Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

28.06.2013 13:37"Деньгами нужно управлять"

Ольга Юрьевна, недавно прошли публичные слушания по региональному  бюджету. Финансовые вопросы – не самые понятные и простые, неужели общественность действительно участвует в обсуждении?

 - Да. В основном, это, конечно, общественные организации, такие как Совет ветеранов, ассоциации участников военных конфликтов, представители ТОС, СОС. Большое внимание со стороны глав муниципальных образований, сельских и поселковых советов, конфессий. Есть, впрочем, и такие примеры гражданской активности: последние года три молодой человек участвует, задает очень грамотные вопросы по бюджету. Еще есть активисты. В целом, я бы приветствовала более плотное участие граждан в публичных слушаниях, даже не потому, что это прописано в Бюджетном кодексе. Прямое и непосредственное участие тех, ради кого, собственно, бюджет и верстается, – это правильно. Кроме того, на этапе принятия решения проще внести коррективы, чем в уже готовый и принятый депутатами Законодательного собрания документ. На публичных слушаниях можно получить ответы на все вопросы, понять логику формирования доходов и расходов. Разобраться в бюджетном процессе можно, если захотеть.

 - Так что же с бюджетом-2012?

 - Он выполнен. Доходы консолидированного бюджета – 130,2 миллиарда фактически, при первоначальном плане в 120 млрд и 127 миллиардах скорректированных. Расходы – 142,9 млрд. Просрочек по заработной плате нет, просроченной кредиторской задолженности у бюджета нет. Обязательства перед муниципальными образованиями выполнены.

Государственный долг консолидированного бюджета – 51 млрд рублей, регионального – 45,8 млрд. По факту – это 53% объема бюджета при установленном пределе в 65%, согласно региональному законодательству. По федеральному госдолг так и вовсе может достигать 100% .

Обслуживание госдолга обходится в 4,5 млрд, экономия – 2,5 млрд рублей за счет того, что мы рефинансировали долг, переведя обязательства по коротким кредитам в длинные и уменьшив существенно процентные ставки. Кроме того, дополнительные доходы не проедались, а направлялись на погашение задолженностей.

Все разговоры о «тяжком долговом бремени» - не более чем разговоры, мотивированные политически. Либо люди просто не понимают, о чем говорят.

Без госдолга невозможно. Это – средства в развитие, это привлечение инвестиций. Вся мировая экономика построена на кредите. Другое дело, как управлять обязательствами.

 - Ольга Юрьевна, как обстоит с собираемостью налогов в бюджет?

Есть определенные проблемы. Так, Нижегородская область официально признана пострадавшей от введения института консолидированного налогоплательщика. Есть соответствующее решение министра финансов Андрея Силуанова. В списке, кроме нас – еще 7 регионов, но мы понесли самые тяжелые потери. На федеральном уровне буквально пару месяцев назад было серьезное совещание в Совете Федерации, Евгений Бушмин проводил, по ситуации с консолидированной уплатой налогов. Идея была благая – контроль за трансфертными ценами корпораций, минимизация возможностей ухода через них от налогообложения. Итог – регионы России потеряли 16-18 миллиардов рублей по налогу на прибыль. Корпорации ничего не потеряли, в том числе, за счет грамотной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Надо отдать должное Минфину РФ, депутату Госдумы от Нижегородской области, председателю бюджетного комитета Макарову, которые включились в работу совместно с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым. Совместными усилиями региону компенсировано из федерального бюджета 0,8 млрд. Это меньше, чем мы потеряли, но всё-таки.

Отмечу, что не все корпорации пошли этим путем. Сибур, например, платит в  бюджет области в полном объеме, Группа ГАЗ, Росатом. Есть еще примеры.

Отмечу, что и население не выполняет своих обязанностей. Физические лица задолжали в бюджеты имущественных налогов почти на 2 млрд. Больше всего – 1,1 млрд - долг по транспортному налогу. Отмечу, что мы его не увеличивали с 2009 года, и сейчас в регионах ПФО есть налог и выше. Мы работаем совместно со службой судебных приставов, налоговиками. Задолженность снижается, но потом опять нарастает, примерно 0,4 млрд такой волной «катается». Удивляет, что неплательщики – люди с достатком, у некоторых машины по несколько миллионов рублей. Как правило – джипы, они тяжелые и разбивают дороги не хуже дальнобойных фур.

С другой стороны, расширяется налогооблагаемая база за счет новых производств, увеличения рабочих мест. Отчаяния нет, есть тяжелый кропотливый ежедневный труд.

-Расскажите о планах на размещение нового облигационного займа

 - С удовольствием. Отмечу, что рублёвые облигационные займы Нижегородской области востребованы у инвесторов. Предыдущий, на 8 млрд рублей, мы разместили за 22 минуты. Это своеобразный рекорд. Представляете – не прошло и получаса с начала торгов, как в бюджет пришло 8 миллиардов рублей. У области хорошие рейтинги, выставленные международными рейтинговыми агентствами, это позволяет размещать на приемлемых условиях. Спрос же рождается уверенностью инвесторов в развитии экономики Нижегородской области, минимальных политических рисках. С 2006 года в общей сложности размещено займов на 60 млрд рублей по ставкам ниже коммерческих банковских кредитов.

Очередной заем – на 10 миллиардов, сроком на 7 лет. Впервые на такой длительный срок. При ставке рефинансирования ЦБ в 8,5% мы намерены разместить не дороже 10% по купону. Август – сентябрь, не раньше. Сейчас конъюнктура не совсем благоприятная. Чувашия разместилась дорого. Липецкая область разместилась в мае под 7% годовых, так и объем – всего 1,5 млрд.

-Вы на Госсовете озвучивали инициативу перераспределения налогов между регионом и муниципалитетами. Есть ли новости?

 - Прошли слушания, на осенней сессии Государственной Думы РФ будут приняты соответствующие законы. Сейчас 20% НДФЛ остается муниципалитетам. Мы надеемся, что 10% из них будет закреплено за региональным бюджетом. Потому что мы сняли часть обязательств, особенно в социальной сфере, с местных бюджетов, было бы неплохо и деньги по этим обязательствам иметь.

Нижний Новгород – разговор отдельный и сложный. Для понимания – 67% от собираемых в региональный бюджет налогов уходят на Нижний Новгород. В 2013 году мы увеличиваем заработную плату бюджетникам, в том числе персоналу в детских садах. Это полномочия муниципалитета. Можно сделать вид, мол, ничего не знаем, но людям от этого легче не будет. Интересы нижегородцев важнее нюансов межбюджетных отношений. Поэтому мы пошли путем уточнения и перераспределения средств законными методами. Надеюсь, Государственная дума нас поддержит.

Дата создания страницы: 28.06.2013
Дата модификации страницы: 28.06.2013
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet