Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

23.09.2014 12:00"Наибольшей популярностью у абитуриентов традиционно пользуются экономико-управленческие, юридические и айтишные направления"

Нынешние законодательные инициативы нацелены на активное внедрение платных образовательных услуг в России. Тем не менее быстрого развития этого рынка пока не наблюдается. В начале нового учебного года «КАПИТАЛИСТ» пообщался на эту тему с и. о. министра образования Нижегородской области Сергеем Наумовым.

Сергей Васильевич, что представляет собой сегодня рынок платных образовательных услуг Нижегородской области?

— Если не брать во внимание уровень высшего профессионального образования, то картина следующая: в регионе работает 16 общеобразовательных негосударственных школ и 14 частных детсадов. Много это или мало? Сказать сложно. Рынок регулируется спросом и предложением, и в этой связи можно отметить, что очередь в негосударственные образовательные учреждения, в отличие от муниципальных детсадов, сегодня отсутствует.

То есть дефицита платных образовательных услуг не наблюдается?

— Дефицит услуг у нас наблюдается в дошкольном образовании в целом. Для решения этой проблемы в Нижегородской области реализуется целевая программа по ликвидации очередности в детсады детей с 3 до 7 лет. Она рассчитана на три года, и на нее выделено 6,19 млрд руб. В рамках программы будет создано 14 320 дополнительных мест в детсадах, и к 1 января 2016 года очередность для данной возрастной группы должна быть полностью ликвидирована. Вместе с тем остается нерешенным вопрос с очередностью для детей в возрасте с 1,5 до 3 лет. И вот здесь как раз существует весьма благодатная почва для развития частного предпринимательства в образовании.

А само количество частных образовательных учреждений в области растет?

— Если говорить о светских учреждениях, то за последние 10–15 лет их количество практически не изменилось. Рынок сформировался во второй половине 1990-х. По-прежнему самыми крупными по числу учеников и предоставляемых услуг остаются две частные школы — имени Ломоносова и имени Михалкова. Есть также частные учреждения, реализующие программы отдельных уровней общего образования. Например, одно из них создано на базе школы имени Гайдара в Приокском районе. Но это единичные случаи. Гораздо быстрее этот сегмент в системе образования развивается за счет православных школ. Из 16 частных образовательных учреждений учредителем 10 школ является Нижегородская митрополия. Кстати, 1 сентября этого года новая православная школа открылась на Московском шоссе в Канавинском районе.

Как сейчас внедряется платное обучение в общеобразовательных школах?

— Говорить о каком-то активном внедрении не стоит. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общее образование было и остается обязательным и бесплатным. Вместе с тем у каждого учреждения существует образовательная программа, в рамках которой финансируется его учебная и внеурочная деятельность. Программа, безусловно, реализуется на бюджетной основе. Если же у родителей школьников появляется интерес к какой-либо дополнительной услуге, например они хотят, чтобы их дети изучали спецкурс по математике, тогда школа вправе предоставить такую услугу на платной основе за рамками учебного плана. Правда, при этом нужно понимать, что данная услуга должна быть содержательно разработана в соответствии с психолого-возрастными особенностями учащихся, утверждена специалистами и согласована по стоимости с учредителем школы.

Каковы, на ваш взгляд, минусы платного обучения в школах?

— Минус платной услуги один — если платная образовательная услуга предоставляется насильственно. Бывают ситуации, когда учащийся переходит в новую школу в десятом классе или любом другом. Его родителей и самого ученика обязаны познакомить с учебным планом и образовательной программой. Может оказаться, что образовательная программа по желанию родителей дополнена платными курсами. И тогда родителям и ученику нужно предоставить выбор: соглашаться с данными образовательными услугами либо искать другую школу. Но навязывать платное обучение недопустимо.

Много ли негосударственных вузов в Нижегородской области?

— Таких заведений у нас два, а также 12 филиалов негосударственных вузов. За три года их количество сократилось на 4 единицы, в основном за счет филиалов Современной гуманитарной академии.

На какие специальности наблюдается наибольший приток абитуриентов?

— Наибольшей популярностью у абитуриентов традиционно пользуются экономико-управленческие, юридические и айтишные направления. Кроме того, заметно вырос интерес к естественно-научным специальностям (физика — ВШОПФ, ННГУ; биология — ННГУ), большому спектру технических (радиотехника — НГТУ; ядерная энергетика и теплофизика — НГТУ) и т. д. Из гуманитарных это перевод и переводоведение (НГЛУ), журналистика (ННГУ), международные отношения (ННГУ), лингвистика (НГЛУ): из педагогических — профессиональное обучение и педагогическое образование (с двумя иностранными языками, НГПУ). По-прежнему высок спрос на медицинские специальности.

Отвечает ли, на ваш взгляд, сегодня вузовская подготовка требованиям современной экономики?

— Спектр подготовки в вузах соответствует требованиям обеспечения экономики региона кадрами, которые обозначены в «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года». Вместе с тем в настоящий момент экономика региона испытывает недостаток в кадрах с рабочими профессиями. Поэтому правительством, бизнесом и системой профессионального образования осуществляется система мероприятий, направленная на расширение спектра образовательных услуг, повышение качества их предоставления, ликвидацию дефицита рабочих кадров. Среди таких мероприятий — создание на базе профессиональных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы, ресурсных центров по подготовке квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств. В настоящее время в регионе создано 15 таких центров. Их образовательными услугами охвачены все приоритетные отрасли нижегородской экономики: машиностроение и металлообработка, радиоэлектроника, атомная промышленность, транспорт, связь и информационные технологии, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, дорожное строительство, нефтехимия, педагогика.

Кроме того, в регионе действуют службы, которые организуют взаимодействие рынка труда и системы образования по вопросам подготовки высококвалифицированных кадров. Это и Координационный совет по управлению кадровым потенциалом при губернаторе, и Региональный центр кадрового сопровождения инвестиционных проектов области, который организует взаимодействие инвесторов и системы профессионального образования для кадрового сопровождения инвестиционных проектов. Также работает Межведомственная комиссия по формированию общего объема подготовки рабочих кадров Нижегородской области. Она формирует кадровые потребности экономики региона в разрезе профессий и специальностей, организует конкурсные процедуры по установлению контрольных цифр приема, что обеспечивает приближение объемов и структуры подготовки кадров и специалистов к потребностям рынка труда области.

Насколько эффективно, на ваш взгляд, налажено сотрудничество вузов с предприятиями?

— Сотрудничество высшей школы и промышленности углубляется и расширяется из года в год. Так, в НГТУ им. Р.Е. Алексеева созданы 12 базовых кафедр на ведущих промышленных и научно-производственных предприятиях, таких как ОАО «ЦНИИ “Буревестник”», ОАО «ОКБМ Африкантов», ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова», ФГУП ГосНИИ «Кристалл», Филиал № 1 ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”» и др.

ННГУ им. Н.И. Лобачевского имеет филиалы своих кафедр во всех институтах РАН и крупных отраслевых НИИ Нижнего Новгорода. ННГУ, НГТУ входят в Совет Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и имеют договоры о целевой подготовке кадров как с НАПП, так и с ведущими организациями и предприятиями Нижнего Новгорода и Нижегородской области, включая Российский федеральный ядерный центр. Кроме того, в этом же русле развиваются и стипендии работодателей студентам, обучающимся по востребованным направлениям подготовки и специальностям. Например, в НГТУ учреждены 4 номинации (максимальный размер — 6 тыс. руб.), в ННГУ — 7 номинаций (максимальный размер 20 тыс. руб.).

Какими вам видятся перспективы платного образования в вузах?

— Динамика платного приема в вузы за последние три года достаточно стабильная. Вместе с тем анализ более длительного временного периода показывает заметное уменьшение численности абитуриентов, готовых обучаться платно. Данные тенденции во многом связаны с демографической ситуацией в регионе.

А перспективы платного образования в целом?

— В настоящее время в отличие, допустим, от ресторанного бизнеса частные школы и детсады не открываются на каждом шагу. Это говорит о том, что спрос на платные образовательные услуги у нас пока невелик. Это обусловлено психологией состоятельной части населения. Приоритеты в тратах средств у российских граждан распределены не в пользу общего образования. Граждане отдают на двухнедельный отдых сумму, которая равняется полугодовой оплате в частном садике или школе. При этом люди готовы годами стоять в очереди, чтобы попасть в муниципальный детсад. Иными словами, у них нет привычки платить за общее образование, когда можно получить его бесплатно.

Назовите главные задачи министерства на 2015 год.

— Эти задачи хорошо известны. Среди них — ликвидация очередности в детсады, реализация проектов модернизации системы дошкольного образования, достижение установленных Указами Президента РФ показателей зарплаты работников системы образования, переход на федеральный государственный стандарт дошкольного и начального общего образования, подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена на уровне международных требований и стандартов и т. д. Главное — это повышение качества образования в регионе!

* * *

Спрос на платные образовательные услуги у нас пока невелик. Это обусловлено психологией состоятельной части населения. Граждане отдают на двухнедельный отдых сумму, которая равняется полугодовой оплате в частном садике или школе. При этом люди готовы годами стоять в очереди, чтобы попасть в муниципальный детсад.

Из 16 частных образовательных учреждений учредителем 10 школ является Нижегородская митрополия.

Наибольшей популярностью у абитуриентов традиционно пользуются экономико-управленческие, юридические и айтишные направления. Кроме того, заметно вырос интерес к естественно-научным специальностям (физика, биология) и большому спектру технических (радиотехника, ядерная энергетика и теплофизика).

Источник - газета "Капиталист", №220, от 22.09.2014.

 

Дата создания страницы: 23.09.2014
Дата модификации страницы: 24.09.2014
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet