Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

О ходе реализации мер по противодействию коррупции на территории Нижегородской области в 2014 году

О ходе реализации мер по противодействию коррупции

на территории Нижегородской области

в 2014 году

 

Работа по обеспечению противодействия коррупции на территории Нижегородской области проводится в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460, положений Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 №226 (далее – Национальный план), а также во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Учитывая требования действующего федерального законодательства в области противодействия коррупции, проводилась работа по совершенствованию регионального законодательства, нормативного правового обеспечения противодействия коррупции в органах исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области. В рамках реализации мер антикоррупционной политики и мер противодействия коррупции организована работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В целях минимизации коррупционных проявлений была продолжена работа по дальнейшей разработке (внесению изменений) административных регламентов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предоставлению государственных услуг.

В реализации антикоррупционной политики на территории региона принимали участие органы государственной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокуратура Нижегородской области, институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и средства массовой информации.

Взаимодействие и координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Нижегородской области по противодействию коррупции на территории области осуществлялись межведомственным координационным советом по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области, созданным Указом Губернатора Нижегородской области от 20.01.2009 №3 (далее – Совет).

Работа Совета, являющегося коллегиальным совещательным органом, осуществлялась по основным направлениям деятельности, определенным его Положением.

         В 2014 году проведено 4 заседания Совета, на которых рассмотрено
14 вопросов, в том числе:

- взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной деятельности;

-  проанализированы меры по профилактике и противодействию коррупционным проявлениям, принимаемые в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

-  на основании согласованного Главным управлением МВД России по Нижегородской области (далее – Главное управление) предложения и в соответствии с Положением о Совете рассмотрен вопрос о результатах работы ГУ МВД России по Нижегородской области в сфере борьбы с коррупцией в 2013 году;

- рассмотрена деятельность региональных органов исполнительной власти, правоохранительных органов и иных контрольных (надзорных) структур по обеспечению контроля в сфере размещения заказов для нужд Нижегородской области в 2013 году и мерах по устранению нарушений в этой сфере;

- в соответствии с предложением Управления федеральной миграционной службы по Нижегородской области (далее – УФМС, Управление) рассмотрен вопрос о состоянии работы по противодействию коррупции в Управлении и мерах по повышению ее эффективности;

- в рамках совершенствования работы по противодействию коррупции в системе государственной службы рассмотрены итоги представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области, а также лиц, занимающих муниципальные должности, за 2013 год и принятых мерах по урегулированию конфликта интересов;

-  рассмотрен вопрос правового и методического обеспечения процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на территории
Нижегородской области.,

Начиная с 2010 года, на заседаниях Совета обсуждаются вопросы организации антикоррупционной работы на примере отдельного муниципального образования Нижегородской области. В 2014 году рассмотрены итоги реализации антикоррупционной политики на территории Сосновского, Воротынского и Володарского муниципальных районов Нижегородской области.

Принятые решения имели принципиально важное значение для укрепления системы профилактики коррупции в Нижегородской области.

В рамках подготовки к заседаниям Совета осуществлены выезды в муниципальные районы с целью ознакомления с организацией работы межведомственных советов по противодействию коррупции при главах администраций муниципальных образований. Органам местного самоуправления оказана методическая и консультативная помощь по вопросам реализации антикоррупционной политики и профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе.

В течение 2014 года постоянно отслеживалась динамика преступлений коррупционной направленности. На основании сведений, представленных ГУ МВД России по Нижегородской области, проводился ежеквартальный анализ преступлений коррупционной направленности, совершенных на территории Нижегородской области должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, и расследованных следственными органами Нижегородской области.

Мероприятия по противодействию коррупции осуществлялись в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 №978, основными целями которой, в том числе, являются противодействие преступности, коррупции, создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

 

Совершенствование законодательства Нижегородской области, приведение его в соответствие с антикоррупционными

федеральными правовыми актами

 

Развивая нормативную правовую базу по противодействию коррупции, на системной основе продолжена работа по приведению регионального законодательства в соответствие с нормативными актами федерального уровня о противодействии коррупции.

Во исполнение полномочий, представленных федеральным законодательством, органами государственной власти в 2014 году принято 108 нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции (31 основной и 77 изменяющих)[1].

Законом Нижегородской области от 02.06.2014 №65-З «О внесении изменений в статью 4 Закона Нижегородской области «О государственной гражданской службе Нижегородской области» дополнены полномочия Губернатора области в части утверждения порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих и членов их семей, а также сведений об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, на официальных сайтах государственных органов области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования.

Указом Губернатора Нижегородской области от 05.03.2014 №11 определен порядок сообщения лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, должности государственной гражданской службы Нижегородской области, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. Руководителям органов местного самоуправления Нижегородской области рекомендовано разработать и утвердить соответствующие правовые акты.

Указом Губернатора Нижегородской области от 16.07.2014 №75 внесены изменения в Порядок размещения сведений, предусмотренных Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», на официальных сайтах государственных органов Нижегородской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утвержденный Указом Губернатора Нижегородской области от 11.05.2010 №19.

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части внедрения ротации механизмов на государственной гражданской службе Указом Губернатора Нижегородской области от 06.06.2014 №47 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Нижегородской области категории «руководители» с контрольными (надзорными) функциями, по которым предусматривается ротация гражданских служащих в отдельных органах исполнительной власти Нижегородской области.

Указом Губернатора Нижегородской области от 01.12.2014 №149 утвержден план проведения ротации государственных гражданских служащих Нижегородской области.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30.10.2013 №Пр-2689 издано распоряжение Губернатора Нижегородской области от 28.01.2014 №95-р о возложении персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы на должностных лиц в Правительстве Нижегородской области и в органах исполнительной власти Нижегородской области.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14.08.2014 №1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области» органам исполнительной власти Нижегородской области для обеспечения соблюдения запретов на осуществление предпринимательской деятельности и участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией определен порядок направления запросов для получения информационно-справочных материалов в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, до назначения их на должность гражданской службы, и государственных гражданских служащих.

В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений на государственной гражданской службе Нижегородской области и в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821
«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» распоряжением Губернатора Нижегородской области от 15.08.2014 №1386-р сформирована высшая комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов, утверждены Положение и состав данной комиссии.

Во исполнение федерального и регионального законодательства в органах исполнительной власти Нижегородской области изданы необходимые ведомственные документы по вопросам противодействия коррупции.

 

Антикоррупционная экспертиза нормативных

правовых актов Нижегородской области  и их проектов

 

Одной из мер противодействия коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов проводилась в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области с целью выявления и устранения несовершенства правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее – ГУ Минюста России по Нижегородской области), прокуратурой Нижегородской области, Законодательным Собранием Нижегородской области, Торгово-промышленной палатой Нижегородской области, а также государственно-правовым департаментом Нижегородской области.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.2009
№179-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В 2014 году (далее – отчетный период), как и в предыдущих периодах, продолжена работа по совершенствованию федеральной и региональной правовой базы по противодействию коррупции.

ГУ Минюста России по Нижегородской области осуществляет полномочия по проведению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в отчетном периоде принято 108 нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции (31 основной и 77 изменяющих).

Принятые нормативные правовые акты органов исполнительной власти направлены на утверждение (установление):

- порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

- порядка представления сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;

-  перечня должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

-  положения о проверке соблюдения гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего, и соблюдение работодателем условий заключения трудового (гражданско-правового) договора с таким гражданином.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз коррупциогенные факторы выявлены в 4 нормативных правовых актах
(2013 год – 19). Данные показатели могут свидетельствовать о повышении качества работы органов государственной власти Нижегородской области при разработке и принятии нормативных правовых актов.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере антикоррупционного законодательства реализованы в Нижегородской области. ГУ Минюста России по Нижегородской области пробелы в правовом регулировании не выявлены.

В Нижегородской области аккредитованы в качестве независимых экспертов на проведение независимой антикоррупционной экспертизы 22 эксперта (20 физических и 2 юридических лица). В адрес ГУ Минюста России по Нижегородской области поступило одно заключение, подготовленное двумя независимыми экспертами по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект закона Нижегородской области №1115-5
«Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Нижегородской области». Выявленные коррупциогенные факторы были учтены при подготовке заключения на указанный проект ГУ Минюста России по Нижегородской области.

На муниципальные правовые акты заключения независимых экспертов в ГУ Минюста России по Нижегородской области не поступали.

Законодательным Собранием Нижегородской области в 2014 году проведена антикоррупционная экспертиза 429 проектов законов и постановлений. Выявлено 2 коррупциогенных фактора, которые были устранены при доработке.

В рамках проведения правовой экспертизы при мониторинге правоприменения проведена антикоррупционная экспертиза 14 принятых законов Нижегородской области и 2 постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области. Коррупциогенных факторов не выявлено.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2009 №913, государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2014 году была проведена антикоррупционная экспертиза 1006 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

В целях повышения результативности проведения антикоррупционной экспертизы сотрудниками государственно-правового департамента Нижегородской области в постоянном режиме проводятся устные консультации с разработчиками проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

 

Развитие организационно-управленческой базы
антикоррупционной деятельности в Нижегородской области

 

Реализация государственной политики в области противодействия коррупции в 2014 году организована в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области на 2014-2016 годы» (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от
20 декабря 2013 года №978.

Основными целями Программы, в том числе, являются противодействие коррупции, создание условий безопасности личности и общества от коррупционных проявлений.

В Программу включены мероприятия, направленные на выработку методов профилактики коррупционных правонарушений, информирование населения области по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, проведение социологических опросов населения, государственных гражданских и муниципальных служащих Нижегородской области с целью выявления наиболее коррупциогенных сфер, внедрение социальной рекламы антикоррупционной направленности и другие мероприятия.

Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, предприятиям, учреждениям и организациям Нижегородской области рекомендовано принять участие в реализации задач Программы. В муниципальных районах и городских округах разработаны и реализуются муниципальные программы (планы) противодействия коррупции.

Контроль за реализацией мероприятий районных (городских) программ (планов) по противодействию коррупции осуществляют межведомственные советы по противодействию коррупции при главах администраций муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. В течение года на заседаниях указанных советов проводились регулярные заслушивания исполнителей о ходе реализации программных (плановых) мероприятий.

Во всех органах исполнительной власти Нижегородской области приняты планы мероприятий по противодействию коррупции, контроль за выполнением которых осуществляется на уровне руководителей органов исполнительной власти. Ответственность за реализацию планов возлагается на должностных лиц, отвечающих за организацию работы по реализации антикоррупционной политики в органах исполнительной власти.

Вопросы реализации антикоррупционной политики на территории Нижегородской области, в том числе и организация работы по выполнению мероприятий, предусмотренных ведомственными планами, рассматриваются на заседаниях Совета.

В 2014 году на заседание Совета представлены отчеты о реализации антикоррупционной политики на территории Сосновского, Воротынского и Володарского муниципальных районов Нижегородской области.

 

Совершенствование работы кадровых подразделений

органов исполнительной власти и органов

местного самоуправления Нижегородской области

по профилактике коррупционных правонарушений.

 

Соблюдение государственными гражданскими и муниципальными служащими установленных законодательством запретов и ограничений.

 

Во всех государственных органах, в органах местного самоуправления Нижегородской области проводится соответствующая работа по выявлению случаев несоблюдения установленных запретов и ограничений, а также по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области.

Соблюдение запретов и ограничений, прежде всего, контролируется в процессе ежегодного представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (например, контроль за соблюдением запрета на владение ценными бумагами, акциями, а также на осуществление предпринимательской деятельности и участие в деятельности органа управления коммерческой организацией).

При наличии фактов владения ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) незамедлительно принимаются меры по передаче их в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (соответствующие договоры приобщаются к материалам личных дел).

С 2013 года осуществляется контроль за соблюдением нового запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Проведена соответствующая организационно-разъяснительная работа, в результате которой имеющиеся в собственности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, иностранные ценные бумаги были отчуждены, а иностранные счета закрыты.

В рамках ежегодной диспансеризации проводится контроль соблюдения ограничения в связи с наличием заболевания, препятствующего прохождению гражданской и муниципальной службы. По результатам диспансеризации в 2014 году нарушения данного ограничения в органах исполнительной власти Нижегородской области не выявлены.

Контроль соблюдения ограничения для замещения должностей гражданской службы в связи с наличием судимости осуществляется путем направления запросов в Информационный центр ГУ МВД России по Нижегородской области.

В рамках реализации стратегии дальнейшего повышения эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений внедрена практика ежемесячной проверки соблюдения запрета на занятие предпринимательской деятельностью и участие в деятельности органов управления коммерческими организациями (хозяйствующими субъектами) через базы Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14.08.2014         №1379-р «О некоторых мерах по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой и замещением государственной должности Нижегородской области» утвержден график проведения мероприятий по проверке соблюдения ограничений и запретов, установленных статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008
273-ФЗ, статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004
№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», на предмет участия лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и гражданских служащих в управлении коммерческими организациями и занятия ими предпринимательской деятельностью. Данные проверки постоянно проводятся в отношении граждан, поступающих на гражданскую службу.

В 2014 году проведены проверки в отношении 617 лиц. Нарушения указанных запретов не выявлены.

Ограничения по совместной службе родственников (при наличии близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому) контролируются в рамках проведения анализа материалов личных дел гражданских (муниципальных) служащих, в том числе при проведении управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области (далее – управление государственной службы) ознакомления с состоянием кадрового делопроизводства в государственных и муниципальных органах в соответствии с утвержденным планом.

Контролируется соблюдение ограничения по дальнейшему трудоустройству гражданских и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения. Соответствующими правовыми актами осуществляется нормативное регулирование данного вопроса. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассматривают возможность дачи согласия на их трудоустройство с учетом исполняемых ранее служебных функций.

В целях контроля запрета на получение подарков на уровне Нижегородской области, а также в государственных органах и органах местного самоуправления, приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, которыми регламентируется обеспечение учета, хранения, оценки и реализации подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Разработаны и размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области памятки о соблюдении запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, для лиц, поступающих на государственную службу, и для гражданских служащих, увольняющихся с государственной службы. Указанные памятки направлены в органы исполнительной власти Нижегородской области для применения в работе.

Основным показателем уровня соблюдения гражданскими и муниципальными служащими Нижегородской области установленных запретов и ограничений служит единичное количество случаев нарушений.

В 2014 году выявлен 1 случай несоблюдения установленных запретов и ограничений в государственных органах Нижегородской области. Меры дисциплинарной ответственности к гражданскому служащему не применялись в связи с его увольнением по собственной инициативе.

По информации, полученной из органов местного самоуправления Нижегородской области, в 2014 году нарушения муниципальными служащими установленных запретов и ограничений подтвердились в 6 случаях. К дисциплинарной ответственности привлечены 3 муниципальных служащих (выговоры). К 3 муниципальным служащим меры дисциплинарной ответственности не применялись в связи с их увольнением с муниципальной службы по собственной инициативе.

По информации, поступающей из органов местного самоуправления Нижегородской области, вопросы о состоянии работы по профилактике коррупционных правонарушений, предупреждению возникновения конфликта интересов, соблюдению запретов и ограничений, в том числе, касающихся получения подарков, регулярно рассматриваются на совещаниях глав администраций муниципальных районов, городских и сельских поселений, на заседаниях советов по противодействию коррупции. Проводятся семинары для муниципальных служащих с целью разъяснения положений антикоррупционного законодательства. Во всех муниципальных образованиях утверждены программы либо планы противодействия коррупции. Приняты правовые акты о порядке передачи и выкупа подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями и служебными командировками. Оформляются дополнительные соглашения к трудовым договорам в части соблюдения запретов и ограничений, соблюдения Кодекса служебной этики и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

 

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе
Нижегородской области

 

В целях профилактики возможных случаев возникновения конфликта интересов проводится большая работа по соответствующему информированию членов Правительства, сотрудников государственных и муниципальных органов Нижегородской области.

Сотрудники, ответственные за работу по противодействию коррупции, регулярно проводят следующие профилактические мероприятия:

- первичное консультирование граждан при приеме на государственную гражданскую и муниципальную службу, ознакомление претендента под роспись с нормативно-правовыми актами, локальными актами и иными документами по вопросу соблюдения установленных для служащих ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, соблюдения общих принципов служебного поведения и т.д. Разработаны и направлены в государственные органы Нижегородской области соответствующие памятки для лиц, поступающих на государственную гражданскую службу;

-  проведение анализа документов, представленных гражданами, поступающими на государственную и муниципальную службу, с целью выявления несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

- консультационная работа со служащими, направленная на разъяснение сущности конфликта интересов, порядка его урегулирования, а также мер ответственности, предусмотренных за нарушение законодательства о противодействии коррупции;

-  разработка методических рекомендаций, памяток и ознакомление с ними служащих, проведение практических занятий по вопросу соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

-  актуализация анкетных данных гражданских и муниципальных служащих с целью выявления обстоятельств, которые могут привести к нарушению требований к служебному поведению и возникновению конфликта интересов;

- проведение разъяснительных бесед с сотрудниками, увольняющимися с государственной или муниципальной службы (должности которых включены в соответствующие перечни должностей с коррупционными рисками), об ограничениях по дальнейшему трудоустройству в течение 2-х лет, а также предоставление соответствующих памяток и образцов документов для заполнения.

Ситуации конфликта интересов изучаются в рамках проведения курсов повышения квалификации гражданских служащих и на зональных семинарах для муниципальных служащих, на которых рассматривается положительный опыт работы по обеспечению соблюдения требований к служебному поведению гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области.

По результатам анализа информации, содержащейся в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы, в случаях, когда в связи с наличием у данных лиц ценных бумаг или местом работы супруга (супруги) можно предположить возможность возникновения в дальнейшем конфликта интересов, с ними проводятся персональные консультации о способах предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Так, в 2014 году на основании проведенного анализа справок о доходах за 2013 год выявлена возможность возникновения конфликта интересов у отдельных членов Правительства и руководителей органов исполнительной власти Нижегородской области. В этой связи с ними проведены персональные консультации, в результате которых на имя Губернатора Нижегородской области представлены шесть уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов.

Всего по итогам 2014 года Губернатору Нижегородской области представлено 14 уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов от руководителей органов исполнительной власти и членов Правительства Нижегородской области. По каждому уведомлению организовано принятие соответствующих мер по урегулированию ситуации.

В целях урегулирования конфликта интересов к данным уведомлениям управлением государственной службы подготовлены проекты поручений Губернатора Нижегородской области.

С 2014 года аппаратом Правительства Нижегородской области разработана форма анкетирования гражданских и муниципальных служащих с целью выявления фактов возможного возникновения конфликта интересов. Форма направлена в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области для организации работы.

В 2014 году на заседаниях комиссий госорганов и органов местного самоуправления Нижегородской области было рассмотрено 22 вопроса по обеспечению соблюдения служащими требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

Выявлено:

- 1 нарушение требований к служебному поведению и 2 нарушения требований об урегулировании конфликта интересов государственных гражданских служащих Нижегородской области;

- 6 нарушений требований к служебному поведению и 8 нарушений требований об урегулировании конфликта интересов муниципальных служащих Нижегородской области.

К дисциплинарной ответственности привлечено 6 государственных гражданских и муниципальных служащих (замечания и выговоры).

К 11 государственным гражданским и муниципальным служащим меры дисциплинарной ответственности не применялись в связи с:

- увольнением с государственной гражданской и муниципальной службы по собственной инициативе;

-  урегулированием ситуации возможного возникновения конфликта интересов;

- представлением уведомлений о возможном возникновении конфликта интересов по результатам заседания комиссии.

При этом комиссиями проведены соответствующие разъяснительно-консультативные мероприятия с гражданскими и муниципальными служащими, в отношении которых рассматривались данные вопросы.

Прокуратурой области на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной гражданской и муниципальной службе в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органах местного самоуправления. В 2014 году в сфере законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции выявлено 7367 нарушений, принесено 1833 протеста на незаконные правовые акты, в суд направлено 501 заявление, внесено 1529 представлений, по результатам рассмотрения которых 1905 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 171 лицо, в следственные органы направлено 86 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по материалам прокурорских проверок возбуждено 69 уголовных дел.

 

Развитие антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания на государственной гражданской и муниципальной службе
Нижегородской области

 

В целях реализации задач по повышению эффективности антикоррупционной работы одним из ключевых направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих является обучение по вопросам противодействия коррупции.

Ежегодно проводится антикоррупционное обучение служащих по программам курсов повышения квалификации для различных категорий слушателей: представителей кадровых и юридических служб, председателей и членов комиссий по организации работы по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, государственных гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит участие в работе по противодействию коррупции, государственных гражданских служащих, на которых правовым актом возложена ответственность за состояние антикоррупционной работы.

Программы обучения основываются на действующем законодательстве в области противодействия коррупции, в качестве лекторов привлекаются профессионалы-практики (представители органов исполнительной власти). В рамках программ повышения квалификации рассматриваются актуальные аспекты в данной области: практические навыки антикоррупционного поведения в системе государственного управления, новые изменения в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции, вопросы этики делового общения, служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в практике государственной гражданской службы и др.

В антикоррупционном обучении на курсах повышения квалификации в 2013 году приняли участие 104 государственных гражданских служащих (в том числе 34 ответственных за реализацию в области противодействия коррупции в ОИВ), в 2014 году - 195 служащих (в том числе 57 ответственных за реализацию политики в области противодействия коррупции в ОИВ).

Кроме этого, для совершенствования кадрового аспекта работы по вопросам противодействия коррупции в большинство программ повышения квалификации, реализуемых в Нижегородской области в рамках госзаказа, включаются специальные разделы, состоящие из лекционных и практических занятий в данной области. По программам, в учебные планы которых включены вопросы противодействия коррупции, в 2013 году обучено 255 государственных гражданских служащих, в 2014 году – 392 служащих.

В связи с тем, что за антикоррупционную работу отвечают кадровые службы, особое внимание уделяется проведению обучающих мероприятий для их представителей. С целью рассмотрения практических подходов в деятельности государственной гражданской и муниципальной службы в области противодействия коррупции управлением государственной службы ежегодно проводятся практические семинары без финансовых вложений.

В 2014 году организованы практические семинары для руководителей и специалистов кадровых служб органов исполнительной власти и Законодательного Собрания Нижегородской области по темам: «О порядке представления сведений о расходах и применении программного обеспечения, разработанного в целях заполнения справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (81 служащий), «Реализация кадровой политики в органах исполнительной власти Нижегородской области» (52 служащих).

В рамках вышеуказанных семинаров рассмотрены вопросы:

-  об организации работы в госорганах Нижегородской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений;

-  о специальном программном обеспечении для заполнения и формировании справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- о порядке предоставления сведений о расходах,

- о типичных ошибках, допускаемых при заполнении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

-  о новом в законодательном регулировании деятельности государственных гражданских служащих в области противодействия коррупции.

Для муниципальных служащих Нижегородской области (управляющие делами, сотрудники, ответственные за кадровую работу, делопроизводство и работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов) организуются выездные зональные семинары-практикумы. В 2014 году проведен цикл выездных зональных семинаров в муниципальных районах области (г.Лукоянов, г.Урень,
г.Чкаловск, г.Кстово) по теме «Практические аспекты реализации законодательства о муниципальной службе и регулирование деятельности муниципальных служащих в области противодействия коррупции»
197 служащих).

Управление государственной службы контролирует организацию обучения муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Обучение проводится в Нижегородских образовательных организациях за счет средств местных бюджетов. В 2014 году в антикоррупционном обучении по программам повышения квалификации приняли участие 123 муниципальных служащих.

 

Социологические исследования состояния коррупции

 

ООО Межрегиональный маркетинговый центр «Иваново» в 2014 году в рамках антикоррупционного мониторинга проведены социологические исследования среди граждан Нижегородской области.

Цель исследования - выявление особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению.

Объектом исследования выступали представители малого и среднего бизнеса, предприниматели, государственные гражданские и муниципальные служащие, жители Нижегородской области в возрасте старше 18 лет.

Результаты опроса показали, что значения показателя охвата коррупции в регионе примерно сопоставимы как среди граждан, так и в бизнес-среде. По оценке экспертов центра, вероятность попасть в коррупционную ситуацию может быть оценена на уровне 30%. «Для сравнения, в 2011 году Минэкономразвития оценивал уровень бытового коррупционного охвата в России на уровне 39%. Поэтому текущее значение показателя говорит об уровне распространенности коррупционных проявлений в Нижегородской области ниже среднего. К тому же, согласно отчету ведомства в 2011 году охват коррупции для Нижегородской области составлял 35%. Таким образом, наблюдается еще и позитивная динамика снижения значения показателя», - отмечается в пояснительной записке к исследованию.

Согласно результатам исследования среди граждан за последний год в коррупционной ситуации успели оказаться только 7,5% опрошенных, а среди представителей бизнес-сообщества оценочно до 3-5%.

По данным мониторинга чаще всего граждане сталкиваются с бытовой коррупцией при получении услуг по ремонту и эксплуатации жилья, в суде, при получении помощи и защиты в полиции, урегулировании ситуаций с автоинспекцией (получение прав, нарушение правил дорожного движения и т.п.), урегулировании ситуаций со страховой (оформление страхового полиса, получение выплат и т.п.). При этом наиболее подвержены проявлениям коррупции, по мнению граждан и представителей бизнес-сообщества, учреждения здравоохранения, полиция и ГИБДД, учреждения образования (дошкольного, среднего и высшего), учреждения судебной системы, коммунальные службы и организации ЖКХ.

Результаты опроса показали, что среди факторов, которые благоприятствуют коррупции, граждане чаще всего упоминают «слишком обширное вмешательство государства в экономику и другие сферы жизни», «неупорядоченность контрольной деятельности государства», «плохую работу правоохранительных органов», «необходимость получения массы согласований и разрешений». По мнению малого и среднего бизнеса к списку факторов процветания коррупции также нужно добавить «слабую судебную систему, включая исполнение судебных решений», «обилие ведомственных инструкций (постановлений, циркулярных писем)», «ослабленный контроль государства за бизнесом»; «чрезмерные налоги и сборы».

В сентябре 2014 года по данным Ассоциации адвокатов России по правам человека Нижегородская область вошла в число регионов с наименьшим уровнем коррупции с показателем 0,8%. Аналогичный уровень имеют еще 10 регионов России, среди которых Рязанская, Челябинская, Пензенская и Вологодская области, а также Республики Татарстан и Башкортостан. По данным авторов исследования наиболее коррумпированным регионом стала Москва - 34,2%.

Для большинства респондентов наиболее известными мерами по противодействию коррупции, предпринимаемыми Правительством Нижегородской области, являются совершенствование регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией (93,0%), осуществление приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области (52,6%), регулярное проведение в органах исполнительной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления Нижегородской области проверок соблюдения государственными гражданскими и муниципальными служащими порядка прохождения государственной гражданской и муниципальной службы, в том числе запретов и ограничений, предусмотренных законодательством (34,4%). Рейтинг мер в разрезе их эффективности практически совпадает с рейтингом по известности.

Данные опроса служащих Нижегородской области свидетельствуют, что действенными антикоррупционными факторами могут стать: высокая личная ответственность служащих в соблюдении антикоррупционного законодательства, уверенность в неотвратимости наказания, высокая заработная плата, эффективное законодательство, высокая гражданская ответственность населения (отказ от дачи взяток, обращения в правоохранительные органы и суд).

 

Обеспечение прозрачности работы государственных и
муниципальных органов

 

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ
«Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг» в Нижегородской области реализован комплекс мер нормативного правового и организационного характера, в том числе направленных на снижение административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг, на  переход органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области на межведомственное и межуровневое взаимодействие, организацию оказания государственных и муниципальных услуг  в режиме «одного окна» через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению (далее – МФЦ).

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 21.02.2013 №380-р в целях координации деятельности МФЦ, создаваемых в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, образовано государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Нижегородской области» (далее – Уполномоченный МФЦ). Уполномоченный МФЦ в соответствии со своим уставом проводит работу по заключению договоров с создаваемыми в муниципальных образованиях Нижегородской области МФЦ. В настоящее время Уполномоченным МФЦ заключено 160 договоров и дополнительных соглашений с созданными МФЦ о порядке и условиях взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Нижегородской области.

Подписано 52 соглашения о взаимодействии между Уполномоченным МФЦ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов и органами исполнительной власти Нижегородской области при организации оказания  государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, создаваемых на территории муниципальных образований Нижегородской области.

В соответствии с заключенными соглашениями количество государственных услуг, оказываемых через МФЦ, составляет 58. Из них 25 услуг требуют межведомственного взаимодействия. Среднее количество услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (52 муниципальных образования), – 96. Из них 69 услуг требуют межведомственного взаимодействия. Среднее количество услуг, предоставляемых органами местного самоуправления городских и сельских поселений (362 муниципальных образования), – 16. Из них 10 услуг требуют межведомственного взаимодействия.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов власти Нижегородской области ведется информационная система «Региональный Реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». Сведения о государственных и муниципальных услугах, оказываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области, включаются в данную систему. Введенные сведения становятся доступными для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.

В конце 2013 года проведен мониторинг общей удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на территории Нижегородской области. Проанализировано получение 11 государственных и муниципальных услуг в 6 муниципальных образованиях Нижегородской области.

Проведенный мониторинг показал, что граждане в целом удовлетворены оказанием услуг и считают, что стандарты оказания услуг соблюдаются. Все услуги были оказаны в установленный срок. Время ожидания в очереди составило менее 15 минут. Вместе с тем мониторинг показал необходимость дальнейшего проведения мероприятий, направленных на повышение уровня информированности граждан об услугах и уровня комфортности в помещениях ожидания предоставления услуги.

В настоящее время в целях обеспечения эффективной информационной поддержки деятельности уполномоченного МФЦ и МФЦ, созданных в муниципальных образованиях Нижегородской области, проводятся мероприятия по внедрению автоматизированной информационной системы многофункциональных центров (АИС МФЦ). Внедрение данной системы позволит повысить качество предоставления услуг гражданам через МФЦ, сократить время получения услуг, а также получить полную информацию об услугах, предоставляемых через МФЦ.

 

 

 

Укрепление связей с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности

 

С целью эффективного вовлечения общественных объединений в деятельность по противодействию коррупции, открытого обсуждения и выработки предложений по решению вопросов профилактики коррупции осуществляется взаимодействие с институтами гражданского общества.

По данным ГУ Минюста России по Нижегородской области на территории региона зарегистрировано 6 некоммерческих организаций, в перечень уставных целей и задач которых входит противодействие коррупции.

В 2014 году в министерстве внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области состоялось рабочее совещание с руководителями некоммерческих организаций: автономной некоммерческой организации «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», некоммерческого партнерства «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», Нижегородского регионального общественного движения «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью».

В ходе проведенных консультаций достигнута договоренность о совместном партнерстве в реализации мероприятий антикоррупционной направленности.

В 2014 году состоялся конкурс для социально ориентированных некоммерческих организаций Нижегородской области по предоставлению субсидий в 2014 году на реализацию общественно полезных проектов (программ) за счет средств бюджета Нижегородской области (далее – конкурс СО НКО по предоставлению субсидий).

Победителем конкурса СО НКО по предоставлению субсидий по направлению «Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» признан проект «Проведение просветительской кампании «Скажи «Нет!» коррупции» Автономной некоммерческой просветительской организации «Территория завтра». Распоряжением Правительства Нижегородской области вышеуказанной организации выделено 200 000 рублей на реализацию данного проекта.

В рамках реализации проекта в текущем году состоялся цикл антикоррупционных обучающих семинаров и брифингов для студентов нижегородских высших учебных заведений, а также для муниципальных служащих. Целью этого обучения является формирование мотивации на антикоррупционное поведение, освещение проблем коррупции, причин ее возникновения, социальных и экономических последствий. По итогам первого этапа студенты (участники проекта) были не только слушателями занятий по теме «Понятие коррупции как социального явления. Тенденции развития законодательства о противодействии коррупции в Российской Федерации», но и выступали с докладами на темы «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов», «Коррупция в образовательном процессе», «Коррупция в органах государственной власти», «Ставки незаконного вознаграждения».

Общественными организациями Нижегородской области проводятся открытые уроки в школах на темы: «Что такое коррупция и как с ней бороться?», «Коррупция убивает незаметно». Проводятся конкурсы рисунков среди учащихся школ районов на темы «Я против коррупции!», «Как я представляю коррупцию».

В апреле 2014 года в Законодательном Собрании приступила к работе комиссия по антикоррупционной деятельности, сформированная из представителей некоммерческих организаций, входящих в состав постоянно действующей рабочей группы по совершенствованию действующего законодательства (распоряжение Председателя Законодательного Собрания от 10.09.2013 №153р «Об утверждении состава постоянно действующей рабочей группы по совершенствованию действующего законодательства о некоммерческих организациях»).

Комиссия сформирована в целях привлечения общественных объединений и иных некоммерческих организаций к разработке и реализации совместных согласованных действий с Законодательным Собранием, способствующих формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения.

На постоянной основе осуществляется работа по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности, которая строится по следующим основным направлениям:

-  обеспечение эффективного функционирования системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции с использованием возможностей печатных и электронных СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», творческих организаций;

- проведение ежегодного мониторинга публикаций в средствах массовой информации.

В целях реализации данных задач ГКУ НО «Пресс-служба Правительства Нижегородской области» готовит и размещает в средствах массовой информации материалы антикоррупционной направленности, в т.ч. о деятельности межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области.

В 2014 году в средствах массовой информации (областных СМИ, региональных вкладках центральных газет, районных газетах и региональных телеканалах) теме борьбы с коррупцией было посвящено в общей сложности 1887 материалов.

В том числе: 408 публикаций – в областных и городских газетах, 6 – в региональных вкладках федеральных газет, 142 – в районных газетах, 98 – видеосюжетов на региональных телеканалах и 2233 сообщения на лентах информационных агентств.

Количество материалов антикоррупционной тематики за 2014 год (без учета сообщений на лентах информационных агентств) на 37,1% больше по сравнению с 2013 годом (477 материалов).

В течение 2014 года в программах регионального телевидения «Послесловие. События дня» на телеканале «Волга» проводились опросы общественного мнения на антикоррупционную тематику:

- 19.02.2014 – «Что ради борьбы с коррупцией запретить чиновникам?» (звонков – 2680): владеть бизнесом – 57,5%; брать на работу «своих» – 24,2%; работать без аттестации – 8,7%; большие премии и дорогие подарки – 9,6%.

- 09.09.2014 – «Что надо считать взяткой?» (звонков – 921): все, начиная с цветов и конфет – 23,9%; любые деньги ради корысти – 31,5%; только крупные суммы и подарки – 30,6%; еще и нематериальную выгоду – 14%.     

- 05.12.2014 – «Как надо наказывать коррупционеров?» (звонков – 2118): исправительные работы – 2,6%; конфискация для всей семьи – 68,6%; рецидивистов – пожизненно – 20,8%; главное – жесткий контроль – 8%.

Тема борьбы с коррупцией регулярно поднимается в рамках телевизионных передач с участием Губернатора Нижегородской области и членов Правительства Нижегородской области.

            

Работа с обращениями граждан

 

Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции в 2014 году показывает, что так же, как и 2013 году, значительная часть обращений, поступающих по различным каналам, не относится к коррупционной тематике. В основном обращения касаются вопросов социального обеспечения граждан и жилищно-коммунального хозяйства, часть обращений не несет конкретной смысловой нагрузки.

Прием сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия» приемной граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области проходит в рабочем режиме на постоянной основе. Организована работа по приему обращений граждан в режиме «горячей телефонной линии» в органах исполнительной власти Нижегородской области.

По вопросам обеспечения экономической безопасности управлением региональной безопасности и мобилизационной подготовки Нижегородской области всего рассмотрено 62 обращения, из которых 13 направлены в правоохранительные органы, 10 – в органы исполнительной власти  и органы местного самоуправления Нижегородской области, по остальным обращениям даны разъяснения и направлены ответы заявителям.

На Интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области функционирует сервис, предназначенный для сообщений о достоверно известных фактах совершения коррупционных правонарушений должностными лицами государственных и муниципальных учреждений. В течение 2014 года через Интернет-портал поступило 31 сообщение. Из общего количества поступивших сообщений 6 оставлены без рассмотрения, так как имели анонимный характер и не содержали конкретных сведений о совершенных правонарушениях коррупционной направленности. Остальные сообщения направлены на рассмотрение по подведомственности:

- 4 – в правоохранительные органы;

- 5 – в прокуратуру Нижегородской области;

- 12 – в органы исполнительной власти Нижегородской области;

- 4 – в органы местного самоуправления Нижегородской области.

В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области организован прием и рассмотрение сообщений граждан о фактах коррупции в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также в подведомственных им государственных и муниципальных учреждениях.

 

Коррупция представляет собой социальное явление, возникающее из-за несовершенства и слабости многих общественных и государственных институтов. Только при системной стратегии заинтересованных структур, постоянном использовании разнообразных средств масштабы коррупции могут быть минимизированы и появятся успехи в борьбе с данным явлением. В этой связи в 2015 году реализация государственной антикоррупционной политики на территории Нижегородской области будет продолжена по направлениям, определенным Национальной стратегией противодействия коррупции, с учетом положений Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, государственной программой «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области».

 

 

 

Управление региональной безопасности

и мобилизационной подготовки

Нижегородской области

 

 

 

 

 



[1] На основании информации о результатах мониторинга законодательства Нижегородской области в 2014 году, представленной ГУ Минюста России по Нижегородской области.

Дата создания страницы: 01.04.2013
Дата модификации страницы: 01.04.2015