Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

20.10.2014 17:30"В обществе появляется мода на культуру"

Как известно, 2014 год на государственном уровне провозглашен Годом культуры в России. Кто поддерживает культуру, кроме государства? Как в нашем регионе сотрудничают культура и бизнес, и какие из моделей такого сотрудничества наиболее успешны? На эти и другие вопросы «КАПИТАЛИСТа» отвечает министр культуры Нижегородской области Сергей Горин

Сергей Александрович, каков сегод­ня уровень посещаемости учрежде­ний культуры нижегородцами?

По моим личным впечатлениям, сей­час в музеях постоянно бывают люди, в том числе молодые, тогда как лет 10 назад по за­лам ходили единичные посетители. Ви­димо, в обществе появляется мода на куль­туру. Она распространяется и на концер­ты, и на театры, даже если человеки не те­атрал. Приходом в музей и театр человек повышает свой статус. Причастность к культуре становится престижной. По­влияла и активность учреждений культу­ры: более активно организуются выстав­ки, музеи показывают, что есть в запасни­ках, театры предлагают не только клас­сику, но и эксперименты. Третья причи­на - разворот в сфере культуры со сторо­ны государства, в первую очередь это увеличение зарплаты платы работникам культуры, повышенное внимание к объ­ектам культурного наследия, в том числе нематериальным, Год культуры и пред­стоящий Год литературы и русского язы­ка и др. И вот эти факторы- внимание го­сударства, активность учреждений и стрем­ление людей быть причастными к куль­турным ценностям - дают сегодня синер-гетический эффект. Вероятно, люди уже насытились ширпотребом.

Каким образом развивается в регионе сотрудничество культуры и бизнеса?

Нынешние бизнесмены в отличие от тех, кто в 90-е годы случайно стал бо­гатым, понимают, что счастье состоит нетолько в зарабатывании денег, но и в со­хранении неких важных ценностей. У них есть естественная потребность помочь -в том числе помочь музею, библиотеке, проведению праздника, строительству церквей, организации новых музейных экспозиций, восстановлению культурной среды.

Например, компания «ОМК» (г. Выкса) вложила в восстановление усадьбы Бата-шевых около 200 млн руб.: восстановили дом, открыли в нем музей и содержат зда­ние на свои средства, Местная же власть содержит штат работников. Еще один от­личный пример частно-государственно­го партнерства - Сормовский парк. Бла­годаря сдаче муниципального парка в арен­ду город получил благоустроенную зону отдыха для нижегородцев. Приведена в порядоктерритория, закуплены новые аттракционы, на смену сомнительным шашлычным пришли хорошие кафе, ле­том ставятся бассейны, зимой работает про кат лыжи коньков. Министерство куль­туры РФ проводит конкурс на звание «Ме­ценат года». Мы отправили свой список -это как частные лица, так и компании, ко­торые вкладывают деньги в благотвори­тельные проекты. Но не все благотвори­тели хотят, чтобы их имена называли.

Какова судьба популярных некогда культурных учреждений - музея Са­харова, музея нижегородской ин­теллигенции?

Музей Сахарова работает, развивается. Что касается музея нижегородской интел­лигенции, было предложено перенести зда­ние на территорию Щелоковского хутора. Оно находится на «красной линии проек­та по расширению улицы Горького. Часть экспозиции находится в музее Свердлова, часть - в историко-архитектурном музее.

Сколько в 2014 году выявлено новых объектов культурного наследия? Успевают ли они попасть под охра­ну государства или их сносят в со­ответствии с планами нового стро­ительства?

Сейчас подобные вопросы не наши - это прерогатива Управления по охране культурного наследия. Но, на мой взгляд, главным объектом культурного наследия является культура нематериальная. Ярким примером является такой объект немате­риального культурного наследия, как русский язык.

В Нижегородской филармонии наконец-то начался ремонт...А пла­нируется ли появление в Нижнем Новгороде концертного зала евро­пейского класса?

Ремонт в филармонии будет только косметический. Мы живем исходя из воз­можного. Главное - чтобы из возможного использовать как можно больше. На ремонт филармонии удалось выделить 18 млн.руб. Хотелось бы больше, но такова реаль­ность. Так вот, каждая копеечка из этих денег используется рационально. Зал европейского класса может появить­ся со строительством нового оперного театра. Этот вопрос пока решается мед­ленно из-за множества ошибок проекти­ровщиков. Но, с другой стороны, приведу пример Сиднейской оперы. Шедевр архи­тектуры - а с акустикой есть проблемы. Кстати, когда летом проводился фестиваль Alfa Future People, организаторы по­казали мне прибор, помогающий создавать на открытом воздухе определенные акустические характеристики. Например, на площадке площадью 3 га слышно хорошо, а далее звук быстро рассеивается. А в зале подобный прибор позволяет создавать вообще любые акустические свойства. Но тема строительства большого зала - нового оперного театра - не стоит на месте. Сейчас дорабатывается проект-но-техническая документация, исправляются ошибки, и когда проект будет полностью готов, будем искать источники финансирования. Я повторю: исходим из возможного.

Насколько перспективно проведение в городе таких затратных мультимедийных проектов, как видеоинсталляция картин Ван Гога, проходящая сейчас в одном из павильонов Нижегородской ярмарки?

Бюджетных денег в этом проекте -ни копейки. Единственное, о чем я попросил генерального директора ярмарки Валерия Барулина,- назначить возможно низкую цену аренды, чтобы не в убыток ярмарке и чтобы был какой-то доходу организаторов выставки. На что меня натолкнула эта выставка: у нас хорошие коллекции в Художественном музее (передвижники, авангард, Кустодиев, Рерих, иконы), и все это можно аналогично перекладывать в мультимедийные инсталляции и возить не только по стране, но и по Европе и всему миру.

Нет ли опасности, что такие проекты отучат людей напрямую общаться с подлинными произведениями искусства?

Наоборот! Они отодвигают людей напрямую общаться с произведениями искусства. Я вам напомню музыканта Виктора Зинчука. В 90-е годы, когда эстраду завалили всевозможные низкопробные поделки, Зинчук начал исполнять на электрогитаре классические хиты. Таким образом, он продолжил процесс просвещения слушателей, которые получали мотивацию  приобщиться   к  оригиналу. Музыка-то сама по себе хороша! Так и мультимедийным шоу мы возбуждаем желание прийти к оригиналу. Кстати, мультимедийную выставку можно сделать и к 70-летию Победы, добавив в экспозицию, скажем, пушки, макеты самолетов. И люди пойдут на эту выставку! И это главное, потому что наша основная задача - «пробивать» сознание и возбуждать память.

В Кремле и усадьбе Рукавишниковых появились свадебные программы. Не перекроет ли коммерциализация их музейную и историческую суть?

Думаю, что нет. Просто очень многие нижегородцы хотят пофотографироваться в исторической обстановке. Это нормальный жизненный проект. Это красиво и на всю жизнь.

Как обстоит в регионе положение дел с галерейным бизнесом? Какие успешные примеры можно назвать?

Галерейный   бизнес   развивается по принципу востребованности. Есть галерея Тюльниковой, есть Юрковка, которую мы сейчас пытаемся сохранить. Галерейный бизнес может быть успешным частников-галерейщиков.

Какие культурные события,  устраиваемые в городе и регионе, поднялись до федеральной и европейской известности? Что у нас есть кроме фестиваля искусств имени Сахарова?

В первую очередь фестиваль Alfa Future People с его мировой известностью. Думаю, в будущем году в этой связи к нам придет множество европейских гостей (в нынешнем году фестиваль собрал 30 тыс.человек). Есть еще один очень красивый проект - WaveFest. Я бы назвал его семейным: там многие участники приезжают с детьми, с семьями. Он проводится на Горьковском море. Музыка, живопись, танец, всевозможные поделки, национальные традиции, йога. Никакого алкоголя, причем это вопрос внутреннего выбора участников, самоорганизация, прекрасная атмосфера.

Продолжаются разговоры о разработке нижегородского бренда, на узнаваемость которого работали бы в том числе культурные учреждения (как музей Мыши в Мышкине, например).

Мы не нуждаемся в создании искусственных брендов. В Нижнем Новгороде прославил свое имя человек, который причастен к сохранению российской государственности. Это Козьма Минин. Наш город - это родина механика Кулибина, имя которого стало нарицательным, это родина человека, который сделал переворот в математическом мышлении, - Лобачевского. Балакирев, славная страница российской музыки, писатель Максим Горький, тиражи произведений которого по всему миру не превысил еще ни один другой писатель. В Нижнем впервые прозвучал человеческий голос в радиоэфире; изобретен эффект свечения кристаллов, на котором основаны все современные гаджетьцй, здесь появились суда на подводных крыльях... Зачем нам, скажите, какая-то притянутая за уши мышь или блоха?

Беседовала Светлана Кукина

Газета «Капиталист», № 221 (20 октября 2014 года)

Дата создания страницы: 20.10.2014
Дата модификации страницы: 20.10.2014
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet