Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

03.04.2006 10:12Виктор Клочай: «Главной целью Стратегии развития Нижегородской области является повышение уровня благосостояния всех нижегородцев»

Стенограмма интервью вице-губернатора Виктора Клочая в прямом эфире программы «Поверьте на слово» 29.03.2006

А. М. Цирульников: Добрый вечер, сегодня я прошу поверить на слово мне и моему собеседнику – Виктору Владимировичу Клочаю, вице-губернатору, первому заместителю председателя Правительства Нижегородской области. Добрый вечер.

В. В. Клочай: Добрый вечер.

А. М. Цирульников: Тема разговора наша – это стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Правительство области рассмотрело этот документ, приняло его как руководство к действию. Как он разрабатывался? Что вообще стоит за Стратегией? Что Нижегородцы получат в итоге, если этот документ будет осуществлен?

В.К.: На заседании Правительства в прошлый вторник была одобрена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Это результат работы множества специалистов Нижегородской области, в разработке программы приняло участие более 500 человек: специалистов, руководителей предприятий, научных работников, представителей общественности и общественных организаций.

На сегодняшний день можно сказать, что это был, в определенном смысле, коллективный труд, который предопределяет развитие Нижегородской области на последующие периоды до 2020 года. И главной целью этого документа является повышение уровня благосостояния жителей Нижегородскою области, развитие инфраструктуры, промышленности, всех отраслей народного хозяйства.

В Стратегии определены приоритеты. Три очереди приоритетов, которые позволят нам существенно увеличить объемы производства, привлечь достаточно большой объем инвестиций и существенно увеличить доходы на душу населения и заработную плату. Значит, цифры в долларах определены между пессимистическим и оптимистическим вариантом – это порядка 650 долларов на человека и средний уровень заработной платы более 900 долларов на человека.

А. Ц.: Вот здесь одна глава, я вижу: преимущества Нижегородской области. В чем они выражаются, что у нас есть такого, чего нет у других?

В. К.: В первую половину сентября прошлого года мы проанализировали те программы, которые были разработаны, нашли в них много положительного, но в то же время многие достаточно странные вещи. И вот в течение последующих месяцев был сделан анализ ситуации, в которой сегодня находится экономика области. Что называется, определена координата места положения. Для того чтобы двигаться к намеченной цели, нужно знать, где ты находишься. Это собственно как раз результат работы, это определение координаты местоположения.

Определены приоритетные направления. В первую очередь: автомобилестроение и развитие компонентной базы. Что касается развития компонентной базы для автомобилестроения. Как отмечается германскими специалистами, которые делали недавно презентацию в Государственной Думе, Нижний Новгород является центром развития производства компонентов для автомобилестроения в виду географического положения, логистических особенностей Нижнего Новгорода. Плюс компетенция традиций, которые сегодня существуют: развитая инфраструктура производства компонентов, запасных частей и равноудаленность, что называется, существующих и вновь создаваемых сборочных производств на территории Российской Федерации.

И, прежде всего, особенность эта заключается в том, что если взять сетку и провести два радиуса – 500 и 1000 километров – то оказывается, что Нижний Новгород занимает первую строчку в приоритетах логистического характера. Максимальное количество жителей, проживающих в радиусе 500 километров – 43 миллиона, а в радиусе 1000 километров – более 80 миллионов. Причем, нужно заметить одну особенность, что это не просто 84 или 43 миллиона жителей, а это та территория, в которой доходы на душу населения значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации. То есть это как раз население, которое имеет достаточно высокую платежеспособность и имеет очень хороший потенциал развития. Поэтому действительно это существенное преимущество. Мы просто осмысленно подошли к этому преимуществу.

А. Ц.: Да, раньше это как-то никогда  не рассматривалось…

В. К.: И дальше, исходя из этого, в период визита Президента в нашу область  Губернатором был озвучен ряд проблем, связанных как раз с улучшением ситуации по развитию транспортной инфраструктуры. Президент очень позитивно отреагировал на просьбу губернатора, и сегодня на стадии решения находятся три очень важных, ключевых вопроса для Нижегородской области и для Приволжского округа, и вообще, это Федеральная задача. Это ускорение строительства глубокого обхода Нижнего Новгорода ниже Кстова. Это строительство низконапорной плотины в переходах через Волгу в районе Большого Козино с выходом на Кировскую трассу и передачу Кировской дороги в Федеральную собственность. Сегодня мы провели серию встреч с членами правительства, с соответствующими работниками Министерств и ведомств, нашли достаточно хорошее понимание. И третья тема – это завершение строительства метро в переходах через Оку и завершение строительства ветки метрополитена на Сормово.

Вчера руководитель областного департамента транспорта был на совещании в Министерстве транспорта и там озвучивал достаточно оптимистичные прогнозы по улучшению финансирования и сроки завершения строительства.

Решением этих вопросов нужно улучшать не только проблему транспортных потоков в самом Нижнем Новгороде, но и вопросы экологического характера. Главным образом открывается «шлюз» транзитному транспорту со значительным снижением расходов, потерь времени и так далее, для того чтобы двигаться на восток, северо- и юго-восток. Это усиливает нашу позицию, потому что это сразу приведет к повышению интереса к области со стороны инвесторов.

А. Ц.: Можно сказать, что уже снята угроза подъема вод с Чебоксарской ГЭС? В связи со строительством этой низконапорной плотины?

В. К.: На сегодня мы эти два вопроса по существу  разделили. Вопрос давнишний. Специалисты его решают в течение последних 15-20 лет. Я не хочу тратить время сегодняшней передачи, рассказывать о предыстории. Губернатор так задачку поставил и сказал: давайте разделим это на две проблемы. Абсолютно правильное решение. Потому что, во-первых, так или иначе, переход через Волгу нужен, это неизбежно, это очевидно. Вот и в концепции строительства низконапорной плотины моста мы заложили, с точки зрения конструкции этого сооружения, в первую очередь мост. Прямо в конструкцию моста, то есть в основании моста, будет заложена возможность продолжения работ по строительству плотины. И я думаю, что это вопрос решенный, но есть сторонники, по-прежнему, вопроса о завершении строительства Чебоксарской ГЭС, и сложно спрогнозировать все до конца. Но скажу одно: как бы ситуация не развивалась, поднять уровень на постоянной основе до отметки 68 метров для Нижнего недопустимо, потому что мы утопим всю нижнюю часть города, если кто-то на себя возьмет ответственность потратить деньги на завершение строительства Чебоксарской ГЭС. И после того, как деньги будут потрачены, поднять уровень воды, и через две недели или через месяц они вынуждены будут ее опустить минимум до 65 отметки и на этой отметке остановиться, кто-то должен будет ответить за те затраты, которые понесет государство для решения этой проблемы.

А. Ц.: Несколько конкретных вопросов. Вот через три дня уже первое апреля и впереди посевные работы, полевые работы. Как-то так все время в последние годы получалось, как только крестьянину выходить в поле, так сразу поднимаются цены на бензин, на горюче-смазочные материалы. В этом году такое может быть?

В. К.: Мы не допустим такой ситуации. Я сегодня разговаривал с господином Спириным (директор ОАО «Лукойл-Волганефтепродукт» – ред.), и мы в соответствии с соглашением с Лукойлом зарезервировали 12 тыс. тонн топлива и уже 4,5 тыс. тонн оплатили. У нас осталось до первого апреля мало времени, мы решаем вопрос оплаты остального количества, для того, чтобы сохранить февральские цены. И я думаю, что нам это удастся. Единственное, что нужно, чтобы хозяйства, которые будут пользоваться этим топливом, быстрее рассчитались за потребляемое топливо. Все хозяйства, которые будут потреблять, должны быть готовы к тому, что им по старым ценам нужно будет рассчитываться достаточно в сжатые сроки.

А. Ц.: Как будет обеспечен дачный сезон пригородным сообщением? Я имею в виду и железнодорожным, автобусным…

В. К.: Никаких проблем не предвидится. Более того, недавно губернатор подписал соглашение с Горьковской железной дорогой. В этом соглашении прописан целый ряд вопросов, связанных с улучшением обслуживания пассажиров, завершением строительства вокзалов, станций, мостов, переходов пешеходных и так далее. Со своей стороны правительство области тоже взяло на себя определенные обязательства, которые мы выполняем, и я не вижу никаких особых проблем, связанных с перевозкой пассажиров в период дачного сезона.

А. Ц.: Вот еще один вопрос, Вы как-то его уже касались, что нижегородские пенсионеры не могут воспользоваться своими льготными удостоверениями при выезде за пределы города, допустим, в ближайшие зоны хотя бы. В то время как жители, допустим, Городца, Бора, Богородска могут приехать в Нижний Новгород?

В. К.: Действительно, на приеме по личным вопросам  было такое обращение. Перед департаментом транспорта поставлена задача изучить ситуацию. Безусловно, пенсионер должен иметь возможность эти одну-две остановки доехать. И это вопрос решенный. Но рассматриваться эти вопросы будут в каждом конкретном случае, потому что нельзя здесь переиграть ситуацию. Если человеку нужно доехать одну остановку и его высаживают, потому что его проездной не распространяется на проезд от одной, максимум двух остановок, конечно, эта ситуация выглядит абсурдной, и мы эти вопросы решаем.

А. Ц.: Как будет развиваться авиасообщение через Нижегородский аэропорт? Там, я знаю, что есть перспективы создания своих авиакомпаний под эгидой правительства Нижегородской области…

В. К.: Этот вопрос в нашей стратегии развития области учитывается: необходимость развития аэропорта и приаэропортовой инфраструктуры. Нижегородский аэропорт носит статус международного, и нам этот статус потерять нельзя. Также он является резервным аэропортом для всех московских портов, и этот статус тоже потерять нельзя. Есть посягательства, есть попытки других городов, мы противостоим этому, потому что видим в этом тоже большое преимущество.

Очевидно, что аэропорт и  инфраструктуру аэропорта нужно развивать, и мы это будем делать и делаем. Сегодня идет изучение пассажиропотоков и экономические расчеты производятся на предмет целесообразности и возможности создания собственной авиакомпании, потому что на самом деле это бизнес очень непростой и просто купить самолеты и поставить их в Нижнем Новгороде и начинать летать без расчетов, осмысления последствий недопустимо.

В то же время развитие инфраструктуры аэропорта позволит нам привлекать ведущие авиакомпании, перевозчиков на нормальных условиях, обеспечивая все необходимые условия пребывания, обслуживания, осмотр судов и так далее.

А. Ц.: А предусматривается ли в  этом вопросе обслуживание с помощью небольших самолетов районов области?

В. К.: Да, сегодня у меня была компания, которая организовывает перевозку малой авиацией в регионы Приволжского округа, и очень легко это можно сделать в пределах области. Это наши самолеты Гжель, которые перевозят 7 пассажиров. Одномоторные самолеты. Я на этом самолете налетал 30 часов, машина очень хорошая с точки зрения комфортности. Конечно, самолет небольшой. Но достаточно надежный и с точки зрения полета достаточно комфортный: то есть нет «болтанки», нет там каких-то резких ощущений, абсолютно нормальная машина, которая работает на высоте до 6 тыс. метров. Уже выполнена миссия, в аэропорт было поставлено три таких машины, они будут работать.

А. Ц.: И еще один вопрос связан с птичьим гриппом. Какие мероприятия здесь у нас планируются? Что будет делаться, как?

В. К.: На сегодняшний день, в период, когда появились случаи заболевания птицы в Южном федеральном округе, мы сразу же собрали и провели заседание оперативного штаба, на прошлом правительстве были утверждены мероприятия по предупреждению распространения гриппа птиц. Какой-то такой острой ситуации мы не предвидим.

Мероприятия, которые мы предписали и довели до глав администраций, соответственно доводим до жителей сельских районов. В этой связи организована система поставки вакцины и вакцинации птицы, была запрещена охота на перелетную птицу. Разрешена она будет только в местах компактного проживания большого количества населения, причем, это будет сделано организованно, с привлечением охотхозяйств, и будет разрешена охота на боровую птицу, которая не маневрирует далеко, которая перелетает «с елки на елку», так скажем.

Большая просьба к жителям: не покупать с рук вакцину, потому что у нас есть случаи, когда непонятные распространители развозят и продают по деревням непонятную вакцину. Организован канал через администрации районов официально под контролем ветслужб. Поэтому достаточно спокойна ситуация, но в то же время должен быть контроль за птицей, птицефабрики все переведены на закрытый режим работы с выполнением необходимых мер безопасности. Ситуация контролируется, и при разумном поведении населения области, в первую очередь, охотников и тех, кто держит домашнюю птицу, мы не видим никаких серьезных угроз.

А. Ц.: Спасибо!

В. К.: Спасибо Вам!

А. Ц.: До новых встреч!

 

Дата создания страницы: 03.04.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet