Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

01.07.2013 11:30Лесной бизнес: путь к успеху

В этом году власти всерьез взялись за развитие лесного комплекса страны. В апреле его состояние рассматривалось на заседании президиума Государственного совета РФ, а в мае проходили парламентские слушания в комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Обсуждалась лесная политика России. Вопрос этот давно назрел в лесных регионах страны. 13 марта губернатор Валерий Шанцев утвердил областную целевую программу “Развитие лесного хозяйства Нижегородской области до 2020 года”. В постановлении № 145 сказано также, что объем средств областного бюджета на эту программу будет ежегодно корректироваться пропорционально объему федеральных средств. Обозреватель экономического еженедельника “Курс Н” беседует с директором департамента лесного хозяйства Нижегородской области Николаем Гореловым.

— Николай Иванович, чем отличается новая программа от предыдущей — “Охрана, воспроизводство лесов Нижегородской области до 2012 года”? Какие цели и задачи у новой программы?

— Отличие новой программы от предыдущей состоит в том, что она разработана и направлена на восстановление лесов, пострадавших в 2010 году от пожаров, укрепление материально-технической базы лесопожарных формирований и своевременное обеспечение качественным посадочным материалом лесовосстановительных работ, а также ликвидацию ухудшившегося в результате лесных пожаров 2010 года санитарного состояния лесов в виде обеспечения своевременной и качественной защиты лесов от вредных организмов и болезней.

— А есть ли идеологические отличия?

— Нет. Просто смещены акценты. Например, на борьбу с вредителями и болезнями леса, которых раньше не было. Так, на территории гослесфонда Нижегородской области зарегистрировано 23 845 га очагов вредных организмов, что составляет 0,7% от покрытых лесом земель лесного фонда. В 2010 и 2011 годах также происходило колебание уровня грунтовых вод, что привело к активному развитию бактериальной водянки березы в березовых насаждениях (площадь насаждений, поврежденных данной болезнью, составляет 3127 га), а также к ослаблению еловых насаждений и, как следствие, массовому размножению короеда-типографа. Площадь поврежденных насаждений — 6820 га. Указанные биотические факторы в значительной степени ослабляют и приводят к гибели лесные насаждения, поэтому необходимо взвешенно подходить к вопросу назначения и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

— Насколько вас удовлетворяет сегодняшняя модель отношений государства и арендаторов? Каких улучшений она требует, на ваш взгляд?

— Если говорить в целом, то систему взаимоотношений между органами управления лесным хозяйством можно охарактеризовать как вполне работоспособную. Среди ныне существующих систем лесопользования она в наибольшей степени проработана относительно правоприменительной практики. В Нижегородской области аренда лесных участков активно развивается, постоянно увеличиваются площади лесов, передаваемых в аренду. Если в 2008 году площадь лесов, находящихся в аренде для заготовки древесины, составляла 40% от общей площади, то сейчас она достигла 70%. В дальнейшем ее рост замедлится, поскольку на большей части, свободных от аренды лесных участков, заготовка древесины не рентабельна.
Аренда лесных участков сейчас является основной формой лесопользования, большая часть работ по охране, защите, воспроизводству лесов выполняется арендаторами лесных участков.

Сейчас в Росреестре зарегистрировано 266 договоров аренды для заготовки древесины, действующих на площади 2,6 млн га. В 2012 году из общего объема заготовки 4 млн куб. м, арендаторами лесных участков заготовлено 2,4 млн куб. м (60%). Аналогичные показатели и по охране, защите, воспроизводству лесов. Мы стараемся наладить со всеми арендаторами нормальные деловые отношения, не всегда это получается, не все арендаторы готовы выполнять взятые на себя обязательства. С ростом площади арендуемых лесов падает и результативность арендаторов, поскольку большая часть лесных участков, где заготовка древесины рентабельна, уже передана в аренду. Лесопользование осуществляется в течение длительного времени, налажена экономика заготовки и переработки древесины. Необходимым условием успешного развития бизнеса является оценка потенциала лесного участка: сколько и какой древесины можно заготовить, есть ли спрос на такую древесину, наличие транспортной инфраструктуры и доступности лесного участка, собственные возможности сбыта и переработки древесины и др. На деле решение о приобретении права аренды принимается только на оценке стоимости обезличенного кубометра древесины: просто размер арендной платы делится на объем древесины. Для этого нужно несколько секунд. Мы от арендаторов лесных участков хотим видеть исполнение обязательств по охране, защите, воспроизводству лесов, внесению арендной платы, созданию объектов лесной инфраструктуры, производств по глубокой переработке древесины. Мы не только ожидаем это от них, но и со своей стороны прилагаем все усилия для создания условий успешного развития лесного бизнеса: принимаем и рассматриваем лесные декларации, проводим государственную экспертизу в более короткие сроки, готовим предложения по изменению законодательства, совещания и рабочие встречи по проблемам использования арендуемых лесных участков. В условиях передачи в аренду лесных участков усложняется вопрос обеспечения древесиной для собственных нужд граждан. Арендатор лесного участка в силу закона не имеет обязательств по продаже древесины населению.

Нами с 2008 года в условия договоров аренды лесных участков прописывается продажа 5% объема древесины населению. Однако стоимость такой древесины определяется договоренностью между арендатором и гражданином. Такого рода отношения лучше урегулировать на законодательном уровне, позволить гражданам заключать договоры купли-продажи древесины на корню, а не только заготовленной.

— Не могли бы вы прокомментировать итоги и выводы не столь давнего Государственного совета Российской Федерации по поводу развития лесной отрасли?

— Заседание Государственного совета Российской Федерации по поводу развития лесной отрасли проведено очень своевременно. На нем рассмотрены актуальные проблемы лесного хозяйства, предложены конкретные решения, зафиксированные в поручениях президента Российской Федерации 7 мая 2013 года № Пр-1037. Прежде всего это касается изменений в действующее законодательство. По их исполнению работа уже начата. Отрадно, что в ней участвуют субъекты Российской Федерации, осуществляющие основные полномочия в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Мы аналогичные предложения по изменению лесного законодательства подаем с самого начала введения в действие Лесного кодекса РФ в 2006 году, до настоящего времени они оставались без внимания.

Нижегородская область подготовила собственные предложения по выполнению решений Государственного совета Российской Федерации, практического применения норм лесного законодательства с учетом предлагаемых изменений. Они были озвучены заместителем губернатора Нижегородской области Сергеем Ковезиным на недавнем совещании в Уфе, и его выступление вызвало живой интерес. Оно касается изменения порядка отбора претендентов на получение права аренды с аукционной формы на конкурсную.

Сейчас право аренды получает лицо, предложившее на аукционе максимальную цену — единственный критерий отбора. Это порождает негативные моменты, получить аренду стремятся те, кто не имеет техники, оборудования, специалистов. Получив право аренды, они часто не справляются даже с заготовкой древесины, не говоря об охране, защите, воспроизводстве лесов. Арендаторы, не имеющие техники, оборудования, специалистов повсеместно осуществляют перепродажу древесины на корню. В результате стоимость ее для перерабатывающих предприятий и для конечного потребителя увеличивается, что негативно сказывается на развитии лесопользования, отнимается прибыль у тех, кто занят тяжелым трудом. Проведение конкурсов позволит предъявлять к претендентам на аренду леса такие требования, как повышение арендной платы, наличие лесозаготовительной техники, оборудования по переработке древесины, специалистов с высшим образованием в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности. Позволит закладывать в условия конкурсов добровольно принимаемый размер социальных обязательств по обеспечению потребностей граждан в древесине для собственных нужд, созданию рабочих мест, организации обучения рабочим специальностям для лесного хозяйства. А также возможный объем инвестиций в глубокую переработку древесины и другие условия.

Решением Государственного совета Российской Федерации предлагается передавать выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на неарендованной территории специализированным учреждениям. Это частичное возвращение к системе лесного хозяйства до 2006 года, к лесхозам. В настоящее время на все работы производится размещение государственного заказа со сроком на 1 год, при этом невозможно планировать собственную деятельность на несколько лет вперед, поскольку существует очень сильная зависимость от передачи лесов в аренду. Если в лесничестве какой-либо участок передается в аренду, то государственный контракт на данной территории теряет силу, и все работы уже выполняет арендатор за счет собственных средств. Создаются серьезные проблемы для исполнителя работ. Он при передаче в аренду лесов теряет не только объем работ и, как следствие, финансирование, но и часть древесины, которую он бы мог заготавливать по условиям государственного контракта. В таких условиях абсолютное большинство лесхозов работать эффективно не могут.

Создание специализированных учреждений позволит на длительный срок определить условия работы. Вместо заключения государственных контрактов по результатам аукционов лесохозяйственные мероприятия будут выполняться на основе долгосрочного государственного задания. Это создаст гарантии неизменности условий работы, что принципиально важно в сложившихся условиях. Предусматриваются установление порядка заключения договора аренды лесного участка на новый срок, изменение типовой формы договора аренды. Предложены меры по стимулированию заготовки и переработки низкосортной древесины, изменению порядка назначения и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, изменению порядка проведения лесоустройства и таксации лесных участков.

Со стороны Правительства Нижегородской области принимаются серьезные меры по стимулированию заготовки и переработки низкосортной древесины, созданию условий по привлечению инвестиций в ее переработку.

Это очень сложный и долгосрочный процесс. На протяжении последних лет увеличиваются объемы заготовки древесины, в том числе и низкосортной. Растет ее переработка.

Здесь можно выделить пеллетное производство, изготовление топливной щепы, которые активно используются в производстве электроэнергии и теплоснабжении. Все это делается малыми предприятиями шаг за шагом. Для значительного улучшения ситуации с переработкой низкосортной древесины требуются крупные инвесторы. Пока их привлечь не удается, но рано или поздно они все же придут. У нас есть что им предложить: лесные ресурсы, развитая инфраструктура, квалифицированный персонал, наличие платежеспособного спроса — все необходимые условия для развития крупных инвестиционных проектов. Считаю, что решения Государственного совета Российской Федерации положительно скажутся на развитии лесного хозяйства России.

— Какие новые нормативные акты введены за последнее время в вашей сфере?

— В последнее время по предложению департамента в законы Нижегородской области, регулирующие лесные отношения, вносились изменения, направленные на совершенствование лесного законодательства области. Кроме этого, установлены меры административной ответственности за нарушение запретов на посещение гражданами лесов, ограничению пребывания граждан в лесах и въезду в них транспортных средств. Для проведения определенных видов работ в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах были внесены изменения в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях.

Источник: http://kursn.ru/component/k2/item/1417-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%BA-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%D1%83.html

Дата создания страницы: 01.07.2013
Дата модификации страницы: 01.07.2013
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet