Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

14.02.2013 15:5414 февраля состоялось расширенное совещание министерства экономики Нижегородской области по итогам работы в 2012 году и задачам на 2013 год

 

Выступая на совещании, министр экономики Г.В.Баландин отметил, что прошедший 2012 год был богат событиями, существенно повлиявшими на формирование государственной политики по социально-экономическому развитию России в целом и ее регионов. Прежде всего, выборы Президента России, и последовавшие за ними директивные президентские Указы; фактическое вступление России в ВТО, которое произошло в августе 2012 года.

Кроме того, продолжающаяся рецессия мировой экономики оказывала сдерживающее влияние на развитие деловой активности не только предприятий-экспортеров, но и предприятий, ориентированных на внутренний рынок, к которым относится значительное число хозяйствующих субъектов экономики Нижегородской области.

Вместе с тем, экономический рост в Нижегородской области по итогам 2012 года оценивается на уровне 104-105%. это выше прогнозного значения (103,6%),  и выше ожидаемого показателя по России – 103,5%.

Индекс промышленного производства  сложился на достаточно высоком уровне – 104,4% к 2011 году (на уровне прогнозного значения). Перевыполнен прогноз по ИФО оборота розничной торговли, что обусловлено  высокой динамикой конечного потребительского спроса: реальные доходы населения выросли на 9,4%;  реальная заработная плата – на 6,4%. Существенно снизился уровень бедности населения – до 9,5%.

Меньше, чем прогнозировалось, сложился среднегодовой уровень инфляции – 105,5% (при прогнозе 107,5%), а также уровень официально зарегистрированной безработицы – 0,63% (при прогнозе 1,12%).

В целом по области задача восстановления докризисного уровня развития (уровня 2008 года), которая стояла перед нами в 2012 году, по всем основным макроэкономическим показателям выполнена с хорошим запасом.

Территориальный аспект социально-экономического развития области характеризуется положительной тенденцией – увеличением количества территорий со средним уровнем развития и выше среднего. Вместе с тем сохраняется существенная межмуниципальная дифференциация.

Приоритеты экономической политики на ближайшую и среднесрочную перспективу определены региональной стратегией, и задача остается прежней – ускорение экономического роста с целью выхода на индикаторы достижения стратегических целей.

Особенностью является установление на федеральном уровне жестких, количественно измеренных целевых показателей (установленных Указами Президента России В.В.Путина от 7 мая 2012 года), на которые регионам России необходимо будет выйти.

В 2012 году министерством экономики совместно с региональными органами исполнительной власти был разработан План Правительства области по реализации  Президентских Указов, в котором определены значения целевых показателей для Нижегородской области и мероприятия по их достижению.

В сфере экономической политики в Нижегородской области необходимо будет создать к 2020 году около 100 тыс. рабочих мест,  к 2018 году повысить производительность труда в 1,5 раза, долю высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП – в 1,3 раза, обеспечить инвестиции в основной капитал на уровне 30% от ВРП.

Данные задачи решаются в рамках реализации Программ развития производительных сил городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, направленных на технологическое развитие существующей производственной базы и на создание новых современных производств.

В 2012 году закончился 1 этап реализации этих программ (2007-2012гг) и утверждены долгосрочные Программы развития производительных сил до 2020 года   

Совокупный масштаб ожидаемых результатов от реализации этих программ существенно увеличился. Если за шесть последних лет (2007-2012 годы) в рамках Программ развития производительных сил городов и районов объем инвестиций в экономику области составил 300 млрд. рублей и было создано около 40 тыс. рабочих мест, то теперь только в ближайшие три года планируется привлечь 390 млрд. рублей инвестиций и создать порядка 34 тыс. дополнительных рабочих мест.

Существенно должна увеличиться и налоговая отдача от ПРПС: с 35 млрд. рублей дополнительных налоговых поступлений за 2007-2012 годы  до 58 млрд. рублей в 2013-2015 годах.

Реализация программ развития производительных сил должна стать центральным элементом  деятельности экономических служб ОМСУ потому, что ее результатом является увеличение налогооблагаемой базы городов и районов, и, следовательно, повышение их финансовой самообеспеченности и расширение ресурсной базы для проведения самостоятельной социальной политики, в том числе по реализации Указов  Президента России, направленных на повышение качества жизни населения (повышение зарплаты работников бюджетной сферы, развитие образования и здравоохранения, улучшение жилищных условий, демографическая политика и другие вопросы).

Минэкономики участвует в выполнении некоторых ОЦП в сфере жилищной политики. С 2011 года действует программа по стимулированию малоэтажного строительства, в рамках которой на конкурсной основе муниципалитетам предоставляются средства областного бюджета для создания инфраструктуры на земельных участках под постройку домов. Проведение конкурса осуществляет минэкономики.

Ежегодно в этой программе участвуют более 30 муниципалитетов. В 2012 году 413 млн. рублей из областного бюджета были предоставлены 34 муниципалитетам и на подготовленных площадках построено более 800 малоэтажных жилых домов для льготных категорий граждан.

С 2013 года стартует специально разработанная ОЦП «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства на 2013-2017 годы». В 2013 году запланировано обеспечить необходимой инфраструктурой 590 земельных участков.

Для того чтобы обеспечить достижение долгосрочных ориентиров развития области, Минэкономики проводит регулярный мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие.

В  2012 году на реализацию мероприятий 49 ОЦП из средств областного бюджета было направлено 20,7 млрд. рублей, что составляет почти пятую часть общих расходов областного бюджета (18,2%).

Министерство экономики является государственным заказчиком – координатором ОЦП  «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области». На ее реализацию в 2012 году было направлено более 30% общего объема финансирования всех программ.

В 2012 году на финансирование программы было направлено  8,1 млрд. руб., в том числе большая часть (6,5 млрд. руб.) - из областного бюджета.

В целях эффективного использования бюджетных средств минэкономики и ГБУ «Нижегородсмета», в рамках утвержденной Правительством области Системы формирования предельных цен, проводится экспертиза сметной документации объектов строительства и осуществляется формирование рекомендуемых предельных цен на товары, работы, услуги по всей номенклатуре госзаказа.

По объектам строительства проведена экспертиза и подготовлены положительные заключения на сумму 8,6 млрд. руб. В результате экспертизы осуществлено снижение сметной стоимости на 348 млн. руб.

Проверены и согласованы расчеты предельных цен на сумму 31 млрд. руб.  В результате проверки расчетов осуществлено снижение стоимости почти на 400 млн. руб.

По запросам заказчиков проведен мониторинг цен на оборудование различного назначения, транспортные средства, топливо, по результатам которого для обоснования начальных цен контрактов определены рекомендуемые цены на сумму 7,1 млрд. рублей. Предложенная заказчиками стоимость снижена на 66,4 млн. рублей.

Несколько лет назад Указами Президента РФ была введена ежегодная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления городов и районов субъектов РФ. В Нижегородской области координация работ по повышению эффективности ОИВ и ОМСУ закреплена за министерством экономики.

Поставленная Губернатором задача войти в первую 20-ку рейтинга российских регионов выполнена: по итогам 2011 года область заняла 15 место.

Вместе с тем в прошлом году федерация существенно изменила систему оценки эффективности. Итоги 2012 года будут оцениваться уже по новой системе.

В новой системе акцент сделан на конечных результатах деятельности органов управления, т.е. на повышении качества жизни населения и на улучшении условий для ведения бизнеса, а также на удовлетворенности населения деятельностью ОИВ и ОМСУ.

Одной из задач  министерства экономики является привлечение нижегородских производителей к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и нужд иных заказчиков, расположенных на территории Нижегородской области.

С этой целью в 2012 году было создано «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции», которое в настоящее время внедряет программный комплекс «Нижегородская электронная товарно-информационная система» (НЭТИС). В рамках НЭТИС запланировано создание электронного магазина в сети Интернет, который позволит проводить закупки товаров для государственных и муниципальных нужд малого объема – до 100 тысяч рублей, а также закупки для обеспечения договоров «второй руки».  С одной стороны там будет публиковаться потребность нижегородских заказчиков, с другой стороны будет представлена база данных по номенклатуре товаров, работ и услуг нижегородских производителей и  цен на них.

Таким образом, будет обеспечена прозрачность этих видов закупок, а также стыковка спроса и предложения, на основании анализа которых будут разрабатываться предложения по развитию кооперации нижегородских производителей и по созданию новых производств тех товаров, которые пока на территории области не производятся.

Ключевые задачи министерства экономики и экономических служб ОМСУ в 2013 году:

- координация реализации Указов Президента РФ и других федеральных НПА, направленных на их выполнение, Стратегии развития Нижегородской области;

- реализация Программ развития производительных сил городов и районов;

- эффективная реализация ОЦП;

- повышение эффективности бюджетных капитальных расходов;

- привлечение нижегородских производителей к участию в государственном и муниципальном заказе;

- мониторинг и анализ последствий вступления России в ВТО для нижегородских предприятий.

Дата создания страницы: 14.02.2013
Дата модификации страницы: 27.02.2013
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet