Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2012 году

docСкачать  (3289 Kb)

1.  Оценка текущих тенденций развития региона

2.  Новые целевые ориентиры развития экономики

3.  Основные направления повышения конкурентоспособности региональной экономики

3.1. Улучшение инвестиционного климата

3.2. Поддержка технологической модернизации и инноваций

3.3. Малый бизнес как фактор конкурентной среды

3.4. Развитие агропромышленного комплекса

3.5. Снятие инфраструктурных ограничений

4.  Политика повышения качества жизни населения

4.1. Рост уровня жизни

4.2. Обеспечение занятости населения

4.3. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы

4.3.1. Социальная поддержка населения

4.3.2. Модернизация здравоохранения и формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации

4.3.3. Совершенствование системы образования

4.3.4. Развитие культуры

4.4. Обеспечение граждан доступным жильем, в том числе многодетных семей

4.5. Безопасность проживания

5.  Эффективность региональной исполнительной власти

5.1. Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

5.2. Реализация ОЦП, привлечение федеральных средств (ФЦП, ФАИП)

5.3. Развитие «электронного правительства»

5.4. Взаимодействие с общественными организациями и населением

5.5. Меры по противодействию коррупции

5.6. Взаимодействие с ОЗС

6. Задачи на среднесрочную перспективу


1.     Оценка текущих тенденций развития региона

2012 год был особенным с точки зрения факторов, существенно влияющих на формирование государственной политики по социально-экономическому развитию России в целом и ее регионов.

Это, в первую очередь, такое важное политическое событие, как выборы Президента России, и последовавшие за ними директивные президентские указы. То есть установление жестких, количественно измеренных целевых показателей, на которые субъектам необходимо выйти в среднесрочной перспективе. В связи с этим вся социально-экономическая политика Правительства области «настроена» на их достижение.

Также существенным внешним фактором была продолжающаяся и в текущем году рецессия мировой экономики. Она оказывает сдерживающее влияние на развитие деловой активности не только предприятий-экспортеров, но и ориентированных на внутренний рынок, к которым относится значительное число хозяйствующих субъектов экономики Нижегородской области.

Однако, в целом экономический рост (индекс физического объема валового регионального продукта) по итогам 2012 года оценивается на уровне 104-105%. Это даже немного выше, чем прогнозировалось (103,6%), и выше показателя по России (индекс физического объема валового внутреннего продукта), который составил 103,4%.

Непростая ситуация по ряду объективных причин сложилась в ключевых для промышленности региона отраслях – в металлургии и производстве нефтепродуктов, где по итогам года объемы производства сократились.

Вместе с тем, в целом по области индекс промпроизводства сложился на достаточно высоком уровне – 104,4% к 2011 году. Произошло это за счет ускоренного роста других отраслей, что свидетельствует о повышении устойчивости экономики региона. По этому показателю область опережает среднероссийский темп роста, который за 2012 год составил 102,6%.

Меньше, чем прогнозировалось, сложился среднегодовой уровень инфляции – 105,5% (при прогнозе 107,5%).

Это минимальное за последние несколько лет значение, что очень важно с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни нижегородцев.

Реальные денежные доходы населения области выросли на 10% к уровню 2011 года, тогда как в среднем по стране – только на 5%. Показатели, характеризующие занятость, также лучше среднероссийских значений.

Таким образом, по основным показателям развития удается удерживать темпы роста, опережающие среднероссийские. Причем эта тенденция наблюдается уже в течение двух последних лет.

2.  Новые целевые ориентиры развития экономики

В соответствии со стратегией развития политика Правительства области направлена не просто на обеспечение опережающих темпов роста, но и на качество этого роста и сосредоточена, соответственно, на осуществлении технологической модернизации экономики и развитии человеческого капитала.

На это же нацелены и федеральные установки, определенные указами Президента РФ от 7 мая 2012 года.

В частности, в сфере экономической политики установлены четыре целевых показателя, измеряющие ее результативность. Это высокопроизводительные рабочие места; доля в экономике высокотехнологичных и наукоемких отраслей; производительность труда и уровень инвестиций в основной капитал.

В этой связи интересно оценить стартовые позиции региона.

Так, согласно предварительным данным Росстата, прирост количества высокопроизводительных рабочих мест за 2012 год в Нижегородской области составил 54,3% при среднероссийском значении – 16%. По данному показателю она находится на 6 месте среди субъектов страны.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте составляет 13%, по России – 9,3% (2011 год). С этим показателем регион – на 16 месте.

Рост производительности труда в сопоставимой оценке (2011 год в % к 2010 году): по области – 107,2%, что соответствует 23-ему месту, тогда как по стране – 103,8%.

В целом картина ясна. С одной стороны, она отражает результаты предпринятых усилий по созданию в регионе новых современных предприятий и технологической модернизации действующих. 6 место по приросту высокопроизводительных рабочих мест – неплохой результат. С другой, – показывает, где надо ускоряться.

В частности, если указами Президента РФ предусмотрено увеличение к 2018 году производительности труда в 1,5 раза в целом по России, то Правительство области ставит задачу почти двукратного роста этого показателя за аналогичный временной период (в сопоставимых ценах).

Наконец, 4-ый целевой показатель экономической политики – уровень инвестиций в основной капитал. Создание благоприятного инвестиционного климата давно является основной составляющей деятельности регионального Правительства.

В течение трех последних лет (2010-2012 годов) уровень инвестирования в экономику области составляет порядка 30% от валового внутреннего продукта. При этом значение, установленное в президентских указах, которого в стране планируется достичь к 2018 году, – 27%.

Цель областного Правительства – не только удержать уже имеющийся уровень, но и, по возможности, увеличить его для того, чтобы обеспечить целевой рост других трех показателей.

3.  Основные направления повышения конкурентоспособности региональной экономики

3.1.      Улучшение инвестиционного климата

Задача, безусловно, непростая. Для ее решения, прежде всего, активно используется такой инструмент, как поддержка приоритетных инвестиционных проектов. В 2012 году статус приоритетных был присвоен 9 новым проектам с объемом инвестиций 70 миллиардов рублей. В итоге общий объем господдержки приоритетных инвестпроектов в 2012 году увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2 раза.

Возникает вопрос об эффективности этой меры. Правительство проводит целенаправленную работу по повышению и экономической, и бюджетной эффективности. В частности, в 2012 году в условия предоставления статуса приоритетного были внесены изменения. Теперь поддержку в форме льготы по налогу на прибыль может получить проект, который направлен на выпуск новой конкурентоспособной продукции.

При этом предпочтение отдается тем проектам, в ходе которых предполагается внедрение новых технологий, в том числе ресурсо- и энергосберегающих, а также оборудования, соответствующего современным мировым стандартам.

Кроме того, введено ограничение: сумма планируемой государственной поддержки за период действия инвестиционного соглашения не должна превышать 90% планируемого бюджетного эффекта.

По оценке специалистов, в 2012 году бюджетный эффект от предоставленной приоритетным инвестиционным проектам господдержки превышает ее объем в 3,3 раза.

Количество иностранных инвесторов, приходящих в область, растет. Предприятия, которые они здесь открывают, расширяются. Это на практике подтверждает качество инвестиционного климата нашего региона.

Только в 2012 году открыты четыре предприятия с участием иностранных инвесторов, при этом два из них – по расширению ранее созданных мощностей.

В текущем году планируется открытие еще восьми таких производств. Кроме того, продолжается  реализация проектов таких крупных инвесторов, как «Русвинил», «Данфосс», «Пашабахче» («Посуда»), «А.Раймонд Рус», «Ланксесс», «Даниели».

В целом объем иностранных инвестиций за прошлый год превысил 1 миллиард долларов США ($1114,3 млн.), что более чем в 1,5 раза выше уровня докризисного 2008 года.

Еще одной мерой Правительства по привлечению дополнительных инвестиций является использование инструментов государственно-частного партнерства. В 2012 году с применением данных механизмов в сфере жилищно-коммунального хозяйства введен в эксплуатацию межмуниципальный полигон для размещения твердых бытовых отходов в Городецком районе и заключено концессионное соглашение по строительству аналогичного объекта в Балахнинском районе.

Кроме того, по схеме ГЧП в текущем году началась реализация проекта «Безопасный город».

В сфере развития дорожно-транспортной инфраструктуры в регионе пока только один крупный проект государственно-частного партнерства – строительство моста через Волгу в районе Подновья. Подготовительные работы по нему сейчас находятся на стадии разработки транспортной модели Нижегородского транспортного узла. Партнером в этом проекте является «Внешэкономбанк». В долгосрочной перспективе рассматривается также возможность строительства на базе ГЧП Северного обхода Нижнего Новгорода с мостом через Волгу, совмещенным с низконапорным гидроузлом.

3.2.   Поддержка технологической модернизации и инноваций

Стимулирование инновационной активности предприятий

Успех в достижении целевых показателей, установленных Президентом РФ в сфере экономики, зависит также от уровня инновационной активности нижегородских предприятий и предпринимателей. Потому что инновационная продукция является наиболее конкурентоспособной, что, безусловно, влияет на показатели эффективности экономики.

С 2006 года в соответствии с региональным законодательством проводится конкурсный отбор инновационных проектов на присвоение им статуса приоритетных для оказания государственной поддержки.

В арсенале области уже 29 таких проектов с общим объемом инвестиций более 10 миллиардов рублей, 10 из которых получали поддержку в 2012 году. В основном это проекты в таких высокотехнологичных отраслях, как авиа- и приборостроение, химическое производство, выпуск медицинских изделий.

Важно, что нижегородские уникальные разработки продвигаются на мировом уровне. В 2012 году предприятия региона получили 7 золотых, 6 серебряных и 5 бронзовых медалей из 22 проектов, представленных на международных выставках.

Наряду с этим продолжается сотрудничество с Российским фондом фундаментальных исследований и Фондом Бортника, в рамках которого Правительство области поддерживает научные организации и молодежные инновационные проекты.

Всего в 2012 году помощь получили 212 проектов на общую сумму около 120 миллионов рублей.

Создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности

Также значимым направлением работы областного Правительства по развитию инноваций является создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Здесь используется два инструмента. Первое – это прямая финансовая поддержка в виде грантов начинающим инновационным предприятиям на открытие собственного дела и субсидирования затрат действующих компаний. Эти меры введены в 2010 году, за счет привлечения федеральных средств они наращиваются. В 2012 году объем субсидий действующим компаниям увеличился по сравнению с 2010 годом в 2,7 раза. Поддержка начинающих инновационных организаций выросла примерно в 1,6 раза.

Второе – это развитие инфраструктуры инновационной деятельности. На сегодняшний день в регионе уже действуют бизнес-инкубатор «Ай-Ти парка «Анкудиновка» и «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор». За время работы этих структур на их площадях были размещены 42 компании, 30 – вышли на стадию коммерциализации.

Продолжает действовать и Фонд содействия развитию венчурных инвестиций – им профинансировано 3 инновационных проекта на общую сумму более 100 миллионов рублей. Начал действовать Фонд посевных инвестиций – реализуются два проекта с объемом финансирования около 70 миллионов рублей.

Как результат – наблюдается положительная динамика инновационной активности нижегородских промышленных предприятий: по оценке, объем отгруженной ими инновационной продукции по итогам 2012 года в 7,7 раза превышает уровень докризисного 2008 года. 

Формирование инновационных кластеров

Еще одним перспективным направлением промышленной политики Правительства области является формирование и развитие кластеров. В 2012 году регион принимал участие в конкурсе Минэкономразвития России с программами создания двух кластеров: Саровского инновационного и Инновационного индустриального в области автомобилестроения и нефтехимии.

Обе программы были отобраны в число 25 пилотных проектов. В настоящее время ведется работа по созданию управляющих структур и формированию пула их резидентов, а на федеральном уровне решаются вопросы по формам и порядку оказания поддержки.

Помимо этого, подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития авиационного кластера в регионе. В этом проекте партнерами области являются Объединенная авиастроительная корпорация, Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» и Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева.

Также ведется работа по формированию биомедицинского кластера. Создается он для продвижения инновационных технологий в сфере медицинского приборостроения, направленных, в том числе, на импортозамещение. С этой целью Нижегородская область участвует в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» с проектом строительства Центра инновационного развития медицинских технологий «Малое Сколково» на базе Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (2015 год).

3.3.   Малый бизнес как фактор конкурентной среды

Не менее важной составляющей деятельности Правительства является целенаправленная политика по развитию малого и среднего предпринимательства, так как на этот сектор приходится более 30% занятых в экономике. 

Кроме того, малый бизнес в основном представляет сферу услуг. По мере роста качества жизни потребности населения меняются, и именно малый бизнес, гибко реагируя на это, может быстро перестроиться. И, наконец, это необходимый элемент в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

В 2012 году объем поддержки малого и среднего бизнеса составил около 430 миллионов рублей, из них 30% было направлено на поддержку действующих инновационных компаний, 35% - на гранты на начало собственного дела, 34% - ушло на возмещение затрат по лизингу оборудования. В целом поддержку получили около 700 субъектов предпринимательства.

Помимо этого, Агентство по развитию системы гарантий предоставляет поручительства по кредитам – с 2009 года их выдано на сумму более 900 миллионов рублей, что позволило привлечь 1,6 миллиарда рублей кредитных средств и микрозаймы. С 2010 года их объем составил более 100 миллионов рублей.

Согласно опубликованному Агентством «РИА Новости» в конце 2012 года рейтингу «Качество жизни населения в субъектах Российской Федерации», по группе показателей, характеризующих уровень развития предпринимательской инициативы, Нижегородская область заняла 1 место среди регионов России.

3.4.   Развитие агропромышленного комплекса

Большое значение Правительство придает развитию сельского хозяйства. Причем его политика формируется исходя из необходимости обеспечения продовольственной безопасности.

Главным результатом реализации программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008-2012 годов» является повышение уровня самообеспечения (отношение производства к внутреннему потреблению) региона основными видами сельскохозяйственной продукции. По двум видам продукции – картофелю и куриному яйцу – показатель уже превысил 100%, по овощам составил 97%, продовольственному и фуражному зерну – 85%, молоку – около 70%, мясу – около 40%.

В 2012 году объем поддержки АПК вырос до 5,6 миллиарда рублей. При этом удельный вес областного бюджета достиг 66%, федерального – 34%. За последние 8 лет региональная поддержка увеличилась в 8 раз, федеральная – в 4 раза.

Основные направления поддержки 2012 года – стабилизация и улучшение качественной структуры поголовья крупного рогатого скота, а также обеспечение доступности кредитов для сельхозпроизводителей.

В итоге, в сельхозорганизациях и крестьянско-фермерских хозяйствах поголовье коров увеличилось на 1,5 тысячи; удельный вес племенного скота в общем поголовье по итогам 2012 года составил 20,6% при плане – 13,5%.

Также в прошлом году привлечено около 10 миллиардов рублей кредитных ресурсов, из них 2,7 миллиарда рублей – на приобретение племенного скота, техники и оборудования; 1,3 миллиарда рублей - на развитие малых форм хозяйствования.

Три года назад стартовала программа по стимулированию строительства новых и реконструкции действующих животноводческих ферм. В результате за 2010-2012 годы построено, реконструировано и модернизировано 376 объектов, рассчитанных на 82 тысячи голов.

Еще одна новация – в 2012 году в рамках реализации программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм 63 участника получили гранты в общей сумме около 90 миллионов рублей.

Все принимаемые меры позволили добиться главного результата – повышения эффективности сельхозпроизводства. При этом урожайность по всем основным культурам, а также продуктивность животноводства имеют долгосрочную тенденцию роста.

Задача повышения конкурентоспособности производства становится все более актуальной в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. В связи с этим в 2013 году усилены некоторые виды поддержки за счет средств областного бюджета. Привлечены федеральные средства, в том числе по новым мерам, которые стали возможными в условиях членства в ВТО. Это несвязанная поддержка производителей в растениеводстве на 1 гектар посевных площадей и возмещение части затрат на 1 литр реализованного молока.

Кроме того, область участвует в конкурсе Минсельхоза России на финансирование экономически значимых региональных программ – поданы заявки по 8 программам, направленным на развитие льняного и свеклосахарного комплексов, овощеводства защищенного грунта; производства и переработки рапса. А также в животноводстве – на развитие свиноводства, птицеводства и молочного скотоводства.

3.5.   Снятие инфраструктурных ограничений

В отдельное направление региональной политики выделен комплекс мер Правительства области по снятию инфраструктурных ограничений.

В настоящее время продолжается реализация проекта по строительству новой Нижегородской ТЭЦ в селе Федяково Кстовского района. Поэтапный ввод генерирующих мощностей запланирован в 2016 и в 2018 годах.

Кроме того, совместно с компанией «Газпром» сформирована программа развития газоснабжения и газификации Нижегородской области на период с 2012 по 2015 годы.

Продолжена газификация северных районов. В 2012 году природный газ доведен до потребителей Уреня.

Всего в отчетном году введено более 600 километров газовых сетей, что на четверть больше, чем в 2011-ом.

Помимо этого, в прошлом году сдан магистральный газопровод Починки-Грязовец. Завершено строительство перемычки между ним и газоотводом к горьковскому промышленному узлу.

В 2012 году продолжалась реализация целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года».

Общий объем освоенных в прошлом году средств составил более 3,4 миллиарда рублей. Из них почти 3 миллиарда рублей были инвестированы организациями реального сектора экономики на модернизацию собственных предприятий.

Также за счет бюджетных средств более 95% государственных учреждений провели обязательное энергетическое обследование и получили соответствующие паспорта. Выполнено строительство и техническое перевооружение котельных в городском округе город Шахунья с применением энергоэффективного оборудования и материалов.

Что касается транспортной доступности, то решение этих вопросов осуществлялось в ходе реализации программы «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области». В 2012 году отремонтировано 464 километра автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 110 километров автомобильных дорог и более 630 тысяч квадратных метров дворовых территорий населенных пунктов региона. Введено в эксплуатацию 10,4 километра дорог.

Дальнейшее развитие нижегородского метро планируется в четырех направлениях: автозаводское, сормовское, мещерское, нагорное. В целях подготовки региона к проведению игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году принято решение о строительстве в первую очередь станции «Стрелка».

Продолжаются и работы по строительству автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке Южного обхода Нижнего Новгорода. В текущем году начнётся строительство мостового перехода через Волгу на автомобильной дороге Р-159 Нижний Новгород – Шахунья – Киров.

Участие области в проведении игр Чемпионата мира по футболу 2018 года стало значимым фактором для развития Международного аэропорта Нижний Новгород.

Сейчас уже заканчивается разработка проекта по реконструкции взлетно-посадочной полосы в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы России». Предполагается удлинение полосы до 3000 погонных метров. Намечена реконструкция объектов управления воздушным движением и другие мероприятия. Стоимость проекта составляет около 4,5 миллиарда рублей, сроки реализации – 2014-2017 годы.

Второй инвестпроект – это реконструкция за счет внебюджетных средств инфраструктуры аэропорта, включающая строительство нового пассажирского терминала. В начале текущего года утвержден окончательный вариант его первой очереди пропускной способностью до 1,5 миллионов пассажиров в год, оснащенной четырьмя телескопическими трапами. Строительство будет осуществлено в течение 2013-2015 годов.

Эффективному решению многих жизненно важных для региона задач способствует конструктивный диалог, который установился у Правительства и Законодательного Собрания. Удалось многого добиться, прежде всего, потому что сообща решались возникающие проблемы, разрабатывались программы, реализовывались значимые проекты.

4.    Политика повышения качества жизни населения

Конкретные результаты экономического развития области имеют и непосредственный социальный эффект.

В качестве иллюстрации результатов работы Правительства можно привести итоги рейтинга «Качество жизни населения в субъектах РФ», опубликованного в конце 2012 года Российским информационным агентством «РИА Новости». Нижегородская область занимает в этом рейтинге 10 место среди 83 субъектов России. Это хороший и, что немаловажно, объективный результат, поскольку оценка проведена независимыми экспертами.

4.1.         Рост уровня жизни

В 2012 году продолжилась положительная динамика основных показателей уровня жизни населения.

Среднедушевые доходы превысили уровень 2011 года на 16,4%, составив в среднем за месяц более 21 тысячи рублей – что в 3,4 раза больше величины прожиточного минимума. В реальном выражении доходы выросли на 10,1% - это 2-е место среди регионов ПФО.

Динамичный рост показателя сказался на существенном сокращении отставания уровня доходов в регионе от среднего по России: если в 2005 году этот разрыв составлял 25%, то в 2012 году – 6,5%.

Уменьшилась доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – с 17,5% в 2005 году до 9,3% в 2012 году. По этому параметру регион занимает 3 место в Приволжском федеральном округе, уступая только Республикам Татарстан и Башкортостан (в 2005 году – 5 место).

Улучшилась и позиция области по величине средней заработной платы (в 2012 году - 21033 рубля): она перешла с 4-го места в ПФО на 3-е место, опередив Самарскую область.

Повышение заработной платы работников бюджетной сферы

Важно отметить более чем 17-ти процентный рост заработной платы бюджетников социальной сферы.

В настоящее время одной из центральных задач, стоящих перед регионом, является поэтапное доведение заработной платы различным категориям работников социальной сферы до соотношений, установленных в указах Президента России.

С этой целью были разработаны региональные дорожные карты развития отраслей социальной сферы, согласованные с федеральными министерствами, где определены ежегодные индикаторы по этим показателям.

Слайд 13

В первую очередь, решался вопрос увеличения зарплаты учителей и педагогических работников дошкольных учреждений, так как по данным категориям достичь установленных соотношений необходимо уже в 2013 году.

По итогам 1 квартала текущего года, по предварительной оценке, средняя зарплата педагогов общего образования составила более 23 тысяч рублей при средней заработной плате в целом по региону – 21,2 тысячи рублей. По педагогическим работникам дошкольных учреждений область вышла почти на 19 тысяч рублей в месяц, что составляет 91,5% от средней зарплаты в общем образовании.

По остальным категориям целевые показатели должны быть достигнуты к 2018 году, в связи этим повышение зарплаты идет поэтапно. Например, заработная плата врачей в 1 квартале 2013 года составила уже почти 29 тысяч рублей при целевом значении на 2013 год – 30 тысяч рублей.

С учетом повышения зарплаты бюджетникам, которое проводится в текущем  году с 1 апреля и с 1 октября, целевые показатели 2013 года будут выполнены.

4.2.        Обеспечение занятости населения

Значимо, что в 2012 году продолжилась стабилизация на рынке труда. Общая безработица сократилась с 7,2% в 2011 году до 5,4% в 2012, регистрируемая - с 0,92% до 0,63%. Уровень официальной безработицы два года подряд остается самым низким среди регионов округа.

Всего за год при содействии службы занятости населения было трудоустроено 88,5 тысяч человек (75% от обратившихся).

4.3. Повышение качества и доступности услуг социальной сферы

4.3.1. Социальная поддержка населения

Еще одним существенным направлением деятельности Правительства является социальная поддержка населения области.

Система соцподдержки включает 86 видов выплат, в том числе 67 областных. Их количество по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2 раза. В 2012 году объем выделенных на эти цели средств составил 15,3 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета – 12,6 миллиарда рублей, что в 4 раза больше, чем в 2005 году.

В 2012 году проиндексированы размеры 29 выплат (с 1 января 2012 года на коэффициент 1,075). В 2,4 раза увеличена денежная выплата на обеспечение проезда школьников из многодетных и приемных семей, воспитывающих 3-х и более детей (до 500 рублей).

Введены новые выплаты: ежемесячная денежная компенсация на детские молочные продукты питания, пособие на ребенка-инвалида одинокой матери и из многодетной семьи.

С марта 2013 года начались выплаты регионального материнского капитала (25 тысяч рублей) в связи с рождением второго и последующих детей. Кроме того, с января 2013 года осуществляются ежемесячные выплаты на третьего ребенка (по 5871 рублю).

Учитывая принимаемые меры по росту зарплат, необходимо переходить на адресную поддержку по всем видам пособий и льгот с тем, чтобы помощь получали реально нуждающиеся люди.

Не менее важен комплекс мер по поддержке граждан с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день 95% учреждений социальной защиты населения оснащены элементами доступности, и до конца текущего года этот показатель будет доведен до 100%.

Развивается служба «Социальное такси», услугами которой в 2012 году воспользовались более 2,5 тысяч маломобильных граждан.

Вместе с тем важной остается задача гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 году число таких ребят, включенных в единый общеобразовательный процесс в школах, увеличилось на 14,4%.

В соответствии с запросами родителей 100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказания работы за компьютером, получают образовательные услуги в форме дистанционного обучения.

Для того, чтобы к 2020 году приспособить, как установлено в указах Президента РФ, 25% зданий учреждений среднего профессионального образования для обучения в них лиц с ограниченными возможностями здоровья, в регионе утвержден план-график адаптации этих объектов. В 2013 году планируется адаптировать 2 учреждения, а к 2020 году – уже 15.

Разработка и внедрение специальных программ профессионального образования для обучения инвалидов планируется Министерством образования и науки Российской Федерации с 2014 года.

Кроме того, в рамках реализации майских указов для содействия в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья оказывается помощь в профессиональной ориентации (2,8 тысячи инвалидов) и социальной адаптации на рынке труда (600 гражданам с инвалидностью). На данный момент 266 инвалидов приняты на специально оборудованные рабочие места. В текущем году предусмотрено трудоустройство еще 304 человек.

Всего же в 2013-2015 годах планируется создать еще более 900 специальных рабочих мест для инвалидов.

Кроме этого, в соответствии с областным Законом «О квотировании рабочих мест» трудоустроено 348 инвалидов.

Положительным результатом 2012 года стало снижение численности зарегистрированных безработных инвалидов в 1,3 раза относительно 2011 года.

4.3.2.     Модернизация здравоохранения и формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации

Одной из важнейших задач Правительства региона является укрепление здоровья, повышение продолжительности жизни населения, и ее выполнение напрямую связано с развитием эффективной системы здравоохранения.

В последние годы в области наблюдается устойчивая положительная динамика демографических показателей. За семь лет (2012 год к 2005 году) смертность населения сократилась на 20%; рождаемость увеличилась на 32,6%, достигнутый уровень рождаемости – самый высокий за последние 20 лет. Продолжительность жизни выросла более чем на 5 лет (с 63,4 до 68,9 лет). С 2007 года устойчиво снижается материнская смертность.

Впервые с 2003 года произошло снижение заболеваемости населения. Все эти позитивные изменения свидетельствуют об эффективности работы органов власти.

В 2012 году продолжилась реализация региональной программы модернизации здравоохранения.

Всего за два года в ее рамках капитальный ремонт проведен в 124 государственных медицинских организациях (на сумму 2,6 миллиарда рублей). Для 152 лечебных учреждений приобретено более 9 тысяч единиц оборудования на сумму около 5 миллиардов рублей. В результате фондовооруженность за 2 года увеличилась на 45% и составила практически 1,5 миллиона рублей на 1 врача.

Продолжает развиваться система оказания медпомощи онкобольным и больным с сосудистыми заболеваниями. Как результат – смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 9,5%, от новообразований – на 3,7%.

Кроме того, в 2012 году на 58% выросли объемы оказанной специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных клиниках и в лечебно-профилактических учреждениях области. Данный вид помощи получили около 10 тысяч человек.

Важным направлением развития здравоохранения является профилактика заболеваний. В этих целях организована работа 13 взрослых и 6 детских центров здоровья, кроме того, 2 центра открылись в городе Саров.

Выполнен план по диспансеризации: в 2012 году осмотрено более 125 тысяч работающих граждан, детей-сирот, 14-летних подростков, студентов.

Отдельное направление работы Правительства области – создание условий для здорового образа жизни населения.

С этой целью планомерно решается задача создания в регионе сети физкультурно-оздоровительных комплексов.

В 2012 году за счет бюджета Нижнего Новгорода введен в эксплуатацию ФОК в Автозаводском районе; за счет средств региона завершено строительство двух комплексов – в Шаранге и Канавинском районе областного центра. Всего с 2007 года открыто 24 ФОКа.

Как результат – сегодня в области почти 23% населения систематически занимаются физкультурой и спортом. В 2011 году показатель составлял 19%.

Нельзя обойти вниманием победы нижегородцев на Олимпийских и Паралимпийских играх в Лондоне в 2012 году, где наши спортсмены завоевали соответственно 5 и 15 медалей.

Значимым событием прошлого года также стало проведение в Нижнем Новгороде Чемпионата Европы по художественной гимнастике, участие в котором приняли более 500 спортсменов из 35 европейских стран.

4.3.3.     Совершенствование системы образования

Безусловно, не менее актуальным направлением деятельности Правительства является совершенствование системы образования.

Все еще остро на сегодняшний день стоит вопрос повышения доступности дошкольного образования. Работа в данном направлении в области ведется – очереди в детские сады ежегодно сокращаются. При этом полностью ликвидировать дефицит мест, в соответствии с указами Президента России, планируется к 2016 году.

В прошлом году для дошкольников было дополнительно введено более 3,5 тысяч мест. В результате, охват образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет увеличился с 82,3% в 2011 году до 91% в 2012 году.

В целом в рамках областной программы по ликвидации очередности в дошкольных образовательных учреждениях до 2015 года будет дополнительно создано почти 14 тысяч мест.

Что касается общего образования, то одним из приоритетных направлений по его развитию является укрепление материально-технической базы школ. 

За два предыдущих года на модернизацию системы в рамках национальной инициативы «Наша новая школа» направлено около 2 миллиардов рублей. При этом большая часть средств (63%) пошла на оснащение учреждений современным оборудованием, развитие инфраструктуры, а также пополнение библиотечного фонда, что позволило поставить в школьные библиотеки 1,7 миллиона учебников.

Важно, что на сегодняшний день все школы области обеспечены доступом к сети интернет.

В 2012 году нижегородские выпускники в рамках ЕГЭ по 10 предметам из 13 показали результаты выше средних по России.

Традиционно Нижегородская область входит в десятку регионов с наилучшими показателями выступлений школьников на Всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам.

4.3.4.     Развитие культуры

Еще одна сфера внимания Правительства – развитие культуры, сохранение культурно-исторического наследия области.

Прошедший год был отмечен несколькими знаменательными историческими датами общероссийского значения. Целый ряд выставочных проектов и акций был приурочен к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года и 400-летия подвига Нижегородского ополчения 1612 года.

К 75-летию беспосадочного перелета экипажа Валерия Павловича Чкалова после пятилетнего перерыва открыл свои двери полностью отреставрированный Дом культуры имени Чкалова.

Под патронажем Правительства области проведены традиционные крупномасштабные мероприятия: XII Международный фестиваль искусств имени Сахарова «Русское искусство и мир»; Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень»; международные научно-практические конференции «Добролюбовские чтения», «Горьковские чтения» и «Болдинские чтения»; Всероссийский Пушкинский праздник поэзии и другие. Правительство и впредь будет поддерживать проведение таких мероприятий в регионе.

2013 год объявлен в Нижегородской области Годом национального культурного наследия. В его рамках в течение года состоится большое количество различных мероприятий. Среди них историко-патриотические акции, празднование важных юбилейных дат, научные конференции, литературные и музыкальные вечера, тематические конкурсы, фестивали и форумы и так далее.

4.4.  Обеспечение граждан доступным жильем, в том числе многодетных семей

По-прежнему актуальной задачей остается обеспечение граждан жильем.

В 2012 году в области введено в эксплуатацию 1,5 миллиона квадратных метров жилья. По объемам жилищного строительства она занимает 3-е место среди регионов Приволжского округа.

С 2012 года стартовала областная программа по обеспечению малоэтажным жильем работников учреждений социальной сферы с использованием ипотечного кредитования. За год ее участниками стали 170 человек, всем им перечислены первоначальные взносы на строительство.

Кроме того, реализуется программа ипотечного кредитования молодых учителей – в 2012 году 79 преподавателей заключили договоры займа.

Также по итогам прошлого года построено 415 индивидуальных жилых домов в рамках программы социальной поддержки молодых специалистов.

А по программе стимулирования малоэтажного строительства на создание инженерной и дорожной инфраструктуры под постройку домов в 2012 году предоставлены субсидии 34 муниципальным районам (городским округам). Введено в эксплуатацию более 40 тысяч квадратных метров жилья.

Помимо этого, в прошедшем году по договорам социального найма 440 сирот были обеспечены жилыми помещениями, 165 молодых семей получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий.

Одной из приоритетных задач, установленных указами Президента России, является улучшение жилищных условий многодетных семей.

На региональном уровне законодательно регламентирован порядок предоставления многодетным семьям бесплатных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Для реализации Закона с 2013 года начала осуществляться специальная областная программа. Всего на ее выполнение в 2013 году предусмотрено 360 миллионов рублей из областного бюджета на строительство инженерной и дорожной инфраструктуры при условии софинансирования из местных бюджетов в размере не менее 30%.

К настоящему времени на конкурсной основе среди муниципальных районов и городских округов определены 395 земельных участков для предоставления многодетным семьям в собственность, которые до конца 2013 года будут обеспечены инфраструктурой.

Кроме того, определены участки для семей, проживающих в Нижнем Новгороде. Это земли в городе Бор, Кстовском и Богородском районах.

Вместе с тем, работа по улучшению жилищных условий данной категории семей проводилась в регионе и раньше.

До вступления в действие областного Закона о предоставлении участков в собственность была начата работа по предоставлению их в аренду. Общее их число составило 387. Из них 55, находящихся в областной собственности, будут обеспечены инженерной инфраструктурой в рамках специальной программы.

Часть земель, предоставленных органами местного самоуправления, изначально была обеспечена инженерной инфраструктурой, другая часть, по решению муниципалитетов, может быть обустроена также за счет средств этой программы.

В рамках программы по стимулированию малоэтажного жилищного строительства в 2012 году 30,7 миллиона рублей из средств областного бюджета было выделено на обеспечение инфраструктурой 27 земельных участков для строительства жилья многодетным семьям в Воскресенском, Пильнинском районах и на территории городского округа город Бор.

В других областных жилищных программах (по обеспечению жильем работников бюджетной сферы, молодых семей) для многодетных семей предусмотрены дополнительные выплаты, а также увеличение объема помощи при рождении ребенка.

Среди других мер поддержки семей с тремя и более детьми следует выделить социальный найм, льготные жилищные займы, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Всего в 2012 году улучшили жилищные условия 108 многодетных семей.

В текущем году также рассматривается вопрос разработки областной программы, направленной на использование ипотеки, а именно на оказание социальной поддержки многодетным семьям в размере 15% от стоимости жилого помещения по ипотечному кредиту.

Продолжилась и работа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – в 2012 году полностью расселены 212 аварийных домов. Жилье получили почти 2,6 тысячи человек.

Проведен капитальный ремонт 524 многоквартирных домов. На эти цели было направлено около 900 миллионов рублей, в том числе 554 миллиона рублей – средства Фонда реформирования ЖКХ. В итоге, количество граждан, улучшивших свои жилищные условия, составило 62,6 тысячи человек.

4.5.         Безопасность проживания

Не менее значимый аспект работы Правительства – обеспечение безопасности.

В 2012 году на предмет антитеррористической защищенности обследовано более 260 критически важных и потенциально опасных объектов транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, а также 2800 мест массового пребывания людей.

Кроме того, проводилась работа по оборудованию техническими средствами охраны, досмотра и видеоконтроля железнодорожных и автовокзалов, станций метрополитена.

В результате реализации комплекса мероприятий в 2012 году не было допущено ни одного террористического акта, не зафиксировано межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

На профилактику преступлений в 2012 году было выделено около 41 миллиона рублей, которые были направлены на улучшение материально-технической базы служб, организацию трудоустройства граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

В целом за год общее количество зарегистрированных преступлений снизилось почти на 16%.

Что касается экологической безопасности, то в этой сфере большое внимание уделяется строительству и модернизации межмуниципальных комплексов переработки и размещения отходов. Результатом 2012 года стал запуск в эксплуатацию крупнейшего комплекса утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района, а также межмуниципального мусоросортировочного комплекса в Городецком районе.

С учетом действующих объектов обеспеченность населения области современными объектами утилизации отходов достигла 62%.

Также в 2012 году завершены рекультивация Чкаловской городской свалки, первый этап рекультивации Сокольской поселковой свалки. На 2013 год запланированы аналогичные работы в Ковернинском, Сокольском, Городецком районах, городском округе Бор, Заволжье.

Новым направлением деятельности по улучшению экологической обстановки в области стал комплекс мероприятий по ликвидации накопленного ущерба на территории Дзержинска. Они будут профинансированы в два этапа. Для реализации первого в 2012 году выделено 188,4 миллиона рублей. Уже начата рекультивация полигона твердых бытовых отходов «Игумново», свалки «Черная дыра», шламонакопителя «Белое море».

Для завершения работ из федерального бюджета до 2015 года будет выделено 3,2 миллиарда рублей, в том числе в 2013 году – более 1 миллиарда рублей. Доля софинансирования из бюджета области составит 20 %.

5.  Эффективность региональной исполнительной власти

5.1.         Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

Безусловно, успешная реализация всех намеченных планов и проектов зависит от сбалансированной бюджетной политики.

Положительная динамика в ключевых секторах экономики области способствовала исполнению в прогнозируемых объемах основных бюджетообразующих показателей, и соответственно обеспечению наполняемости доходной базы бюджета области.

Вместе с тем, из-за объединения крупнейших налогоплательщиков региона в консолидированные группы, потери налога на прибыль составили в 2012 году более 5 миллиардов рублей.

Тем не менее, обеспечен рост доходов консолидированного бюджета на 4,2% к уровню 2011 года. Их объем достиг 130,2 миллиарда рублей.

Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали увеличение заработной платы, в том числе работникам бюджетной сферы, а также ввод основных средств промышленными предприятиями области.

Существенную роль в пополнении бюджета играют и программы развития производительных сил городов и районов. В 2012 году в рамках выполнения их мероприятий в консолидированный бюджет области дополнительно поступило 8,7 миллиарда рублей (за 2007-2012 годы – 32,6 миллиарда рублей).

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 142,9 миллиарда рублей. При этом сохранилась их социальная направленность: расходы по отраслям социальной сферы занимают 67% от общего объема.

Дефицит консолидированного бюджета составил 12,7 миллиарда рублей, что не превышает допускаемый Бюджетным кодексом России уровень.

Для покрытия дефицита областного бюджета в 11 миллиардов рублей в августе 2012 года был размещен восьмой государственный облигационный заем в размере 8 миллиардов рублей сроком обращения 5 лет.

В течение всего года проводились системные мероприятия по оптимизации бюджетных расходов. В частности, на 921 единицу была сокращена среднесписочная численность государственных и муниципальных служащих. До конца текущего года действует установленный в 2010 году запрет на увеличение численности в органах исполнительной власти.

Если говорить об эффективности размещения заказов для государственных нужд, следует подчеркнуть, что более 80% их объема (19,2 из 23,5 миллиарда рублей) пришлось на открытые электронные аукционы (7,5 тысяч аукционов).

Экономия, образовавшаяся в ходе всех торгов в сумме более 2,5 миллиардов рублей, была направлена на закупку дополнительного объема товаров, работ и услуг.

Кроме того, в результате обязательной экспертизы сметной документации объектов строительства, осуществляемого за счет бюджетных средств, и формирования предельных цен на товары, работы, услуги по всей номенклатуре госзаказа, получена экономия, эквивалентная стоимости строительства порядка 1000 мест в детских садах (около 750 миллионов рублей).

5.2.         Реализация ОЦП, привлечение федеральных средств (ФЦП, ФАИП)

Повышению эффективности расходов способствует и программно-целевое использование бюджетных средств.

На реализацию 49-и целевых программ из областного бюджета направлено 20,7 миллиарда рублей или 18,5% всех расходов (в 2011 году – 16,8%).

Почти треть общего объема финансирования пришлась на программу по развитию социальной и инженерной инфраструктуры (6,5 миллиарда рублей). Работы велись на 176 объектах, из них в 2012 году введены в эксплуатацию 89.

Особенностью прошлого года стало усиление внимания Правительства к развитию дорожной инфраструктуры. На данное направление из областного бюджета было направлено более 10 миллиардов рублей.

На реализацию федеральных целевых и государственных программ и 87 объектов ФАИП, а также в рамках межбюджетных трансфертов в 2012 году было привлечено 26,7 миллиарда рублей федеральных средств, что в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Основными направлениями поддержки стали модернизация промышленности и здравоохранения.

В 2013 году планируется привлечь порядка 29 миллиардов рублей федеральных средств, в том числе в рамках федеральных госпрограмм, работа над чем сейчас активно ведется. Их наибольший объем будет направлен на модернизацию предприятий промышленности и на финансирование 82 объектов ФАИП.

Уже сейчас началась работа по составлению заявок на получение финансирования в 2014-2016 годах, с целью обеспечения максимально возможного участия нижегородской области в государственных программах.

5.3.         Развитие «Электронного Правительства»

Отдельная тема – государственные и муниципальные услуги. Указами Президента определено, что к 2018 году не менее 90% граждан должны быть удовлетворены их качеством.

Для достижения этого соотношения многое сделано уже в отчетном году. Активно развивается инфраструктура «электронного правительства».

На Едином портале государственных и муниципальных услуг области представлена информация о порядке получения 176 государственных, более тысячи муниципальных и 452 федеральных услуг.

Граждане могут направлять электронные заявления на получение 66 государственных и 78 муниципальных услуг и автоматически получать сообщения о ходе их рассмотрения.

По федеральному проекту внедрения универсальных электронных карт в настоящее время на территории области организовано 13 пунктов приема заявлений на их выдачу. На данный момент выдано более 800 карт. В данном проекте идет активное взаимодействие со Сбербанком.

Ведется работа и по организации процесса предоставления услуг в режиме «Одного окна». В ближайшем будущем будет сформирована целая сеть многофункциональных центров. Они будут открыты во всех муниципальных районах и городских округах. В 2013 году запланировано открытие 21 такого учреждения, в 2014 году – еще 41.  

5.4.         Взаимодействие с общественными организациями и населением

Еще одним направлением деятельности Правительства является поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.

В области реализуется соответствующая целевая программа. В ее рамках были выделены средства на частичное возмещение затрат по 89 социальным проектам, направленным на патриотическое воспитание граждан, развитие дополнительного образования, межнационального сотрудничества, профилактику социального сиротства, социальную адаптацию инвалидов и так далее.

Более 13 миллионов рублей выделено религиозным организациям на проведение ремонтно-реставрационных работ культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры регионального значения.

В целом в 2012 году объем господдержки НКО составил 51 миллион рублей.

Важной составляющей работы Правительства является налаживание обратной связи с жителями области.

В прошедшем году в адрес Правительства поступило около 39 тысяч обращений, большая часть из них – письменные. Продолжена практика проведения тематических «горячих телефонных линий», «интернет-линий», телеконсультаций в режиме «оn-line».

5.5.         Меры по противодействию коррупции

В соответствии с национальным планом противодействия коррупции продолжилась реализация антикоррупционной политики. Принята соответствующая целевая программа на 2012 - 2014 годы.

В течение года прошли антикоррупционную экспертизу более 1100 проектов нормативных актов.

На портале государственных и муниципальных услуг для населения предусмотрена возможность сообщить о фактах коррупции в режиме «on-line». Кроме того, регулярно проводятся «горячие» телефонные линии, на которых граждане могут сообщить о фактах коррупции в органах власти.

5.6.         Взаимодействие с ОЗС

Как и в предыдущие годы, работа Правительства осуществлялась в тесном сотрудничестве с депутатами и фракциями Законодательного Собрания, что позволило оперативно и профессионально совершенствовать законодательную базу, своевременно уточнять параметры областного бюджета, обеспечивать решение сложных проблем.

В 2012 году было принято 167 законов области, 114 из которых были разработаны Правительством и внесены на рассмотрение Собрания в порядке законодательной инициативы Губернатора области (68,3%).

Эти законы принимались быстро, поскольку в подготовке большинства из них к рассмотрению принимали участие сами депутаты.

Руководители органов исполнительной власти и представители Правительства принимали активное участие в мероприятиях, проводимых Законодательным Собранием – «круглых столах», выездных заседаниях комитетов, парламентских днях в районах области.

Плодотворная совместная законотворческая деятельность позволила значительно усовершенствовать правовое регулирование различных сфер жизни.  

6.      Задачи на среднесрочную перспективу

Общей целью Правительства и Законодательного Собрания является улучшение качества жизни населения. И, безусловно, работа в этом направлении в текущем году должна быть продолжена и стать еще более эффективной.

Основной задачей на 2013 год является планомерная реализация указов Президента России, которые содержат 40 целевых показателей. Это весьма ресурсоемкий вопрос, особенно по повышению зарплаты работников бюджетной сферы. Совместные действия по привлечению в область внешних ресурсов, направленных на развитие экономического потенциала региона и его человеческого капитала, помогут решить все поставленные задачи.

Дата создания страницы: 05.06.2013
Дата модификации страницы: 06.06.2013