Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

16.01.2006 17:51Интервью заместителя Губернатора Нижегородской области по социальным вопросам Геннадия Суворова программе «Точка зрения» Общественного Российского радио в Нижнем Новгороде

Добрый день. Это программа Александра Скульского «Точка зрения» на волнах «Общественного российского радио». Сегодня мы будем говорить о двух из четырех национальных проектах и моим собеседником будет Геннадий Александрович Суворов, заместитель Губернатора Нижегородской области по социальным вопросам. Здравствуйте, Геннадий Александрович.

Добрый день.

Геннадий Александрович, мы уже вплотную подошли к тому этапу, когда о национальных проектах можно говорить сколько-нибудь конкретно. Так ли это? Потому что у меня в последнее время сложилось впечатление, что разговор стал принимать более конкретный характер. Сложилось ли у вас представление о том, как будут реализовываться эти проекты?

Да, я думаю, что вы правильно характеризуете ситуацию. Сейчас появляется все больше конкретики в вопросах реализации национальных приоритетных проектов. Я лишь напомню о тех четырех проектах, которые будут реализовываться в ближайшие пять лет: это проекты в сфере здравоохранения, образования, проект «Доступное жилье» и четвертый проект связан с развитием агропромышленного комплекса Российской Федерации. Мне ближе и понятнее реализация двух проектов – в сфере образования и здравоохранения, поэтому в большей степени я буду касаться именно этих проектов.

Сразу хочу отметить, что у нас есть много вопросов к федеральным структурам – министерствам и ведомствам – которые до настоящего времени не предложили нам ни одного утвержденного нормативного документа. Но хорошо хотя бы то, что на федеральном уровне прошло уже несколько совещаний, в том числе и с участием Президента России, связанных с организацией работы по реализации приоритетных проектов.

Что касается самих проектов. В проекте в сфере образования четыре основных направления. Первое – это поддержка тех учебных заведений, которые реализуют инновационные проекты. То есть, те учебные заведения, те школы, в которых будут внедряться новые, передовые методики обучения, будут, в соответствии с разрабатываемыми в рамках проекта положениями, получать поддержку из федерального бюджета. Степень этой поддержки достаточно велика. К примеру, уже по итогам 2005-2006 учебного года, в Нижегородской области будет определено 60 учебных заведений, каждая из которых получит из федерального бюджета денежные средства в размере 1 миллиона рублей.

Геннадий Александрович, я хотел бы уточнить. Получается, что те учебные заведения, которые работают хорошо, лучше других (вследствие доплат преподавателям, лучшего оснащения, лучшей организации процесса), именно они и получат эти средства. А те школы, где и без того плохо – они не получат ничего. Я правильно понял?

Вы поняли не совсем правильно. Мы будет поддерживать и развивать те передовые методики, которые показали свою эффективность в обучении школьников Нижегородской области. Что касается тех учебных заведений, которые работают на среднем уровне или ниже среднего, то хочу сказать, что ни одна из действующих сегодня программ, ни одна из статей федерального или областного бюджета, которая работала до этого, не отменяется и не уменьшается. А федеральная поддержка – это еще один стимул работать лучше, работать эффективнее. Учебные заведения не должны беспокоиться, что за счет одних школ будет смещено финансирование в пользу тех, кто выйдет победителем этого гранта.

Второе направление проекта – это поддержка тех учителей, кто осуществляет классное руководство, является классными руководителями. С 1 января 2006 года этим учителям будет осуществляться доплата в размере 1 000 рублей ежемесячно к той заработной плате, которую они получают сегодня. При этом наполняемость класса в городской местности должна быть не менее 25 учащихся, а в сельской – не менее 14 учащихся. Для реализации этого направления в нашу область будут приходить средства в виде субвенций, которые мы будем направлять в конкретные учебные заведения, в соответствии с той заявкой, которую они направляют в департамент образования Нижегородской области.

Следующее направление – поддержка высший учебных заведений, которые применяют в образовательном процессе современные технологии. Для них гранты установлены от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Поскольку все ВУЗы в Нижегородской области имеют федеральную подчиненность, субъект в определении грантов будет принимать только опосредованное участие.

И четвертое направление проекта – индивидуальные гранты для учащихся за их личные достижения. На всю Россию их установлено 5 000 и размер одного гранта составляет 60 000 рублей. И в этом же направлении установлены граны для лучших преподавателей, учителей. Для них, по всей Российской Федерации устанавливается 10 000 грантов, а размер выплаты по одному гранту составляет 100 000 рублей. Хотелось бы, чтобы эти выплаты осуществлялись для большего количества талантливых и способных учителей, которых много у нас в Нижегородской области.

А выработаны ли критерии оценки?

Еще раз напомню, что нормативной базы, которую должен подготовить федеральный центр, у нас пока нет. Обозначены лишь предварительные критерии, в которые входят оценки, сделанные родителями, педагогическим коллективом той или иной школы, общественностью. И в любом случае это не будет единоличной оценкой руководителя отдела образования – районного, городского или областного.

Хочу добавить, что сейчас Министерство образования РФ прорабатывает вопрос привлечения в 2006 году средств на укрепление материально-технической базы тех учебных заведений, оснащение которых находится на самом низком уровне. Мы рассчитываем, что в I квартале будущего года появится проект программы, с реализацией которой появится возможность значительно укрепить материально-техническую базу многих учебных заведений.

Теперь я перейду к проекты, связанному с развитием здравоохранения. В этом приоритетном проекте 11 направлений, поэтому остановлюсь на самых важных.

Самое главное, что основным направлением этого проекта стало решение Правительства РФ направить средства на укрепление амбулаторно-поликлинической службы, то есть – первичного звена здравоохранения, с сотрудниками которого чаще всего сталкиваются не только нижегородцы, но и все россияне. На укрепление материально-технической базы этого звена в 2006 году будет направлено 14,3 миллиарда рублей. Это средства, которые будут потрачены Минздравсоцразвития России на приобретение, в основном, диагностического оборудования – ультразвуковые сканеры, флюорографические и рентгенографические установки, а также оборудование, которое должно быть в каждой поликлинике и амбулатории. Правительство Нижегородской области свою заявку на участие в этом проекте направило. Мы предполагаем, что в 2006 году каждая амбулатория и каждая поликлиника Нижегородской области получит хотя бы несколько видов оборудования. Критериями распределения оборудования станут реальные показатели работы амбулаторно-поликлинического учреждения – сколько населения оно обслуживает, какова у него существующая оснащенность оборудованием. С другой стороны, мы не должны оставить без внимания ни одно учреждение первичного звена и будем исходить из потребностей каждого из них для того, чтобы поднять уровень обслуживания в них на более высокий качественный уровень. А вот как будет осуществляться это распределение на федеральном уровне, мы пока не знаем. Хотя, скорее всего будет проводиться конкурс среди поставщиков и мы будем получать оборудование по той заявке, которую мы направили в Минздравсоцразвития РФ.

Означает ли это, что конкурс может выиграть отечественная фирма и мы получим в наши поликлиники плохие отечественные аппараты, но много, а могли бы получить меньшее количество, но более высокого качества?

Я такой возможности не допускаю, поскольку конкурс будет проводится среди поставщиков, а не производителей медицинского оборудования. То есть, среди тех кто готов поставить оборудование для реализации этой программы. А предусмотрена поставка как импортных аппаратов, так и аппаратов, которые производятся в России. Поэтому соотношение импортного и отечественного оборудование будет определяться ближе к тому конкурсу, который будет проводиться в конце I квартала 2006 года, поскольку для его подготовки необходимо не менее трех месяцев. И новое оборудование мы будем получать не ранее II квартала будущего года.

В этом же разделе проекта предусматривается и закупка автомобилей скорой медицинской помощи. Это также очень актуальная тема, поскольку парк таких автомобилей очень изношен, особенно в сельской местности, где автомобили уже отработали по 10-15 лет. Можно представить, в каком техническом состоянии они находятся. Для реализации этого направления выделяется 3,6 миллиардов рублей в 2006 году, и Нижегородская область может получить около 100 автомобилей скорой медицинской помощи для распределения их по центральным районным больницам и станциям скорой помощи городов области. Это может решить проблемы обеспечения автомобилями скорой помощи в пределах 45-50 процентов. Но хочу отметить, что мы по- прежнему будем закупать оборудование и автомобили в рамках действующих программ за счет областного бюджета. Не скажу, что мы решим все проблемы, которые копились годами, но часть из них, в течение ближайших двух лет постараемся решить.

Кроме того, на заседании территориального фонда ОМС мы приняли решение о выделении 50 миллионов рублей из средств ТФ ОМС для укрепления амбулаторно-поликлинической службы. К слову сказать, ранее такая статья расходов в бюджете Фонда не предусматривалась.

Следующее направление проекта – материальная поддержка врачей общей практики и участковых врачей и среднего медицинского персонала, работающего с этими врачами. В этом направлении предусмотрены ежемесячные доплаты к существующим заработным платам как участковым врачам и врачам общей практики – в размере 10 000 рублей, так и медицинскому персоналу – в размере 5 000 рублей. Критерии, по которым будут приниматься решения, будут связаны не только с их нагрузкой, но и с эффективностью их работы. Я не разделяю оптимизма Министерства здравоохранения России в том, что мы смягчаем ситуацию и закрепляем кадры в первичном звене здравоохранения, поскольку такое решение создает напряжение внутри коллективов учреждений здравоохранения. Ведь сидящие рядом с участковым врачом в соседних кабинетах поликлиники «узкие специалисты» - хирург, травматолог, окулист, такой доплаты получать не будут, что на мой взгляд не совсем справедливо.

Хотя на последнем заседании Совета по реализации национальных проектов, в который входит Губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, Президентом РФ было дано поручение по «сглаживанию» этой ситуации. Минздравсоцразвития РФ прокомментировал нам это следующим образом: определено, что одним из направлений реализации проекта будет проведение диспансеризации населения – работников бюджетной сферы в возрасте от 35 до 55 лет. За каждого пациента, который будет проходить диспансеризацию в амбулаториях и поликлиниках, из федерального бюджета будет выплачиваться 500 рублей. Эти средства руководители учреждений здравоохранения имеют право направить на повышение заработной платы специалистов, которые будут участвовать в проведении диспансеризации – окулистов, невропатологов, хирургов и других.

Что касается остального персонала, не относящегося к первичному звену, то повышение заработной платы для них будет в рамках повышения для всех работников бюджетной сферы. В 2006 году это будет в пределах 20-25 процентов. Кроме того, Правительство Нижегородской области, по предложению Губернатора В.П. Шанцева, приняло решение о доплате в размере 9% с 1 января 2006 года работникам бюджетной сферы.

Геннадий Александрович, как можно оценить масштабность этих проектов? 180 миллиардов рублей – это, все-таки, общероссийская сумма. Доля Нижегородской области оценена Губернатором В.П. Шанцевым, приблизительно, в 2 миллиарда рублей. Эти 2 миллиарда на реализацию четырех важнейших для жизни людей проектов – это много для нас, при областном бюджете в 40 миллиардов рублей?

Нужно сказать, что принятый Областным Законодательным Собранием бюджет обеспечивает жизнедеятельность всей Нижегородской области. Это текущие расходы, содержание подведомственных учреждений, законы, льготы и тому подобное. А 2 миллиарда рублей – это дополнительные средства, которые позволят по многим направлениям деятельности, в первую очередь – в социальной сфере, заметно улучшить ситуацию. Конечно, для того, чтобы решить все проблемы Нижегородской области, нам нужно, хотя бы, 20 миллиардов рублей дополнительных средств, которые мы могли бы потратить в течение 2006 года на социальную сферу, финансируемой в течение последних 15-ти лет по остаточному принципу. И, в связи с этим, в этой сфере  накопилось огромное количество проблем, особенно – в системе здравоохранения.

Дата создания страницы: 16.01.2006
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet