Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

26.03.2014 14:00"Любой закон направлен на создание более комфортных условий для жителей Нижегородской области"

Ровно двадцать лет назад — 27 марта 1994 года было сформировано Законодательное Собрание Нижегородской области. За прошедший период региональный парламент принял более 1800 законов и более 8 тысяч постановлений. Это позволило создать правовую базу, которая регулирует практически все сферы общественной, экономической и социальной жизни нижегородцев. Как развивался парламент все это время? Каким мы его увидим в ближайшем будущем? Об этом рассказал председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Лебедев.

— Евгений Викторович! Законодательному собранию Нижегородской области исполняется 20 лет. Законодателей показывают, чаще всего, голосующими, но не все понимают, чем же они все-таки занимаются?

— Закон или постановление, которые депутаты принимают на заседании, — это уже конечный продукт. Он не может родиться, если мы не достигли компромисса всех заинтересованных сторон: регионального правительства, прокуратуры области, министерства юстиции и других структур, которые высказываются по профилю закона и заинтересованы в его принятии. Чтобы понять и учесть интересы всех заинтересованных сторон, мы пишем им запросы, а также встречаемся и проводим рабочие встречи, круглые столы, чтобы услышать мнение каждого. Работа ведется напряженная и рутинная, потому что времени для того, чтобы принять закон, не так много. Законы, как правило, вносятся в том же месяце, в каком мы их и рассматриваем в первом чтении, а часто бывает сразу в двух чтениях.

— Принятие законов — это вершина айсберга, часть работы, которую видно. Но ведь кроме непосредственно законодательной деятельности, депутат обязан встречаться с людьми, общественными организациями, другими членами гражданского общества, поскольку работа депутата более многогранна, чем кажется простому обывателю.

— Вы абсолютно правы. Дело в том, что любой закон, который мы принимаем, направлен на создание для населения Нижегородской области более комфортных условий для проживания. Несмотря на то, что законы, как правило, пишутся в пользу большинства населения, кому-то они помогают, кого-то — ограничивают. Принимать закон, который будет удобен для какой-тонебольшой когорты людей — это неправильно. По этой причине мы работаем с Общественной палатой, с Ассоциацией промышленников и предпринимателей и другими организациями, а кроме того, проводим встречи в районах, чтобы выяснить мнение руководителей органов местного самоуправления, населения района по тому или иному вопросу. Как правило, мы выбираем районы, где интересующий нас вопрос наиболее ярко выражен: позитивно или, наоборот, доставляет проблемы. Мы называем его парламентский день. Сейчас есть практика проводить его в вузе. Это то новое, что мы в этом году применили.
Конечно, лакмусовой бумажкой для депутата является прием населения. Ты встречаешься с людьми, разговариваешь по той проблеме, с которой к тебе обратились, попутно узнаешь, как человек чувствует себя в том правовом поле, которое существует в Нижегородской области. Это тоже хорошая информационная подпитка, которая позволяет принимать решение в пользу большинства населения.

— После того, как Союз прекратил свое существование, законодательную базу пришлось формировать заново, это происходило в течение нескольких лет. Законы тогда создавались, что называется, с чистого листа, важна была законодательная платформа, по которой можно жить. В последние годы очень серьезное внимание уделяется мониторингу, отслеживанию работы уже принятых законов. Таким образом, совершенствуется законодательство. Насколько все это действенно?

— Дело в том, что каждому созыву соответствовало какое-то время развития общества. И вы абсолютно правы, что первые два созыва приступили к своим обязанностям на изломе формаций, когда мы получили другую страну, с другой экономикой, принципом производственных отношений, другой политикой. До этого у нас не было Законодательного собрания, оно появилось, когда малый совет назначил выборы. Тогда у нас существовало много законодательных пробелов, и мы первым созывом занимались подготовкой законов, которые необходимы были для урегулирования сиюминутных вопросов. И надо отдать должное тому депутатскому корпусу: они принимали законы опережающие свое время, таких законов не было даже на уровне федерации. Кроме того, нашими коллегами принимались тогда просто неординарные решения. Достаточно вспомнить «немцовские» деньги. Это было достаточно революционное нововведение. Дальше был третий созыв. Он уже занимался разграничением полномочий Российской Федерации и Нижегородской области.

Как вы уже сказали, сейчас мы занимаемся совершенствованием законов. Это верно, потому что в 2009 году, если посмотреть диаграмму законов, мы приняли их больше всего. Потом количество идет по ниспадающей. Это говорит о том, что к 2009 году, в основном, была сформирована законодательная база. Сейчас у нас почти 2 тысячи законов и постановлений, они охватывают все сферы нашей жизнедеятельности. С 4-го созыва мы начали мониторить законы, то есть, возвращаться к ним и смотреть, как они работают, какие изменения сегодня можно внести, чтобы они были более совершенными. 

В это время как раз и появились парламентские дни, встречи с общественными группами. Это связано с тем, что законы пишутся для людей. На встречах мы людей спрашиваем, хорошо ли законы действуют, нам отвечают открыто, безо всяких прикрас, рассказывая правду. Но сегодня мы работаем не только на уровне обратной связи с населением. У нас тесные связи с Ассоциацией представительных органов Нижегородской области, другими субъектами Федерации, Ассоциацией представительных органов государственной власти ПФО. Кроме того, создан совет законодателей в Государственной Думе России. Таким образом, работа по совершенствованию законодательства сегодня ведется в широком масштабе и, на мой взгляд, достаточно эффективно.

— В одном из самых близких для нижегородцев законов говорится, что достаточно 2 тысяч подписей, чтобы вашу законодательную инициативу депутаты готовы были рассматривать. Какие цели преследует такая норма?

— Это продолжение тех усилий, которые мы предпринимаем. Часто возникают ситуации, которые дают нам понять, что люди не очень хотят разбираться, как создаются законы. Рутинная работа людям непонятна. Они просто хотят, чтобы законы были хорошие. И, конечно, одно из направлений нашей работы — это вовлечение людей в законотворческую деятельность. В прошлом году мы приняли закон «О законодательной инициативе граждан». Он значительно упрощает процедуру внесения гражданских инициатив в региональный парламент. Ведь сначала надо было собрать 50 тысяч подписей, затем мы снизили их до 10 тысяч, а сейчас мы опустили планку до 2 тысяч подписей в надежде на то, что люди воспримут это как легкую возможность повлиять на жизнь в регионе. Мы сегодня «раскачиваем» общество и парламент, чтобы они вносили какие-тоинициативы. Проводя парламентские дни, «провоцируем» креативную молодежь, которые учатся в профильных вузах, чтобы они также вносили нам какие-то предложения. Думаю, что в ближайшее время мы добьемся своих целей. Шаг за шагом сделаем так, что общество будет участвовать в законотворческой деятельности.

— Сейчас много говорят о гражданском обществе. Но нельзя его назначить, оно должно родиться. Как развитие правового государства сказывается на принятии законов?

— Надо понимать, что не все законопроекты, которые мы рассматриваем, доходят до стадии закона, не все принимаются. Часть из них отсеивается на стадии обсуждения в комитетах, часть «сносится» на заседании Законодательного собрания. Формирование закона — это компромисс всех заинтересованных сторон, а не просто принцип договоренности. Причем любой закон должен иметь финансовое подкрепление. Для этого надо договориться с правительством, найти источники финансирования.

Бюджет области, который мы принимаем с предыдущего года на следующий, расписан весь до копеечки, кроме резерва губернатора, который необходим для чрезвычайных происшествий. И сегодня не так-то просто даже под хорошую инициативу найти средства. У нас и так 2/3 бюджета тратится на социальную сферу. Поэтому если мы хотим кому-то добавить льготы, надо понимать, что у кого-то их надо отобрать. Поэтому здесь очень важен баланс интересов.

Я думаю, когда люди поймут, что любой закон принимается не только поднятием руки, а его формированию предшествует системная работа, то люди по-другому будут относиться к депутатам. Когда мы видим хорошую динамику развития области за 8 лет, это не означает, что очень много средств потрачено. Это означает, что идет эффективное их расходование, поскольку лишних средств не бывает.

— 20-летие — серьезная дата. Она приходится как раз на Ваше председательство. Есть ли у Вас ощущение праздника?

— Вы знаете, что 27 марта мы проводим не только торжественные мероприятия, посвященные 20-летию, но и заседание Законодательного собрания. На повестке дня у нас порядка 40 вопросов. Так что будем в этот день еще и работать.

Источник: http://www.vremyan.ru/interviews/ljuboj_zakon_kotoryj_my_prinimaem_napravlen_na_sozdanie_bolee_komfortnyh_uslovij_dlja_zhitelej_nizhegorodskoj_oblasti.html

Дата создания страницы: 26.03.2014
Дата модификации страницы: 26.03.2014
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet