Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

06.12.2005 12:52Виктор Клочай: «Мы должны разработать программу развития области, измеряемую в цифрах и фактах, и реализуемую во времени»

Об основных чертах концепции развития международного аэропорта «Нижний Новгород»

– Сегодня по оценке экспертов Нижний Новгород занимает первую строчку по логистическим преимуществам. Если взять радиус 500 км. от города, мы имеем самую большую плотность населения, которая попадает в этот круг. Это даже больше чем радиус, который приходится на прилегающие к Москве территории. Кроме того, мы говорили, что Н. Новгород попадает в международные коридоры: запад – восток, север – юг. Географически у нас все в порядке, и это обязательно нужно использовать.

Если вернуться к вопросу, какое место занимает аэропорт, то концепция развития международного аэропорта заслуживает серьезного внимания поскольку, сегодня все больше и больше дорогостоящих грузов перевозится в первую очередь самолетами. И с учетом географического положения Нижнего Новгорода, безусловно, развитие аэропорта будет играть одну из ключевых  ролей в достижении целей.

В связи с этим, в концепции аэропорта предусмотрено удлинение взлетно-посадочных полос для того, чтобы любой большой самолет, из любой точки мира, мог приземлятся и взлетать. Соответственно все, что необходимо в этой связи сделать, с точки зрения технического переоборудования и обеспечения, с учетом открытия таможенного терминала и т.д. и т.д.  – должно быть сделано.

Но самое главное в концепции – это строительство на территории, прилегающей к аэропорту, мощного современного  международного грузового логистического центра, терминала. Логистический терминал – это центр перегрузки с одного вида транспорта на другой. Когда мы говорим о строительстве терминала, мы не подразумеваем, что бюджет будет финансировать этот проект.

Проект предусматривает также приобретение собственных  самолетов.

Это две задачи, но они параллельные, близкие и в тоже время независимые. Если мы говорим о создании мощного терминала, мы говорим, что это коммерческий проект. Сегодня есть потенциальные инвесторы, они изучают площадку, они изучают условия, они проводят дополнительные маркетинговые исследования и, на сегодняшний день, больших сомнений по поводу того, что мы заинтересуем инвесторов, у нас нет. Мы будет делать все, для того, чтобы инвестор меньше тратил время на всевозможные согласования, оформления и сразу приступал к реализации проекта.

Параллельно развитию аэропорта мы создаем условия, для того, чтобы дозагрузить терминал потому, что он будет находиться в зоне, прилегающей к аэропорту, к трассе Москва – Н. Новгород и железной дороге.

Вторая задача – это развитие самого аэропорта, создание собственной, государственной компании, поскольку, сегодня АО «Международный аэропорт «Нижний Новгород» на 100 %  принадлежит области. И в разговоре с потенциальными инвесторами мы, в том числе, пытаемся озвучить эту тему.

У нас есть несколько вариантов привлечения денежных средств. Понятно, что в бюджете сегодня этих денег нет, для создания компании, для приобретения самолетов, но есть расчетная концепция, связанная с количеством машин, какие машины, какие маршруты, какой режим работы и какой объем пассажиров должен быть. Мы сегодня говорим, что мы должны в результате реализации первого этапа развития аэропорта выйти на 1,5 мил. пассажиров в год. Пассажиропотоки оценены и  изучены  с учетом прилегающих территорий, с учетом возможности организации рейсов в восточном и южном направлениях. Я говорю о международных направлениях: Эмираты, Турция, т.е. «тропы», которые «протоптали» и нижегородцы, и туристические фирмы. В летний период этого года туристические фирмы заказали и организовали 57 чартерных рейсов в эти страны.

Мы будем использовать концепцию «хабов» – аэропортов, которые привлекают пассажиропотоки из других регионов. Концепция такова: летающий «автобус» (30-40 местный) – самолет, который имеет очень низкие эксплуатационные расходы. Он подвозит пассажиров из городов, находящихся в радиусе 500 км. от Нижнего, которые не имеют своего воздушного сообщения (Кострома, Иваново, Чебоксары, Саранск, Киров). Есть сформированная концепция, которую мы докладывали губернатору, в целом, она одобрена, есть ряд вопросов, которые требуют доработки и самый главный вопрос – это инвестиции.

Сегодня рассматривается несколько вариантов – это новый самолет, который начинает производить Узбекистан по российской разработке – это ИЛ-114 на 40 мест, это АН-120, Эмбрайер-120. Т.е. самолеты,  которые имеют дальность полета около полутора тысяч километров и имеют очень хорошие технико-экономические показатели. Себестоимость часа полета – от 700 до 1000 долларов.

А кто обслуживать будет эти самолеты?

В концепции развития аэропорта предполагается создание центра технического обслуживания, в том числе ставится задача обслуживания иностранных самолетов. Для этого в концепции предусмотрено обучение специалистов, для проведения ими ремонта самолетов, получение ими лицензий от компаний, которые будут останавливаться в аэропорту – Аэробусы, Боинги и т. д.

Для того, чтобы что-то купить, нужно что-то продать. Область что продаст для закупки собственных самолетов?

Мы уже говорили о географических преимуществах, в которых находится Нижний Новгород. Территория, которую мы предлагаем инвестору по строительству терминала, – единственная на нижегородской площадке, и мы считаем, что она стоит денег, которые пойдут для того, чтобы оплатить стартовый взнос при закупке самолетов, если мы говорим о лизинге. Инвестора убедим в том, что развитие авиакомпании, аэропорта важно. Еще один вариант – кредитные ресурсы. И вот сегодняшнее соглашение, подписанное Губернатором с Внешторгбанком, может способствовать решению этой задачи.

Каковы сроки реализации проекта?

Я не хочу сейчас фантазировать, все будет зависеть от того, как быстро мы договоримся об инвестировании и вложении денег в площадку – это касается строительства грузового терминала. Потенциальные инвесторы изучают ситуацию в целом по аэропорту, вокруг аэропорта, с целью убедиться в том, что все так, как мы им рассказываем.

Об особых экономических зонах

Мы рассчитывали минимум на две зоны. Но, учитывая тот момент, что их оказалось всего шесть, если бы нашу заявку одобрили, это был бы неплохой результат. Если говорить конкретно, то разыгрывалось фактически одно место. На самом деле мы особо не отчаиваемся по этому поводу. Продекларировано 10 зон из них четыре осталось нераспределенных. Обозначены сроки – первый квартал, будем делать вторую попытку, и подавать заявки вновь. Мы посмотрели, что нужно сделать в плане качества подготовки конкурсной документации. Скажем, тот же Липецк, который выиграл одну из зон, вообще привлекал иностранную компанию для подготовки документов, разработки концепции, расчета проектов, за последние год-полтора были вложены реальные средства в развитие инфраструктуры. У нас было не так-то и много времени – где-то два месяца. Потому что новая команда готовила фактически все материалы.

Действительно ли в Сатисе ОЭЗ все равно будет строиться, не зависимо от того, будут ли деньги из федерального центра?

Я общался вчера с губернатором, обсуждали эту тему. Мы не особо отчаиваемся. Этому есть два повода: первое, есть шансы, нужно просто более тщательно готовить материалы и общую концепцию. Второе: по крупному счету больших преимуществ мы в этих зонах не видим, за исключением одного серьезного преимущества, которое, на мой взгляд, вообще должно быть вынесено за пределы каких-то экономических зон: это освобождение от таможенного платежа на оборудование и приобретенные технологии. Это экономия от 25 до 30 процентов. Но на самом деле, если мы говорим об инновационных технологиях, о привлечении на российскую территорию новых технологий, которые не выпускаются на территории РФ, то сегодня, в наших условиях, надо ставить вопрос о снятии таможенных пошлин на все новое оборудование, которое создает новые рабочие места, новые технологии. Но пока мы говорим, что это можно сделать только в особых каких-то зонах.

Но на самом деле многие фирмы развиваются без этого. Если стратегия определена правильно, если продукт имеет высокую рыночную перспективу, то проект должен работать. Если мы говорим о внедренческой зоне в Сатисе, которая специализируется на ИТ-технологиях, производстве программных продуктов, связанных с программами – она очень перспективна. Поэтому в этой части, с учетом того, что ядерный центр имеет крупнейший в Европе вычислительный центр, с учетом того, что более 2000 высококвалифицированных программистов, которые работают над созданием самых различных программ и решением самых сложных задач, – нет сомнений в том, что, привлекая другие силы, мы смогли бы создавать хорошие программные продукты.

И то, что есть сегодня у Ядерного центра, других структур продолжать эту тему на площадке Сатиса – я думаю, это правильно.

Проблемы реализации транспортной реформы в Нижнем Новгороде

Проблемы с автопарками у нас вот какие. До недавнего времени в Нижнем Новгороде было семь автобусных автопарков. Загрузка каждого из них не превышала 30 процентов. Соответственно, текущие расходы по содержанию этих парков запредельны. Они ложились тяжелым грузом на экономику предприятия, связанного с перевозками пассажиров, которое и так дотируется. Мы ведь количество автобусов не уменьшаем. Мы наоборот планируем приобрести значительное количество автобусов. Губернатор поставил задачу приобрести 100 автобусов, эту цифру мы, безусловно, будем выполнять и будем стараться решать задачу более масштабно. Реорганизация технологической базы уже произошла. Мы оставили три парка, которые, заметьте, при сегодняшнем и при перспективном развитии событий позволят обслуживать все автобусы, которые в дальнейшем понадобятся для совершения перевозок как минимум до 2010 года. При том, что мы парк будем обновлять и расширять. При этом текущие расходы снижаются на 100-110 млн. рублей в год. Это реальный источник доходов отрасли. Остальные парки, которые высвобождаются, находятся на достаточно «ликвидных» территориях Нижнего Новгорода. Территории большие, например, улица Парковая. Стоянка, которая занимала ранее первый парк, находится в достаточно выгодном месте Нижнего Новгорода. Соответственно, она имеет выгодную рыночную стоимость. Есть инвесторы, покупатели. Сегодня департамент госимущества занимается подготовкой документов для них. Есть что продать и на эти деньги обновить парк.

Губернатор поставил задачу – она очень сложная, но реализуемая – обеспечить регулярность движения, как в советские времена – 5-7 минут. Автобусы будут длинномерные 12-ти метровые. Полноценные. Для ПАЗиков работа тоже найдется, но по основным магистральным дорогам будут ходить большие автобусы.

Рассматриваются различные предложения от разных компаний, производителей большемерных автобусов. Есть предложения от КАМАЗа. Сегодня был генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Он, в том числе, и губернатору докладывал о своих намерениях. Его продукция будет участвовать в конкурсе. Есть материалы от белорусов, есть предложения от Руспромавто, есть предложения от южнокорейской компании… Сегодня идет изучение соответствия тем техническим требованиям, которые мы сформулировали. Есть определенные параметры, которые бы нас устроили в соотношении цена-качество. Мы очень рассчитываем, что мы эту программу реализуем.

Каковы сроки реализации?

Если все получится, в течение следующего года мы эту задачу решим. Главное решить вопрос с привлечением средств.

Вопрос о переводе торговли на цивилизованный уровень. Неприятно ходить на рынок, когда там удручающее санитарное состояние. Но если все это убрать, где дешевые продукты-то люди покупать будут?

Мы же не говорим о том, что «все это» надо убрать. Сегодня достаточно развита сеть рынков. Нужно на рынках навести порядок. Нужно сегодня готовить закон о рознично-уличной торговле. Прежде чем это сделать, надо определить правила, что можно, а что нельзя. Что разрешается, что не разрешается. Мы говорим о том, что не должно быть стихийных образований на улице, потому что это влечет за собой целый ряд проблем. Мы с одной стороны претендуем на то, чтобы называться европейским городом, а с другой, а с другой стороны видим – пирожки продают, завернутые в огрызок бумаги...

Мы провели совместную работу на возобновившемся совете по предпринимательству и малом бизнесе при правительстве. Мы специально этот совет провели расширенно с полным залом участников бизнес-сообщества. И мы договорились. На правительстве принята концепция развития малого бизнеса до 2010 года. Это сделано впервые. Нужно сказать, что она в целом принята. На правительстве было много предложений, замечаний. Губернатор определил срок – к окончанию на этой недели для доработки и дальше мы выносим эту программу на Законодательное собрание.

Во-вторых, нужно отметить, что эта программа разрабатывалась не кулуарно, не чиновниками, а с широким привлечением бизнес-сообщества. Многие представители бизнес-кругов участвовали в заседании правительства и доказывали, что эта программа нужная, важная. Дальше мы договорились о том, что после того, как будет принят закон о торговле, мы будем выстраивать отношения в соответствии с тем, что будет сказано в законе.

О стратегическом плане развития Нижегородской области до 2020 года

Планом занимаются многие специалисты, руководители и граждане Нижегородской области. Мы привлекли известную московскую фирму «Стратегика», которая является инструментом, и которая является носителем методологии и технологии оценки ситуации с учетом макроэкономических факторов влияния и мировых, и федеральных, и с учетом местной специфики. Но главная задача этой фирмы – не выработать для нас стратегию, а вовлечь в выработку стратегии как можно большее количество ученых-производственников. И сегодня по направлениям, по отраслям идет работа, проводятся совещания, обсуждения, мозговые штурмы. Вот вчера, в частности, по отраслям мы обсуждали тему нефтеперерабатывающей, нефтехимической отрасли. И в этом участвуют директора и специалисты предприятий. Это коллективная работа. Мы должны сделать программу, измеряемую в цифрах и фактах, и реализуемую во времени. И которая учитывает перспективы взаимосвязи экономик России, субъектов РФ с тем, чтобы создать те производственные формы и те продукты, которые будут перспективны.

А как будет развиваться нижегородская экономика в 2006 году? В общих чертах?

На самом деле, на правительстве принята программа первоочередных мероприятий по 2006 году, где мы прописали основные положения работы в следующем году. Мы планируем прирост объемов производства около 16 процентов. Очень амбициозная цифра. Чтобы ее достигнуть нужно, как минимум, реализовать то, что в этой программе записано. Но, тем не менее, правительство эту программу приняло, ОЗС, я надеюсь, ее утвердит дальше это будет закон, который надо будет выполнять.

Дата создания страницы: 06.12.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet