Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

26.08.2014 15:00"Мы заинтересованы в инвестициях, работающих на жителей"

Одним из основных документов, определяющих целевые ориентиры деятельности регионального правительства, является Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. Об основных направлениях развития корреспонденту ТПП-Информ рассказал глава Нижегородской области Валерий Шанцев.

– Как изменился регион с принятием этого документа?

– Все наши планы, действительно, прописаны в Стратегии развития области до 2020 года и все время с 2005 года регион развивался в ее рамках, несмотря на то, что были кризисные и посткризисные годы.

За предыдущие годы создан хороший задел для развития региона. Что же касается показателей Нижегородской области, то они иногда чуть выше среднероссийских, иногда на уровне среднероссийских. При этом у нас совершенно очевидно есть хорошая база и есть конкретные задачи, которые мы для себя четко определили. Достаточно проанализировать итоги экономического роста региона в 2013 году.

Впервые в нашей истории общий объем производства собственной промышленной продукции в 2013 году превысил 1 трлн рублей. По индексу промышленного производства наша область заняла первое место в ПФО с приростом 5,2 %, что в 17 раз выше среднероссийского показателя.

Валовой региональный продукт вырос за год на 4,2 %, в то время как ВВП России – на 1,4 %. По мнению специалистов, это сработала ставка на использование регионального научно-промышленного потенциала, современных технологий, создание новых производительных сил, строительство высокотехнологичных предприятий и формирование высокопроизводительных рабочих мест.

Мы вышли на средние по России показатели в реальном секторе экономики, по социальным показателям. Следующая цель – до 2020 года выйти на уровень среднего европейского государства. Для этого нужно еще в 1,8–1,9 раза увеличить такие показатели, как внутренний региональный продукт, объем промышленного производства, уровень производительности труда, чтобы база, которую мы сегодня создали, получила больший ресурс и могла адекватно обеспечить жизнь населения, повысить уровень и качество жизни. Если мы за восемь с половиной лет в 4 раза увеличили уровень средней заработной платы и в 3,8 раза среднедушевые доходы, то нам надо еще в два раза увеличить. Кажется, цифры меньше, но мы понимаем, что и база стала выше, поэтому задачи непростые, но они реальные, если будем эффективно работать.

– Сегодня на первом месте стоит вопрос комфортности проживания жителей. Какие наиболее масштабные проекты реализуются сейчас в регионе для достижения этой цели?

– Решая задачу транспортной доступности, мы форсированными темпами вели и завершили строительство метромоста, совмещенного с автодорожным мостом, в Нижнем Новгороде. Была возведена эстакада над железнодорожными путями Московского вокзала, впервые соединившая Московское шоссе с проспектом Гагарина, а по сути - Заречную часть города с Нагорной. В ноябре 2012 года в нагорной части открылась станция метро «Горьковская», параллельно велась реконструкция площади Лядова, Окского съезда.

Но изменения коснулись не только Нижнего Новгорода. В районах области построены 24 физкультурно-оздоровительных комплекса, каждый из которых оборудован бассейном, катком, залами для занятий различными видами спорта, трибунами для зрителей. В Нижнем Новгороде пока работают только три ФОКа, но это только начало: городские власти активно включились в эту программу. Частью работы по повышению качества жизни селян в районах стала реализация программ малоэтажной застройки, по которой возводятся современные дома для молодых специалистов, бюджетников.

За 8 лет объемы ежегодно вводимого в регионе жилья выросли более чем в два раза – с 500 тысяч кв. метров в 2005 году до 1 530 тысяч в 2013 году.

Были капитально отремонтированы 305 многоэтажек, 40 тысяч человек получили новое жилье по программам расселения ветхого фонда.

В 2012 году был возрожден областной дорожный фонд, что позволило увеличить финансирование дорожного строительства. За два года объемы ремонтных работ на наших магистралях увеличились в шесть раз!

– В развитии каждого региона значительную роль играет инвестиционная привлекательность как для внутреннего, так и для иностранного бизнеса. Как меняется ситуация в этом направлении?

– Мы одними из первых в стране приняли законы о поддержке инвестиций, инноваций, технопарков, государственно-частном партнерстве. И эта работа продолжается – мы следим за изменениями в нормативной правовой базе других регионов и стараемся брать оттуда все самое лучшее и передовое. Изначально мы нацеливались не просто на избавление инвестора от рутинного сбора документов, но на предоставление ему гарантий отсутствия какой бы то ни было коррупционной составляющей в его будущих затратах, «зеленого коридора» в его работе. С этой целью все проекты рассматриваются на Инвестиционном совете гласно и открыто, с участием всех заинтересованных сторон. С любой проблемой инвестор может обратиться напрямую ко мне – через специальную форму, созданную в моем блоге в «Живом Журнале».

Сейчас мы предлагаем инвесторам площадки двух типов для реализации инвестиционных проектов: на свободных земельных участках со всеми подведенными инженерными коммуникациями (так называемые «зеленые» инвестплощадки) и на неиспользуемых площадях промышленных предприятий («коричневые» площадки) в рамках существующих индустриальных парков.

В результате получается своего рода «супермаркет» для инвестора, в котором бизнесмен может выбрать то, что ему наиболее подходит.

Крупным, долговременным и капиталоемким проектам область предоставляет финансовую поддержку, присваивая им статус приоритетных и давая существенные льготы по налогам на прибыль и имущество. В настоящее время приоритетными считаются 82 инвестиционных проекта.

Мы делаем акцент на развитии наиболее перспективных отраслей, таких как автомобилестроение, химия и нефтехимия, металлургия и ряд других – стимулируем приток туда инвестиций, инноваций, кадров. К примеру, Нижегородский индустриальный инновационный кластер в сфере автомобилестроения и нефтехимии объединяет семьдесят промышленных предприятий на площадках в городах Кстово, Дзержинск и Нижний Новгород, а также 16 вузов и профессиональных учебных заведений.

С 2006 года объем ежегодных капиталовложений у нас вырос в четыре раза, объем иностранных инвестиций увеличился в десять раз – сегодня он превышает 1 млрд долларов. «Либхерр», «Ондулин», «Юнилин», «Шкода», «Фольксваген», «Мерседес» – эти и многие другие мировые компании давно работают в нашей области.

Однако существует проблема неравномерного инвестиционного развития территорий. Разумеется, крупный инвестор предпочитает города с их инфраструктурой, кадрами и логистикой. Но уверен, что и сельские районы могут стать «инвестиционным раем», если их руководители сумеют найти для них «нишу» на экономической карте региона.

Нами принята региональная Инвестиционная стратегия развития до 2025 года, создана интерактивная карта с информацией об инвестиционных площадках и объектах социальной и инженерной инфраструктуры по всей области. Одновременно каждый городской округ и район вырабатывает собственную стратегию привлечения инвестиций, исходя из своей специфики, реализует программу развития производительных сил. И эта работа приносит плоды. В 2013 году 27 муниципальных образований поднялись в областном рейтинге социально-экономического развития.

Подчеркну, главной целью областной инвестиционной политики является рост благополучия жителей Нижегородской области! Мы заинтересованы не в инвестициях как таковых, а в том, чтобы они работали на благо жителей региона.

Беседовала Марина Дроговейко

Источник: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/4905.html

Дата создания страницы: 26.08.2014
Дата модификации страницы: 26.08.2014
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet