Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

04.12.2013 12:00"Одна из приоритетных задач для министерства экологии – решение проблемы обращения с отходами"

Министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николай Нёбов в интервью НИА "Нижний Новгород" подвел итоги работы возглавляемого им ведомства в 2013 году.

–Какова на данный момент экологическая ситуация в Нижегородской области, и какие проблемы требуют особого внимания?

–Экологическую ситуацию в регионе я могу назвать стабильной. Конечно, в Нижегородской области, как и в любом промышленном регионе, хозяйственная деятельность предприятий зачастую сопровождается загрязнением окружающей среды, незаконными действиями и правонарушениями. Однако если подводить итоги года, серьезных, опасных происшествий регионального масштаба специалистами министерства экологии не отмечено.

Одна из приоритетных задач для министерства экологии на сегодняшний день - решение проблемы обращения с отходами. В рамках областной программы привлекаются бюджетные средства на рекультивацию существующих свалок, создание информационной системы для управления отраслью, софинансирование работ по ликвидации накопленного экологического ущерба. В настоящее время реализовано два проекта по строительству межмуниципальных комплексов утилизации ТБО. Крупнейшим инвестиционным проектом является комплекс утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. Также введен в эксплуатацию Городецкий мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном ТБО, который будет обслуживать семь районов области. Это позволило рекультивировать Балахнинскую, Чкаловскую городские свалки, в декабре 2013 года заканчивается заключительный этап рекультивации Сокольской поселковой свалки. Еще семь проектов межмуниципальных комплексов утилизации ТБО находятся на разных стадиях реализации. Главная цель этой работы - централизация и укрупнение объектов размещения отходов и сокращение их количества с 246 существующих свалок до девяти комплексов утилизации ТБО. К слову, за последние пять лет ликвидировано 737 несанкционированных свалок.

Новым направлением работы для министерства стала ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Дзержинска. Шламонакопитель "Белое море", полигон ТБО "Игумново" были проблемами даже не регионального, а общероссийского масштаба. В 2011 году на них обратил внимание Президент Дмитрий Медведев. В настоящее время закончен первый этап ликвидации консервации шламонакопителя "Белое море", проведена часть работ по устройству восточной и западной дамбы. Деятельность полигона ТБО "Игумново" прекращена в июне 2012 года в связи с вводом нового полигона ООО "МАГ Групп". В настоящее время ведутся работы по рекультивации.

Еще одной первоочередной задачей нашего министерства я считаю реализацию ОЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области в 2013-2020 годах". Это мероприятия по строительству берегоукрепительных сооружений, капитальных гидротехнических сооружений, экологической реабилитации водных объектов, восстановлению пропускной способности русел рек. По нашим прогнозам, численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, составит около 200 тысяч человек. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 13,9 млрд рублей.

–Принимаются ли какие-то меры в отношении собственников земель на территории Пустынского заказника?

–Пустынский заказник образован на территории Арзамасского района еще в 1984 году с целью сохранения и увеличения численности ценных и редких охотничье-промысловых видов животных, восстановления численности краснокнижной русской выхухоли, а также сохранения целостности уникального для средней полосы европейской части России ландшафта проточных карстовых озер. С тех пор границы заказника не менялись.

Однако районная администрация в 2010 году неверно отразила границы заказника в схеме территориального планирования Арзамасского района. Этим воспользовался круг лиц, начавших строительство на территории заказника. В 2012 году Арзамасская городская прокуратура подала иск о признании разрешений на строительство незаконными. минэкологии Нижегородской области участвовало в данном процессе в качестве третьего лица и поддержало исковые требования. Решение было вынесено не в пользу городской прокуратуры, однако в настоящее время минэкологии использует свое право на обжалование решения по данному делу в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Кроме того, министерство направило предложения в адрес администрации Арзамасского района о необходимости внесения изменений в СТП с целью приведения ее в соответствие с положением о Пустынском заказнике.

–В октябре проект по достройке Чебоксарской ГЭС получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Как в дальнейшем будут развиваться события, связанные с достройкой ГЭС? Каковы шансы того, что разрешение на достройку не будет получено?

–Строительство Чебоксарской ГЭС было начато в 1969 году со следующими показателями: расчётный напор - 15 м, отметка верхнего бьефа - 68 м. В то время отдалённые последствия масштабного гидроэнергетического строительства не прогнозировались и не учитывались. Чебоксарское водохранилище эксплуатируется с 1981 года на отметке подпорного уровня 63 метра.

Однако в 2010 году Правительство Российской Федерации дало поручение о подготовке изменений в проектную документацию, предусматривающее возможность повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров (на пять метров). Заказчик проекта (ОАО "РусГидро") в 2010 году утвердил техническое задание по завершению разработки проектной документации.

Правительство и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев с самого начала выступали против реализации этого проекта. По нашему мнению, которое, к слову, подтверждают сторонние эксперты-экологи, подобный шаг может вызвать экологическую катастрофу и непредсказуемый по своим масштабам экономический ущерб. Достаточно сказать лишь о том, что вся нижняя часть Нижнего Новгорода может уйти под воду.

В этом году мы получили обнадеживающие, отрицательные, заключения государственной экологической экспертизы - как на проектные обоснования повышения уровня Чебоксарского водохранилища на два метра (до отметки 65 метров – в 1995 году), так и на проектные материалы повышения уровня Чебоксарского водохранилища на 5 метров (до отметки 68 метров – в 2013 году). Поскольку одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы является положительное заключение такой экспертизы, рассмотренный проект не может быть реализован. Однако это не исключает возможность для инициаторов проекта доработать проект и представить его на государственную экологическую экспертизу повторно.

Окончательное решение об отметке Чебоксарского водохранилища Правительством Российской Федерации пока не принято. В настоящее время при правительственной комиссии по вопросу топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики действует рабочая группа по подготовке окончательного решения о целесообразности завершения строительства Чебоксарской ГЭС под председательством министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского. В Нижегородской области действует рабочая группа по оценке воздействия на окружающую среду, оценке экономического и экологического ущерба от возможного повышения уровня Чебоксарского водохранилища.

Правительство Нижегородской области и Законодательное собрание Нижегородской области придерживаются последовательной позиции о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища, поскольку реализация такого проекта повлечёт масштабные негативные последствия для Нижегородской области. Обращения с изложением данной позиции неоднократно направлялись в федеральные органы государственной власти. В очередном письме губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева от октября 2013 года в адрес Президента Российской Федерации содержится просьба об установлении подпорного уровня водохранилища на отметке 63 метра и об отмене всех распоряжений и поручений, связанных с повышением уровня Чебоксарского водохранилища. Надеюсь, что наше мнение будет услышано и учтено для того, чтобы поставить окончательную точку в этом вопросе.

–Возможно ли в регионе внедрение системы раздельного сбора мусора и в течение какого срока возможен переход на подобную систему?

–Минэкологии Нижегородской области в 2012 году разработало пилотный проект по внедрению раздельного сбора отходов от населения, которым предусмотрена установка на контейнерные площадки дополнительного контейнера со специальной наклейкой-стикером, в который будет производиться сбор только вторичных материальных ресурсов (стекло, металл, пластик, бумага). В настоящее время ведется поиск инвестора, готового реализовать разработанный пилотный проект.

Мы проводим подготовительную информационную работу, направленную на постепенное приобщение населения к раздельному сбору отходов. Однако в силу определенных особенностей проекта максимальный эффект информационной кампании возможно достичь только при ее одновременном проведении с мероприятиями по внедрению системы раздельного сбора отходов на местах. То есть, реализация этого проекта возможна лишь при участии местных властей и, что самое главное, самих нижегородцев.

Источник: НИА "Нижний Новгород" http://www.niann.ru/?id=444082

Дата создания страницы: 04.12.2013
Дата модификации страницы: 04.12.2013
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet