Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

19.07.2013 14:30"Всем детям в возрасте 5-7 лет с 1 сентября будут предоставлены места в детском саду"

- Сергей Васильевич, завершилась основная волна сдачи ЕГЭ. Каковы результаты 2013 года, лучше или хуже сдали выпускники госэкзамены, по сравнению с 2012 годом? 

Средние баллы ЕГЭ этого года по Нижегородской области выше результатов 2012 года по всем предметам. Большое увеличение мы наблюдали по английскому языку – на 19,2 балла, химии – на 13,6 балла, физике – на 8,3 балла.  

Количество 100-балльных результатов также больше, чем в предыдущие годы. Всего получено 214 максимальных результата, в 2012 году – таких работ было в 4 раза меньше – 47. Министерством образования была организована перепроверка более половины 100-балльных работ. К сожалению, в пяти случаях результаты были понижены.  

- Много ли подано апелляций по результатам ЕГЭ, сколько из них удовлетворено? 

По итогам основного этапа проведения ЕГЭ подано 1,078 тыс. апелляций – это в целом соответствует уровню прошлого года, когда было направлено 968 апелляций. С повышением балла удовлетворено 275 апелляций, по остальным апелляциям результат оставлен без изменений.  

- Сколько выпускников сдавали ЕГЭ во вторую волну? 

Всего порядка 600 человек стали участниками ЕГЭ дополнительного периода, из них 24 школьника – выпускники текущего года, по уважительным причинам сдающие экзамены во вторую волну.  

- Какие эксцессы были на едином госэкзамене в Нижегородской области? Как в целом прошли испытания? 

Каких-либо серьезных нарушений, существенным образом повлиявших на ход сдачи ЕГЭ, в регионе зафиксировано не было. По результатам основного периода сдачи ЕГЭ 7 участников были удалены с экзамена. Причина трех удалений – наличие мобильных телефонов. В четырех случаях участники ЕГЭ были удалены за наличие шпаргалок. Вместе с тем, фактов использования телефонов и шпаргалок не установлено. 

По итогам рассмотрения обстоятельств удаления решением государственной экзаменационной комиссии результаты всех удаленных аннулированы с возможностью пересдачи экзамена в текущем учебном году.  

К сожалению, не обошлось и без опубликования участниками ЕГЭ варианта КИМ в сети Интернет. Данное нарушение порядка проведения экзамена зафиксировано на экзамене по русскому языку и на пересдаче по математике.

В обоих случаях результаты ЕГЭ отменены без возможности пересдачи в текущем году. Учитывая тот факт, что оба участника ЕГЭ являются выпускниками текущего года – они не получат аттестат в этом году. Получается, что ребята наказали, в первую очередь, самих себя.  

- Какое количество выпускников в Нижегородской области (11-х и 9-х классов) в 2013 году? Сколько в регионе медалистов? 

В этом учебном году общеобразовательные учреждения закончили 16,249 тыс. выпускников 11-х классов, из них 1,464 тыс. выпускника награждены медалями "За особые успехи в учении". Золотая медаль вручена 789 ученикам, серебряная медаль – 675. Выпускников 9-х классов традиционно больше - 26,705 тыс. человек, из них получили аттестат с отличием 1,145 тыс. человек.  

- С 2013 года вводится школьная форма. Как этот процесс реализуется в Нижегородской области? Всем ли школьникам необходимо ее приобретать? Будет ли облправительство оказывать материальную помощь малоимущим, многодетным и другим льготникам?  

Начну с того, что в рамках законодательства РФ в сфере образования, в том числе нового законодательства, понятие "обязательная школьная форма" отсутствует. В Нижегородской области основные требования к одежде и внешнему виду обучающихся утверждены в мае 2013 года соответствующим постановлением правительства региона. Следует обратить внимание, что установление требований к одежде обучающихся не подразумевает поголовное одевание детей с 1 сентября 2013 года в одинаковую одежду, как это было в советские годы.  

Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются коллегиальным органом управления общеобразовательной организации. Это может быть совет школы, управляющий или попечительский совет и так далее. То есть, требования к одежде и обязательность ее ношения устанавливается локальным актом общеобразовательной организации.  

Вы правы, когда говорите о том, что решения о введении требований к одежде для обучающихся должны приниматься с учетом социальных гарантий всех, в том числе социально-незащищенных категорий граждан. 

Согласно областному законодательству, нижегородские многодетные семьи имеют право на ежегодную выплату к началу учебного года на детей. В 2012 году размер данной выплаты составлял 694 рубля, в 2013 году будет выплачиваться по 745 рублей. Одновременно детям из малоимущих семей предоставляется, в том числе, ежегодная единовременная выплата к началу учебного года в размере 500 рублей на приобретение учебной литературы, школьно-письменных принадлежностей, школьной или спортивной формы.  

- Не будет ли отменено обязательное условие - поступление в школу по месту жительства? Родители хотят выбирать для своего ребенка школу, бывают ситуации, когда в одной квартире прописывают по нескольку детей. 

Изменение законодательства в сфере образования, в том числе установление порядка приема обучающихся в общеобразовательные организации относятся к ведению федеральных органов власти. В настоящее время информацией об изменении законодательства по вопросу территориального прикрепления общеобразовательных учреждений мы не имеем.  

С 1 марта 2013 года общеобразовательные учреждения осуществляют прием заявлений родителей детей, зарегистрированных на закрепленной территории за конкретным общеобразовательным учреждением. С 1 августа текущего года начнется прием заявлений родителей, чьи дети не зарегистрированы на закрепленной территории,  в общеобразовательных учреждениях, в которых есть свободные места в первых классах.  

Необходимо отметить, что права родителей в части выбора общеобразовательной организации действующим законодательством не нарушаются. Они могут выбрать любую школу после 1 августа текущего года при условии, что в данной образовательной организации есть свободные места.  

Кроме того, в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области при приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории за общеобразовательным учреждением, правом первоочередного приема обладают дети, имеющие братьев или сестер, обучающихся в данном образовательном учреждении.  

Министерство образования Нижегородской области вопросы приема обучающихся в общеобразовательные организации держит на контроле, в том числе законность подачи и приема документов при поступлении в школу. В настоящее время к нам не поступали жалобы о прописке в одной квартире нескольких детей с целью поступления в школы. Если Вы обладаете какой-либо информацией по данным фактам – сообщите, вместе с муниципальными органами образования мы разберемся.  

- Можно ли уже говорить, какие специальности в вузах наиболее востребованы в 2013 году? Сколько бюджетных мест в вузах, сокращается ли их количество? 

Количество бюджетных мест в нижегородских вузах по очной форме обучения составляет 7,567 тыс. человек. По сравнению с 2012 годам их количество в соответствии с контрольными цифрами приема, утвержденными Минобрнауки России, сократилось на 5,6%. Это, в первую очередь, связано с "демографической ямой", в которой оказалась наша страна в девяностые годы, а также оптимизацией бюджетных мест в соответствии с потребностями экономики Нижегородской области. 

Безусловно, мы наблюдаем определенные тенденции в популярности тех или иных специальностей. Наиболее востребованными направлениями обучения в 2013 году в нижегородских вузах являются экономика и управление, гуманитарные науки, физико-математические науки. 

- Растет ли популярность среднего профессионального образования в Нижегородской области? Какова статистика? Какие специальности и ссузы наиболее популярны?  

По нашему мнению, в настоящее время в Нижегородской области создается мобильная система профессионального образования, отвечающая потребностям экономики региона. Система среднего профессионального образования Нижегородской области представлена 80 учреждениями среднего профессионального образования, в которых ведется обучение по 100 специальностям и 70 профессиям. Во многих техникумах и колледжах создана многоуровневая система образования, что позволяет обучающимся получать непрерывное профессиональное образование в одном учреждении.  

В связи с отменой вступительных испытаний по большинству специальностей среднего профессионального образования в рамках приемной кампании 2013 года прогнозируется проявление большего интереса со стороны абитуриентов. 

Наибольший интерес вызывают специальности, связанные с компьютерными технологиями, эксплуатацией и ремонтом автомобильного транспорта, строительством. 

- В 2013 году планировалось выделить порядка 800 млн. рублей на модернизацию системы общего образования. Выделяются ли данные средства, что уже сделано в рамках программы?  

Вы правы, на реализацию мер по модернизации системы общего образования в 2013 году в Нижегородской области запланировано 789 млн. рублей. Денежные средства пойдут по различным направлениям. В частности, на сегодняшний день уже поставлено более 3,5 тыс. учебного оборудования из планируемых 9 тыс. единиц. Также закуплено более 1,2 тыс. единиц компьютерной техники.  

Фонды школьных библиотек пополнились на 830 тыс. экземпляров учебников. Таким образом, учебная литература в регионе поставлена в полном объеме. Сейчас идет развозка книг в учреждения.  

Для перевозки обучающихся планируется купить 84 автобуса, что позволит обеспечить безопасный подвоз учащихся из отдаленных населенных пунктов в базовые школы.  В настоящее время уже приобретена 41 единица нового транспорта. 

Кроме того, для организации питания в столовых и оснащения медицинских кабинетов запланировано приобрести около 2,6 тыс. единиц оборудования. В настоящее время медицинское оборудование поставлено в полном объеме.  По приобретению оборудования для школьных столовых проведены все конкурсные процедуры и проводится заключение договоров. 

- Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил при поступлении в вузы учитывать не только результаты ЕГЭ абитуриента, но и его портфолио. Как Вы относитесь к этой идее? Выпускник может хорошо учиться, но иметь плохое здоровье или замкнутый характер, от этого его портфолио может проигрывать другим. Почему внеучебная деятельность должна быть критерием для поступления в вуз? 

Предложение учитывать при поступлении в ВУЗы не только результаты единого государственного экзамена, но и достижения абитуриента в выбранной сфере деятельности достаточно интересно, и при хорошо продуманной реализации действительно позволит отбирать в ВУЗы более мотивированных абитуриентов. Очевидно, внеучебная деятельность школьника в значительной степени характеризует его интересы, творческие способности, целеустремленность, что имеет большое значение для получения профессионального образования.  

- Существуют ли проблемы с укомплектованностью педагогическими кадрами в школах и дошкольных учреждениях региона? 

По состоянию на 1 апреля прогноз вакансий на новый учебный год составил 1,219 тыс. единиц, в том числе 1,089 тыс. в общеобразовательных учреждениях. Наиболее дефицитными специальностями в школах области являются должности учителей иностранного языка, физической культуры, начальных классов, математики. 

Мы стремимся решить данную проблему за счет привлечения выпускников высших и средних учебных заведений, закрытия части вакансий путем распределения учебной нагрузки между преподавателями, привлечения внешних совместителей. Результатом этой работы является ежегодное снижение вакантных мест в школах по состоянию на 1 октября до 100 единиц. Кстати, информация о наличии педагогических вакансий регулярно размещается на сайте министерства образования minobr.government-nnov.ru

Что касается укомплектованности детских садов, то в связи с открытием новых, дополнительных мест в дошкольных учреждениях, к чему мы так активно стремимся, потребность в воспитателях не снижается. В настоящее время речь идет о 462 вакансиях. Здесь пути решения ситуации аналогичны вышеперечисленным. Плюс нельзя забывать о программе поддержки молодых специалистов, которая давно доказала свою эффективность. Неслучайно наш опыт стремятся перенять другие регионы страны.  

- Сколько детей в регионе на данный момент стоят в очередь на получение путевки в детсад? Каким образом решается проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях?

Численность детей, стоящих на учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении в возрасте до 6 лет, по состоянию на 1 июля этого года составляет 38,1 тыс. человек, однако фактическая потребность в местах в детских садах на начало 2013/2014 учебного года почти в два раза меньше и равна 20,3 тыс. человек.  

Важно отметить, что оставшиеся в очереди 5-6-летние дети устраиваются в детский сад в приоритетном порядке. На данный момент не обеспеченных в возрасте от 5 до 7 лет - 45 человек - с 1 сентября всем им будут предоставлены места в детском саду. 

Кстати, к началу нового учебного года полностью удовлетворяется потребность в местах для детей всех возрастных групп в дошкольных образовательных учреждениях в Ветлужском, Воскресенском, Пильнинском,  Навашинском, Тонкинском, Чкаловском районах.  

Комплексно решать вопрос доступности в детсады детей в возрасте от 3 до 7 лет мы будем за счет областной программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023 года". Ее реализация позволит нам создать дополнительно 14 тыс. мест для детей данной возрастной группы.  

- Есть ли какие-то проблемы с обеспечением школьников питанием? Везде ли будут внедрены электронные карты на питание? Будет ли увеличена стоимость завтраков и обедов в 2013-2014 учебных годах? 

Перед нами стоит задача модернизации школьных пищеблоков – это и приобретение технологического оборудования, мебели для обеденных залов, посуды и инвентаря, проведение ремонтно-строительных работ в пищеблоках. В прошлом году на эти цели мы направили 150 млн. рублей. 

Однако не менее важны и вопросы привития школьникам навыков здорового питания. С этой целью Нижегородской области реализуется программа "Разговор о правильном питании", в которой с 2009 года приняли участие более 100 тыс. учащихся. Кроме того, в прошлом году более 20 тыс. школьников прошли обучение по интегрированным курсам по формированию здорового и безопасного образа жизни и культуры здорового питания. Принимаемые меры способствуют увеличению охвата питанием школьников: за последние годы он увеличился с 61% в 2005 году до 80% в прошлом.  

Повсеместное введение электронных карт возможно только при согласии родителей школьников, поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет. Отмечу, что система электронных безналичных расчетов за школьное питание в Нижегородской области частично внедрена в таких городах как Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Балахна, Выкса, Кстово. В целом, система зарекомендовала себя с хорошей стороны и, надеюсь, будет расширяться. 

Никаких плановых повышений стоимости питания в школах не прогнозируется, однако необходимо понимать, что их стоимость напрямую зависит от роста цен на продукты питания. 

- В Нижнем Новгороде существует некоторая проблема со спортивными городками при школах. Они старые или совсем сломаны. Есть ли эта проблема в районах и городах области и как она решается?  

В настоящее время на территории региона функционирует 928 спортивных площадок при общеобразовательных школах. Содержание, ремонт и обновление площадок осуществляется администрациями районов.  

Ежегодно при приемке образовательных учреждений к началу учебного года комиссиями проверяется соответствие спортивного оборудования санитарным нормам и правилам безопасности. При необходимости осуществляются дополнительные ремонтные работы за счет средств муниципального бюджета. Учреждения со спортивными площадками, не соответствующими требованиям безопасности или непригодными для занятий с детьми, к работе не допускаются. 

В рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения" предусмотрено строительство новых объектов образования, имеющих современные спортивные площадки. Например, в настоящее время строительство такой школы ведется в Гагинском районе.  

Кроме того, в рамках данной программы осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. В настоящее время в области открыто 24 ФОКа. В течение года в спортивных секциях при ФОКах занимается более 16 тыс. школьников. В летний период 2013 года различными спортивно-массовыми мероприятиями, организуемыми на их базе, планируется охватить около 32 тыс. детей.

Источник информации: http://www.nta-nn.ru/exclusive/article/?ID=224552

Дата создания страницы: 19.07.2013
Дата модификации страницы: 22.07.2013
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet