Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

12.12.2005 12:09Владимир Иванов: «Бюджет 2006 года – честный. Все расходы, предусмотренные в бюджете, будут исполнены в полном объеме»

Стенограмма интервью заместителя губернатора, заместителя председателя правительства Нижегородской области по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике Владимира Иванова в программе «Действующие лица» (ННТВ) 08.12.2005

Принят бюджет на 2006 год. Он принципиально отличается от бюджета этого года. Чем?

Главное отличие бюджета 2006 года то, что впервые он принят бездефицитным. Эту задачу поставил перед правительством губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, когда пришел работать. Необходимость формирования бездефицитного бюджета связана с тем, что совокупный долг области, включая кредиторскую задолженность, на 1 января 2006 года составит 8 млрд. рублей. Наращивать долг дальше не просто нецелесообразно, а даже опасно. Только на обслуживание долга в следующем году уйдет более 800 млн. рублей. Понятно, эти деньги есть на что потратить.

Первая задача правительства – выработать программу по снижению долговой нагрузки на бюджет: прекратить наращивать долг, провести его реструктуризацию, оптимизировать, сделать заемные средства более дешевыми в обслуживании. Это необходимо для нормального взаимоотношения с федеральным центром. Последние месяцы работы с Министерством финансов России строились на условии, что регион  перестанет наращивать долг. Если нам это удастся, то мы сможем рассчитывать на серьезную поддержку со стороны федерального центра.

Это условие ставится не только Нижегородской областью? Это в принципе федеральная политика?

Конечно.

Означает ли это, что если наш бюджет будет бездефицитным, то Федерация будет финансировать свои программы в большем объеме, чем раньше?

Да, и это тоже. Хотя следует сказать, что все заявки на финансирование Федеральных адресных инвестиционных программ и Федеральных целевых программ подаются в конце первого квартала. И к сентябрю практически все работы заканчиваются. Поскольку новая команда губернатора начала работать только в сентябре, мы прыгали в последний вагон.

Губернатор проделал большую работу с федеральным центром, он лично объехал все федеральные министерства и агентства, куда были поданы заявки от Нижегородской области. И, несмотря на то, что в ряде случаев была представлена неполная документация и не по всем программам, губернатору удалось убедить Правительство России в том, что региону необходимо выделить больше средств на программы. Гарантией тому стало формирование бездефицитного бюджета.

Сейчас у нас есть уверенность, что федерация выделит больше средств на такие долгострои, как цирк, планетарий и метромост. Раньше на строительство цирка Нижегородской области давали по 1 млн. рублей, такими темпами нам пришлось бы его строить 300 лет. В 2006 году средств будет выделено значительно больше, в десятки раз больше. Будут деньги и на другие объекты.

Бюджет Нижегородской области на 2006 год спрогнозирован в размере более 44 млрд. рублей, в нем присутствует уже подтвержденная финансовая помощь из федерального бюджета 4,6 млрд. рублей. Но это не все. Поскольку федеральный бюджет только принят Госдумой, то сумма помощи из Федерации еще будет уточняться. По предварительным оценкам Нижегородская область может получить дополнительно как минимум 500-600 млн. рублей. Но я уверен, что она будет больше еще на 1 млрд. рублей. Окончательно она будет известна к началу–середине февраля 2006 года.

Сейчас много говориться о выравнивании бюджетов. Как в этой связи будут складываться отношения у области с районами?

Учитывая значительные изменения Бюджетного Кодекса и вступление в силу с 1 января федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», произошли кардинальные изменения во взаимоотношениях между субъектом Федерации и органами местного самоуправления. Законодательство четко определило полномочия местного самоуправления и субъекта Федерации. Под эти полномочия определены доли налогов, которые зачисляются в бюджеты муниципального образования и субъекта.

Естественно, для многих муниципалитетов Нижегородской области за исключением 2-3 территорий, этой доли налогов недостаточно для выполнения всех обязательств. Поэтому был принят закон Нижегородской области «О межбюджетных отношениях», где прописано, каким образом происходит выравнивание, которое одинаково для всех территорий и считается по определенной формуле. Выравнивание будет происходить в виде дотаций, субсидий и других видов финансовой помощи.

В областном бюджете создан резервный фонд поддержки территорий около 120 млн. рублей. И в случае, если в отдельных районах будет недобор средств по объективным причинам: недобор по налогам или появятся расходы, которые не были учтены, им будет оказана помощь за счет средств этого фонда.

Большинство районов довольны этим выравниваем, но есть один мегаполис – Нижний Новгород, который от этого пострадал…

Вы ошибаетесь. Нижний Новгород от изменений законодательства не пострадал, а наоборот значительно выиграл. Дело в том, что тех налогов, которые будут оставаться в бюджете Нижнего Новгорода, больше чем достаточно, чтобы выполнить свои полномочия. Если бы в этом году считали бюджет по старому Кодексу, то бюджет города был бы меньше.

Какими бы эпитетами Вы бы охарактеризовали бюджет Нижегородской области на 2006 год?

Бюджет – крайне напряженный и по доходам и расходам. Рассчитывая бездефицитный бюджет, мы очень оптимально просчитывали расходы, учитывая, что никаких излишеств позволить себе не сможем. Бюджет честный: все расходы, предусмотренные в бюджете, будут исполнены в полном объеме.

Это означает, что Правительство будет работать над пополнением бюджета? За счет чего он может быть увеличен?

Конечно, надеяться на вышестоящий бюджет можно. Но главное – найти возможность заработать самим. Губернатор ставит перед правительством задачу повысить уровень бюджетной обеспеченности, который, к сожалению, сегодня крайне низкий. Причем необходимо сделать это в ближайшие 2-3 года. Один из путей решения этой задачи – привлечь инвестиции, чтобы увеличить объем строительства, производства, привлечь налоги.

Людей интересует вопрос, будет ли повышена зарплата бюджетникам в следующем году?

С мая 2006 года будет увеличена ставка первого разряда Единой тарифной сетки до 1 100 рублей. Средства на выплату повышенной зарплаты уже заложены в бюджете. Кроме того, бюджетники знают, что уже в этом году к федеральному повышению на 11% в сентябре мы еще добавили 9% за счет собственных средств, и до мая 2006 года это повышение будет сохранено.

В следующем году сформирован очень маленький бюджет развития?

Я вас уверяю, что на развитие области пойдет гораздо больше средств. Во-первых, как я уже говорил, на строительство объектов за счет федерального бюджета.

Во-вторых, уже сегодня начинается реализация программы «Доступное жилье для выпускников вузов». Пока эта программа в бюджете еще не прописана, но правительство области уже ведет расчеты по финансированию этой программы. Эти средства будут и на доплату к зарплате, и на удешевление ипотечного кредита, и на компенсацию первого взноса по кредиту.

В-третьих, к концу марта 2006 года будет готова программа «Доступное жилье» в рамках национальных проектов. Она будет предусматривать подготовку инженерной инфраструктуры, и различные направления от гарантий до удешевления процентной ставки. По предварительной оценке, Нижегородская область получит по этим программам дополнительно от 400 до 600 млн. рублей.

Обычно принятие бюджета в нашей области было таким содержательным политическим шоу. В этом году что-то изменилось?

Правительство и Законодательное собрание много работали: проводились консультации, совещания, комитеты. Первое время эмоции, конечно, присутствовали, но уже ко второму чтению, они поутихли, и принятие закона прошло спокойно.

Во втором чтении принят закон «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области». Что вообще происходит с землей?

Земля – один из немногих, но очень больших ресурсов, который есть в Нижегородской области. Если сегодня этим вопросом серьезно не заняться, то этот ресурс мы можем потерять из-за нерационального использования.

Сегодня ситуация с землей такова, что зачастую участки выделяются нерационально, а иногда даже с ущербом: на 80-90% выделенных земельных участков не заключены договоры аренды. Соответственно, от них не поступают доходы в бюджет. Такая ситуация у нас встречается сплошь и рядом и в районах области и в Нижнем Новгороде.

Кроме того, не секрет, что процесс оформления документов и выделения земли сегодня занимает в лучшем случае 1,5 года. В результате инвесторы и застройщики уходят, особенно иностранные, для которых такие длительные сроки – это нонсенс. Это тормозит развитие области, увеличение доходной части бюджета. Поэтому и встала необходимость навести порядок в земельных отношениях.

Как он будет наводиться?

При министерстве инвестиционной политики будет создано «единое окно», куда любой инвестор-застройщик может прийти и подать заявление по установленной схеме. В заявке он должен указать все данные, необходимые для рассмотрения вопроса. В сжатые сроки министерства, от которых зависит реализация инвестиционного проекта сами, а не инвестор, готовят рассмотрение возможности использования той или иной площадки, на которую поступила заявка.

После этого, вопрос выносится на рассмотрение Инвестиционного совета, который возглавляет губернатор Валерий Шанцев. На совете в присутствии претендента, а также ответственных работников, которые дают разрешительные документы на площадку – это и экологи, и пожарные и др., будет рассматриваться возможность выделения земельного участка. Если Инвестиционный совет принимает официальное решение, то готовится Постановление правительства о выделении земельного участка, утверждения акта выбора земельного участка и подписание Инвестиционного соглашения.

 

Дата создания страницы: 12.12.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet