Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

13.12.2005 14:58Виктор Клочай: «Подписание соглашения с Роспромом – знак признания высокого промышленного потенциала Нижегородской области»

9 декабря Федеральное агентство по промышленности (Роспром) и правительство Нижегородской области подписали соглашение о сотрудничестве. По итогам подписания соглашения вице-губернатор Виктор Клочай и заместитель руководителя Роспрома Станислав Пугинский ответили на вопросы журналистов.

В. В. Клочай: Мы очень рады встрече с вами, тем более, что для нее есть хороший повод. Пугинский Станислав Борисович, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности сегодня с большой делегацией работников агентства находится в Нижегородской области. В программе – проведение целого ряда мероприятий, проведение совещания, после нашей с вами встречи. Подписано соглашение о сотрудничестве между агентством и Нижегородской областью в части развития экономики территории, взаимодействия в области работы с федеральными государственными унитарными предприятиями, развития всех отраслей промышленности Нижегородской области.

С. Б. Пугинский: Я коротко расскажу о соглашении, о тех мероприятиях, которые мы на сегодня запланировали. Мы считаем крайне важным подписание такого соглашения, потому что 83 процента совокупного валового продукта области – это продукция промышленного производства. В области находится более 600 промышленных предприятий и, конечно, это требует четкого взаимодействия между нашим агентством, на которое возложена функция управления федеральным имуществом, правоприменительных функций, оказания государственных услуг, и координация деятельности промышленности в 15 отраслях. Конечно, мы не могли обойти вниманием такую «мощную», промышленно развитую область,  как Нижегородскую.

Этим соглашением мы предусматриваем целый ряд направлений конкретного взаимодействия по выработке мер в части привлечения инвестиций в предприятия отрасли, обеспечения их загрузки, улучшения кадровой ситуации, предотвращение банкротства предприятий. Закладываем конкретные механизмы, которые позволяют все это реализовать на эффективной, прочной правовой основе. Это и постоянный обмен информацией, проведение совместных мероприятий, обязательный учет мнения области в части кадровых назначений, формирования советов директоров акционерных обществ с участием федерального пакета акций, а также и взаимодействие по конкретным ситуациям и проектам, которые будут реализовываться на предприятиях промышленности в области.

Кроме того, мы сегодня запланировали проведение большого совещания с участием Правительства Нижегородской области, федерального агентства по промышленности, представителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории области, и руководителей промышленных предприятий оборонного комплекса по вопросам их развития и предотвращения банкротства.

Нас, прежде всего, волновали проблемные точки, с тем, чтобы в рамках реализации поручений президента и правительства РФ наметить конкретные  меры для предотвращения банкротства и исправления негативных финансово-экономических ситуаций на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, решением президента РФ и распоряжениям правительства РФ отнесенных к стратегическим.

Вот основной предмет нашего посещения Нижегородской области и нашей совместной работы. Мы готовы ответить на ваши вопросы.

Корреспондент: Хотелось бы уточнить,  на какой срок подписано это соглашение и были ли подобные соглашения с другими регионами?

С. Б. Пугинский: Во-первых, соглашение подписано на неопределенный срок, во-вторых, я думаю, что в таком объеме это первое соглашение.

Мы подписали соглашение с Новосибирской областью, но при подписании соглашения с Нижегородской областью уже учли опыт взаимодействия с Новосибирском и в дальнейшем мы планируем подписание таких соглашений с другими субъектами РФ. Но, прежде всего, мы будем подписывать соглашения с такими крупными, развитыми областями, как Нижегородская и Новосибирская. Для нас это приоритет.

Корреспондент: Олег Дерипаска недавно сделал значительное заявление. Он считает, что развитие легковых автомобилей на ГАЗе бесперспективно, и что со временем «Волга» вообщебудет снята с производства. Что вы думаете по этому поводу?

С. Б. Пугинский: Я не могу комментировать решения основного акционера частного предприятия, потому, что, безусловно, основной акционер определяет стратегию развития ГАЗа, тот продуктовый ряд, с которым он собирается работать. Единственно, что мне казалось, может быть, такое заявление немного резковато, не более того. Это моё личное отношение.

Корреспондент: Правительство РФ создавало и продолжает создавать льготные условия для автопрома. Какой смысл создавать льготные условия, если автопром не стремится создать конкурентоспособную продукцию?

С. Б. Пугинский: Такая проблема существует, поэтому, видимо, отдельные крупные национальные проекты придется решать с участием государства. Именно в этих целях на «Автовазе» пакет акций был приобретен Рособоронэкспортом РФ.

В. В. Клочай: Мы пока не очень понимаем в каких условиях и в каком контексте было сделано данное заявление. Господин Дерипаска будет в ближайшее время в Нижегородской области, мы обязательно все эти вопросы и перспективы обсудим. Но, если вы вспомните, четыре года назад такие заявления уже делались. На мой взгляд сейчас они, абсолютно согласен с Сергеем Борисовичем,  достаточно в резкой форме прозвучали в прессе и, мне кажется, преждевременно. Потому что четыре года назад «Волгу» хоронили, говорили, мол, снимаем с конвейера, после этого произошел рост продаж, не связанный, безусловно, с заявлением, а связанный с тем, что действия были предприняты для того, чтобы произвести некоторые изменения, улучшения в автомобиле и соответственно это привело к увеличению продаж.

Сегодня, конечно, «Волга» как продукт во многом проигрывает, но она еще жизнеспособна. Конечно, для ГАЗа основное направление – это средний или легкий грузовик, микроавтобусы, малые грузовики. Это очевидно, но хотелось бы, чтобы эта тема, каким-то образом рассматривалась, я имею в виду производство легких автомобилей, более дальновидно и перспективно.

Корреспондент: Виктор Владимирович, вы считаете, что резкое заявление Дерипаски, это, возможно,  такой пиар-ход?

В. В. Клочай: Не могу судить. Я прочитал об этом одним абзацем, я не знаю, где это заявление сделано, как оно сделано, при каких обстоятельствах. Вы же знаете, очень часто бывает, что журналисты любят просто так вот выдернуть из контекста фразу, хотя, возможно, она именно в таком смысле и прозвучала…

Корреспондент:  Можно сейчас назвать, какие самые проблемные в Нижегородской области оборонные предприятия. Насколько я понимаю, с «Электромашем» не все в порядке? И какими механизмами, какими способами планируется  предотвращать банкротство предприятий? За счет чего?

С. Б. Пугинский: Таких предприятий целый ряд, мы говорим, прежде всего, о стратегических предприятиях, т.е. предприятиях, включенных в перечень, утвержденный распоряжением правительства № 22Р, потому что именно в отношении них предусмотрены законом о несостоятельности специальные меры по предотвращению банкротства и такая обязанность возложена на правительство РФ. Вы говорили о «Электромаше». Это не самое крупное предприятие, здесь, может быть, было проще всего эту проблему решать, подходы есть. Мы с утра заезжали на предприятие, посмотрели, то, что можно было бы там сделать.

Более сложный вопрос с заводом имени Свердлова. Потому, что там и большой объем кредиторской задолженности и меньше возможности  избавиться от излишних незадействованных в текущем производстве мощностей, в силу требования мобилизационного задания, в силу требования промышленной безопасности. Такие проблемы есть, как минимум, на десятках предприятий Нижегородской области, но важнее сегодня то, что может предпринять правительство РФ.

Первое, вышло, наконец, постановление Правительства в соответствии с законом о бюджете на 2005 год о реструктуризации задолженности предприятий промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, по задолженности перед федеральным бюджетом, которое позволяет по индивидуальным решениям правительства реструктурировать задолженность перед бюджетом. Такие решения будут приниматься по каждому предприятию отдельно на основе анализа состава задолженности, основания ее возникновения и плана финансового оздоровления предприятия, разработанного для каждого предприятия, в отношении которого должно приниматься решение о реструктуризации.

Второй формой, достаточно узкой по сфере применения, является преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в казенные предприятия. Это позволяет списать задолженность перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами в соответствии с решением правительства. В бюджете на этот год и на следующий предусмотрены средства на создание казенных предприятий и финансирование их деятельности. При преобразовании в казенные предприятия законодательством предусмотрено списание задолженности перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами тоже. Во всех остальных случаях задолженность нужно гасить. Приведу последние цифры статистики ФНС, что восстановление платежеспособности в процедуре внешнего управления достигается только в 1 проценте случаев. А в соответствии с законом процедура внешнего управления – это процедура восстановления платежеспособности предприятия. Таким образом, только в одном случае из ста предприятие возвращается в исходное положение. Во всех остальных случаях оно уходит в конкурс, где и завершает свою «жизнь» в том или ином виде.

Третье – предоставление таким предприятиям субсидий для погашения возникающей разницы между доходами и расходами в соответствии с утвержденной сметой деятельности таких предприятий. Следующей мерой на наш взгляд, которую надо более активно использовать, которая должна получить самый распространенный характер, должна стать реструктуризация имущественного комплекса предприятия. Потому что сейчас предприятия обременены излишними активами, не используемыми в производстве, которые с одной стороны влекут дополнительные расходы по их содержанию, с другой стороны могли бы стать источником погашения такой задолженности.

Единственно, эти механизмы должны быть четко введены в правовое поле с тем, чтобы с одной стороны они не использовались для каких-то личных целей, а с другой стороны с тем, чтобы предприятие получало от их использования максимальный эффект. Остальные меры относятся к упорядочению принятия решения о банкротстве предприятия, наведению порядка  в исполнительном производстве, когда приставы могут, не взирая на закон об исполнительном производстве и другие законы, изымать любые активы, продавать их за бесценок. Здесь нужно наводить самый жесткий порядок.

Корреспондент: Рассматривается ли акционирование некоторых предприятий, без вопроса о национализации?

С. Б. Пугинский: Основной вектор реформирования оборонной промышленности – это создание интегрированных структур. Это означает их акционирование, объединение в холдинги и проведение внутренней реструктуризации каждой из компаний.

Такая реструктуризация происходит, в том числе, на ОАО «Нижегородский машиностроительный завод». Там  сейчас идут не простые процессы по глубокому анализу финансово-экономического состояния, технологическим возможностям предприятия в соответствии с утвержденной концепцией реструктуризации  ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Корреспондент:  Какие из Нижегородских предприятий могут рассчитывать на получение статуса казенных предприятий?

В. В. Клочай: Мы сегодня можем говорить только о ФГУПах, скорее всего, потому, что все остальные предприятия, которые мы условно относим к оборонному комплексу, они давно акционировались. Маловероятен их перевод в казенные. Ну, в первую очередь, это завод им. Свердлова, как пример. Важно то, что сегодня на Нижегородской площадке идет диалог, мы сегодня начинаем предметную, конкретную работу и дальше все будет публично, открыто, и вы все будите знать, что будет происходить.

Корреспондент:  Вопрос по технопарку. Вчерашним решением об одобрении проекта в поселке Сатис, можно ли сейчас сказать какие механизмы областное правительство задействует для того, чтобы взять на себя эту основную роль, которая отводиться именно региональной власти, именно созданию технопарка. И на какое финансирование мы сейчас можем рассчитывать из федерального бюджета при реализации этого проекта и, соответственно, уточните финансирование нашего бюджета?

В. В. Клочай: Во-первых, вы помните разговор недельной давности, когда я сказал о том, что сильно не расстроился, когда нашу заявку на ОЭЗ не утвердили, потому что мы были уверены в том, что все делаем правильно в отношении Сатиса. Мы не остановили после этого ни финансирование, ни производственные работы. И, слава Богу, мы с оптимизмом восприняли такое решение, благодарны и минэкономразвития, и правительству, что они все-таки правильно оценили ту работу, которую мы делаем.

Все что будет реализовываться на площадке Сатис, будет вестись строго в соответствии со всеми положениями, которые по технопаркам существуют и которые будут приняты. Потому, что фактически эти процессы идут параллельно. Безусловно, будут механизмы, которые позволяют привлечь частные инвестиционные средства, но при этом будет установлена доля, которая в обязательном порядке будет выделена на создание технопарка со стороны правительства.

Пока сказать суммы мне сложно. Важно, что решение принято. Мы сегодня более масштабно, более активно можем завершать работы, вести работы по полному проектированию первого этапа в первую очередь и публично заявить и пригласить к участию технопарка западные компании в том числе.

Поскольку эта тема озвучена на уровне правительства РФ, поэтому я сегодня хочу вас всех поздравить, с тем, что такое решение принято. Все остальное будет связано с текущей работой,  которая должна наполнять эти решения конкретным содержанием. Я думаю, и областное правительство будет принимать ряд нормативных документов, которые создадут необходимые условия.

Я должен сказать, что мы точно так же продолжаем работу по особой экономической зоне, мы даже придумали тему, поскольку часть тем  уже распределена, и повторяться они не будут. Вы знаете, что тема автокомпонентов уже «ушла» от нас официально, но есть другая тема, не менее актуальная, не менее перспективная. Мы ее чуть позже как сформулируем, так и озвучим.

Корреспондент: Сентюрин сказал, что якобы второго этапа приема заявок не будет на ОЭЗ…

В. В. Клочай: Я не могу комментировать заявление Юрия Петровича, скорей всего, он более информирован, потому что депутат Госдумы, находится в Москве. Поживем – увидим. Никаких заявлений ни минэкономразвития, ни другие правительственные структуры не делали. Не будем опережать события.

Корреспондент:  Какова ситуация с областным пакетом акций авиакомпании «Волга-Авиа»?

В.В. Клочай: Я на следующей неделе буду встречаться с представителями соответствующих структур и буду обсуждать эту тему, потому что в ходе рассмотрения этого вопроса на комиссии по финансовому оздоровлению, которую мы создали, мы выявили достаточно много интересной информации. Надо проверить, если эта информация подтвердится, нам надо предпринять действия для того, чтобы областная собственность не ушла от области. На самом деле, у области есть три самолета в хорошем состоянии, которые способны обеспечить регулярные рейсы Нижний Новгород – Москва и Нижний Новгород – Санкт-Петербург.

Дата создания страницы: 13.12.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet