Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

Мониторинг проведения процедуры оценки проектов актов (экспертизы актов)

в Нижегородской области в 2015 году

1. Введение

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (экспертиза актов) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.

Целями ОРВ являются:

  • снижение издержек предпринимательского сообщества и бюджетов всех уровней на исполнение избыточных требований;
  • повышение качества регулирования;
  • повышение прозрачности принимаемых решений, а также доверия граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям;
  • снижение количества неэффективных правовых актов.

Процедура ОРВ стала обязательной:

  • на уровне субъекта с 1 января 2014 года;
  • в городском округе город Нижний Новгород с 1 января 2015 года;
  • в муниципальных районах и городских округах - с 1 января 2016 года.

Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года        № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области».

2. Общая характеристика внедрения ОРВ в Нижегородской области

В Нижегородской области приняты все необходимые правовые акты, направленные на внедрение процедуры ОРВ в практику деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Министерство экономики Нижегородской области (далее - министерство) является уполномоченным органом в Нижегородской области на методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Министерством на постоянной основе проводится анализ предполагаемых к принятию нормативных правовых актов Нижегородской области.

В 2015 году проведен анализ по 1799 проектам нормативных правовых актов. По результатам анализа не выявлено проектов правовых актов, подлежащих процедуре ОРВ, но не прошедших указанную процедуру.

Публичность проведения ОРВ является одной из главных особенностей всей процедуры ОРВ, в рамках которой предприниматели могут непосредственно участвовать в формировании государственного регулирования, органы государственной власти и местного самоуправления нацелены на привлечение к участию в публичных консультациях максимального количества респондентов.

Рис.1. ОРВ на сайте Правительства Нижегородской области.

В целях информационного обеспечения проведения процедур ОРВ, информирования заинтересованных сторон о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов был создан и функционирует в настоящее время специальный раздел «Оценка регулирующего воздействия» на официальном сайте Правительства Нижегородской области - www.goverment-nnov.ru.

Для привлечения к участию в процедуре ОРВ, а также обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления с предпринимательским и экспертным сообществом, приказом министерства экономики Нижегородской области от 13.03.2014 № 62 утверждена примерная форма Соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ.

Органами исполнительной власти Нижегородской области Соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ в 2014-2015 годах заключены с следующими организациями:

  1. Объединение работодателей «Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей»;
  2. Торгово-промышленная палата Нижегородской области;
  3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Нижегородской области;
  4. НРО ООО «ОПОРА России»;
  5. Объединение работодателей «Союз нижегородских строителей»;
  6. Нижегородская ассоциация автотранспортников;
  7. Союз лесовладельцев Нижегородской области;
  8. Некоммерческое партнерство «Нижегородская туристическая лига»;
  9. Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области;
  10. Некоммерческое партнерство «Наследие»;
  11. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»;
  12. ООО «Нижегородское ветеринарное общество»;
  13. ГНУ НИВИ НЗ Россельхозакадемии.

Заключенные Соглашения позволяют осуществлять эффективное взаимодействие при проведении ОРВ, в том числе в части учета замечаний и предложений предпринимательского сообщества по проекту нормативного правого акта.

В июне 2015 года запущен в эксплуатацию федеральный информационный интернет портал об ОРВ (www.orv.gov.ru), на котором размещается информация о проводимых процедурах ОРВ, лучших практиках в рамках внедрения ОРВ, а также новости регионов и ОМСУ.

Рис.2. Федеральный информационный интернет портал об ОРВ.

Рис.3. Нижегородская область – «регион недели».

В связи с качественной информационной наполняемостью регионального раздела федерального портала Нижегородская область признавалась Минэкономразвития РФ лучшей («регион недели») среди субъектов РФ.

Рис.4. Федеральный портал проектов нпа.

Продолжена работа с уведомлениями о начале проведения ОРВ по проектам федеральных нормативных правовых актов, поступающими с федерального портала http://regulation.gov.ru на официальный электронный адрес министерства. Всего за 2015 год обработано 770 уведомлений, направлено 324 письма в ОИВ области для рассмотрения и подготовки возможных замечаний/предложений по проектам.

Четкая нормативно-правовая регламентация процедур ОРВ на уровне субъекта, открытость проведения процедур ОРВ по каждому правовому акту, развитие института ОРВ с учетом развития на федеральном уровне позволили Нижегородской области занять по итогам 2015 года 20 место в рейтинге качества осуществления ОРВ среди субъектов РФ, подготовленного Минэкономразвития РФ (в 2014 году находились на 49 месте), и переместиться из группы «хороший» уровень в группу «высокий» уровень.

Рис.5. Рейтинг качества

3. Общая характеристика нормативных правовых актов, прошедших ОРВ

За 2015 год ОРВ проведена по 28 проектам правовых актов Нижегородской области: 10 проектов законов, 12 проектов постановлений, 5 проектов распоряжений, 1 проект приказа органа исполнительной власти области. Количество проектов актов, прошедших ОРВ в 2015 году, увеличилось по сравнению с 2014 годом почти в 2 раза.

Рис. 6. Количество проектов нормативных правовых актов, прошедших ОРВ в 2015 году (поквартально)

Процедуру ОРВ прошли проекты постановлений и распоряжений Правительства Нижегородской области, проекты законов Нижегородской области и проект приказа министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

Рис. 7. Процентное отношение проектов прошедших ОРВ в 2015 году

4. Детальная характеристика нормативных правовых актов, прошедших ОРВ

В специальном разделе «Оценка регулирующего воздействия» на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» регулирующими и уполномоченным органами при проведении ОРВ размещаются следующие документы по каждому проекту нормативного правового акта:

  • уведомление о проведении публичных консультаций;
  • проект нормативного правового акта;
  • пояснительная записка к проекту нормативного правового акта;
  • опросный лист для проведения публичных консультаций;
  • отчет о проведении публичных консультаций;
  • заключение об оценке проекта акта;
  • экспертное заключение об оценке проекта акта.

Характеристика нормативных правовых актов, прошедших ОРВ в 2015 году представлена в Таблице 1.

Таблица 1.

п/п

Наименование проекта

правового акта

Разработчик

(регулирующий

орган)

 

Предмет регулирования

Количество участников публичных консультаций

Учет

замечаний и предложений

по проекту*

1.

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области в 2015 году»

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Предохранение проезжей части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области от разрушений в весенний и летний период 2015 года.

2

Замечаний и предложений не поступало

2.

Проект приказа министерства «О порядке согласования регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации»

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Определение порядка оформления и согласования документации на межрегиональные маршруты на территории Нижегородской области

3

Поступившие предложения не учтены

3.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в статью 8 Закона Нижегородской области «О розничных рынках на территории Нижегородской области»

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Установление предельных сроков, по истечению которых управляющие розничными рынками компании для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на сельскохозяйственных рынках вправе использовать исключительно капитальные здания

2

Поступившие замечания и предложения учтены в полном объеме

4.

Проект постановления Правительства Нижегородской области  «Об утверждении Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых»

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области

 

Предоставление субъектам предпринимательской деятельности права пользования участками недр местного значения для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых 

-

Замечаний и предложений не поступало

5.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области»

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Разработка механизма субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях

3

Замечаний и предложений не поступало

6.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О субсидировании части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях»

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

 

Разработка механизма субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях

3

Замечаний и предложений не поступало

7.

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О введении временного ограничения движения автомобильного транспорта по автомобильной дороге Нижний Новгород-Шахунья-Киров»

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Развести во времени грузовой поток транспортных средств и поток легкового автотранспорта, отдавая по пятницам и воскресеньям для движения большегрузного транспорта межпиковое, утреннее и ночное, время

2

Замечаний и предложений не поступало

8.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 24 января 2013 года

№ 36»

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Оптимизация порядка открытия, изменения и закрытия автобусных маршрутов регулярных перевозок транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Нижегородской области

3

Замечаний и предложений не поступало

9.

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О прекращении движения транспортных средств по автомобильной дороге Дубравный – Б.Козино на время проведения международного фестиваля современной музыки и технологий «ALFA FUTURE PEOPLE 2015»

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Обеспечение транспортной доступности Фестиваля, обеспечение безопасности дорожного движения на территории р.п.Большое Козино

2

Замечаний и предложений не поступало

10.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области»

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Повышение эффективности расходования бюджетных средств и уточнение порядка предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки субъектам туриндустрии и НХП

2

Поступившие замечания и предложения учтены частично

11.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2007 года № 511»

Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области

Установление дополнительного сбора для собственников тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, в части оплаты процедуры проведения технического осмотра

1

Замечаний и предложений не поступало

12.

Проект закона Нижегородской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»

 

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Введение налоговых льгот для начинающих индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, научной и социальной сферах

3

Поступившие  предложения не учтены

13.

Проект закона Нижегородской области «О налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщи-

ков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов»

 

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Введение налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в определенных сферах

3

Поступившие замечания и предложения учтены

частично

14.

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в распоряжение Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2006 года №676-р»

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области

Проектом правового акта устанавливаются положения и условия, в соответствии с которыми заключается и действует соглашение о реализации инвестиционного проекта

3

Поступившие замечания и предложения учтены

частично

15.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 100»

 

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Совершенствование правовых норм, устанавливающих порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области и заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на условиях временного допуска

3

Замечаний и предложений не поступало

16.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10.08.2010 №482»

Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области

Установление срока, в течение которого, организатор ярмарки обязан внести корректировки в действующие паспорт безопасности и схему размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней в случае реорганизации, изменения наименования и типа ярмарки, изменения организации ее деятельности, охраны и защиты ярмарки, а также изменения ее оснащения техническими средствами обеспечения безопасности

1

Замечаний и предложений не поступало

17.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях»

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области

Целями регулирования является системное повышение качества окружающей среды на территории региона, сокращение числа правонарушений в области обращения с отходами

3

Замечаний и предложений не поступало

18.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «Об утверждении положения о порядке сбора, условиях и способах вывоза (транспортирования), утилизации и переработки отходов строительства и сноса»

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области

Целями регулирования является повышение качества окружающей среды, сокращение числа правонарушений в области обращения с отходами строительства и сноса, упорядочение системы обращения с отходами строительства и сноса на территории региона

3

Поступившие замечания и предложения учтены

частично

19.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года №70-З «О торговой деятельности в Нижегородской области»

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

 

Целями регулирования является противодействие уклонению юридических лиц, фактически осуществляющих деятельность по управлению розничными рынками, от исполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

1

Замечаний и предложений не поступало

20.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях»

Министерство поддержки и развития малого предпринимате

льства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

 

Целями регулирования является увеличение штрафных санкций за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 2.5. КНооАП, для граждан до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – до одного миллиона рублей, наделении сотрудников комитета государственного ветеринарного контроля Нижегородской области полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьей КНооАП

1

Замечаний и предложений не поступало

21.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение оборудования»

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

Создание условий для обновления зерносушильного оборудования и улучшения кормовой базы в регионе, снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях реализации инвестиционных проектов по развитию производственных мощностей

2

Поступившие замечания и предложения учтены в полном объеме

22.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 03 августа 2011 года №587 «О мерах по реализации закона Нижегородской области от 4 марта 2011 года № 34-З «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области»

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

 

Целями регулирования является определение порядка присвоения статуса резидента технопарка и размещения компании на территории инфраструктуры технопарка, порядка включения резидента технопарка в реестр резидентов технопарка Нижегородской области, а также порядка предоставления мер государственной поддержки резидентам технопарка, включенным в реестр резидентов технопарка Нижегородской области

 

1

Замечаний и предложений не поступало

23.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области от 11 марта 2010 года №40-З «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве»

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области

Проектом правового акта устанавливаются положения и условия, в соответствии с которыми возможна реализация полномочий Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления по организации эффективной деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территории Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3

Замечаний и предложений не поступало

24.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»

Комитет по экологии Законодательного собрания Нижегородской области

Целями регулирования является устранение правового пробела в сфере регламентации порядка проведения экспертной оценки зеленых насаждений, в том числе подлежащих сносу без проведения компенсационного озеленения и установление квалификационных требований к экспертам проводящим такую оценку

3

Поступившие замечания и предложения учтены

частично

25.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в статью  14 Закона Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области»

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области

Предоставление льготы по налогу на прибыль организаций в максимальном объеме инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области с объем инвестиций более 40 миллиардов рублей.

1

Замечаний и предложений не поступало

26.

Проект закона Нижегородской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Нижегородской области «О приостановлении действия абзаца второго части 41 статьи 11 Закона Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» и абзаца второго части 5 статьи 7 Закона Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области»

Комитет по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Законодательного собрания Нижегородской области

Целью принятия нормативного правового акта является продление временного моратория на расторжение инвестиционных и инновационных соглашений о предоставлении государственной поддержки до конца 2016 года при неисполнении субъектами инвестиционной и инновационной деятельности условий соглашения по приоритетным проектам Нижегородской области.

2

Замечаний и предложений не поступало

27.

Проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области в 2016 году»

Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области

Предохранение проезжей части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородской области от разрушений в весенний и летний период 2016 года.

Предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением в весенний период, а также превышением допустимых температур в летний период.

1

Замечаний и предложений не поступало

28.

Проект постановления Правительства Нижегородской области «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 10.08.2010 №482»

Министерство промышлен-

ности, торговли и предпринима-

тельства Нижегородской области

Упростить процедуру согласования ярмарок. Увеличить срок, на который выдается разрешение на организацию ярмарки.

Сделать ярмарки более доступными для реализации на них продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, выращенной на садовом, огородном участках.

8

Поступившие замечания и предложения учтены

частично

             

* Все замечания и предложения к проекту нормативного правого акта, поступившие от участников публичных консультации, указываются в отчете о проведении публичных консультаций, с обязательным обоснованием непринятия тех или иных замечаний и предложений

Всего в публичных консультациях при проведении ОРВ проектов актов области приняли участие 65 предпринимателей и предпринимательских сообществ.

5. Внедрение ОРВ на муниципальном уровне в Нижегородской области

В административном центре Нижегородской области - городском округе город Нижний Новгород - оценка по проектам муниципальных актов проводится с 1 января 2015 года.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 29 декабря 2014 года № 5493 утвержден Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и Порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 18 марта 2015 года № 56 утвержден порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода и порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода.

В 2015 году процедуру ОРВ прошли 10 проектов муниципальных актов (9 проектов решений Городской Думы Нижнего Новгорода, 1 проект постановления администрации).

Следует отметить небольшое количество участников публичных консультаций, проводимых в рамках ОРВ по проектам актов (в среднем 1 на проект, при рекомендованных министерством экономики области для привлечения к участию 3 и больше).

В муниципальных районах и городских округах процедура ОРВ стала обязательной с 1 января 2016 года.

В 2015 году во всех муниципальных районах и городских округах Нижегородской области утверждены Порядки, регламентирующие проведение ОРВ на муниципальном уровне.

Проект постановления администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области «Об утверждении порядка предоставления из бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков» прошел ОРВ в 2015 году в качестве «пилотного».

Дата создания страницы: 05.11.2013
Дата модификации страницы: 16.02.2016