Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

30.11.2005 16:31Александр Цапин: «Бездефицитный бюджет накладывает на правительство большую ответственность».

Здравствуйте, друзья. В эфире программа «Действующие лица», меня зовут Ольга Носкова. А на вопросы нашей программы отвечает Александр Иванович Цапин, заместитель губернатора по взаимодействию с органами местного самоуправления.

Александр Иванович, вы не только отвечаете за взаимодействие с органами местного самоуправления, но еще являетесь полпредом губернатора в Законодательном Собрании области. Законодательное Собрание хорошо вам знакомо, вы провели в нем последние много лет. И обсуждение бюджета, которое сейчас идет, на самом деле ваш родной вопрос. Вы столько лет занимались главным финансовым документом области, сейчас же можете взглянуть на него слегка со стороны. Обсуждение бюджета нового года имеет какие-то особенности этой осенью?

Я все-таки, надеюсь, что в Законодательном Собрании не только провел время, но и проработал несколько лет, в том числе и несколько лет вместе с вами в его составе. Со стороны посмотреть не получается, потому что и представители правительства, и депутаты Законодательного Собрания сейчас находятся в активной фазе работы по бюджету. А особенности следующие: принцип формирования бюджета и межбюджетных отношений имеют непосредственное отношение к каждой территории, и в этом году впервые - и с учетом федерального законодательства, и с учетом закона Нижегородской области - бюджет формируется по строго определенным формулам.

То есть наконец-то реализовывается давнишнее желание создать правила игры, которые будут внятными, одинаковыми и приемлемыми для всех.

И долговременными. То есть, действительно, мы подходим к тому, чтобы территории были заинтересованы в увеличении доходов, чтобы они точно знали какие виды налогов и сборов остаются в их распоряжении на многие годы вперед, и за что они конкретно отвечают.  И в этом году впервые мы формируем бюджет именно по этому принципу. Но, к сожалению, получилось так, что после того, как просчитали бюджет по каждой территории с учетом такого формирования межбюджетных отношений, выяснилось, что ряд территорий попал в довольно сложную ситуацию.

А я правильно понимаю, когда мы говорим «территория», мы на самом деле имеем в виду районы области.

Да, районы и города, причем, с одной стороны, формула вроде бы универсальная. С другой стороны, получается так, что в разных районах в пересчете на одного жителя приходится разное количество койко-мест в больницах, разное количество мест  в учебных заведениях и т. д. И поэтому нам пришлось вводить коррективы с учетом конкретной ситуации в каждом районе и в каждом городе.

Очень большая разница получается?

Разница получается, может быть, не очень большая, но очень существенная для ряда территорий. Например, Пильнинский район. В результате пересчетов мы приняли решение добавить где-то порядка 11 млн. рублей к тем примерно 150 , которые были определены по первоначальному варианту. Причем получилось так, что когда рассчитали бюджет, губернатор провел совещание с главами местного самоуправления и произошел такой очень, я бы сказал, открытый, откровенный и, может быть, где-то горячий разговор особенно по ряду территорий, где концы с концами не сходились. Затем последовало поручение губернатора министерству финансов и Владимиру Иванову, заместителю губернатора по бюджетно-финансовой системе. Предпринимались очень энергичные меры по поиску выхода из этой ситуации. И практически накануне последнего заседания Законодательного Собрания был найден механизм некоторого перераспределения средств между городами, районами и населенными пунктами, чтобы исключить такую сложную ситуацию, в которую попали ряд территорий. И такое решение было найдено.

Естественно, напрашивается вопрос, что же это было за решение, потому что понятно, вы привели в пример Пильнинский район, нужно 11 млн. где-то взять, значит у кого-то эти 11 млн. необходимо отнять.

Действительно, это так. И, вообще говоря, формирование бюджета в какой-то степени всегда сводилось именно к этому. То есть, имеем 40 млрд. доходов консолидированного бюджета области и нужно найти определенный способ их деления между городами, районами с учетом их конкретных потребностей. Но в этом году, я еще раз повторяю, это распределение доходов производилось по областному закону, то есть по тем формулам, которые были заложены в этот закон. Но нам пришлось, я бы так сказал, поработать над ошибками. И, действительно, вы, может быть, видели такие очень эмоциональные выступления мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова, который говорил, что нехорошо, что 181 млн. в последний момент у города отняли.

Ну, вы в таком мягком пересказе.

Да, в мягком пересказе. Но есть и другая трактовка. Может быть, первоначальный пересчет показал, что в очень сложном положении оказалось примерно 30 территорий. И, действительно, мы предложили Нижнему Новгороду чуть-чуть поделиться.

Но, ведь, насколько я понимаю, если каждый год мы будем возвращаться к ситуации, когда Нижний Новгорода и еще там пара районов, которые, действительно, сами могут зарабатывать деньги, будут все время делиться с депрессивными районами или с теми районами, которым не хватает, то мы вернемся опять же к тому вкусовому делению бюджета, которым страдали не один год до этого.

Очень правильная постановка вопроса. Помимо того, что мы определили принцип деления этих бюджетных доходов между районами и городами, очень важно, чтобы это было стимулом для увеличения доходов. Это с одной стороны. С другой стороны, сейчас правительство области ведет целенаправленную и системную работу по увеличению доходов. Для примера я могу сказать, что если за 9 месяцев с начала года доходы по области в целом были выполнены всего лишь на 95 процентов, то есть где-то недовыполнение шло на 5%, то в результате тех мер, которые сейчас предпринимаются правительством, доходы по октябрю месяцу выполнены на 106%. И с учетом этой энергичной работы мы уверены, что в целом доходы по 2005 году будут выполнены в запланированном объеме.

Так если в этом ритме двигаться дальше, может быть, тогда и бюджет 2006 года может быть в его доходной части увеличен?

Это главная задача. То есть сейчас мы все-таки исходим из тех цифр, которые рассчитаны министерством экономики, минфином с учетом определенных коррективов со стороны налоговой инспекции. Но наша главная задача – это, действительно, увеличение доходов бюджетов в 2006-2007-м и последующих годах.

А вот, в принципе, эта идея принятия и реализации бездефицитного бюджета  - это не блажь экономистов-теоретиков? Может быть, реалистично-то решить, что нам не хватает столько-то и оставить этот дефицит в бюджете?

На самом деле это реальная жизнь. То есть, что такое бездефицитный бюджет? Это означает следующее: если мы сосчитали, что у нас доходов 40 млрд., то и расходы мы определяем тоже в 40 млрд.

То есть нечего делать вид, что у нас есть деньги, которых у нас нет?

А здесь несколько опасностей. Первое: если мы, например, при 40 млрд. доходов пишем расходы на 45 млрд., то этих денег, с одной стороны, не хватит, а, с другой стороны, возникает  вопрос: а кому не хватит этих 5 млрд?  И тогда у исполнительной власти, минфина появляется такая вольная возможность кому-то не додать этих денег. Поэтому лучше честно распределить эти средства, соответствующие доходам. Далее, естественно, главная задача – увеличивать эти доходы. Но потом внести соответствующие изменения в бюджет, чтобы в соответствии с законом о бюджете распределить эти дополнительные доходы. То есть, это более правильный, более честный и более открытый путь.

Но более жесткий в принятии. Потому что я слышала, что некоторые депутаты Законодательного Собрания, опять же в мягком пересказе, были не очень довольны тем бюджетом, который был предложен правительством области.

Вы знаете, как все это происходит. При приятии бюджета каждый депутат, действительно, отстаивает свои территории, где он был избран, отстаивает объекты на своей территории, школы, больницы и т. д. Конечно, есть такой соблазн: просит депутат, например, по округу №10 увеличить норму, пожалуйста, увеличиваем. Просит другой - и ему увеличиваем. Все довольны, все проголосовали, а потом выясняется, что денег-то нет. То счастье, которое возникает в момент голосования, потом исчезает в процессе реализации бюджета. И вы прекрасно знаете, что условно на строительство новых объектов направлялось, например, 100 млрд. руб, а на самом деле финансирование составляло 70-75. Поэтому логика бездефицитного бюджета психологически наиболее сложная, но она более честная и, более того, она, может, больше мобилизует для увеличения доходов. А при дефицитном бюджете это больше мобилизует ходоков в Минфин, чтобы уговорить, что на это направление надо дать деньги, а уж на остальное, что останется.

Александр Иванович, а вот будет это желание принять бездефицитный бюджет – я полагаю, что, скорее всего, бездефицитный бюджет, предложенный областным правительством, будет принят - сопровождаться жестким исполнением тех решений, которые будут приняты в процессе обсуждений нового бюджета?

Абсолютно правильна та мысль, которую вы сказали, что бездефицитный бюджет накладывает на правительство большую ответственность.  То есть, именно тот бюджет, которое правительство обязательно должно выполнить. И более того, может быть, накладывает дополнительную ответственность за те усилия, которые должны быть приложены по увеличению доходов. Почему? Потому что опять возвращаемся к варианту бюджета с дефицитом: получается так, что вроде бы всем хватает на бумаге и все спокойны, а потом год кончился и все друг другу объясняют: «Денег не хватило».

Хорошо вернемся от экономики к политике. На недавнем заседании Законодательного Собрания принималось решение о том, как будут избираться депутаты. Есть новации в этом: увеличивается количество депутатов, меняется количество округов. Как это на самом деле выглядит и главное сначала - зачем это?

В стране идет выстраивание политической системы. Депутаты Госдумы действующего созыва избирались по схеме: 50%, то есть 225 депутатов по одномандатным округам, другие 225 по партийным спискам. Следующий состав Госдумы будет полностью избираться по партийным спискам. В Законодательное Собрание в соответствие с законом Нижегородской области будет избираться 50 депутатов, из которых 25 по одномандатным округам, 25 - остальные по партийным спискам.

Сейчас 45 избирательных округов, и, может быть, такое самое простое решение было бы для депутатов сделать 45 и 45, то есть никого не затрагивать, все получают возможность остаться на «своих» округах. Но при этом получается 90 депутатов. Во-первых, ясно, что это дополнительные расходы. С другой стороны, это вовсе не означает улучшение работы в два раза. Поэтому, на мой взгляд, депутаты приняли разумное решение и с учетом обеспечения работоспособности Законодательного Собрания, и с учетом бережного отношения к расходованию бюджетных средств. Поэтому после долгих споров, дебатов все-таки принята схема, что будет 50 депутатов, а не 90. Кроме того, очень сложно было определить округа для того, чтобы было примерно равное количество избирателей в каждом округе. И сейчас в каждом округе будет в среднем по 100 тысяч избирателей.

А хватит ли возможностей у депутатов Законодательного Собрания отражать интересы такого количества избирателей? Все-таки вот в два раза то меньше народу когда, по-моему, понятнее что происходит.

Если исходить из вашей логики надо избирать нам 1000 депутатов и тогда…

Ну, тогда будет трудно найти общий язык среди депутатов Законодательного Собрания, я понимаю.

Действительно, вы согласитесь, что на какой-то грани надо остановиться. Все-таки сочли, что это грань такая разумная.

И еще 25 депутатов будут избираться по партийным спискам. То есть будет бюллетень с перечнем политических партий и в зависимости от того количества голосов, которые получит та или иная партия, будут и распределяться эти 25 мест. Политическим партиям предоставлено право иметь не только общий список по области, но и иметь 5 избирательных округов. То есть 25 одномандатных округов могут быть разделены на 5 частей, то есть по 5 округов. И тогда в каждом из этих партийных округов тоже появится свой партийный список. Тогда те депутаты, которые получат наибольшее доверие избирателей в той или иной части Нижегородской области по этим партийным округам, и войдут в состав Законодательного Собрания.  

Сейчас все-таки ситуация иная. В Нижегородской области в районах и городах есть члены той или иной партии, которые ждут, когда объявят результаты, и, больше, в зависимости от того, как сработают лидеры на уровне области, будет зависеть и количество депутатов, которые войдут в состав Законодательного Собрания. А сейчас представляется, может быть, возможность лидерам партий в той или иной территории проявить усилия именно в своем районе, в соседних районах, чтобы в зависимости от этих усилий, от результатов стать депутатом регионального парламента.

Ну что ж, наверное, это будет шагом к формированию реальной партийной системы в государстве. Потому что на реальном теоретическом уровне мы все понимаем, что не должны существовать карликовые партии, должно существовать несколько крупных партий. Будет это шагом вперед?

Безусловно. И вы обратите внимание, что при выборах в городскую Думу Нижнего Новгорода в ней оказались представленными практически все наиболее известные партии: «Единая Россия», которая сохранило лидерство, и КПРФ, и ЛДПР, и «Партия пенсионеров», и «Родина» и СПС. Избирателям предоставлена возможность выбрать партию и проголосовать за нее. И в то же время, обратите внимание, около 10% избирателей проголосовали против всех кандидатов. То есть не нашли еще партии своих избирателей, и здесь есть над чем подумать и лидерам партий, которые готовятся к выборам в Законодательное Собрание, намеченные на 12 марта 2006 года.

Хорошо. Есть у правительства Нижегородской области в деле формирования областного бюджета еще один резерв, как получение денег из федерального центра. Какая работа проводится в этом направлении?

Действительно, губернатор области Валерий Павлинович Шанцев организовал систему встреч с депутатами Государственной Думы, представляющих Нижегородскую область. Помимо индивидуальных встреч и бесед по тем или иным вопросам прошло уже три встречи практически со всеми депутатами Госдумы и членами Совета Федерации, представляющих нашу область.

Прежде всего, речь идет о бюджете 2006 года и о финансировании объектов, которые заявлены областью в федеральные адресные инвестиционные программы. Это строительство дорог, больниц, школ и т.д. Заявлялось более 130 объектов. К сожалению, пока мы имеем подтверждение только по 25 объектам. Это где-то около 1 млрд. рублей. Но, с одной стороны, все-таки те усилия, которые предпринимает и губернатор, и депутаты позволили несколько улучшить первоначальную ситуацию. С другой стороны, конечно, мы работаем с большим опозданием, так как наше правительство сформировано недавно. И есть такая грустная статистика, где показана динамика средств в пересчете на душу населения, которые получают в целом по стране и по Нижегородской области в частности. В целом по стране с каждым годом идет существенное увеличение этих денег по ФАИП в пересчете на одного жителя. В Нижегородском регионе пока такая грустная горизонталь.

Но, первое, что сейчас организована системная работа. Депутаты Госдумы очень активно включились в эту работу. И, может быть, сейчас наша главная задача - не упустить 2007 год. И на последней встрече с депутатами Государственной Думы мы обговорили, что уже в феврале месяце с полным набором документации мы определяем объекты в бюджет 2007 года.

С нового года будут происходить достаточно существенные изменения в нашем местном самоуправлении. Насколько готовы главы муниципальных образований к реализации с 1 января 2006 года Федерального Закона №131?

Во-первых, мы обязаны исполнять закон. Во-вторых, может быть, наиболее сложная ситуация по вновь образованным муниципальным образованиям. Мы уже говорили: Выксунский район – появился город Выкса, Борский район – город Бор и так далее. И там власть-то только появилась, только появились городские думы, избранные земскими собраниями главы администраций. И, по сути, у них нет возможности в полном объеме взять на себя эти полномочия. Для таких муниципальных образований федеральный закон дает возможность перехода полномочий в течение нескольких лет.

Поэтому законом Нижегородской области мы определяем перечень полномочий для каждого вновь образованного муниципального образования на 2006 год и потом в течение двух, максимум трех лет мы должны передать им в полном объеме все полномочия. С другой стороны, муниципальные районы могут с городами и населенными пунктами заключать соглашения о некотором перераспределении полномочий.  Понятно, что не в каждом селе, не в каждом сельсовете есть специалист, который может подготовить проект бюджета.

На самом деле, я бы хотела, чтобы вы объяснили нашим зрителям: чем реально чревато для жителей этих муниципальных образований то, что, например, при введении этого закона у них не окажется грамотных руководителей?

Такая опасность, действительно, есть. Сейчас в Нижегородской области 662 муниципальных образования. С одной стороны, муниципальные районы должны помогать таким муниципальным образованиям, особенно где есть кадровые проблемы. С другой стороны, сами муниципальные образования должны учить своих людей и готовить их. Сейчас главы поселковых советов, сельских советов, главы вновь образованных муниципальных образований уже начинают считать каждый кусочек земли, каждый участок, имущество физических лиц для того, чтобы использовать все возможности для пополнения доходов своего поселения, своего муниципального образования. Почему? Потому что если ему сосчитают, что с этой территории по налогу на землю он может собрать, например, 1 млн. дохода, а он соберет только полмиллиона, это будет уже его недоработка. Он уже будет вынужден объяснять жителям своего поселения, населенного пункта, в котором ему доверили быть главой, почему он не обеспечивает получение этих налогов в полном объеме.

С другой стороны, конечно, нужно помогать, в том числе и учить. Здесь специалисты муниципальных районов, естественно, будут оказывать помощь поселениям. Недавно мы встречались с ректорами и представителями ряда ВУЗов Нижегородской области с тем, чтобы договориться о координации действий по организации обучения и руководителей, и специалистов разных категорий.  И надеемся, что учебные заведения активно включатся в эту работу.

Александр Иванович, я задам вам вопрос, который, может быть, вам покажется дежурным, и вы на него, наверное, неоднократно отвечали. Тем не менее, вы в новом качестве у нас первый раз. Есть ли у вас ощущение, что новая губернаторская команда сложилась?

Я думаю, есть основания быть оптимистом, что удастся организовать, и эффективно работать.

А есть ощущение, что вы идете верным путем?

Я думаю, нас избиратели поправят, если мы будем ошибаться.

Дата создания страницы: 30.11.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet