Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

02.03.2006 18:09Тезисы выступления Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева на совещании «О ходе реализации приоритетных национальных проектов в регионах Приволжского Федерального округа»

Я искренне рад приветствовать столь представительное и ответственное собрание на нашей Нижегородской земле. Считаю очень правильным и своевременным проведение такого расширенного совещания с участием депутатов Государственной Думы по вопросам реализации национальных проектов именно на местах.

Сферы здравоохранения, образования, жилищного строительства и производства продуктов питания определяют качество жизни людей и социальное самочувствие наших граждан. От решения именно этих вопросов напрямую зависит демографическая ситуация в стране. И, главное, - зависит создание тех стартовых условий, которые необходимы для реализации человеческого потенциала.

Мы осознаем всю важность практических шагов в реализации приоритетных национальных проектов.

 

Один из важнейших вопросов, который «тянет» за собой решение многих проблем, является вопрос качественного и доступного жилья. От его решения во многом зависит самочувствие человека, его самооценка, если хотите, его здоровье, семейное благополучие и наполняемость семьи, то есть рождаемость.

Не останавливаясь на деталях, перейду к важнейшим вопросам, которые удалось решить на сегодняшний момент в Нижегородской области и что еще предстоит сделать.

Прежде всего, фактически решены или находятся в стадии завершения организационные моменты.

В ноябре прошлого года специально для реализации Приоритетного национального проекта по жилью была создана специальная рабочая группа.

При ее непосредственном участии в декабре разработана Концепция областной целевой программы «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на период до 2010 года.

На основе Концепции уже в январе этого года разработаны муниципальные комплексные программы жилищного строительства. То есть фактически все муниципальные районы и городские округа Нижегородской области на сегодня имеют комплексные программы жилищного строительства.

В настоящий момент ведется работа по созданию целевой Программы «Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на период до 2010 года в Нижегородской области». Это будет основной документ, касающийся «жилищного» направления национальных проектов.

Второй момент, связанный с исполнением национальной программы по жилью – это подведение законодательной базы под практическое решение данного вопроса. Еще в декабре 2005 года Правительством нашей области было выпущено распоряжение, в котором намечен конкретный план действий органов исполнительной власти субъекта федерации и местного самоуправления по реализации «жилищной» национальной программы.

На сегодняшний день нами разработан и находится в стадии согласования и утверждения пакет документов, обеспечивающих нормативную базу этого направления.

Прежде всего, это проекты нормативных правовых актов, необходимых для приведения законодательства Нижегородской области в соответствие с Градостроительным и Жилищным Кодексами Российской Федерации.

Во-вторых, в пакет входят два соглашения. Первое - соглашение с территориальными органами федеральных органов государственной власти в сфере землепользования, охраны природы, кадастра и других структур, без разрешительных документов которых невозможно строительство. И второе соглашение – с органами местного самоуправления области по взаимодействию в сфере градостроительства и жилищного строительства.

Важнейшим моментом по осуществлению практических шагов в этой области стало положение «О целевом бюджетном фонде», в котором прописана схема зачисления и расходования средств, полученных при реализации инвестиционных контрактов.

Пакет содержит документы, в которых прописаны механизмы решения некоторых спорных вопросов. Таковым является положение о порядке переселения собственников, нанимателей из жилых домов при изъятии жилого помещения, сносе дома или признании дома аварийным и непригодным для жилья. В городах нашей области, где много «ветхого» фонда решение такого вопроса просто необходимо.

Безусловно, пакет документов содержит и методические рекомендации по решению конкретных вопросов, связанных с возведением жилья. Прежде всего, это методические рекомендации по подготовке территорий под комплексное жилищное строительство. Ряд методических рекомендаций разработано специально для местного самоуправления. Это рекомендации для органов МСУ городских округов и муниципальных районов по разработке нормативных документов, которые необходимы для приведения в соответствие существующей законодательной базы муниципального уровня с Градостроительным и Жилищным Кодексами РФ.

И, конечно, пакет документов содержит методические рекомендации для органов местного самоуправления в части реализации Приоритетного национального проекта.

Таким образом, мы подвели правовую и организационную базу под создание единой системы развития градостроительства в муниципальных образованиях и городских округах нашей области.

Для решения задач национального проекта по строительству мы выделили основные ключевые подходы.

Прежде всего, необходимо развивать механизмы государственного регулирования спроса и предложения на рынке жилья, контролировать их. Есть две стороны решения этой задачи. Первая – это увеличение спроса на жилье. Понятно, что надо расширять возможности потенциальных потребителей. И вторая сторона, не менее важная, - увеличение предложения на рынке жилья по доступным ценам.

В этом вопросе важно не допустить соблазна повышения стоимости жилья за счет увеличения спроса. Иначе реализация национальной программы будет невозможно.

Вторым ключевым направлением в этом вопросе, безусловно, является создание гибкой системы ипотечного кредитования. Здесь мы подходим дифференцированно, по уровню доходов различных социальных групп: «молодых семей», «очередников», «сельских специалистов» и других групп.

При переходе на массовую жилую застройку мы исходим из комплексного решения вполне конкретных задач:

1.                    Освобождение участков, отведенных под застройку. В том числе, снос «ветхого фонда», которого у нас предостаточно.

2.                    Строительства жилья для расселения жителей домов, идущих под снос.

3.                    Обеспечение выделяемых под комплексное строительство участков всей инженерной и коммунальной инфраструктурой. Там, где они уже есть, необходимо провести модернизацию.

Теперь остановимся на конкретных цифрах. В 2004 году в Нижегородской области было введено в эксплуатацию 684 тыс. кв. м жилой площади.

К 2007 году мы планируем увеличить их ввод на 1/3 и довести до 890 тыс. кв. м.

А в 2010 году объем вводимого жилья должен достигнуть двукратного увеличения. То есть составить 1,3 млн. кв. м.

Это непростая задача. Но задел мы сделали неплохой. И дальше планируем не отступать от намеченных шагов по реализации национальной «жилищной» программы.

Конечно, в решении этого вопроса есть и проблемы на которых хотелось бы остановиться подробнее.

1.                    В связи с изменениями в Земельном кодексе РФ лица, получившие ранее разрешения на проектирование и строительство на конкретных земельных участках и уже вложившие средства в этот процесс, теперь должны приобретать этот участок путем участия в аукционе. Это приводит к приостановлению комплексного освоения территорий.

2.                    Как правило, земельные участки, подлежащие комплексному освоению, обременены правами третьих лиц. Изъять их можно только для государственных и муниципальных нужд. А действующее законодательство не дает четкого определения, какое жилищное строительство относится к государственным и муниципальным нуждам.

3.                    В новом Жилищном кодексе указано, что собственнику изымаемого жилья должна быть уплачена сумма, исходя из рыночной стоимости его жилого помещения. Однако реальная стоимость жилья на рынке гораздо выше цены, указанной в документе. Человек просто не сможет приобрести себе за выкупную цену другое жилое помещение.

4.                    И, наконец, согласно ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…», банки при выдаче кредитов на жилье несут солидарную ответственность с застройщиком. Понятно, что они, как правило, отказывают в выдаче таких кредитов.

Без решения этих основных проблем мы не сможем эффективно реализовывать национальный проект по жилищному строительству. И в этом вопросе необходима поддержка представителей законодательной власти федерального уровня.

Неотложного решения требуют вопросы в области здравоохранения. В начале 90-х мы передали их на местный уровень, не обеспечив в полной мере ни материальными ресурсами, ни организационно-правовой базой. С годами ситуация только усугублялась. А ведь люди судят о работе властей по тому, как их принимают в конкретной поликлинике или на фельдшерском пункте, как к ним относятся в больнице или лечебнице.

Наше здравоохранение отстало от требований времени. Поэтому национальная программа по улучшению медицинского обслуживания населения крайне необходима и своевременна. В Нижегородской области немало делается для создания качественной системы здравоохранения и в области развития первой медицинской помощи, первичного медицинского звена. Решаются вопросы профилактики заболеваний, включая вакцинацию и диспансеризацию населения.

Однако при реализации приоритетного национального проекта, направленного на улучшение работы системы здравоохранения, возник ряд проблем.

Во-первых, законодательством не определяется форма взаимоотношений между Территориальным фондом Общего медицинского страхования (ОМС) и учреждениями здравоохранения по осуществлению дополнительной оплаты оказанной амбулаторно-поликлинической помощи.

Эта основная проблема не дает решать вполне конкретные задачи. Например, непонятно, как будет осуществляться дополнительная оплата медицинской помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС.

Министерство здравоохранения до сих пор не установило размер норматива для финансирования дополнительной оплаты на оказание медицинской помощи неработающим пенсионерам.

В связи с недостаточностью законодательной базы возникли проблемы и в вопросах дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы. Непонятно, какова должна быть структура распределения средств на оплату труда медицинских работников и приобретение расходных материалов от общей суммы средств, полученных лечебным учреждением на эти цели. Не разработан сам перечень расходных материалов для дополнительной диспансеризации граждан.

Далее возникает вопрос: если лечебное учреждение по каким-либо причинам не имеет лицензии на оказание конкретных медицинских услуг, имеет ли оно право заключить договор с другими учреждениями здравоохранения на проведение лечения. И каков  будет порядок взаиморасчетов между данными медицинскими учреждениями.

Кроме того, мы не имеем порядка взаимодействия в области обмена информацией о работающих гражданах, в отношении которых проводится дополнительная диспансеризация между территориальными фондами ОМС и региональными отделениями.

До сих пор на федеральном уровне не определен порядок расчета среднего заработка для выплат пособий по листку нетрудоспособности и выдаче отпускных.

Исходя из нынешнего законодательства, не получат денежных выплат участковые терапевты, педиатры и средний медицинский персонал первого звена, работающие менее чем на ставку.

Возникает общая проблема по недофинансированию системы обязательного медицинского страхования на территории области в целом. В соответствии с Законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» при передаче Фондом обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования средств в сумме 17,5 млрд. руб. произошло снижение дотаций, направленных на выполнение территориальных программ ОМС.

В результате этого осуществление функций и оплата диспансеризации работающих граждан, а так же оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов будут затруднены.

Нижегородская область столкнулась и с рядом специфических проблем. Прежде всего, потребность в медицинском оборудовании будет удовлетворена вовсе не в соответствии с заявкой Нижегородской области.

Например, вместо 31 маммогрофа нам будет поставлено 9 штук. Вместо 51 аппарата цветных УЗИ предполагается поставить 39 цветных и 22 черно-белых аппарата. В то же время есть и примеры «перебора». Так, вместо 54 аппаратов ЭКГ (6-канальных) будет поставлено 198 и т.д. Необходимо поставки оборудования привести в соответствие с нашей заявкой.

Однако в настоящее время не выполняется сетевой график, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации. Это, безусловно, тормозит реализацию проекта.

В частности, Министерством образования и науки Российской Федерации не разработаны в установленный срок критерии отбора и участия лучших инновационных школ и педагогов, что не позволяет сегодня начать принятие документов на проведение конкурсов.

 

Наша область – крупный сельскохозяйственный регион Приволжского федерального округа. Нижегородский край является историческим производителем картофеля, сахарной свеклы и других овощей, а также мяса, молока и яиц.

Мы выделили для себя стратегические направления сельскохозяйственной отрасли – ускоренное развитие животноводства, совершенствование малых форм аграрного бизнеса. А главное – работа сельхозпредприятий с учетом принципов рыночной экономики. Смысл национального проекта мы видим не в том, чтобы «раздать всем сестрам по серьгам» или быстренько накормить всех семью хлебами. Смысл в том, чтобы создать точки роста, инициировать позитивные процессы в сельском хозяйстве. Иными словами, сельхозпроизводителю надо «дать тот инструмент», с помощью которого он сможет произвести продукцию для нашего населения.

Особое внимание будет уделено животноводческой отрасли. Предусматривается строительство и реконструкция животноводческих комплексов. Министерством сельского хозяйства согласован перечень объектов по строительству и реконструкции животноводческих ферм.

Кроме того, определен годовой объем субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие животноводства. Кредит рассчитан сроком до 8 лет и составляет 21млн. рублей.

Для повышения продуктивности и эффективности животноводства будем закупать племенной крупный рогатый скот. Только от высокопродуктивного дойного и мясного стада можно ждать отдачи. Только в этом случае сельхозпредприятия будут рентабельными.

В области растениеводства на протяжении последних лет наблюдалось сокращение посевных площадей. Мы ищем возможности рентабельности для нашего зерноводства и овощеводства. В этих целях поставлена серьезная задача, которая требует безотлагательного решения, - обновление основных средств производства отрасли, машинотракторного парка.

Приоритетным направлением реализации национального проекта АПК считаю поддержку малых форм хозяйствования и выделение на эти цели льготных кредитов. С этой целью планируется формирование системы земельно-ипотечного кредитования, расширение и создание новых мощностей по переработке сельхозпродукции, производимой личными и фермерскими хозяйствами. Определен объем субсидий на 2006 год на возмещение части затрат на уплату процентов на развитие малых форм хозяйствования – 45 млн. рублей.

Необходимым пунктом в решении этого вопроса является создание эффективной системы сбыта. Важно, чтобы сами сельхозпроизводители не были обижены вырученными средствами и получали за свой труд реальную прибыль.

Наряду с развитием производства равное внимание будет уделяться социальной сфере села. Немалой проблемой для нас являются кадры.

Уверен, что при продуманной и целенаправленной работе, при государственной поддержке, законодательной и финансовой мы сумеем реализовать все приоритетные национальные проекты. Важно, чтобы их воплощение не осталась только на бумаге. Ведь конечной их целью является повышение качества жизни каждого российского гражданина. В этом смысл всей нашей работы.

Дата создания страницы: 02.03.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet