Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

10.10.2005 14:30Интервью заместителя губернатора по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике Нижегородской области Владимира Иванова программе «Точка зрения» Общественного Российского радио.

Вопрос:  Проект бюджета на следующий год разработан. Какие его основные параметры? Как бы Вы его охарактеризовали? Какие приоритеты с финансовой точки зрения выработаны?

В.Иванов: Бюджет на 2006 год формировался в условиях изменившегося законодательства. Особые изменения претерпели межбюджетные отношения, в части взаимоотношения между субъектом Федерации и органами местного самоуправления. Это сделано в рамках реализации известного федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исходя из параметров социально-экономического развития, общие доходы консолидированного бюджета области составят 44,7 млрд. рублей, что на 15,8% выше, чем в 2005 году. Основными доходными источниками будут налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, акцизы на нефтепродукты, спирт и ликероводочные изделия.

Особенность бюджета на 2006 год заключается в том, что распределение расходных полномочий смещается в сторону субъекта Федерации, то есть в сторону области. Таким образом, значительная часть расходных полномочий переходит региону. И для того, чтобы территории смогли обеспечить функционирование бюджетной сферы, им будут передаваться целевые субвенции.

Вопрос:  Такое смещение полномочий и помогло обеспечить бездефицитный бюджет?

В.Иванов: В какой-то степени и это тоже. Хотя пришлось принять ряд непопулярных решений, то есть сократить определенный вид расходов. Приоритетами бюджета, в первую очередь, остаются выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. При этом ее размер возрастает по сравнению с 2005 годом на 5,4 млрд. рублей и составит 18 млрд. рублей. Правительство области запланировало повышение зарплаты нижегородским бюджетникам на 9% выше, чем в среднем по России. Эта 9-процентая надбавка будет выплачиваться до 1 мая 2006 года, когда предстоит еще одно повышение зарплаты.

В полном объеме также просчитаны расходы на коммунальные услуги для всех учреждений социальной сферы, значительно возрастает объем финансирования льгот и других выплат социального характера. Их объем достигнет 5 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей больше, чем в 2005 году. Кроме того, вырастают платежи в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население.

Вопрос:  Можно сказать, что бюджет 2006 года будет социально направленный?

В.Иванов: Да. Хотя я не считаю это достижением. На мой взгляд, он должен быть не только социально направленным, а бюджетом развития, при условии, что все социальные вопросы закрыты.

Вопрос:  Владимир Александрович, вы уже сказали про бездефицитность бюджета. Не могли бы вы пояснить, какие именно статьи были сокращены?

В.Иванов: Значительно сокращены капитальные расходы, расходы на приобретения, ремонтные работы и так называемые прочие расходы, где можно обойтись ограниченными суммами, не вызывая сложностей функционирования. В каждой из отраслей были сокращены определенные виды расходов.

Вопрос:  Какие проблемы не будут решены в следующем году? И по каким причинам?

В.Иванов: Есть проблемы, которые не решаются длительное время. Конечно, решить их в течение года даже при очень большом желании сложно. Здесь мы подходим так: в первую очередь должны быть профинансированы те расходы, которые обеспечивают жизнедеятельность региона. Губернатор Нижегородской области определил приоритетные направления, на которые мы должны обратить внимание. Чтобы активнее решать наболевшие вопросы, сначала необходимо выполнить некую подготовительную часть.

Среди приоритетных Губернатор поставил перед правительством задачу – решить транспортные вопросы. О том, как сегодня работает пассажирский транспорт, рассказывать не надо. Мы планируем изыскать средства на обновление автобусного парка.

Кроме того, активно и жестко будет решаться вопрос по наведению чистоты и благоустройства на территории области.

И третий, один из важных вопросов, это обеспечение условий для реализации инвестиционных проектов. Предстоит решить как организационные, так и финансовые проблемы. Мы должны сделать все необходимое, чтобы этот процесс начал активно двигаться.

Это главное, на что будет в первую очередь обращено внимание правительства.

Вопрос:  Как будут складываться отношения с федеральным бюджетом? Получит ли область деньги?

В.Иванов: Поступления из федерального бюджета можно поделить на две части. Первая часть – оказание помощи на текущие расходы. Вторая – средства на реализацию проектов, федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ.

В первой части – в части выравнивания бюджетной обеспеченности, обеспечения минимальных стандартов – вопрос прорабатывается. Мы сегодня уже получили подтверждение на получение средств на сумму почти 5,3 млрд. рублей. Но мы на этом не останавливаемся, и сегодня ведется активная работа. Губернатор Валерий Шанцев уже провел встречи практически со всеми федеральными министрами: министром финансов Алексеем Кудриным, министром экономического развития и торговли Германом Грефом и другими. Он обратился с конкретными просьбами, предложениями и доказательствами обоснованности наших просьб. Мы рассчитываем получить до 1,5 млрд. рублей по фонду софинансирования, который будет распределяться в третьем чтении федерального бюджета.

Федеральное Правительство пообещало нам выделить средства по федеральным целевым и адресным инвестиционным программам, а также на строительство цирка, планетария и метромоста. Окончательное решение о размере будет принято в конце этого – начале следующего года.

Вопрос:  В одном из интервью Вы сказали, что главная проблема бюджета – это долги. Что будет с этим?

В.Иванов: Я не могу сказать, что долг бюджета сокращается. Сегодня он переведен из внешнего во внутренний, но сумма долга не уменьшается. Более того, в 2005 году был заложен дефицит бюджета почти в 2 млрд. рублей, который погашается за счет привлечения новых займов и кредитов коммерческих банков, что увеличивает долговую нагрузку на бюджет. Общий объем долга вместе с кредитами, выпущенными облигационными займами и выданными гарантиями приближается к 8 млрд. рублей. На обслуживание долга (выплату процентов) уходит почти 1 млрд. рублей. Это очень большая сумма, поэтому, я считаю, что наращивать долг крайне опасно.

Первая задача, мы должны работать над тем, чтобы не наращивать долговую нагрузку на бюджет и тем самым показать свою состоятельность. В этом случае Минфин РФ обещает нам оказать поддержку путем списания части ранее выданных ссуд из федерального бюджета. Вторая, мы должны прекратить наращивать долг, начиная с 2006 года, а начиная с 2007 года перейти к его погашению. В этом случае, мы сможем претендовать на оказание дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в 2007-2008 годах.

Есть еще ряд механизмов, которые могут привести к сокращению долга. Сегодня структура долга бюджета состоит из кредитов банков и облигационных займов. Учитывая, что кредитный рейтинг региона растет, сейчас мы хотим заказать его оценку. У нас появляется возможность разместить новый облигационный заем. Новый заем мы не будем тратить на текущее содержание, а направим на погашение банковских кредитов. Поскольку обслуживание займа намного дешевле, чем кредиты банков. Этим мы снизим долговую нагрузку.

Вопрос:  Как сделать Нижегородскую область привлекательной для инвесторов?

В.Иванов: В первую очередь, необходимо построить системную работу, которая была бы понятна и прозрачна для инвестора. Сегодня задумано широкомасштабное изменение организационного порядка обеспечения работы инвесторов на территории Нижегородской области, начиная от выделения земельного участка, оформления разрешительной документации до получения разрешения на производство работ. Первое, что уже сделано – внесен проект закона «О регулировании земельных отношений». Сейчас ведется интенсивная работа по разработке регламента инвестиционного совета при губернаторе. Мы стараемся проследить весь путь инвестора от заявления о намерениях до начала реализации проекта. Мы хотим сократить путь прохождения всех документов и согласований в разы. Если раньше он составлял от 1,5 до 3 лет, то сегодня мы хотим сократить сроки до 4-6 месяцев и снять с инвесторов всю нагрузку по согласованию документов во всех инстанциях.

Инвестор должен просто прийти к нам и заявить о своих намерениях, показать, что он хочет делать и в каких объемах, каких сроках и что от этого получит население и бюджет. А всю работу за него должны выполнять структуры, уполномоченные правительством.

В регламенте мы пропишем, кто за что отвечает и в какой срок должен выполнить работу. Главная задача – снять все административные барьеры.

Инвестор не должен взаимодействовать с каждым чиновником и каждым ведомством, неважно федерального, областного или местного уровня. Это все должно взять на себя правительство.

Вопрос:  Когда этот механизм заработает?

В.Иванов: Для этого нужно, чтобы у Правительства появились дополнительные полномочия. Необходимо принять некоторые законодательные акты, разработать регламенты и утвердить их. Этот механизм должен быть запущен не позже декабря этого года, а в течение декабря – обкатан с первым инвесторами.

Дата создания страницы: 10.10.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet