Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

09.12.2005 13:52Выступление заместителя губернатора Александра Цапина на семинаре-совещании председателей представительных органов МСУ Нижегородской области (с. Дивеево, 2 декабря)

Выступление заместителя губернатора, заместителя председателя Правительства Нижегородской области по взаимодействию с органами местного самоуправления, полномочного представителя губернатора в Законодательном Собрании Александра Цапина на семинаре-совещании председателей представительных органов МСУ Нижегородской области (с. Дивеево, 2 декабря)

Тема: «О взаимодействии Правительства области с органами местного самоуправления. О разграничении полномочий между муниципальными районами и поселениями с 1 января 2006 года».

«Уважаемый Евгений Борисович, уважаемые коллеги!

Нет сомнений в том, что подобная система работы, организованная Законодательным Собранием с представительными органами власти Нижегородской области очень полезна. Своевременна и актуальна и сегодняшняя наша встреча, потому что задач предстоит решать очень много, они очень сложные как до конца года, так и на 2006 год. И правительство, и Законодательное Собрание в регулярном режиме отрабатывают все вопросы, которые требуют практически ежедневных консультаций.  

Одна из главных тем сегодняшнего разговора - реализация 131-го Федерального Закона. Это, действительно, та работа, которая ведется в ежедневном режиме. Мы вместе с вами работали над тем, чтобы до 30 ноября вами в первую очередь были приняты ставки по ЕНВД, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу. И я бы хотел высказать слова благодарности за то, что вся эта работа была проведена вовремя. И очень важно, что до 30 ноября в районных газетах в соответствии с действующим законодательством были опубликованы решения земских собраний по этому вопросу.

На ближайшее заседание Законодательного Собрания выносится вопрос о наделении полномочиями вновь 38 образованных муниципальных образований. Общее количество муниципальных образований в области - 662. Здесь надо сказать следующее. Сначала вышел 131-й Федеральный Закон, который определял, что все полномочия в муниципальных образованиях, в том числе и во вновь образованных, должны перейти в полном объеме с 1 января 2006 года.

Потом был принят 129-й Федеральный Закон, который предусматривает то, что эти полномочия могут быть переданы постепенно с последним сроком - 1 января 2009 года. Эти полномочия передаются законом Нижегородской области. В том случае, если Законодательное Собрание не принимает данный закон до 1 января 2006 года, это означает, что полномочия по вновь образованным муниципальным образованиям передаются в полном объеме. Поэтому мы провели консультации с главами муниципальных районов. К сожалению, может быть, это несколько однобокий подход, потому что в ряде вновь образованных муниципальных образований еще не организованы органы власти. Но мы договорились о следующем: пока идет речь о передаче минимального набора полномочий, может быть, скорее даже символического с 1 января 2006 года. Но 2006 год мы должны максимально использовать для того, чтобы увеличить количество этих полномочий, и в том числе  вносить изменения в закон в течение года.

Задача состоит в том, чтобы на 2007 год перейти с большим количеством полномочий и перейти на полный объем полномочий с 1 января 2008 года. Это очень важно, потому что замедление этого процесса опасно и для поселений, и для развития органов власти и, уж простите, может порождать какие-то иждивенческие настроения или не совсем правильные взаимоотношения между муниципальными районами и поселениями. Повторяю, что 6 декабря в повестке дня Законодательного Собрания такой вопрос предусмотрен, и закон должен вступить в силу до 1 января 2006 года.

По полномочиям между муниципальными районами и поселениями ситуация иная. Здесь вопрос решается не законами, как по вновь образованным, а соглашениями между муниципальными районами и муниципальными образованиями. Надо сказать, что одновременно с этим предусматриваются и вопросы передачи имущества, и межбюджетные отношения, и здесь проблем, к сожалению, довольно много. В области принят закон о порядке передачи имущества государственной собственности области в муниципальную собственность. В соответствии с постановлением правительства Нижегородской области №152 от 28 июня создана и работает комиссия по рассмотрению предложений органов местного самоуправления и органов государственной власти области и о разрешении разногласий по вопросам передачи имущества.

В разграничении муниципального имущества между муниципальными поселениями проблемой является то, что, практически, такой критерий на федеральном уровне пока отсутствует. Отсутствуют на федеральном уровне и законодательно установленные основания разграничения обязательств, возникающих у органов местного самоуправления в порядке правопреемственности, порядка сроков предоставления актов. С учетом этой ситуации в качестве временной меры правительством Российской Федерации для муниципальных органов разработаны методические рекомендации по разграничению муниципальной собственности между муниципальными образованиями.

В то же время с учетом реальной жизни, с учетом возможности, которую предоставляет нам федеральное законодательство, приняты законы Нижегородской области о передаче государственных полномочий области муниципальным образованиям по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению общедоступного и бесплатного начального, основного, общего и среднего образования, по обучению и воспитанию детей-инвалидов в дошкольных общеобразовательных учреждениях, а также отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства. Кроме того, комитетом по культуре Нижегородской области разрабатывается проект закона о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области культуры.

Далее. На территории Нижегородской области в целях реализации 131-го Федерального Закона осуществляется пилотный проект, который организован Администрацией Президента. В нем участвует город Арзамас, Арзамасский район, Борский район и село Успенское – это сельское поселение Арзамасского района. Работа в данном направлении ведется. Это тоже нужно и для корректировки действий на федеральном уровне, и очень важно нам для текущей работы.

С 1 января 2006 года вступает в действие норма Федерального Закона №131. Это часть 4-я статьи 15-й, которая предусматривает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящие в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.  При этом органы местного самоуправления вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов муниципальных районов в бюджеты соответствующих поселений. Указанное соглашение должно заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания, порядок прекращения их действия, в том числе досрочно, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашения. Проект такого соглашения был разработан в правительстве Нижегородской области и направлен во все муниципальные районы. Надо сказать, что по информации, которая у нас есть, такие соглашения о разделении полномочий уже заключены в Вачском, Сосновском, Лысковском, Княгининском, Воротынском и ряде других районов.

Очевидно, что в целях упорядочения заключения данных соглашений, скорее всего, целесообразно, чтобы эти решения о передаче или приеме тех или иных полномочий были приняты представительными органами муниципальных районов или поселений, а соглашения подписаны главами соответствующих муниципальных образований.

По объему полномочий вновь образованных муниципальных образований. Я уже говорил, что они небольшие и, скорее всего, символические. Проект закона предусматривает наделение вновь образованных  муниципальных образований полномочиями по следующим вопросам: участие  в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. 

Решение остальных вопросов должно быть предусмотрено на следующем этапе нашей работы. Еще раз повторяю, что Федеральный Закон №129 предусматривает полную передачу полномочий до 1 января 2009 года, но наша задача для развития органов местного самоуправления эту работу провести быстрее.

Несколько очень важных вопросов, над которыми сейчас работает правительство области и Законодательное Собрание. Естественно мы должны эти вопросы решать вместе.  Вы знаете, что по август месяц включительно исполнение доходов области было примерно на уровне 95%. Сейчас ведется энергичная работа, исполняются поручения губернатора на этот счет. Идут жесткие выяснения, в том числе и с хозяйствующими субъектами.  Это и по подоходному налогу, по акцизу на ликеро-водочную продукцию, по акцизам на нефтепродукты. Надо сказать, что эти усилия дают результаты. Доходы за октябрь и ноябрь месяц выполнены более чем на 105%, и поставлена задача, чтобы по итогам года доходы были выполнены на 100%.

Далее. Евгений Борисович говорил о важности работы по четырем национальным проектам. Валерий Павлинович Шанцев принимал участие в совещании по реализации национальных проектов, которое проводил Владимир Владимирович Путин. Вывод по этому совещанию следующий: безусловно, проекты очень важные, но нужна очень серьезная подготовительная работа, в том числе и в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях. Даны все необходимые поручения по принадлежности заместителям губернатора и министрам и, я думаю, что до конца месяца появится уже более подробная информация или, может быть, план действий по обеспечению реализации этих национальных проектов в Нижегородской области.

Вы знаете, что мы ведем регулярную работу с депутатами Государственной Думы, и после прихода Валерия Павлиновича Шанцева уже прошло три встречи с депутатами от Нижегородской области. К сожалению, у нас пока довольно грустная ситуация по федеральным адресным инвестиционным программам. Сегодня мы имеем около 120 заявок на сумму порядка 4 млрд. рублей, но реально сейчас просматривается около 25 проектов на сумму около 1 млрд. рублей. То есть в значительной степени 2005 год упущен, потому что этими вопросами надо было серьезно заниматься где-то с марта-апреля месяца текущего года. Но сейчас наша задача вместе с муниципальными образованиями подготовить заявки и всю необходимую документацию для того, чтобы мы грамотно заявились на 2007 год и сделали это не позже февраля-марта 2006 года.

Из значимых проектов назван проект по тысяче домов для молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Такая программа сейчас поручена губернатором для решения профильным министерствам и ведомствам, чтобы уже в 2006 году была возможность для предоставления молодым специалистам порядка 1000 домов в сельской местности. Также поручено предложение проработать возможность создания завода по строительству быстро возводимых домов для сельской местности.

Я целиком и полностью поддерживаю и согласен с теми словами, которые сказал Евгений Борисович относительно кадровых вопросов. Надо сказать, что людей с такой школой, которую прошли в органах местного самоуправления на должностях глав местного самоуправления, заместителей, начальников управления, не так и много. Этих людей надо беречь и использовать их потенциал в полной мере. Ну и надо сказать, что мне, с учетом той сферы деятельности, которая поручена губернатором, приходится участвовать в разрешении тех или иных спорных ситуациях в ряде муниципальных районов после выборов. Поверьте, что во всех без исключения районов важно не выяснять отношения между бывшими кандидатами. Чем быстрее и конструктивнее мы начнем работать, тем будет лучше и для жителей района, и для жителей области в целом.

Земельные отношения - тема особая.  После встреч в ряде районов мы пришли к выводу, что по землям, особенно по землям сельхозназначения, наверное, потребуется отдельная встреча, потому что на многие вопросы, которые мы получили в муниципальных районах, может быть, достаточно четких и понятных ответов пока нет.

Последнее, что мне хотелось бы сказать. Я уверен, что эта встреча, как и последующие, должны быть взаимополезными. С одной стороны, мы рассказываем и докладываем вам о той деятельности, которую проводим мы в правительстве вместе с Законодательным Собранием. С другой стороны, ваши вопросы и предложения должны быть нами в полной мере использованы для корректировки плана нашей дальнейшей работы. Мы ежемесячно проводим совещания с главами местного самоуправления, и повестка дня определяется прежде всего предложениями со стороны глав местного самоуправления. Возможно, если в этом будет необходимость, а, скорее всего, она возникнет по каким-то наиболее принципиальным вопросам, может быть, целесообразно проводить совещания с участием и глав исполнительной власти, и руководителей представительных органов власти, органов местного самоуправления». 

 

 

 

Дата создания страницы: 09.12.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet