги. Кроме того, мы видим появление на этом рынке принципиально новых изданий и площадок.

Каково место государственных СМИ в современных рыночных условиях?

– В настоящее время на территории Нижегородской области зарегистрированы порядка 600 СМИ. Только 10% из них имеют государственное участие. Это не та пропорция, при которой можно говорить о давлении административного ресурса. Совершенно объективно, что любой бизнес, в том числе медиа, получающий государственную поддержку, менее эффективен в рыночных условиях, чем частный. Такая ситуация не только в Нижегородской области, но и во многих других регионах. Но не надо забывать, что у государственных и муниципальных СМИ другие задачи, другие возможности и другие подходы к работе. У районных газет и телестудий существенно меньшие рыночные возможности, чем у тех, кто работает в Нижнем Новгороде, где развитый рекламный рынок. При этом у них достаточно серьезная социальная нагрузка и вполне конкретные задачи, поставленные учредителем – муниципалитетом или областным правительством. В их числе освещение конкретных событий, публикация нормативных актов, разъяснение каких­то решений и т. д. Эта информация не является коммерчески привлекательной и не способствует увеличению тиражей. Поэтому подавляющее большинство таких СМИ объективно не смогут выжить без государственной поддержки. Конечно, есть исключения, связанные с особенностями территории или руководителя. Но это именно исключения. Кроме того, государственные СМИ могут объединяться в пулы для решения общих задач. Пример – проект некоммерческого партнерства «Мост». При нашей поддержке несколько районных телестудий объединились в некоммерческое партнерство, совместными усилиями делают контент, которым обмениваются и продают другим телекомпаниям.

Какую поддержку получают государственные и муниципальные СМИ?

– Скажу сразу – у нас нет ни одного СМИ, которое живет только на государственные деньги.

Поддержка, разумеется, только частичная. Сумма субсидии рассчитывается индивидуально для каждого СМИ. Для районных печатных СМИ, например, 30% суммы субсидии перечисляется из областного бюджета, 70% – из бюджета муниципального образования. Субсидия покрывает лишь часть расходов. Все остальное они зарабатывают самостоятельно. Путем субсидирования мы решаем государственные задачи. Но надо правильно понимать, что госзадание – это не цензура. Госзаказ формирует только долю контента государственных и муниципальных СМИ. В остальном они живут по законам рынка. Но эта доля контента формирует определенное лицо газеты, телеканала и т. д.

Как идет процесс «осовременивания» государственных СМИ?

– Перед ними стоит задача доносить социально значимую информацию до каж­до­го населенного пункта, до каждого дома. Конечно, коммерческие СМИ развиваются быстрее, но мы стараемся, чтобы государственные тоже не отставали в переходе на новые форматы работы. На местах районные СМИ являются одним из основных источников информации. Но говорить о наращивании читательской аудитории для бумажной прессы сегодня достаточно сложно. Сегодня важно сохранить существующую. Кроме того, в век цифровых технологий надо дать читателям альтернативу бумажной версии. Поэтому в последние несколько лет мы где­то помогли, где­то настойчиво рекомендовали, где­то заставили, но сегодня все наши газеты имеют свое присутствие в Интернете. Да, сайты у государственных СМИ совершенно разного качества – у кого­то это формальность, а у кого­то живые ресурсы с интерактивным общением. Сегодня генерируются колоссальные объемы информации, и проблемой для потребителя является не ее поиск, а грамотное отсеивание лишнего. И если СМИ не присутствует в Интернете, на той площадке, где находится его аудитория, она уйдет совсем, и потом вернуть ее будет очень сложно.

Телевидение, которое считается главным каналом информации, сегодня тоже достаточно сильно трансформируется. Что делается в этом направлении?

– Действительно, количество каналов передачи телевизионного сигнала растет. Сегодня кроме обычного эфирного аналогового телевидения у нас появилось спутниковое, кабельное и IP­TV. Если раньше было несколько федеральных и местных каналов, которые смотрели все и вся, то сегодня есть определенная проблема с тем, как донести необходимую информацию до аудитории. Я считаю, что был момент, когда мы потеряли достаточно серьезную аудиторию в Нижегородской области. Например тех, кто перешел на спутниковое, потому что в нем нет региональной составляющей.

Поэтому мы ищем альтернативы. Одна из них – цифровое эфирное вещание, которым мы сейчас активно занимаемся. Большой плюс для обычного потребителя – по определению эфирное ТВ бесплатное. Когда мы запускали первый мультиплекс и подключали цифровое эфирное вещание всего с 10 федральными каналами в Нижнем Новгороде, где и так достаточно большой выбор аналоговых каналов, мы сильно сомневались, что люди будут активно им пользоваться. Но мы ошиблись – спрос на него есть. Сейчас мы постепенно продвигаем цифровое эфирное вещание в область. Запуск второго мультиплекса и эфирного цифрового телевидения в Сарове показал, что оно вполне может конкурировать со спутниковым. Телевидение остается одним из основных источников формирования контента как такового. Но потребление этого контента происходит уже не только через телевизор. Огромное количество потребителей получают этот контент в Интернете, преимущественно через социальные сети. Буквально недавно запущено интернет­ТВ «Время Н». Это круглосуточно вещающий интернет ­новостной канал. Это тот самый источник формирования контента, который потом может использоваться и ННТВ, и «Волгой», и другими телекомпаниями. Он вещает напрямую в той среде, которая сегодня удобна активному населению, и уже оттуда идет на большие экраны. Сегодня нельзя достичь цели только одним путем, надо использовать все возможности, что мы и делаем.  

Беседовала Ирина  Власова

Журнал «Капиталист» № 222

24 ноября 2014 года

Дата создания страницы: 25.11.2014
Дата модификации страницы: 25.11.2014
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet