Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

14.12.2005 11:20Сергей Крысов: «Власть и государство должно вмешиваться не в процесс бизнеса, а в условия, которые представляет территория бизнесу, и видеть в этом свою роль»

Интервью министра инвестиционной политике информационному агентству «Интерфакс»

Министерство инвестиционной политики появилось в структуре правительства Нижегородской области впервые. Каковы главные цели и задачи работы данного министерства, его структура?

- Сейчас действительно замечательная эпоха для нашей страны - у России появилась инвестиционная привлекательность. Об этом говорят все, и, по последней информации, Россия вошла в десятку инвестиционно-привлекательных стран, занимая на сегодняшний день шестое место. Благодаря политике стабилизации, страна демонстрирует устойчивый рост в течение многих лет, показывает хорошие финансовые результаты по обслуживанию внешнего долга, по наращиванию своих резервов, резервов ЦБ и стабфонда. Поэтому она стала интересной для инвесторов, и инвесторы приходят во многие регионы.

Я занимался и занимаюсь инвестиционной деятельностью с 1992 года, занимался конкретными и системными проектами в области привлечения инвестиций. Можно назвать мою специальность "инвестиционный сервистинг". Такой специальности пока нет, но я думаю, что необходимость в ней назревает.

По уровню иностранных инвестиций Нижегородская область с 1995-1996 года не поднялась. Если в 1995-96 гг. официальная статистика дает сведении о $140 млн.  инвестиций в год, то в этом году мы, может быть, наберем $100 млн. В то же самое время внутренние инвестиции в регионе выросли с 10 млрд. рублей до 50 млрд. рублей и подошли к уровню $2 млрд. в год. В этом смысле в Нижегородской области происходит провал по иностранным инвестициям. Причин тому много, однако, одной из основных является то, что отсутствовала системная организация, которая должна была заниматься этой работой. В этом смысле решение нового губернатора создать министерство инвестиционной политики в структуре регионального правительства является не просто верным, но стратегически правильным. К нам не идет инвестор в массовом масштабе, потому что с ним никто не работает, а во-вторых, если с ним работают - то только для того, чтобы заставить его решать собственные проблемы. Не его проблемы, а наши проблемы: даются завышенные технические условия, предлагаются заведомо неприемлемые площадки и т.п.

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области создано для того, чтобы в этой работе осуществить реальную помощь инвестору, чтобы работать с ним в режиме "одного окна". То есть  с одной стороны мы будем взаимодействовать с инвестором, а с другой стороны мы будем взаимодействовать со всем "чиновничьим людом". И чиновникам будет уже некуда деваться, как только договариваться между собой и давать инвестору готовые приемлемые решения. В результате улучшится и инвестиционный имидж, и инвестиционный климат, и тогда мы сможем стать конкурентоспособным регионом.

Если говорить о  структуре министерства инвестиционной политики Нижегородской области, то можно выделить 3 блока: первый блок связан с внутренними инвестициями, второй блок – с внешними инвестициями, и  третий – связан с обеспечением инвестиционной деятельности. То есть министерство оказывает реальную помощь инвестору в решении конкретных практических вопросов по сбору технических условий, урегулированию юридических и земельных вопросов. Министерство в этом смысле является инструментом для правительства и губернатора, а также будущего инвестиционного совета, который будет в ближайшее время создан.

Сергей Васильевич, расскажите, кто войдет в состав инвестиционного совета? Какие функции будет выполнять этот  совет?

- Инвестиционный совет возглавит губернатор. Также в него будут входить заместители губернатора, главы МСУ, с правом совещательного голоса будут входить представители федеральных и региональных органов исполнительной власти. Инвестиционный совет будет рассматривать инвестпроекты. В случае если проект соответствует задачам социально-экономического развития нашего региона и получит одобрение совета, то этому проекту будет дана поддержка в лице административного ресурса, в том числе в лице министерства инвестиционной политики, а также ряда других подразделений, департаментов  и министерств правительства области. В этом смысле министерство инвестиционной политики будет координатором работы.  Порядок  деятельности инвестиционного совета пока не утвержден, но планируется, что он будет введен уже в 2005 году. В наше министерство уже подано на рассмотрение около 30 заявок инвестиционных проектов. Сейчас мы работаем с этими инвесторами и проводим подготовительную работу.

Будут ли происходить еще какие-то структурные изменения в составе правительства, приниматься какие-либо законопроекты, касающиеся деятельности инвесторов на территории Нижегородской области?

Последние изменения  в структуре правительства связаны с выделением блока земельно-имущественных отношении. Эти изменения также нацелены на более системное решение задачи инвестиционной активизации нашего региона.

Недавно был принят закон о регулировании земельных отношений, готовится закон о градостроительной деятельности, проводится обсуждение  с рядом инвесторов.

Пока  идет подготовка общего порядка работы. В частности, готовится порядок работы системы "одного окна". Губернатор поставил задачу рассмотреть эти предложения в ближайшее время. Эта работа будет выполнена, затем она должна пройти согласование, и будет введена в действие постановлением правительства области. Я думаю, что с  2006  года  система "одного окна" реально заработает.

В какие отрасли промышленности региона планируется привлекать крупных инвесторов для организации производств на территории Нижегородской области?

- Для того, чтобы определить эти приоритеты, сейчас компания "Стратегика" разрабатывает программу развития области до 2020 года. Эта программа расставит приоритетные отрасли в порядке их значимости,  определит пути главного инвестиционного удара, и тогда можно уже будет говорить с определенностью о конкретных направлениях работы. Сейчас можно говорить только о тех традиционных направлениях, которые были приоритетными в Нижегородской области всегда, таких как автомобилестроение, нефтехимия. После того как правительство примет программу развития области до 2020 года, будет ясно, какие направления главные.

На какие льготы могут претендовать компании, работающие на территории технопарка?

- По каждому вопросу предоставления льгот инвесторам будет приниматься решение в индивидуальном порядке. В технопарке в пос.Сатис основным направлением станут IT-технологии, поэтому там не очень важны таможенные льготы.

Кроме того, у нас готовится программа организации  еще одного своего рода технопарка - медицинского центра в Нижнем Новгороде. Проводится большая подготовительная работа. Я не могу пока говорить об этом подробно. Могу сказать только, что это будет партнерство частного инвестора и государства.

Правительство будет поддерживать технопарки, потому что наш научно-технологический потенциал просто обязан достойно выйти на рынок. У государства нет другого пути – нам надо развивать научно-технический потенциал, а технопарки – это одна из действенных форм.

Вы упомянули, о том, что у созданного совсем недавно министерства инвестиционной политики уже есть коло 30 инвестиционных предложений. Компании каких стран наиболее активно заявляют о намерении инвестировать средства в регион? Можно ли говорить о приоритетных отраслях промышленности для инвесторов определенных стран?

- Пока это все штучные проекты, поэтому сложно говорить о какой-то системе. Есть заявки на строительство предприятий, в том числе со 100% иностранным капиталом, заявки на строительство торговых центров, на реконструкцию и модернизацию собственных производств. Среди традиционных стран, с которыми сотрудничает Нижегородская область, -  Германия. Это наш самый "большой" партнер. В формате нового правительства региона мы провели уже несколько встреч с Нижней Саксонией (с представителями земли - ИФ),  и в первом квартале 2006 года планируем посетить с официальным визитом этот регион. Также провели ряд встреч и переговоров с Финляндией - им интересен не только наш лес, но сейчас разрабатывается проект по организации частной школы международного образца, которую они готовы финансировать. Идет активный диалог с Японией, с Японским центром в Нижнем Новгороде и представителями японских компаний. Сотрудничаем с Чехией. Недавно в числе нескольких российских регионов мы презентовали Нижегородскую область на российско-чешском форуме. Канадские компании интересуются строительством и автомобилестроением.

Есть ли уже предложения каких-либо иностранных компаний об инвестировании средств на территории области? Каких?

- Да, есть. Например, Словения обратилась с проектом компании Gorenje (производитель стиральных машин). Сейчас идет очень серьезная борьба за площадку, потому что компания делает выбор между Санкт-Петербургом и Нижегородской областью. К сожалению, мы пока проигрываем с точки зрения предприятий, осуществляющих комплектацию. Нижегородская область предложила на выбор 4 площадки. Словенская сторона ищет так называемый "green field" с коммуникациями.  Срок реализации проекта составит около18 месяцев, объем инвестиций - $10 млн. в первую очередь и $ 15 млн.  – во вторую очередь.

Очень интересный проект по строительству завода МДФ с объемом инвестиций $23 млн. предложили китайцы. Это совместный российско-китайский проект. При этом китайская сторона (Шиньянская корпорация тяжелого машиностроения) поставляет оборудование, а российская сторона (ОАО "Юнипласт") должна предоставить площадку, оплатить затраты на строительство и пуск. К нам в правительство обратили совместно российская и китайская компании, и сейчас идет поиск площадки. Идет серьезная борьба между муниципальными образованиями северных районов за то, чтобы такой завод был построен на их территории. Это будет завод по переработке низкокачественных сортов древесины с оборотом почти $25 млн. в год и объемом производства около 80 тыс. кубометров МДФ. Расчеты показывают, что налоговый платеж во все уровни бюджетов будет порядка 50-60 млн. рублей в год.

Когда идет поток таких предложений, понятно, что должно делать  правительство – готовить такие площадки. Мы должны иметь каталог готовых инвестиционных площадок, который был бы открытым каталогом предложений для инвесторов. Такую работу мы тоже начали делать. С начала 2006 года мы будем вывешивать эту информацию на сайте правительства и постоянно обновлять ее.

Кроме того, чрезвычайно важной является работа по рекламно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности. Мы очень сильно проигрываем по этому показателю, так как готовим не качественные материалы, а количественные, мы ведем инвестиционный каталог, в котором просто набор компаний. При этом у нас нет хорошей, достойной презентации Нижегородской области, которая была бы понятна инвестору, была бы визитной карточкой региона. В настоящее время ведется работа над созданием этой презентации, за образец мы взяли опыт Ирландии. К концу года мы планируем представить первый вариант такой карточки, а дальше просто будем наполнять ее всем миром. Она должна быть представлена и в электронном и в печатном виде, но в едином ключе.

 С Вашей точки зрения, что является более выгодным для инвестора – создание совместного предприятия с уже работающими на территории Нижегородской области организациями или размещение производства на "чистой площадке"?

- На мой взгляд, вопрос не в том, собственное это производство на "чистой площадке" или совместное предприятие. Интересно, чтобы бизнес приходил на нашу территорию. Власть и государство не должно вмешиваться в процесс бизнеса. Государство должно вмешиваться в условия, которые представляет территория бизнесу и видеть в этом свою роль. А бизнес сам оценит действия власти, и тогда только будет уважать эту власть, когда власть ему предоставляет квалифицированную услугу.

В Нижегородской области еще не пришло то время, когда мы можем направлять инвестора в разные районы. Нам нужны любые инвесторы, потому что надо наполнять бюджет. Каждый доллар внешних инвестиций дает ежегодно от 5 до 7 центов в наш консолидированный бюджет области. Таким образом, если мы привлекаем инвестиции на $10 млн., то на 20 млн. рублей мы каждый год пополняем наш консолидированный бюджет.

Многие инвесторы, приходя сюда, просят о конфиденциальности. Это элемент нормальной культуры, нормальной тишины, которую любят инвестиции. Квалифицированная компания приходит сюда, чтобы победить в конкурентной борьбе другие компании и это понятно. В этой связи мы не должны давать преимущество кому-то, а давать приоритет тому, кто придет первым. Приходите, как можно быстрее. Нижегородская область - это высоко инвестиционно-привлекательный регион. Почему это так, - мы должны доказать, создать систему, дать информацию в открытом виде.

ИА «Интерфакс»

Дата создания страницы: 14.12.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet