Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга за 2013 год

Сводный отчет

  о результатах проведения антикоррупционного мониторинга

на территории Нижегородской области

в 2013 году

 

         Антикоррупционный мониторинг на территории Нижегородской области проводится в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.03.2008    № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и постановлением Правительства Нижегородской области от 23.09.2009 № 685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области» (далее – Порядок, Порядок проведения антикоррупционного мониторинга).

В проведении антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области принимали участие в рамках своей компетенции органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области, прокуратура Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ Минюста России по Нижегородской области), Торгово-промышленная палата Нижегородской области.

При составлении сводного отчета о результатах проведения антикоррупционного мониторинга использовались:

         - информационно-аналитические материалы правоохранительных органов Нижегородской области об объеме и структуре преступности коррупционного характера в деятельности органов государственной власти Нижегородской области и создаваемых ими государственных учреждений;

- материалы социологического опроса государственных гражданских и муниципальных служащих;

- информационно-аналитические материалы прокуратуры Нижегородской области о надзоре за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции;

- результаты проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов[1];

- информация о результатах проверок соблюдения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой;

- мониторинг деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области;

- результаты мониторинга публикаций в средствах массовой информации Нижегородской области по антикоррупционной тематике, а также результаты опросов общественного мнения, опубликованные в средствах массовой информации;

- материалы работы приемной Губернатора и Правительства Нижегородской области в части приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях.

Целями антикоррупционного мониторинга, в числе прочих, являются своевременное приведение правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством, разработка и реализация планов противодействия коррупции.

С учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» были приняты необходимые нормативные правовые акты Нижегородской области в области противодействия коррупции:

Законом Нижегородской области от 03.04.2013 № 41-3 внесены изменения в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях в части установления ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.

 Законом Нижегородской области от 03.04.2013 № 39-З внесены изменения в Закон Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З                               «О противодействии коррупции» в части установления обязанности лиц, занимающими государственные должности Нижегородской области, представлять сведения о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Законом Нижегородской области от 8 мая 2013 года № 63-З                           «О внесении изменений в статью 4 Закона Нижегородской области                        «О государственной гражданской службе Нижегородской области» Губернатор области наделен полномочиями по утверждению перечня должностей гражданской службы, при замещении которых представляются сведения о расходах, порядка представления сведений о расходах, порядка принятия решения об осуществлении контроля за соответствием расходов доходам, порядка осуществления контроля за соответствием расходов доходам.

Законом Нижегородской области от 4 июня 2013 года № 64-З                         «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области» и Закон Нижегородской области «О выборах Губернатора Нижегородской области»  внесены дополнения в соответствующие законы в части представления кандидатами на избираемую должность сведений о расходах, о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, а также о запрете открывать и иметь счета, хранить денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами территории РФ и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Законом Нижегородской области от 4 июня 2013 года № 67-З                         «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об избирательной комиссии Нижегородской области» внесено дополнение о ежегодном представлении председателем, заместителем председателя, секретарем и членами избирательной комиссии (на постоянной основе) сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Законами Нижегородской области от 03.04.2013 № 38-З и от 31.07.2013  № 97-З внесены изменения в Закон Нижегородской области от 12.10.2011        № 150-З «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области» в части установления обязанности представления сведений о расходах депутата, о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и о запрещении открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Соответствующие изменения в части норм, предусматривающих представление сведений о расходах, внесены в законы Нижегородской области «Об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области», «Об уполномоченном по правам ребенка в Нижегородской области», «О контрольно-счетной палате Нижегородской области».

Указом Губернатора Нижегородской области от 07.06.2013 № 70  внесены изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 № 52    «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, и государственными гражданскими служащими Нижегородской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в части установления обязанности о представлении сведений о расходах.

Указом Губернатора Нижегородской области от 11.06.2013 № 75           внесены изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009  № 51 «О представлении гражданами, претендующими на  замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в части представления сведений о расходах.

Указом Губернатора Нижегородской области от 13.06.2013 № 76             внесены изменения в Указ Губернатора Нижегородской области от 11.05.2010  № 19 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Нижегородской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования» в части размещения сведений о расходах.

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ            «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Указом Губернатора Нижегородской области от 03.07.2013 № 83 утверждены Порядок принятия решения об осуществлении контроля и Порядок осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Нижегородской области и должности муниципальной службы, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Также изданы постановления Правительства Нижегородской области, определяющие порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителями государственных учреждений Нижегородской области, и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений.

В органах исполнительной власти Нижегородской области изданы ведомственные документы по вопросам противодействия коррупции:

- административные регламенты по предоставлению государственных услуг;

- о правилах передачи подарков, полученных государственными гражданскими служащими;

- о внесении изменений в порядок получения согласия на замещение гражданином после увольнения из органов исполнительной власти должностей или выполнение работ на условиях гражданско-правового договора и др.

         Во всех органах исполнительной власти Нижегородской области (39[2]) приняты планы мероприятий по противодействию коррупции.

В муниципальных районах (43) и городских округах (9) разработаны и реализуются муниципальные программы противодействия коррупции.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами (программами), и подведением итогов выполнения запланированных мероприятий осуществлялся  на уровне руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области осуществлялась по направлениям, определенным областной целевой программой «Противодействие коррупции в Нижегородской области» на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2012 (далее – Программа, программные мероприятия).   

Полученные результаты выполнения программных мероприятий[3] могут свидетельствовать об определенной эффективности работы, направленной на достижение основной цели Программы – дальнейшее развитие и совершенствование системы противодействия (профилактики) коррупции в Нижегородской области и сохранение ее эффективности при обеспечении реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

В 2013 году проведена работа по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции. Нормативные правовые акты Нижегородской области приведены в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве. В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области приняты необходимые локальные нормативные акты  по антикоррупционному направлению. Вместе с тем необходимо отметить, что в отдельных муниципальных образованиях[4] до сих пор не завершена работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Показатель непосредственного результата Программы, характеризующий численность субъектов противодействия коррупции, по итогам реализации Программы составил 92, что полностью соответствует расчетному показателю.

Количество должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, в отношении которых прокуратурой Нижегородской области и кадровыми службами органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления Нижегородской области проведены проверки соблюдения порядка прохождения государственной гражданской и муниципальной службы, в том числе соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством, составило 6326 человек, превысив на 116,3% расчетный показатель (2925 человек).

Превышение расчетного показателя по данному направлению связано с усилением контроля за соблюдением государственными гражданскими и муниципальными служащими запретов и ограничений, предусмотренных законодательством, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны органов прокуратуры.

Обеспечен контроль за реализацией мер по противодействию коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления. Соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе, контролируется кадровыми службами в процессе ежегодного представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В 2013 году осуществлялись проверки исполнения запрета на владение лицами, замещающими государственные должности, иностранными активами: ценными бумагами и счетами.

Во исполнение Указа Губернатора Нижегородской области от 03.07.2013 № 83 года «О мерах по осуществлению контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Нижегородской области и должности муниципальной службы, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» аппаратом Правительства Нижегородской области проведена работа по осуществлению контроля за расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области.

Прокуратурой Нижегородской области на постоянной основе проводились проверки исполнения законодательства в сфере государственной гражданской и муниципальной службы. В 2013 году сотрудниками прокуратуры было выявлено в общей сложности 7612 нарушений (2012 год – 7262), привлечено к дисциплинарной ответственности 1164 должностных лица (2012 год – 1128). По-прежнему можно отметить, что основная масса нарушений допущена должностными лицами органов местного самоуправления Нижегородской области.

Позитивная динамика количественных и качественных показателей исполнения программных мероприятий может свидетельствовать о положительном эффекте реализации Программы в 2013 году: выполнение мероприятий плана по противодействию коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области в рамках реализации положений Национального плана противодействия коррупции 2012-2013 годов, антикоррупционное обучение по различным направлениям деятельности, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и т.д.

         В настоящее время реализация Программы завершена досрочно на основании постановления Правительства Нижегородской области от 14.08.2013 № 544 («О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Нижегородской области») в части признания утратившим силу с 1 января 2014 года постановления Правительства Нижегородской области от 08.08.2012 № 527 «Об утверждении областной целевой программы «Противодействие коррупции в Нижегородской области» на 2012-2014 годы.

Реализация государственной политики в области противодействия коррупции будет организована в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области на 2014-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 № 978.

Основными целями государственной Программы, в том числе, являются противодействие преступности, коррупции, создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

В Программу в полном объеме включены мероприятия, направленные на выработку методов профилактики коррупционных правонарушений, информирование населения области по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, проведение социологических опросов населения, государственных гражданских и муниципальных служащих области с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер, внедрение социальной рекламы аникоррупционной направленности и другие мероприятия.

Обучение государственных гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции, будет проводиться в рамках государственной программы «Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Нижегородской области на 2014-2016 годы» (постановление Правительства Нижегородской области от 05.07.2013  № 444) с объемом финансирования в 16 млн. рублей, реализуемой аппаратом Правительства Нижегородской области.

        

Криминогенная обстановка в сфере борьбы с коррупцией

Одним из показателей, характеризующих уровень коррупции на территории Нижегородской области, является количество выявленных и расследованных преступлений коррупционной направленности.

В течение 2013 года на территории области наблюдалась тенденция к снижению числа регистрируемых преступлений коррупционной направленности. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество выявленных правоохранительными органами преступлений данной категории сократилось на 52,3% (с 2265 до 1080).

Подразделениями органов внутренних дел в 2013 году выявлено 431 (АППГ – 793; -45,6%) должностное преступление, совершенное против интересов государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ).

Пресечено 188 фактов взяточничества (АППГ – 237; -20,7%). Задокументировано 106 (АППГ – 209; -49,3%) криминальных деяний в форме получения взятки (ст. 290 УК РФ), из которых 9 совершенны в крупном размере (АППГ – 8; +12,5%), 2 – в особо крупном (АППГ – 2; 0%).

Выявлено 82 преступления (АППГ – 28; +192,9%) по фактам дачи взятки (ст. 291 УК РФ), 1 преступление – посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), совершенное в крупном размере.

За 2013 год установлено 80 (АППГ – 37; +116,2%) фактов совершения преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ).

Продолжает оставаться высоким удельный вес коррупционных деяний, связанных с совершением мошеннических действий, а также присвоением и растратой. Доля данной группы преступлений составила 66,9% (702).

Пресечено 163 (АППГ – 143; +14%) преступления, совершенных в составе организованной преступной группы.

В ходе предварительного расследования органами внутренних дел раскрыто 852 преступления коррупционной направленности, что составило более 65% от числа раскрытых правоохранительными органами.

В течение 2013 года в суд направлены уголовные дела по 1089 коррупционным преступлениям (АППГ – 1501; -27,4%) в отношении 274 лиц (АППГ – 223; +22,9%).  По фактам получения взятки – 88 (АППГ – 151;
-41,7%), дачи взятки – 78 (АППГ – 27; +188,9%); факту посредничества - 1.
В суд направлены уголовные дела в отношении 37 взяткополучателей (АППГ – 30; +23,3%) и 79 (АППГ – 28; +182,1%) взяткодателей.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных выгод для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности отнесены противоправные действия, направленные не только против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Субъектами преступлений коррупционной направленности, наряду с лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений, также являются работники различных коммерческих структур (ЗАО, ООО, индивидуальные предприниматели и т.д.).

В соответствии с решением межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области от 28.03.2013 проводился ежеквартальный анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, и расследованных следственными органами Нижегородской области. Данная информация направлялась Губернатору Нижегородской области и заинтересованным лицам.

В 2013 году окончено расследованием 1235 (АПППГ – 1683) уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, в том числе 232 (АППГ – 713) преступления данной категории в отношении 92 (АППГ – 107) должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений.

Должностными лицами  органов исполнительной власти (2 человека[5]) совершено 7 преступлений.

В органах местного самоуправления – 36 преступлений, в том числе       17 преступлений совершены главами администраций районного и поселкового  (сельского) уровня (7 должностных лиц) и 19 преступлений должностными лицами районных и поселковых (сельских) администраций (13 должностных лиц).

В социальной сфере (здравоохранение, культура, занятость населения) совершено 12 преступлений (4 должностных лица).

Расследовано 16 преступлений, совершенных должностными лицами государственных, муниципальных предприятий и учреждений.

В системе правоохранительных и судебных органов совершено в общей сложности 161 преступление, привлечено к уголовной ответственности             64 человека.

Проведенный анализ количества расследованных преступлений коррупционной направленности (236), совершенных должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений Нижегородской области, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений показал, что:

- на федеральном уровне совершено 171 преступление (73,7%), привлечено к уголовной ответственности 71 должностное лицо;

- на областном уровне – 14 преступлений (6,0%), 5 должностных лиц;

- на муниципальном уровне – 47 преступлений (20,3%), 16 должностных лиц.

Основная масса совершаемых преступлений квалифицируется как служебный подлог (49), получение взятки (43), мошенничество с использованием служебного положения (40), злоупотребление должностными полномочиями (37), присвоение или растрата (36), превышение должностных полномочий (23).

За 12 месяцев 2013 года районными (городскими) судами Нижегородской области за преступления, предусмотренные статьями 159, 160, 201, 285, 286, 290, 291, 292 Уголовного Кодекса Российской Федерации, осуждено 64 лица[6].

Из них число лиц, которым приговором по основной квалификации (без учета сложения) назначено наказание в виде:

-   реального лишения свободы на определенный срок – 6;

-   условного осуждения к лишению свободы – 24;

-  лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 3;

-   штрафа – 31.

 

Социологические исследования[7]

В 2013 году в рамках антикоррупционного мониторинга был проведен социологический опрос государственных гражданских и муниципальных служащих. Всего было опрошено 2087 человек, из которых 1043 государственных гражданских служащих и 1044 муниципальных служащих. Опрос проводился в 6 городских округах и 19 муниципальных районах Нижегородской области.

Основной целью исследования была оценка динамики распространенности коррупционных нарушений и развития системы противодействия коррупции.

В задачи исследования входили:

1)  оценка государственными гражданскими и муниципальными служащими распространенности коррупционных нарушений;

2)  выявление факторов, благоприятствующих коррупции;

3)  выявление факторов, противодействующих совершению коррупционных действий (в том числе, латентных);

4)  оценка государственными гражданскими и муниципальными служащими эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции (федеральное и региональное законодательство);

5)  определение уровня гражданской активности по противодействию коррупции;

6)  оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых региональной и местной властью по борьбе с коррупцией.

Оценивая частоту коррупционных нарушений в Нижегородской области, государственные гражданские и муниципальные служащие говорят о невысокой их распространенности: 49% считают, что нарушения распространены со средней степенью, 25% - что мало (крайних точек зрения о том, что нарушения очень распространены или же практически не встречаются, придерживается  небольшая часть опрошенных: 12% и 14% соответственно).

За последний год, по оценкам около трети служащих, наблюдается сокращение правонарушений в этой сфере. Многие отмечают, что ситуация остается неизменной (43%). О росте количества коррупционных нарушений говорят около 20% опрошенных. Все это позволяет сделать вывод о некой стабильной ситуации с наметившимся сокращением числа правонарушений.

Несмотря на то, что, оценивая коррупциогенные сферы, служащие редко называли таковыми властные органы, более 40% сталкивались с фактами злоупотребления должностными обязанностями со стороны представителей власти. Подобное можно объяснить различием в интерпретациях понятия «коррупция», когда в сознании людей она, прежде всего, связывается со взяточничеством. Тогда же, как злоупотребления должностными обязанностями напрямую не относят к проявлениям коррупционных нарушений.

Среди населения в принципе считается нормальным давать взятку, вознаграждение за те или иные оказанные услуги. Так около половины опрошенных служащих считают, что среди населения так называемая культура взяточничества достаточно широко распространена. А сами граждане скорее занимают пассивную позицию в борьбе с коррупционными нарушениями (60%), то многие меры по борьбе с коррупцией могут быть неэффективными.

Опираясь на полученные данные социологических исследований, необходимо повышать уровень правового сознания и гражданской активности населения с целью выработки более эффективных антикоррупционных мер.

Высокая личная ответственность служащего в соблюдении антикоррупционного законодательства является фактором, препятствующим совершению коррупционных действий. Так считают 61% опрошенных служащих.

Введенная в России система «одного окна» при получении государственных услуг  и предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде (отмечают соответственно 41% и 39% опрошенных)  также являются важными факторами в борьбе с коррупцией, поскольку практически нивелируют излишнюю бюрократизированность.

Не менее важную роль в этом процессе играет и высокая гражданская ответственность, и действенная законодательная система, которая развивает уверенность служащего в неотвратимости наказания за нарушения антикоррупционного законодательства.

Государственные гражданские и муниципальные служащие не слишком различаются в своих оценках распространенности коррупционных нарушений на территории Нижегородской области и эффективности антикоррупционных мер. В то же время, есть и специфика в оценках этих двух групп.

Государственные гражданские служащие более критичны по сравнению с муниципальными, они чаще говорят о проявлениях коррупции, в том числе, с которыми они сталкиваются лично как граждане. Сами же муниципальные служащие реже говорят о том, что в принципе сталкивались с коррупционными явлениями в своей обычной жизни.

Говоря о культуре давать взятки, государственные гражданские служащие более пессимистично говорят о правовой культуре населения области, считают его более пассивным, чем служащие муниципальные.

Государственные гражданские служащие чаще муниципальных называют коррупциогенными такие сферы, как охрана правопорядка (71%), образование (60%), миграционная сфера (32%). Напротив, муниципальные служащие чаще критикуют здравоохранение (70%).

Среди причин распространения коррупции государственные гражданские служащие чаще муниципальных говорят о низких заработных платах чиновников (56%), чрезмерной бюрократизированности всех сфер госуправления (52%), стремление к личной выгоде (37%). Напротив, муниципальные служащие склонны называть меньше разнообразных причин распространения коррупции, однако чаще в данной группе звучит такая причина, как излишнее число согласующих инстанций (43%).

Государственные гражданские служащие более активны, по сравнению с муниципальными в плане определения факторов, которые могут противодействовать распространению коррупции. Они чаще называют такие факторы, как – повышение заработных плат (48%), повышение эффективности законодательства (39%), уверенность служащих в неотвратимости наказания (39%). Именно регулярное проведение проверок соблюдения порядка прохождения государственной и муниципальной службы и совершенствование антикоррупционного законодательства чаще называется государственными гражданскими служащими в числе эффективных мер по борьбе с коррупцией.

Можно сказать, что государственные гражданские служащие более грамотны и компетентны в сфере антикоррупционного законодательства, более требовательны к самим себе и остальным служащим в вопросах, связанных с соблюдением антикоррупционного законодательства. Муниципальные служащие значительно менее критичны, однако и они считают необходимым продолжить совершенствовать комплекс мер по борьбе с коррупцией.

 

Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области с целью выявления и устранения несовершенства правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области), прокуратурой Нижегородской области, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области, а также государственно-правовым департаментом Нижегородской области.

В 2013 году ГУ Минюста России по Нижегородской области была проведена антикоррупционная экспертиза 2231 нормативного правового акта Нижегородской области (АППГ – 2302). По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз коррупциогенные факторы выявлены в 19 нормативных правовых актах (АППГ – 45), в 11 актах данные факторы устранены, остальные акты находятся на рассмотрении.

В соответствии с действующим соглашением между ГУ Минюста России по Нижегородской области и Законодательным Собранием Нижегородской области в 2013 году проведена антикоррупционная экспертиза 319 проектов региональных правовых актов. Из них подготовлено с замечаниями 32 заключения.

Все заключения на проекты нормативных правовых актов готовятся              с учетом их анализа на предмет коррупционной составляющей.

Работа по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и устранению коррупциогенных факторов держится ГУ Минюста России на постоянном контроле.

Законодательным Собранием Нижегородской области в 2013 году подготовлено всего 292 проекта нормативных правовых актов. Все проекты прошли антикоррупционную экспертизу, выявленные коррупциогенные факторы (3) исключены. Проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 12 нормативных правовых актов, коррупциогенных факторов не выявлено.

В рамках взаимодействия с Законодательным Собранием Нижегородской области по совершенствованию регионального законодательства Торгово-промышленной палатой Нижегородской области проанализировано 249 проектов нормативных документов Нижегородской области, коррупциогенные факторы не выявлены.

Прокуратурой Нижегородской области в ходе осуществления своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на постоянной основе оцениваются нормативные правовые акты Нижегородской области и их проекты с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов.

В 2013 году прокуратурой области изучено 15417 нормативных  правовых  актов (АППГ – 12577), выявлено 509 коррупциогенных факторов (АППГ – 475).

За  анализируемый  период  коррупциогенные факторы  выявлены  в 427  нормативных правовых актах органов местного самоуправления и 1 нормативном  правовом  акте Правительства Нижегородской области. 

В целях устранения коррупциогенных факторов внесено 38 требований  об  изменении  нормативных  правовых актов (АППГ – 72), принесено 366 протестов (АППГ – 329),  внесено 6 представлений (АППГ – 13), направлено 6 заявлений в суд (АППГ – 4). Коррупциогенные факторы были исключены из 368 нормативных правовых актов.

За 12 месяцев 2013 года прокуратурой Нижегородской области исследовано 427 проектов нормативных правовых актов, в которых выявлено 542 коррупциогенных фактора, из 373 проектов коррупциогенные факторы  были исключены.

В основной массе коррупциогенные факторы выявляются в нормативных правовых  актах, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, бюджетного и градостроительного законодательства и др.

Типичными коррупциогенными факторами, выявляемыми  органами и организациями, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являются: 

- определение компетенции по формуле «вправе»;

- нормы, свидетельствующие о широте полномочий, позволяющие должностным лицам действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств; 

- отсутствие или неполнота административных процедур;

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

О принятых  решениях об изменении действующих нормативных  правовых  актов, содержащих  коррупциогенные  факторы, исполнительные  органы  государственной  власти области и  органы местного самоуправления информируют  прокуратуру в  установленном порядке.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 № 913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2013 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1116  проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области (АППГ – 1093).

Выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах способствует устранению порождаемых ими препятствий для реализации прав граждан и административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности.

 

Совершенствование работы кадровых подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Аппаратом Правительства Нижегородской области проводится постоянный мониторинг реализации законодательства в области кадровой политики по противодействию коррупции, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы.

Работа по организации контроля за соблюдением установленных запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области в 2013 году проводилась в рамках исполнения планов мероприятий по противодействию коррупции (с учетом положений Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы).

Соблюдение государственными гражданскими и муниципальными служащими запретов и ограничений контролируется в процессе ежегодного предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (это контроль за соблюдением запрета на владение приносящими доход ценными бумагами, акциями, а также на осуществление предпринимательской деятельности и участие в деятельности органа управления коммерческой организацией).

В органах исполнительной власти Нижегородской области сведения о доходах представляют 1547 (41%) служащих, в системе местного самоуправления области – 4547 (52%) сотрудников. В основном это лица, замещающие государственные должности, а также высшую и главную группы должностей гражданской и муниципальной службы.

В отчетном периоде осуществлялся контроль соблюдения установленного запрета на владение лицами, замещающими государственные должности, иностранными активами: ценными бумагами и счетами. Проведена соответствующая организационно-разъяснительная работа, в результате которой иностранные ценные бумаги были отчуждены, а счета – закрыты.

По сравнению с предыдущими годами, по итогам проведенной работы в 2013 году по приему сведений о доходах государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области за 2012 год можно отметить положительную динамику по оформлению и заполнению справок. Представленные сведения являются более полными и достоверными. Данные об имуществе занесены в справки в основном с правоустанавливающих документов. Официально запрошены сведения о счетах и вкладах в банках.

Информация о том, что в справках есть какие-либо нарушения, как правило, поступает из органов прокуратуры и  рассматривается комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. По органам исполнительной власти Нижегородской области эти факты единичны. В 2013 году было выявлено всего 10 случаев представления недостоверных сведений о доходах (за 2012 год) госслужащими, что составило всего 0,7% от всех поданных сведений. По сравнению с предыдущим годом отмечается сокращение и без того низкого процента недочетов при предоставлении сведений о доходах: с 2,7%   до 0,7%. В органах местного самоуправления Нижегородской области в 2013 году выявлено 147 фактов представления неполных или недостоверных сведений о доходах муниципальными служащими (это 2,2 % от всех сведений о доходах муниципальных служащих).

Во исполнение Указа Губернатора Нижегородской области от 3 июля 2013 года № 83 «О мерах по осуществлению контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Нижегородской области и должности муниципальной службы, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» проведена работа по осуществлению контроля за расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области.

Всего в 2013 году справки о расходах за 2012 год, превышающих доходы за 3 предыдущих года, представили 19 гражданских служащих и 32 муниципальных служащих. Факты коррупционных нарушений в связи с превышением расходов служащих над их доходами отсутствуют. Средства, за счет которых совершались сделки, являлись законными доходами: кредиты, накопления, продажа имущества и т.д.

В 2013 году все лица, обязанные представлять данные сведения, представили их по утвержденным формам справок в полном объеме. Таким образом, путем представления сведений о доходах, о расходах реализуется действенная мера профилактики коррупционного поведения служащих.

В рамках ежегодной диспансеризации осуществлялся контроль соблюдения ограничения по наличию заболеваний, препятствующих прохождению гражданской службы. В 2013 году таких ограничений не выявлено.

Кадровыми службами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления организован контроль соблюдения ограничения по дальнейшему трудоустройству гражданских и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов дают согласие на их трудоустройство с учетом исполняемых ранее служебных функций.

Проверки соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений при прохождении гражданской службы, а также при поступлении на гражданскую службу проводятся в установленном порядке. В 2013 году проведены проверочные мероприятия в отношении 132 гражданских служащих и 198 кандидатов, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, на предмет занятия ими предпринимательской деятельностью или участия в управлении коммерческими организациями  и т.д. При проверке 8 кандидатов установлены факты, препятствующие, согласно статьям 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», их приему на службу.

Контроль за соблюдением общих принципов служебного поведения, а также урегулирование конфликта интересов обеспечиваются деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые созданы во всех органах исполнительной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления Нижегородской области.

Основным показателем уровня соблюдения гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области установленных запретов и ограничений служит единичное количество их нарушений.

Так в органах исполнительной власти Нижегородской области в 2011-2013 годах выявлено только три случая нарушения запрета на совместную службу родственников (в территориальных органах (лесничествах) департамента лесного хозяйства Нижегородской области) и один факт владения служащими ценными бумагами, не переданными в доверительное управление (инспекция госстройнадзора Нижегородской области).

В каждом случае были приняты необходимые меры реагирования: в департаменте лесного хозяйства Нижегородской области два сотрудника территориальных органов были уволены и один переведен на другую должность, служащий инспекции госстройнадзора Нижегородской области произвел отчуждение ценных бумаг.

По информации, полученной из органов местного самоуправления, нарушения запретов и ограничений муниципальными служащими также имеют единичный характер. С 2011 по 2013 год выявлено 7 случаев нарушений запретов и ограничений (по совместной службе родственников, участию в управлении коммерческой организацией, занятию предпринимательской деятельностью, владению акциями без передачи в доверительное управление) в администрациях г.Н.Новгорода, г.Дзержинска, г.Сарова, Семеновского, Воскресенского и Починковского районов.

Все нарушители привлечены к дисциплинарной ответственности (замечания и выговоры), переведены на другие должности либо уволены с муниципальной службы.

За 2013 год в 1 случае выявлена возможность возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе и в 10 случаях на муниципальной службе. По результатам заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов все служащие привлечены к дисциплинарной ответственности.

Заседания комиссий проводятся по мере возникновения оснований для их проведения. В 2013 году в органах исполнительной власти проведено 25 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и 125 заседаний комиссий в органах местного самоуправления Нижегородской области.

Основная масса рассматриваемых вопросов комиссиями органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области касается представления неполных либо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Результаты работы комиссий в целом можно характеризовать положительно. Осуществляется практически 100% привлечение нарушителей к ответственности. Замечания прокуратуры и аппарата Правительства Нижегородской области учитываются, нарабатываются  навыки применения комиссиями законодательства о противодействии коррупции.

Меры по активизации деятельности комиссий и повышению эффективности работы кадровых служб обеспечиваются путем систематического проведения семинаров и совещаний по всем проблемным вопросам.

В целях выполнения законодательства по противодействию коррупции одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих является обучение по вопросам противодействия коррупции.

         В связи с тем, что за данное направление деятельности в органах исполнительной власти отвечают кадровые службы, особое внимание уделяется проведению обучающих мероприятий для их представителей.

         В 2013 году организован ряд практических семинаров для руководителей и специалистов кадровых служб:

         - «Практические аспекты деятельности кадровых служб органов исполнительной власти Нижегородской области»  (39 чел.);

            - «Реализация комплекса мер по исполнению Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 гг.» (82 чел.);

- «Порядок представления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (78 чел.). В рамках вышеуказанных семинаров рассмотрены вопросы:

- об организации работы в органах исполнительной власти Нижегородской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений;

- об осуществлении комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или как просьба о даче взятки;

- об организации работы по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих в процессе реализации государственных функций, а также по корректировке перечней должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, об осуществлении комплекса мер, направленных на привлечение служащих к участию в мероприятиях по противодействию коррупции;

-о разъяснении госслужащим ограничений и запретов при исполнении должностных обязанностей, ответственности за коррупционные правонарушения, порядка представления государственным гражданским служащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Ежегодно обучающими мероприятиями охватывается все большее количество гражданских и муниципальных служащих (если в 2011 году было обучено 280 государственных и 520 муниципальных служащих, то в 2013 году – более 500 государственных служащих и более 1000 муниципальных служащих).

Учебные программы разрабатываются для разных категорий слушателей:

- государственные гражданские и муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит участие в работе по противодействию коррупции;

- сотрудники кадровых подразделений, на которых возложены функции по профилактике коррупционных правонарушений;

- сотрудники органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые являются членами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Программы обучения основываются на действующем законодательстве в области противодействия коррупции, в качестве лекторов привлекаются действующие профессионалы-практики (представители органов исполнительной власти, прокуратуры Нижегородской области).

В 2013 году 104 госслужащих обучены на курсах повышения квалификации по темам: «Новое в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции» (68 час.), «Актуальные проблемы российского законодательства» (72 час.), «Этика делового общения, служебное поведение и урегулирование конфликта интересов в практике государственной гражданской службы» (64 час.), «Механизмы противодействия коррупции и профилактика коррупционных проявлений в системе государственного управления» (36 час.), «Антикоррупционные механизмы деятельности органов власти в контексте реализации административной реформы» (36 час.). Кроме этого, для совершенствования кадрового аспекта работы по вопросам противодействия коррупции в большинство программ повышения квалификации, реализуемых в Нижегородской области в рамках госзаказа, включаются специальные разделы, состоящие из лекционных и практических занятий в данной области.        

За отчетный период проведено 8 краткосрочных семинаров-практикумов для госслужащих, муниципальных служащих, руководителей государственных и муниципальных учреждений области по различным вопросам реализации кадровой политики в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления области, в том числе по вопросам изменений в законодательстве о противодействии коррупции и порядку представления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В семинарах приняли участие 1184 человека.

          Кроме того, проведено 4 выездных семинара-практикума в муниципальных районах области по аналогичным вопросам, в которых приняли участие 768 человек.

         В Нижегородском институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в период с 24 по        28 июня 2013 года проведены курсы повышения квалификации для государственных гражданских служащих по теме «Механизмы противодействия коррупции и профилактика коррупционных проявлений в системе государственного управления».

В феврале 2013 года  на базе администрации Большемурашкинского района Нижегородским институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  с участием 6 районов области проведен семинар-практикум по теме «Формирование антикоррупционного поведения муниципальных служащих».

 

Стимулирование антикоррупционной активности общественности, мониторинг средств массовой информации

Важнейшим аспектом реализации антикоррупционной политики в Нижегородской области является обеспечение открытости органов власти во взаимоотношениях с населением.

Контроль институтов гражданского общества за реализацией планов по противодействию коррупции осуществляется путем участия независимых экспертов (лиц, не замещающих должности гражданской службы) в составе конкурсной, аттестационной комиссии и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Участие институтов гражданского общества в контроле за выполнением мероприятий, предусмотренных планами по противодействию коррупции, обеспечивается посредством официального сайта Правительства Нижегородской области (раздел «Противодействие коррупции»), в котором содержится информация о реализации антикоррупционной политики в Нижегородской области. Данная информация постоянно обновляется. На официальных сайтах органов исполнительной власти Нижегородской области также размещается информация по реализации антикоррупционных мероприятий.

В ряде муниципальных образований Нижегородской области созданы общественные консультативные советы, члены которых принимают участие в обсуждении общественно-значимых вопросов (проекты бюджетов на очередной финансовый год, проекты муниципальных правовых актов), совещаниях, конференциях.

Представители общественных объединений и организаций являются постоянными участниками «круглых столов», пресс-конференций, районных конкурсов и других мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции.

В 2013 году в средствах массовой информации (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией было посвящено в общей сложности 447 материалов.

В том числе: 144 публикации – в областных и городских газетах, 22 – в региональных вкладках федеральных газет, 173 – в районных газетах, 138 – видеосюжетов на региональных телеканалах.

По сравнению с 2012 годом (441 материал) количество публикуемых материалов по  антикоррупционной тематике в 2013 году возросло на 8,2%.

В течение 2013 года в программах регионального телевидения «Новости», «Послесловие. События дня», «Кстати», «ОбъективНО», «Вести-Приволжья» на телеканалах «Волга», ГТРК-НН, ННТВ, Сети-НН проводились опросы общественного мнения на антикоррупционную тематику.

В том числе:

- 30.01.2013 – «Можно ли победить коррупцию в России?» (звонков – 3537): нет, это вопрос ментальности – 20,6%; нет, но можно уменьшить масштабы – 13,5%; возможно, было бы желание – 61,5%; да, и многое для этого уже делается – 4,4%.

         - 28.05.2013 – «Проверять ли чиновников, силовиков на детекторе лжи?» (звонков – 2863): да, нужен жесткий отбор – 34,8%; нет, это лишнее (не поможет) – 5,2%; проверять надо всех начальников – 52,6%.  

- 30.07.2013 –  «Какие экономические преступления опаснее?» (звонков – 1749): коррупция, взятки, откаты – 43,1%; особо крупные хищения – 14,1%; рейдерство, вывоз капитала – 16,5%; мошенничество на доверии людей – 26,4%.

По результатам интерактивных опросов общественного мнения на антикоррупционную тематику в рамках телевизионных программ[8] за последние два года количество нижегородцев, которые никогда не сталкивались с недобросовестными чиновниками, увеличилось на четверть, более 20% жителей региона не могли вспомнить случаев коррупции.

Тема борьбы с коррупцией регулярно поднимается в рамках теливизионных передач с участием Губернатора Нижегородской области и членов Правительства Нижегородской области.

В целях привлечения СМИ Нижегородской области к активному освещению тем, связанных с противодействием (профилактикой) коррупции на территории Нижегородской области, министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области совместно с Нижегородской региональной общественной организацией «Межнациональный союз» и общественной организацией «Союз журналистов Нижегородской области» в мае 2013 года был объявлен прием заявок на участие в конкурсе на лучший журналистский материал по антикоррупционный тематике в 2013 году среди печатных и электронных СМИ Нижегородской области. Положение о конкурсе и состав конкурсной комиссии размещались на сайте министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области. В конце ноября 2013 года были поведены итоги конкурса[9].

ГУ МВД России по Нижегородской области через средства массовой информации осуществляется информирование граждан о результатах работы по противодействию коррупции. В 2013 году в средствах массовой информации вышло 810 материалов, посвящённых или затрагивающих вопросы борьбы с коррупцией и направленных на формирование в обществе активной гражданской позиции, нетерпимости к проявлениям коррупции. Из них: в телеэфире – 151 сюжет, на радио – 71, в печатных изданиях – 188 материалов, на лентах информационных агентств – 400 сообщений.

Следственным управлением Следственного комитета по Нижегородской области на постоянной основе проводилось систематическое информирование общественности о состоянии работы по противодействию коррупции. Средствам массовой информации оказывалось содействие в широком освещении этой работы, в открытом доступе размещалась информация о результатах расследования уголовных дел  и вынесенных по ним судебных решениях.

При организации взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью в сфере противодействия коррупции в 2013 году отмечено 3743 выступления и информаций (по телевидению транслировалось – 1655, по радио – 431, в печати – 381, в информационной сети Интернет – 1276).

        

 

Работа с обращениями граждан

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции показывает, что значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

Управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области всего рассмотрено 166 обращений, из которых 22 направлены в правоохранительные органы, 26 – в органы исполнительной власти Нижегородской области, по остальным обращениям даны разъяснения и направлены ответы заявителям.

Прием сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства проходит в рабочем режиме на постоянной основе. В текущем периоде было принято 4 сообщения данной категории, все обращения рассмотрены.

Организована работа по приему обращений граждан в режиме «горячей телефонной линии» в органах исполнительной власти Нижегородской области.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для сообщения о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами государственных и муниципальных учреждений. В течение 2013 года через Интернет-портал поступило всего 38 сообщений. Из общего количества поступивших сообщений 11 оставлены без рассмотрения, так как имели анонимный характер и не содержали конкретных сведений о совершенных правонарушениях коррупционной направленности. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по подведомственности:

- 8 – в правоохранительные органы;

- 1 – в прокуратуру Нижегородской области;

- 1 – в Управление Росреестра по Нижегородской области;

- 16 – в органы исполнительной власти Нижегородской области;

- 1 – в орган местного самоуправления Нижегородской области.

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

Результаты проведения антикоррупционного мониторинга в 2013 году показывают, что в Нижегородской области принимаются все необходимые меры для повышения эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная работа проводилась в соответствии с рекомендациями Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297.

Приняты необходимые нормативные правовые акты региона в области противодействия коррупции и обеспечен контроль за реализацией данных актов.

Разработаны и реализуются планы противодействия коррупции. В рамках предоставленных полномочий органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области принимаются комплексные меры по противодействию и минимизации «бытовой» коррупции.

Значительный объем мероприятий, направленных на профилактику коррупции, реализован по линии кадровой работы:

- разработан ряд нормативных правовых актов в сфере профилактики коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе;

- созданы и работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- разработаны памятки для государственных гражданских и муниципальных служащих по недопущению коррупционного поведения;

- организована работа по предоставлению государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- проводились научно-практические конференции (обучающие семинары, круглые столы) по антикоррупционной тематике.

В 2014 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции.

Повышение эффективности антикоррупционных мероприятий, в комплексе с другими мерами, будет обеспечиваться укреплением связей с общественностью, повышением прозрачности механизмов принятия органами власти и местного самоуправления Нижегородской области решений в экономической и социальной сферах, более активным использованием потенциала институтов гражданского общества, печатных и электронных средств массовой информации.

 

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области

 

 



[1] Результаты по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов представлены ГУ Минюста России по Нижегородской области, Законодательным Собранием Нижегородской области, прокуратурой Нижегородской области, государственно-правовым департаментом Нижегородской области, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области.

[2] Из 39 органов исполнительной власти Нижегородской области 7 органов исполнительной власти Нижегородской области находятся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы аппарата Правительства Нижегородской области. Приказом аппарата Правительства Нижегородской области утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в аппарате Правительства Нижегородской области и органах, находящихся на кадровом обслуживании в управлении государственной гражданской и муниципальной службы аппарата Правительства Нижегородской области.

[3] Подробный отчет о реализации Программы за 2013 год представлен в министерство экономики Нижегородской области отдельным документом.

[4] Краснооктябрьский, Лукояновский, Сергачский, Сокольский, Уренский, Шатковский муниципальные районы, городские округа г.Арзамаса и г.Сарова.

[5] Начальник Дзержинского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области; главный государственный инженер-инспектор по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Шатковского района.

[6] Официальные данные Управления Судебного департамента в Нижегородской области

[7] Социологические исследования были проведены на основании опроса государственных гражданских и муниципальных служащих.

В августе 2013 года в связи с сокращением финансирования социологических исследований из бюджета Нижегородской области заказ на проведение второго этапа, предусматривающий социологический опрос населения и предпринимателей размещен не был.

[8] Волга  (Новости. Послесловие. События дня), Сети-НН (Кстати). Домашний (Просто), ГТРК-НН (Вести-Приволжья), ННТВ (Объективно).

[9] По результатам рассмотрения представленных на конкурс материалов (протокол конкурсной комиссии от 28.11.2013 № 3) в категории «печатные издания» диплом и ценный приз был вручен редакции газеты «Новое дело. Областной выпуск» (ГП НО «Редакция газеты «Новое дело». Областной выпуск) за публикацию Ю.Н.Максимовой «Деньги для директора».  В категориях «телепрограммы», «радиопрограммы» и «информационные агентства» конкурс был признан не состоявшимся ввиду отсутствия представленных на конкурс материалов.

Дата создания страницы: 02.04.2014
Дата модификации страницы: 02.04.2014