Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2013 году

docСкачать  (4960 Kb)

1.Оценка текущих тенденций развития региона.

2. Основные направления повышения конкурентоспособности региональной экономики. 

2.1 Улучшение инвестиционного климата. 

2.2 Поддержка технологической модернизации и инноваций. 

2.3 Создание благоприятных условий для ведения бизнеса. 

2.4 Развитие агропромышленного комплекса. 

2.5 Малый  и средний бизнес как фактор конкурентной среды.

2.6 Снятие инфраструктурных ограничений.

3. Политика повышения качества жизни населения.

3.1 Рост уровня жизни населения.

3.2 Обеспечение занятости населения.

3.3 Повышение качества и доступности услуг социальной сферы.

3.3.1 Социальная поддержка населения.

3.3.2 Модернизация здравоохранения и формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации.

3.3.3 Совершенствование системы образования.

3.3.4 Развитие культуры.

3.4 Обеспечение граждан доступным жильем, в том числе поддержка многодетных семей.

3.5 Безопасность проживания населения.

4. Эффективность региональной исполнительной власти.

4.1 Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств.

4.2 Реализация ОЦП, привлечение федеральных средств (ФЦП, ФАИП)

4.3 Развитие «Электронного Правительства».

4.4 Взаимодействие с общественными организациями и населением. Меры по противодействию коррупции.

4.5 Взаимодействие с ОЗС.

1. Оценка текущих тенденций развития региона

2013 год еще раз подтвердил, что посткризисная рецессия мировой экономики существенно ограничивает экономический рост в России.

Внутренний рынок, также как и внешний, характеризуется снижением спроса и соответствующим усилением конкуренции.

В связи с этим продолжалась реализация двух главных направлений работы Правительства области. Первое – создание условий, качественно лучших, чем в других регионах, для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. И второе – повышение эффективности экономики, то есть стимулирование технологического развития и роста производительности труда.

Определяющими ориентирами при этом являлись целевые параметры, установленные в «майских» указах Президента России.

Одним из основных позитивных итогов прошедшего года стал рост показателя индекса промышленного производства, который достиг 104,4%.

В обрабатывающих производствах наблюдается еще более явная динамика: 105,6% против 104,9% в 2012 году. В то время как в целом по стране произошло существенное замедление промышленного роста (до 100,4% в 2013 году против 103,4% в 2012 году).

На общероссийском фоне регион выглядит лучше и в ряде других секторов экономики.

Например, в строительстве, где также наблюдается пусть небольшая, но положительная динамика по сравнению с предыдущим годом (101,4% - в 2012 году, 102% - в 2013 году), а в России – даже падение (98,5% - в 2013 году).

По объемам строительства в 2013 году область была на 2 месте в Приволжском федеральном округе и на 8 месте среди субъектов Федерации.

По объему инвестиций в основной капитал за 2013 год область также входит в число лидеров ПФО, занимая 2 место, как и в 2012 году. А в рейтинге регионов России – 11 место, поднявшись на 2 позиции относительно предыдущего года и на 6 позиций по сравнению с 2005-ым (2012 год – 13 место; 2005 год – 17 место).

По крупным и средним предприятиям в обработке, то есть там, где в основном сосредоточена региональная поддержка инвестиционной деятельности, индекс физического объема инвестиций сложился на уровне 119%. Это действительно очень хороший результат.

Что касается социальных показателей развития, то их рост также выше среднероссийского уровня.

Так, реальные денежные доходы населения области увеличились за 2013 год на 5% (в России – на 3,7%); реальная зарплата – на 6,5% (в России – на 5,3%). Продолжает снижаться доля бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума). По итогам прошлого года она составила 9,3%, в то время как по стране в целом произошло увеличение этого параметра (в 2013 году –  11,1%, в 2012 году – 10,9%).

Во многом оценить работу Правительства можно по выполнению целевых показателей, установленных в «майских» указах Президента России.

В сфере экономики значения большинства из них по Нижегородской области, в соответствии с данными Росстата, выше среднероссийского уровня.

Наиболее существенно регион опережает страну по уровню инвестирования в экономику. Доля инвестиций в валовом региональном продукте за 2012 год составила 30,7% при среднероссийском значении 25,2%. И по увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП – по области она выросла за 2012 год на 8,7%, против 3,1% по стране.

Все эти показатели взаимосвязаны между собой. Все проводимые Правительством мероприятия работают комплексно, дополняя друг друга.

2.  Основные направления повышения конкурентоспособности региональной экономики

2.1 Инвестиционная и промышленная политика формируются на основе анализа проблем реального сектора и его возможностей.

С одной стороны, необходимо решать задачу технологического обновления. И в первую очередь, в промышленности, поскольку только так можно повысить производительность труда.

С другой стороны, надо создать условия для того, чтобы предприятия смогли это сделать.

К сожалению, сейчас доходность (рентабельность) в реальном секторе отечественной экономики существенно ниже, чем уровень кредитных ставок в финансовой сфере.

В итоге это выражается, во-первых, в труднодоступности долгосрочных кредитов, во-вторых, – в перенаправлении собственных ресурсов предприятий из процесса развития в более доходные вложения. Например, в предоставление займов другим организациям, в депозиты, паи и акции.

Так, в 2013 году размер финансовых вложений крупных и средних организаций области в 4 раза превысил объем осуществленных ими инвестиций в основной капитал и составил более 680 миллиардов рублей.

То есть получается, что деньги есть, надо только сделать так, чтобы большая их часть направлялась на обновление основных производственных фондов.

Конечно, многое зависит и от федеральных органов власти. Так, в настоящее время готовится закон о промышленной политике, который предусматривает создание правительственных инвестиционно-промышленных фондов прямого действия (т.е. минуя банки).

Цель их создания – стимулирование инвестиционной деятельности в оборонно-промышленном комплексе, отраслях, отвечающих за научно-технический прогресс и инновации, и в перевооружении промпредприятий.

Не считая ОПК, который относится к полномочиям федерации, в регионе два других направления реализуются уже давно. С 2006 года осуществляется поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов, с 2010 года – техперевооружение основных фондов.

И уже сейчас можно смело говорить о положительном эффекте: коэффициент обновления производственных фондов в Нижегородской области в течение последних лет находится на уровне 10-14%, что выше, чем в среднем по России (9-12%).

При этом наиболее интенсивно происходит обновление машин и оборудования – с коэффициентом 13-16% ежегодно.

Кроме того, есть и другие цифры, по которым можно судить об эффективности мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности.

Анализ статистических данных показывает, что крупные и средние предприятия региона направили в 2013 году на инвестиции в основной капитал 28% своей прибыли. Это больше, чем в предкризисном 2008 году – тогда на эти цели было затрачено менее четверти полученной прибыли (24,6%).

В среднем по России эта цифра в отчетном году составила около 20%, а в 2008 году – 21,5%.

Если говорить конкретно об эффективности поддержки приоритетных проектов, то по 2013 году можно сказать, что поддержка 23 инвестиционных и 5 инновационных проектов с общей суммой предоставленных налоговых льгот в 1,4 миллиарда рублей дала бюджетный эффект в размере 4 миллиардов рублей. Причем очень важно, что их реализация способствовала созданию 5 тысяч высокопроизводительных рабочих мест с зарплатой выше среднеотраслевого уровня – такое требование закреплено в качестве обязательного условия предоставления господдержки.

2.2 Поддержка технологической модернизации и инноваций

Кроме того, принимаются меры по повышению эффективности использования научно-промышленного потенциала области и перспективных направлений развития промышленности.

Не всегда новое лучше старого.

С 2009 года ежегодно выдаются областные гранты в сфере науки и техники, присуждаются премии имени Кулибина.

Также на условиях софинансирования поддерживаются научные организации – совместно с российским фондом фундаментальных исследований, и талантливая молодежь, которая берется за разработку и освоение новых видов наукоемкой продукции, – совместно с фондом Бортника (фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).

И пусть, на первый взгляд, это небольшие средства, они во многом способствуют развитию новаторского духа, необходимого для научно-технического прогресса.

И эта поддержка востребована – заявок на участие в конкурсах всегда намного больше, чем предусмотренное количество грантов. Поэтому и дальше, пока эти институты действуют, такая помощь будет оказываться.

Еще одной мерой, направленной на реализацию научно-промышленного потенциала, является развитие инновационных кластеров. И она тоже уже не новая.

Вместе с тем это направление системное и должно находиться в поле зрения властей постоянно.

В настоящее время на территории области формируются три кластера.

Один из них – Саровский инновационный – направлен на практическую реализацию научно-технических компетенций ядерного центра.

Здесь будет в полной мере задействован потенциал технопарка «Саров», созданного на средства федерального и областного бюджетов. В 2013 году были сформированы управляющая компания и инжиниринговый центр кластера. Объем финансирования составил 60 миллионов рублей, в том числе 42 миллиона – из федерального бюджета.

На сегодняшний день в состав кластера входят 29 компаний. При этом ключевыми секторами экономики для внедрения наукоемкой продукции его участников являются топливно-энергетический комплекс, космические, транспортные и медицинские технологии.

Следующий – Нижегородский индустриальный инновационный кластер, в состав которого входят предприятия автомобилестроения, прежде всего, группы «ГАЗ» и нефтехимические компании холдинга «Сибур».

Целью его создания является импортозамещение, а точнее трансфер в Россию компетенций и добавленной стоимости в этих двух отраслях промышленности.

Данный кластер характеризуется высокой интегрированностью с Нижегородскими научно-исследовательскими институтами и национальными исследовательскими университетами. Все его участники вовлечены в единую цепочку кооперации, что способствует целенаправленности научных исследований, генерации и внедрению инноваций, подготовке кадров необходимых профессий и квалификации.

Третий кластер – биомедицинский – создается на базе Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. В 2013 году начато строительство центра инновационного развития медицинского приборостроения – объем финансирования из федерального бюджета составил 258 миллионов рублей. А на 2014-2015 годы для его завершения предусмотрено выделение еще около 900 миллионов рублей. Открытие кластера запланировано на 2016 год.

Все выше перечисленные направления экономической политики уже получили в регионе развитие.

Новыми же будут два аспекта.

Первый. При анализе динамики обновления основных производственных фондов Нижегородской области, выяснилось, что процесс проходит в значительной степени за счет ввода дополнительных мощностей, а не замены устаревших.

В результате увеличивается доля полностью изношенных фондов, которые продолжают оставаться на балансе предприятий. Данный показатель уже составляет порядка 25%.

Это, конечно, негативно сказывается на экономической эффективности деятельности предприятий, а, следовательно, и на производительности труда.

В связи с этим, продолжая поддержку проектов, направленных на модернизацию производств, Правительство будет также стимулировать замену (ликвидацию) устаревших фондов.

Второй аспект – это импортозамещение. Причем, прежде всего, в выпуске оборудования, комплектующих, в разработке новых производственных технологий. Уже и сейчас реализуется ряд проектов, удовлетворяющих этому критерию, но в дальнейшем это направление необходимо усиливать.

 

2.3 Создание благоприятных условий для ведения бизнеса

Значимо, что в 2013 году регион существенно продвинулся в создании благоприятных условий для ведения бизнеса.

Полностью внедрен стандарт деятельности органов исполнительной власти в инвестиционной сфере: все его 15 положений, по оценке Минрегионразвития России, в Нижегородской области выполнены.

Это формирует у приходящих компаний понятные представления о ситуации в регионе, помогает им оценить возможности и риски вложений.

Кроме того, начата работа по снижению административных барьеров в строительстве, утвержден примерный перечень административных процедур при реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства.

Резервы в сокращении количества этих процедур и сроков их проведения видятся в оптимизации деятельности всех участников и их взаимодействия между собой. Для этого создана межведомственная рабочая группа, которая занимается организацией соответствующих мероприятий.

В текущем году на федеральном уровне разработан исчерпывающий перечень административных процедур в сфере строительства, и в течение года будут вноситься изменения в действующее законодательство. В этой связи совместная задача Правительства и Законодательного Собрания – обеспечить своевременную корректировку региональной правовой базы и внедрение этих изменений в практику.

Нельзя обойти вниманием и такой компонент создания условий для ведения бизнеса, как кадровое обеспечение экономики.

Эта работа в регионе начинается со школьной скамьи.

Так, среди школьников вузами, научно-исследовательскими институтами ведется активная профориентация, которая затем продолжается предприятиями в отношении студентов.

Самые талантливые из них поощряются именными стипендиями. Например, в 2013 году свыше 300 человек стали стипендиатами. Ежегодно из областного бюджета на эти цели выделяется около 7 миллионов рублей.

Кроме того, на базе учреждений среднего профессионального образования созданы и действуют 15 современных ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики региона, 4 из них открыты в 2013 году.

С целью выполнения указа Президента Российской Федерации в данной сфере на основе этих учреждений создаются многофункциональные центры прикладных квалификаций – на сегодняшний момент их уже 2.

В прошедшем году государственное задание на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена за счет средств областного бюджета определялось под конкретные нужды предприятий и инвесторов на конкурсной основе.

Также значимым шагом стало открытие регионального центра кадрового сопровождения инвестиционных проектов, инициаторами которого являются областное Правительство, Нижегородская ассоциации промышленников и предпринимателей и предприятия-инвесторы (в том числе «Даниели Волга», «Леони Заволжье» и другие).

В целом в результате работы по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата объем иностранных инвестиций в экономику области второй год подряд превышает 1 миллиард долларов. При этом в 2013 году прямые инвестиции выросли в 2,6 раза. Это является важным доказательством правильности действий Правительства.

 

2.4 Развитие агропромышленного комплекса

Безусловно, существенной составляющей региональной экономической политики является поддержка сельского хозяйства.

Можно выделить несколько направлений господдержки, которые прямо или косвенно влияют на конкурентоспособность сельхозпроизводства.

Одно из них – обеспечение доступности кредитных ресурсов.

Причем в агропромышленном комплексе важны не только долгосрочные инвестиционные кредиты, но в значительной степени и краткосрочные на пополнение оборотных средств для проведения сезонных работ (посевная и уборка урожая).

В 2013 году 16% общего объема поддержки сельского хозяйства за счет средств областного бюджета – а это 556 миллионов рублей – было направлено именно на эти цели.

Это традиционный вид поддержки, который финансируется также и из федерального бюджета. В прошлом году из этого источника было получено более 960 миллионов рублей. В итоге общий объем привлеченных кредитов составил 8 миллиардов рублей, из них 2,3 миллиарда – инвестиционных.

Также господдержка направляется на повышение эффективности сельхозпроизводства.

Так, в отчетном году на развитие животноводства из областного бюджета было выделено 1,9 миллиарда рублей – это свыше половины общего объема поддержки. Софинансирование из федерального бюджета составило около 530 миллионов рублей. На растениеводство направлено более 540 миллионов рублей из региона (15,5%) и свыше 370 миллионов – из федерации.

 

 

Возникает вопрос – на что, конкретно, используются эти деньги?

В животноводстве – это субсидии сельхозпроизводителям на реализованное молоко высшего и первого сорта, на увеличение поголовья дойного стада, развитие племенного дела, на строительство и реконструкцию помещений, которые позволяют внедрять новые технологии, повышать показатели продуктивности.

Всего в 2013 году введено в эксплуатацию 96 животноводческих объектов, из них 23 – вновь построены, остальные реконструированы и модернизированы. Это позволило улучшить условия содержания около 19 тысяч голов крупного рогатого скота, установить современные системы дойки.

В итоге получены хорошие показатели. Так, производство мяса увеличилось на 5,2% к уровню предыдущего года, яиц – также на 5,2%.

Производство молока сохранилось на уровне прошлого года, при этом удельный вес продукта высшего и первого сорта составил 98%, средний надой молока на 1 корову повысился на 4,7%.

Кроме того, можно уверенно говорить о том, что нижегородская племенная база молочного животноводства – одна из лучших в стране. Удельный вес племенных животных в общем поголовье составляет 22,7%, в России этот показатель находится на уровне 10,6%.

Теперь что касается растениеводства. Здесь субсидии направляются на приобретение сельхозтехники, развитие элитного семеноводства, а также на несвязанную поддержку, введенную в 2013 году в связи со вступлением России в ВТО.

В результате обновления парка сельскохозяйственных машин по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам удалось увеличить удельный вес техники, находящейся в пределах сроков амортизации, до 60%. И что не менее важно – обеспечить охват ресурсосберегающими технологиями около 40% обрабатываемой пашни.

Самое главное, что, несмотря на неблагоприятные погодные условия, особенно во время уборки, по ряду культур сбор превысил прошлогодний уровень. Урожайность зерновых культур выросла на 5,6%, картофеля – на 5% к 2012-му году.

Приведенные данные ясно свидетельствуют об эффективности нашей деятельности по развитию АПК.

На поддержку агропромышленного комплекса из средств федерального бюджета планируется привлечь не менее 2 миллиардов рублей, которые будут направлены на компенсацию процентной ставки по кредитам, субсидии на реализованное молоко, несвязанную поддержку растениеводства, поддержку племенного животноводства.

 

2.5 Малый  и средний бизнес как фактор конкурентной среды

Не менее важной составляющей деятельности Правительства является целенаправленная политика по развитию малого и среднего предпринимательства.

В целом на его поддержку в 2013 году было направлено 66 миллионов рублей из областного бюджета, что позволило привлечь около 260 миллионов рублей из федерального - финансовую помощь получили 423 субъекта малого и среднего бизнеса.

При этом более 35% этих средств было направлено на возмещение части затрат на приобретение оборудования; 20% - на поддержку инновационных компаний.

Кроме того, было выдано 319 грантов начинающим предпринимателям на сумму 100 миллионов рублей.

Следует отметить, что в Нижегородской области сформирована полноценная инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Так, например, агентством по развитию системы гарантий в прошлом году выдано 94 поручительства на сумму более 500 миллионов рублей и 130 микрозаймов в размере 70,5 миллионов рублей.

В 2013 году существенно увеличилось число резидентов «Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора» (с 18 до 33).

Всего в области действует уже 8 бизнес-инкубаторов, в том числе введенные в эксплуатацию в 2013 году в городских округах Выкса и Бор. Общее число их резидентов достигло 89-ти, что в 1,5 раза больше чем в 2012 году.

 

Уже не первый год малый и средний бизнес обеспечивает занятость около 30% работающего населения области. Его доля в ВРП увеличилась с 11,6% в 2005 году до 18,4% (по оценке) в 2013-ом. При этом, согласно экспертной оценке рейтингового агентства «РИА-новости», регион занимает 2 место среди субъектов России (после Москвы) по созданию комфортных условий для его ведения.

2.6 Снятие инфраструктурных ограничений

В отдельное направление региональной политики выделен комплекс мер по развитию инфраструктуры.

Так, в 2013 году в рамках заключенных Правительством области соглашений выполнялись мероприятия инвестиционных программ энергетиков, направленные на повышение надежности электроснабжения и создание условий технологического присоединения новых потребителей в рамках реализации программ развития производительных сил и социальной сферы.

 

Говоря о совершенствовании собственных генерирующих мощностей, следует отметить, что в 2013 году завершено проектирование парогазовой ТЭЦ в селе Федяково Кстовского района. Идет активное продвижение строительства III очереди Cаровской теплоэнергоцентрали. Разработан проект реконструкции автозаводской ТЭЦ с привлечением японских специалистов.

На развитие газификации Нижегородской области в 2013 году из различных источников финансирования направлено более 1 миллиарда рублей.

Здесь как позитивный итог прошлого года можно отметить завершение строительства перемычки между газопроводом «Починки-Грязовец» и газопроводом-отводом к горьковскому промузлу.

В целом по области по итогам 2013 года введено в эксплуатацию 520 километров сетей, в том числе около 250 километров – в сельской местности. Газифицировано 9 тысяч 437 квартир и домовладений, из них около 40% – на селе.

Что касается развития транспортной системы Нижегородской области, то здесь работа осуществляется, прежде всего, в направлении снятия инфраструктурных ограничений.

Всего за 2013 год было отремонтировано более 530 километров региональных дорог, что на 14% больше, чем в 2012 году, а также построено 13,4 километра новых – это на 29% превышает показатель 2012 года.

Кроме того, муниципальным образованиям были предоставлены субсидии за счет средств регионального дорожного фонда в размере 1,1 миллиарда рублей. Из местных бюджетов на эти цели было направлено 518 миллионов рублей.

В результате за год отремонтировано свыше 150 километров дорог общего пользования (на 37% больше, чем в 2012 году), 887 тысяч квадратных метров дворовых территорий и подъездов к ним (на 25% больше, чем в 2012 году).

Если говорить о крупных инфраструктурных объектах, то Правительством области в настоящее время реализуется проект строительства нового двухполосного моста через Волгу.

Новый мост будет возведен параллельно существующему Волжскому, в результате чего встречные транспортные потоки будут разведены. Реализация проекта позволит в 2 раза увеличить пропускную способность мостового перехода.

В 2013 году были выполнены работы по организации строительной площадки, выносу коммуникаций из зоны строительства, а также сооружению части фундаментов и опор моста на общую сумму 690 миллионов рублей.

Кроме того, совместно с Внешэкономбанком ведется работа по подготовке к реализации крупного инфраструктурного проекта по строительству моста через Волгу в районе поселка Подновье на основе государственно-частного партнерства (объем инвестиций 60,6 миллиарда рублей).

В прошлом году была разработана соответствующая «дорожная карта», предполагаемое начало реализации проекта – май 2016 года.

Не менее значимый объект – южный обход Нижнего Новгорода.

Работы по строительству его III очереди в 2010-2013 годах осуществлялись только за счет средств областного бюджета.

В текущем году возобновлено финансирование из федерального бюджета – планируется выделение 770 миллионов рублей. Окончание строительства III очереди намечено на конец 2016 года. Общий объем инвестиций, необходимый для завершения строительства, составляет 6,8 миллиарда рублей.

Безусловно, значимым для региона проектом является строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2).

В настоящее время Российской железной дорогой ведутся необходимые подготовительные работы.

Правительством области совместно с ГЖД согласован вариант прохождения трассы с размещением новой станции в районе международного аэропорта и заходом на железнодорожную станцию Нижний Новгород – Московский.

Во всех 8 муниципальных образованиях, через которые пройдет магистраль, проведены общественные слушания по оценке воздействия проекта на окружающую среду.

 

3.  Политика повышения качества жизни населения

3.1 Рост уровня жизни населения

Конкретные результаты экономического развития нашей области имеют и непосредственный социальный эффект.

В 2013 году продолжилась положительная динамика основных показателей уровня жизни населения.

Так, среднедушевые доходы превысили уровень 2012 года на 12,5%, составив в среднем за месяц более 24 тысяч рублей. Это в 3,7 раза больше величины прожиточного минимума.

Активный рост доходов населения сказался на существенном сокращении отставания их уровня в регионе от среднего по России. Если в 2005 году оно составляло 25,1%, то в 2013 году – 5,1%.

Заработная плата выросла к уровню 2012 года почти на 14% и составила 23,8 тысячи рублей.

На высокие темпы роста зарплаты наиболее существенное влияние оказало увеличение зарплаты бюджетников, что связано с поэтапным ее доведением до целевых соотношений, установленных в «майских» указах Президента России.

Ежегодные индикаторы региональных дорожных карт по этим показателям в 2013 году были выполнены.

В результате зарплата педагогических работников общего образования увеличилась на 37,5%, дошкольного – в 1,9 раза, дополнительного – в 1,8 раза, врачей – на 25,6%, среднего медперсонала – на 25,3%, младшего на 37,7%, сотрудников учреждений культуры и социальных работников – в 1,6 раза.

С учетом проведенного в минувшем году повышения зарплаты бюджетникам, область занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО.

Для выполнения плановых значений 2014 года соответствующее увеличение заработной платы уже произведено с 1 января и с 1 мая.

Кроме того, для повышения уровня зарплаты работников бюджетной сферы проводится работа по оптимизации сети бюджетных учреждений, сокращению административно-управленческого персонала, переходу на эффективный контракт, развитию аутсорсинга.

3.2 Обеспечение занятости населения

Значимо, что в 2013 году продолжилась стабилизация на рынке труда: общая безработица сократилась до 4,3% в 2013 году, регистрируемая – до 0,48%. Уровень официальной безработицы три года подряд остается одним из самых низких среди регионов России (в 2013 году – 1 место в ПФО и 5 место в РФ).

Всего за год при содействии службы занятости населения было трудоустроено около 80 тысяч человек, уровень показателя составил 70%, превысив среднероссийский (64,2%).

3.3     Повышение качества и доступности услуг социальной сферы

3.3.1 Социальная поддержка населения

Еще одним существенным направлением деятельности Правительства является социальная поддержка населения области.

Система соцподдержки включает 86 видов выплат, в том числе 67 областных. Их количество по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2 раза. В 2013 году объем выделенных на эти цели средств составил 15 миллиардов рублей, в том числе из областного бюджета – 12,4 миллиарда рублей, что в 4 раза больше, чем в 2005 году.

В 2013 году проиндексированы размеры 24 выплат (с 1 января 2013 года на коэффициент 1,074)

С марта прошлого года начались выплаты регионального материнского капитала в размере 25 тысяч рублей. Правом на его получение уже воспользовались 2 тысячи 775 семей на сумму почти 68 миллионов рублей.

Кроме того, с января 2013 года осуществляются ежемесячные выплаты на третьего ребенка в сумме 5 тысяч 871 рубль. Количество получателей ежемесячной денежной выплаты в 2013 году составило 2 тысячи 328 человек. С 1 января текущего года размер этой выплаты повышен до 6 тысяч 362 рублей.

Также значимым вопросом является реализация комплекса мер по поддержке граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В 2013 году все учреждения социальной защиты населения, включенные в областную целевую программу по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на 2010-2013 годы, оснащены первичными элементами доступности.

Активно развивается служба «социальное такси», услугами которой в прошлом году воспользовались более 2 тысяч 200 маломобильных граждан.

Вместе с тем важной остается задача гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году более 7,5 тысяч таких ребят было охвачено общим образованием (на 10% больше, чем в 2012 году), в том числе дошкольным – 1 тысяча 130 человек. За год в 14-ти общеобразовательных учреждениях проведена работа по созданию универсальной безбарьерной среды.

В рамках реализации указов Президента Российской Федерации для содействия в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья оказывается помощь в профессиональной ориентации (2,6 тысячи инвалидов - за 2013 год) и социальной адаптации на рынке труда (более 500 граждан с инвалидностью – за 2013 год). В 2013 году 304 инвалида принято на специально оборудованные рабочие места.

Кроме того, в 2013 году на рабочие места, квотируемые для граждан с ограниченными возможностями в соответствии с областным законом, трудоустроено почти 300 инвалидов.

Положительным результатом 2013 года стало снижение численности зарегистрированных безработных инвалидов почти на 24% относительно 2012 года.

 

3.3.2 Модернизация здравоохранения и формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации

Одной из важнейших задач регионального Правительства является укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни населения.

Ее выполнение напрямую связано с развитием эффективной системы здравоохранения.

В последние годы в области наблюдается устойчивая положительная динамика демографических показателей.

За восемь лет (2013 год к 2005 году) смертность населения сократилась на 20,5%; рождаемость увеличилась на 32,6%.

Уже в течение трех лет в регионе реализуется программа модернизации здравоохранения.

За это время в ее рамках проведен капитальный ремонт в 513 зданиях медицинских организаций на сумму 2,7 миллиарда рублей (в 2013 году - в 138 зданиях на сумму 120 миллионов рублей). В результате доля объектов, требующих капремонта, сократилась в 3,6 раза (с 98% до 27%).

Кроме того, приобретено 10 тысяч единиц медоборудования, в том числе компьютерные томографы, аппараты УЗИ, искусственной вентиляции легких и автомобили для неотложной помощи.

В целях повышения доступности и качества медицинской помощи населению проводится оптимизация сети областных учреждений здравоохранения.

Сформирована трехуровневая система, основанная на эффективной маршрутизации пациентов от подразделений первичного звена в межрайонные многопрофильные центры и центры высокотехнологичной медпомощи.

В регионе созданы сети профильных учреждений (сосудистых, онкологических, травматологических, перинатальных, родовспомогательных), внедряются современные технологии по выхаживанию недоношенных детей, в том числе с экстремально низкой массой тела.

Увеличиваются объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Реализуется комплекс профилактических мероприятий. Принимаются меры по устранению дефицита медицинских кадров.

Приближению специализированной медицинской помощи к населению способствует активное использование выездной формы работы в закрепленных за крупными областными учреждениями здравоохранения зонах ответственности.

Так, в 2013 году в регионе работало 88 мобильных бригад  и 49 выездных бригад для проведения диспансеризации в отдаленных населенных пунктах.

Высокотехнологичную медицинскую помощь в 2013 году получили почти 10 тысяч человек, в том числе 1 тысяча 400 детей.

Важно, что эффективность проводимой работы находит отражение в положительной динамике большинства целевых показателей, установленных «майскими» указами Президента России.

Например, по итогам 2013 года смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 10,7% к уровню 2012 года, от туберкулеза – на 30,6%.

Особое внимание традиционно уделяется совершенствованию службы родовспоможения.

С этой целью в регионе осуществляется централизация акушерской помощи на базе межрайонных перинатальных центров с обеспечением круглосуточного дежурства анестезиологов-реаниматологов и неонатологов.

К концу текущего года планируется завершение строительства нового перинатального центра на 150 мест в Дзержинске (общая сумма финансирования – 766 миллионов рублей).

Серьезным направлением деятельности Правительства области является создание условий для здорового образа жизни населения.

В настоящее время 27% нижегородцев регулярно занимаются физической культурой и спортом. Это в 3,2 раза больше, чем в 2005 году (в 2005 году – 8,4%).

В области открыто 27 физкультурно-оздоровительных комплексов (24 из них - в районах). В 2013 году начали работать три из них: в Ардатовском, Княгининском и Кстовском районах. Средняя ежедневная загрузка каждого ФОКа составляет около тысячи человек.

В 2013 году в секциях ФОКов занимались 25 тысяч ребят (на 30% выше, чем в 2012 году). По сравнению с 2012 годом на 34% увеличилось число пенсионеров и на 5% – число инвалидов, посещающих комплексы.

Всего в прошедшем году на чемпионатах, первенствах, кубках мира и Европы, Сурдолимпийских играх нижегородские спортсмены завоевали 177 медалей (в том числе 68 золотых, 39 серебряные и 70 бронзовых).

В рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу на строительство необходимых объектов (стадион, базы команд, гостиницы, терминал аэропорта и др.) из бюджетов всех уровней планируется направить более 70 миллиардов рублей (в том числе из федерального бюджета – 33,6 миллиарда рублей).

Значимым результатом работы Правительства по развитию системы здравоохранения и созданию условий для здорового образа жизни стало увеличение продолжительности жизни населения по сравнению с 2005 годом на 6 лет (с 63,4 до 69,4 лет).

 

3.3.3 Совершенствование системы образования

Безусловно, не менее актуальным направлением деятельности Правительства региона является совершенствование системы образования.

И здесь одним из самых насущных является вопрос доступности дошкольного образования.

В 2013 году для его решения введено 8 тысяч 320 дополнительных мест.

В результате охват детей в возрасте с 3 до 7 лет дошкольным образованием составил 93%. Очередность практически отсутствует в 22 муниципалитетах области.

В рамках укрепления материально-технической базы на строительство и реконструкцию 4 объектов образования из областного бюджета было выделено около 100 миллионов рублей, приобретено 13 школьных микроавтобусов.

Важно, что все школы области обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет и имеют собственные сайты.

В 2013 году нижегородские выпускники по итогам ЕГЭ по 10 предметам из 13 показали результаты выше средних по России.

В рамках реализации приоритетного национального проекта 19 лучших нижегородских учителей получили по 200 тысяч рублей из федерального бюджета, 74 человека – грант Губернатора в размере 100 тысяч рублей каждому.

В целом на поддержку 24 учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, из средств областного бюджета выделено более 10 миллионов рублей, и около 4 миллионов – на поощрение 40 педагогических работников.

По итогам Всероссийской олимпиады в 2013 году два нижегородских школьника вошли в состав национальных сборных России на международные олимпиады по информатике (г.Брисбен) и физике (г.Копенгаген), где завоевали золотую и серебряную медали.

 

3.3.4 Развитие культуры

Еще одна сфера пристального внимания – развитие культуры, сохранение культурно-исторического наследия области.

Творческая жизнь региона традиционно насыщена яркими крупномасштабными мероприятиями.

И прошедший год – не исключение. Были проведены Российский театральный фестиваль имени Горького, Международный фестиваль искусств имени Сахарова «Русское искусство и мир», Международная научная  конференция «Болдинские чтения», фестиваль «Новые имена», Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», культурные акции «Библионочь» и «Ночь музеев» и многие другие. Состоялись выставки работ Айвазовского, Пикассо, Дали.

2014 год объявлен в России годом культуры. Главная цель его проведения – активизация творческой деятельности населения.

Только в 1 квартале в его рамках проведено 800 театрально-концертных мероприятий, 13 стационарных выставок изобразительного искусства, более 50 конкурсов и фестивалей.

 

3.4 Обеспечение граждан доступным жильем, в том числе поддержка многодетных семей

По-прежнему актуальной задачей остается обеспечение граждан жильем.

Для её решения реализуется несколько программ поддержки отдельных категорий граждан, в том числе с использованием ипотечного кредитования.

В их рамках в прошедшем году введено в эксплуатацию 348 индивидуальных жилых домов для молодых специалистов. Социальные выплаты на улучшение жилищных условий получили более 230 молодых семей. Предоставлено жилье 562 детям-сиротам.

Кроме того, продолжается программа по обеспечению малоэтажным жильем работников бюджетной сферы: в 2013 году 227 ее участникам перечислены первоначальные взносы по ипотечным кредитам.

Также по программе стимулирования малоэтажного строительства в 2013 году из областного бюджета были предоставлены субсидии 41 муниципалитету на создание объектов инженерной и дорожной инфраструктуры к земельным участкам под постройку домов в размере 280 миллионов рублей. В результате построено 65,6 тысячи квадратных метров жилья.

Важным направлением является поддержка многодетных семей при строительстве жилья на выделенных земельных участках.

По состоянию на начало текущего года 1 тысяче 580 многодетным семьям предоставлены земельные участки в аренду и 25 семьям – в собственность.

В 2013 году на обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой этих участков направлено около 450 миллионов рублей. Это позволило обеспечить в прошлом году необходимой инфраструктурой 751 земельный участок.

Многодетным семьям поддержка предоставляется и в строительстве жилья.

Для многодетных семей бюджетников предусмотрена разовая выплата на начало строительства малоэтажного дома (или жилого помещения в малоэтажном многоквартирном доме), в размере 15% от стоимости. А также – ежемесячная социальная выплата на компенсацию процентов в размере 10% годовых.

Молодым многодетным семьям предоставляется социальная выплата в размере 35% от расчетной стоимости жилья, которую они могут использовать на его приобретение, строительство либо на погашение ипотечного кредита.

Продолжается программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В 2013 году фактически расселено 35 многоквартирных аварийных домов, а это более 400 человек.

Для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан ведется работа по модернизации системы ЖКХ. С этой целью в 2013 году проведен ремонт 305 многоквартирных домов в 34 муниципалитетах.

Общий объем финансирования составил 488,5 миллиона рублей, в том числе средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 188,2 миллиона рублей, областного бюджета – 141,7 миллиона рублей.

В результате, около 40 тысяч человек улучшили условия проживания.

 

 

3.5 Безопасность проживания населения

Не менее значимый аспект деятельности Правительства – обеспечение безопасности населения.

В результате реализации целого комплекса антитеррористических мероприятий в прошедшем году не было допущено ни одного террористического акта.

На профилактику преступлений в 2013 году было выделено более 30 миллионов рублей, что позволило существенно улучшить материально-техническую базу служб.

В целом за год общее количество зарегистрированных преступлений снизилось почти на 15%.

Что касается экологической безопасности, то здесь одним из важнейших направлений является совершенствование системы обращения с отходами.

В 2013 году было выявлено 295 несанкционированных свалок, 114 из которых были ликвидированы.

По остальным – проводятся необходимые мероприятия совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований.

Также осуществлялись работы по первому этапу рекультивации городских свалок в городах Бор, Городец и Заволжье, а также Ковернинской поселковой свалки.

В 2013 году заключен муниципальный контракт по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства завода «Оргстекло»,  проведены аукционы на организацию работ по ликвидации полигона твердых бытовых отходов «Игумново» и шламонакопителя «Белое море».

Безусловно, особое внимание уделяется мониторингу пожарной безопасности в лесах региона.

Так, в 2013 году были проведены мероприятия по их противопожарному обустройству (выполнены в полном объеме), организована система обнаружения и учета пожаров с использованием наземных, авиационных и космических средств, а также с применением системы видеонаблюдения (видеокамер, установленных на вышках операторов сотовой связи).

Кроме того, постоянно проводятся закупки техники и основных средств пожаротушения.

По результатам проверки, проведенной межведомственной комиссией Приволжского федерального округа, Нижегородская область признана готовой к пожароопасному сезону 2014 года.

4. Эффективность региональной исполнительной власти

4.1 Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

Положительная динамика в ключевых секторах экономики области способствовала исполнению в прогнозируемых объемах основных бюджетообразующих показателей, и соответственно обеспечению наполняемости доходной базы бюджета области.

По итогам 2013 года консолидированный бюджет исполнен по доходам в сумме 139,3 миллиарда рублей, что на 7% больше, чем в 2012 году.

Рост в основном сложился за счет увеличения налога на доходы физических лиц, на имущество организаций, акцизов.

Расходы консолидированного бюджета по итогам года исполнены в сумме 150 миллиардов рублей – рост к 2012 году составил 5%. Сохранилась их социальная направленность: расходы по отраслям социальной сферы составили 100 миллиардов рублей, или 67% от общего объема.

Дефицит консолидированного бюджета составил 10,7 миллиарда рублей, что не превышает допустимый уровень, установленный бюджетным кодексом России.

Для покрытия дефицита областного бюджета в августе 2013 года был размещен девятый государственный облигационный заем в размере 10 миллиардов рублей сроком обращения 7 лет. Спрос на приобретение облигаций Нижегородской области превысил предложение в 2,5 раза.

По оценке эффективности бюджетной политики, проводимой агентством политических и экономических коммуникаций и высшей школой экономики, регион вошел в первую десятку субъектов России.

Кроме того, в начале текущего года агентство «Moody's Investors Service» подтвердило ранее присвоенные Нижегородской области рейтинги со «стабильным» прогнозом, а агентство «Fitch ratings» повысило долгосрочные рейтинги также с прогнозом «стабильный».

Нижегородская область является одним из немногих субъектов России, чей рейтинг за 2013 год был повышен. Такая оценка отражает достаточную кредитоспособность региона в управлении долгосрочными и краткосрочными рисками рефинансирования.

 

4.2 Реализация ОЦП, привлечение федеральных средств (ФЦП, ФАИП)

Повышению эффективности расходов способствует программно-целевое использование бюджетных средств.

Так, на реализацию 41-ой целевой программы в 2013 году из областного бюджета было направлено 19,8 миллиарда рублей, или 16,5% всех расходов.

Около 80% общего объема финансирования пришлось на развитие социальной и инженерной инфраструктуры (15,9 миллиарда рублей). В 2013 году введены в эксплуатацию 87 объектов.

Всего с 2005 года на развитие инфраструктуры направлено более 125 миллиардов рублей, введено в эксплуатацию более 1700 объектов.

На реализацию федеральных целевых и государственных программ, а также 82 объектов федеральных адресных инвестиционных программ в 2013 году было привлечено 31,8 миллиарда рублей, что на 15% больше, чем в 2012 году.

В 2014 году ожидается поступление порядка 35 миллиардов рублей федеральных средств. Нижегородская область подала заявку на участие в 22 из 28 государственных программ Российской Федерации. Уже сейчас ведется работа по составлению заявок на получение финансирования в 2015-2017 годах.

 

4.3 Развитие «Электронного Правительства»

Отдельная тема – государственные и муниципальные услуги.

В рамках выполнения указа Президента России по совершенствованию системы госуправления ведется работа по повышению их качества и доступности для населения, в том числе на основе использования информационных технологий.

На интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области размещено около 150 электронных форм заявлений. Электронный формат получения услуг используют около трети населения.

Например, электронной записью к врачу в 2013 году воспользовалось более 1 миллиона человек.

Активно внедряется принцип «одного окна».

За прошедший год в области создано 25 многофункциональных центров, в которые обратилось более 28 тысяч человек, а за 4 месяца текущего года уже 62,8 тысячи. Остальные 38 центров откроются в 2014 году.

В результате уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг, который необходимо к 2018 году довести до 90%, составил по итогам 2013 года 83%.

 

4.4 Взаимодействие с общественными организациями и населением. Меры по противодействию коррупции

Еще одним направлением деятельности Правительства является поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.

В 2013 году на нее было выделено почти 43 миллиона рублей, том числе на частичное возмещение затрат по 88 социальным проектам, направленным на патриотическое воспитание граждан, развитие межнационального сотрудничества, охрану окружающей среды и здоровья граждан, профилактику социального сиротства.

Также около 9,5 миллионов рублей выделено религиозным организациям на проведение ремонтно-реставрационных работ культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Большое значение придается диалогу с жителями области.

В прошедшем году в адрес Правительства поступило около 35 тысяч обращений.

Продолжена практика телеконсультаций в режиме «on-line», тематических «горячих» телефонных и интернет-линий.

В целях активизации участия населения в решении существующих проблем в 2013 году в 5 муниципалитетах области был реализован пилотный проект по поддержке местных инициатив.

Финансировался он за счет бюджетных источников, а также средств граждан и спонсоров (всего более 27 миллионов рублей, из них: областной бюджет – 20; местный бюджет поселений – 3,8; средства населения и спонсоров – 3,5 миллиона рублей), которые были направлены, например, на строительство муниципальных дорог и водопроводных сетей, организацию уличного освещения.

Самое главное, что проблемы, требующие решения, определяли сами жители территорий.

Учитывая высокую эффективность проекта, принято решение расширить его географию и увеличить объем поддержки. Таким образом, в текущем году в нем примут участие 26 территорий, размер финансирования составит 100 миллионов рублей.   

Безусловно, значимым аспектом работы Правительства является реализация антикоррупционной политики.

В течение года антикоррупционную экспертизу прошли 1116 проектов нормативных правовых актов, регулярно проводятся «горячие» телефонные линии, на которых граждане могут сообщить о фактах коррупции в органах власти.

 

4.5 Взаимодействие с ОЗС

Как и прежде, Правительство области активно сотрудничало с Законодательным собранием, что позволило оперативно решать наиболее актуальные вопросы, волнующие жителей региона.

Так, в 2013 году было принято 183 закона области, 121 из которых разработаны Правительством и внесены на рассмотрение собрания в порядке законодательной инициативы Губернатора области (66%).

Среди важнейших: законы об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов; об утверждении инвестиционных соглашений; об уполномоченном по защите прав предпринимателей; об аварийно-спасательных службах; о проведении капитального ремонта в многоквартирных домах; о государственной поддержке организаций, реализующих проекты по строительству гостиниц в связи с проведением игр кубка мира по футболу FIFA и ряд других.

Руководители органов исполнительной власти и представители Правительства принимали участие в мероприятиях, проводимых Законодательным собранием, таких как «круглые столы», выездные заседания комитетов, парламентские дни в районах области.

Взаимодействие происходило и в форме участия представителей собрания в работе коллегиальных совещательных органов: Инвестиционного совета, Координационного совета по экономическому развитию, антитеррористической комиссии и других.

Плодотворная совместная законотворческая деятельность позволила значительно усовершенствовать правовое регулирование различных сфер жизни.  

В соответствии с предварительной оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов России, которую провело федеральное министерство регионального развития по итогам 2013 года, Нижегородская область – впервые с 2007 года – заняла 15 место среди регионов России.

Это по-настоящему существенное достижение, поскольку в 2012 году область была на 47 месте. В этой оценке учитываются результаты трех последних лет, и такое значительное улучшение рейтинга еще раз свидетельствует об опережающей динамике развития региона.

Значение совместной работы Правительства и Законодательного Собрания будет только возрастать в свете последних геополитических событий. Общие усилия помогут справиться с любыми вызовами.

Дата создания страницы: 02.06.2014
Дата модификации страницы: 02.06.2014