Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Все новости

27.05.2005 14:14Правительство Нижегородской области представило в Министерство регионального развития РФ свои предложения по изменению российского законодательства

27 мая, губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев принял участие в пленарном заседании  выездного семинара-совещания по вопросам реализации Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Заседание проходило  под руководством прибывшего сегодня в наш город спикера Государственной Думы РФ Бориса Грызлова.

В ходе заседания обсуждались проблемы муниципальных образований, связанные с реализацией закона, а также предложения по уточнению положений Федерального закона и иных нормативно-правовых актов РФ  в связи с реформированием местного самоуправления.

Правительством Нижегородской области такие  предложения уже представлены в Министерство регионального развития РФ. И как отметил в одном из интервью Геннадий Ходырев: « Эти поправки к закону  продиктованы жизнью, а не нашими амбициями».

 

Выдержки из документа, направленного в Минрегионразвития РФ: 

«В разграничении муниципального имущества между муниципальными  поселениями сдерживающими факторами является отсутствие порядка такого разграничения и критериев отнесения имущества к объектам права того или иного муниципального образования. До сих пор нет законодательно установленных оснований разграничения обязательств, возникающих у органов местного самоуправления в порядке правопреемства, порядка и сроков представления передаточных актов.

На наш взгляд, надо ускорить принятие федеральных законов, устанавливающих особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учёта муниципального имущества (либо внести изменения в Федеральный закон №131-Ф3 в части самостоятельного установления порядка учёта муниципального имущества органами местного самоуправления).

Кроме того, полагаем, что законодатели в перечне имущества не учли все объекты, которые нужны органам местного самоуправления для выполнения ими своих функций.

 Есть необходимость дополнить статью 50 Федерального закона № 131-ФЗ, так как в ней не отражено, в частности, имущество, необходимое для осуществления следующих полномочий:

- организация   мероприятий   по   охране   окружающей   среды   в   границах городского округа;

- создание условий для обеспечения жителей муниципальных образований услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и др.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо четко контролировать соблюдение сроков разграничения имущества, вплоть до определения экономических и административных санкций за их нарушение. И в вопросе своевременной и полной передачи имущества пример должны подать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, поскольку неторопливость с передачей федерального имущества  дают основания для рассуждений по поводу возможности перенесения сроков.

Нельзя откладывать и принятие федерального закона во исполнение части 5 статьи 50 Федерального закона - о порядке и сроках отчуждения муниципального имущества, которое не будет передано в федеральную и муниципальную собственность и в силу требований закона подлежит перепрофилированию либо отчуждению.

Трудности в управлении процессом разграничения имущества возникают и в связи с тем, что законодательно не урегулирован вопрос в отношении имущества, закрепленного за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, если они не согласуют передачу имущества, находящегося у них на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Эта проблема может быть устранена путем внесения изменений в гражданское законодательство -  статьи 295 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отдельного решения требует вопрос о принципах разграничения полномочий и имущества, необходимого для содержания и строительства автомобильных дорог и организации транспортного обслуживания.

В силу требований Федерального закона в муниципальную собственность будет передаваться имущество, необходимое для содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, необходимое для реализации полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания

При разграничении соответствующих полномочий по транспортному обеспечению необходимо руководствоваться целью сохранения стабильного функционирования и финансирования дорожной отрасли.

С целью обеспечения надлежащего функционирования необходима, на наш взгляд, единая централизованная система управления пассажирским автотранспортом независимо от организационно-правовой формы перевозчиков (данный вопрос может быть решен только на федеральном уровне).

Для нормального финансирования дорожной отрасли, возможно, целесообразным будет создание трехуровневой системы дорожных фондов: федеральный, региональный и муниципальный с закреплением целевого характера денежных средств. Источником формирования муниципальных дорожных фондов может быть земельный налог в размере 100%, зачисляемый в бюджет муниципального образования.

Очевидно, что на ход реформы местного самоуправления существенное влияние будет оказывать реформирование земельных отношений.

В части разграничения государственной собственности на землю  назрела необходимость упростить процедуру разграничения, которая в существующем виде затягивает процесс на десятилетия. В этой связи целесообразным, возможно, будет перераспределение полномочий на уровень регионов.

Среди прочих вопросов в данной сфере, по нашему мнению, следует внести изменения в федеральное законодательство  с  целью  признания права  собственности субъектов на земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования субъектов Российской Федерации и земельных участков, занятых памятниками истории и культуры областного значения.

В процессе оборота земель сельскохозяйственного назначения разрешения требуют следующие проблемы:

 - на   уровне   федерального   законодательства   не   установлены   случаи предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе;

- в целях упорядочения процедуры предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду и в собственность на возмездной или безвозмездной основе земельных участков,  находящихся в фонде  перераспределения    земель,    возникает    необходимость   принятия Порядка использования земель находящихся в фонде перераспределения;

- для приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо принять порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения (в соответствии с Федеральным законом «Об    обороте земель сельскохозяйственного назначения» данный порядок  устанавливает Правительство Российской Федерации);

- на уровне федерального закона необходимо решить вопросы о сокращении   сроков   внешнего   управления   и   конкурсного   производства сельхозпредприятий,   а  также   установить  обязанности  для   арбитражного управляющего по переоформлению прав на земельные участки при продаже объектов недвижимости, расположенных на земельных участках сельхозназначения, либо по отказу от прав на незастроенные земельные участки, которые не используются предприятием-банкротом по их целевому назначению.

Наверное, не только в нашей области, а повсеместно на сегодняшний день не завершено формирование базы данных земель муниципальных образований по категориям земель, по формам собственности, по составу землепользователей и их площадям. Это препятствует определению доходной части местного бюджета от земельного налога. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходима разработка федеральной целевой программы для финансирования необходимых землеустроительных мероприятий.

В настоящее время проводится работа по подготовке и анализу предложений министерств о целесообразности передачи тех или иных полномочий органам местного самоуправления.

Предварительно рассматривается возможность передачи государственных полномочий в области социального обслуживания населения и по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, в также по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных и образовательных учреждениях, рассматривается вопрос о наделении органов местного самоуправления полномочиями в области управления сельским хозяйством и отдельными полномочиями области в сфере молодежной политики.

По иным направлениям государственной политики министерствами делается вывод о нецелесообразности передачи муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий области.

Кроме того, министерством здравоохранения Нижегородской области высказано мнение о нецелесообразности передачи органам местного самоуправления на 2006 год государственных полномочий области по содержанию и оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (переданы на 2005 год статьей 69 Закона Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 169-З «Об областном бюджете на 2005 год»), поскольку реализация данных полномочий исполнительными органами государственной власти области предоставляет большие возможности для контроля за оказанием медицинской помощи и использованием финансовых и материальных ресурсов.

Дополнительно к установленным полномочиям органов местного самоуправления можно отразить полномочия по развитию инфраструктуры и созданию условий для развития малого бизнеса, по строительству муниципального жилья и по обеспечению условий для развития физической культуры и спорта на территории муниципального района.

Напротив, полномочия городских округов и муниципальных районов по организации оказания скорой медицинской помощи в целях повышения оперативности работы в чрезвычайных ситуациях считаем целесообразным отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Что касается межбюджетных отношений, в апреле 2005 года Губернатором области в Законодательное Собрание области внесен законопроект, регламентирующий межбюджетные отношения в области с 1 января 2006 года, и 24 мая 2005 года он принят в первом чтении.

В соответствии с данным законопроектом мы воспользовались правом, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и делегировали полномочия по финансовому выравниванию поселений органам местного самоуправления муниципальных районов ввиду большого числа муниципальных образований.

Основным в сфере межбюджетных отношений является вопрос определения доходной базы местных бюджетов, адекватной закрепленным за соответствующими муниципальными образованиями полномочиям.

Во-первых, для этого необходимо определить объекты налогообложения и налоговой базы по земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности.

Действующей редакцией Налогового кодекса определено, что налоговая база определяется для каждого налогоплательщика пропорционально его доле в общей долевой собственности. Однако в настоящее время право долевой собственности не оформлено должным образом, и большинство земельных участков используются сельскохозяйственными предприятиями. Учитывая, что оформление прав собственности требует первоначального проведения инвентаризации  состава дольщиков, что займет немало времени, возникнет опасность недополучения налога поселениями.

В этой связи на уровне области готовится законодательная инициатива в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о приостановлении на федеральном уровне на 1-2 года действия нормы Земельного кодекса и сохранения порядка взимания налога с юридических лиц – пользователей земельными участками. Надеемся на поддержку в данном вопросе.

Во-вторых, существует некоторая диспропорция по налоговым поступлениям: например, 10% налога на доходы физических лиц поступает в бюджеты городских и сельских поселений. При этом основная часть трудоспособного населения работает в Нижнем Новгороде и на территории иных муниципальных образований, а социальные услуги при этом потребляются по месту их регистрации.

Для закрепления доходов бюджетов поселений в данной части, возможно, целесообразным будет внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации о перечислении налога на доходы физических лиц по месту регистрации граждан.

При формировании доходных источников местных бюджетов муниципальные образования сталкиваются и с проблемами отсутствия правовой базы по проведению рыночной оценки имущества в целях налогообложения, неопределенностью порядка взимания налогов с незавершенного строительства. Кроме того, определению доходной базы местных бюджетов от земельного налога препятствует отсутствие базы данных земель муниципальных образований по категориям земель, формам собственности, составу землепользователей и их площадям. Проблему финансирования необходимых землеустроительных работ во всех субъектах Российской Федерации сможет решить принятие федеральной целевой программы».

 

«Действительно, в  законе множество подводных камней, некоторые детали непроработаны и порождают множество вопросов, - отмечал Геннадий Ходырев. -  Однако, большая работа по реализации реформы, которая проводится в Нижегородской области ,  позволит органам местного самоуправления и государственной власти с первого января 2006 года перейти на работу в новых условиях».

 

Дата создания страницы: 27.05.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet