Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

25.05.2005 15:06Геннадий Ходырев: «Мы приступили к строительству дееспособной, финансово-обеспеченной власти на местах»

Интервью Губернатора Нижегородской области Г.М.Ходырева о реализации в Нижегородской области Федерального закона о местном самоуправлении

Вопрос:  Геннадий Максимович, с 1 января 2006 года в нашей стране полном объеме вступает в силу федеральный закон №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но  работа в этом направлении в российских регионах уже  началась. Как с реформой местного самоуправления справляется Нижегородская область?

Г.М.Ходырев Еще три года назад Президент признал, что местное самоуправление является бедным родственником, и пора превращать его из приживалы в полноправного члена семьи. В частности, в послании Федеральному собранию в 2001 году Президент  констатировал: «...обязательным условием стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти. Отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям».  В связи с этим Владимир Владимирович Путин поставил ряд задач, направленных на совершенствование местного самоуправления, была выработана концепция, определяющая принципы, задачи и основные подходы к разграничению полномочий между всеми властными структурами. Она-то и легла в основу новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Нынешняя реформа затрагивает не только субъекты Федерации, города и районы, она касается каждого жителя нашей страны. Главная ее цель – приблизить местную власть к народу и разделить полномочия между всеми ее уровнями,

чтобы народ знал, с какой власти и что именно он может потребовать.

Это очень сложные вопросы, требующие кропотливой работы абсолютно всех властных структур от федеральных до местных, и решать их необходимо в сжатые сроки, поскольку в полной мере закон  должен заработать уже с 1 января 2006 года,  времени осталось не так уж много.

В Нижегородской области  проводится  большая работа по  реализации реформы.  Областным Правительством разработан и  осуществляется  комплекс мероприятий, позволяющий органам местного самоуправления и государственной власти с первого января 2006 года перейти на работу в новых условиях.

Сделано уже немало. Подготовлены предложения по установлению границ муниципальных образований и наделению соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. На основании  этих предложений были приняты законы области. В итоге,  в Нижегородской области образовано 610 городских и сельских поселений (из них вновь образованы 38). Установлены их границы.

Идет работа по выстраиванию межбюджетных отношений.  В этом отношении наше Министерство финансов значительно продвинулось. В связи с предстоящим вступлением в силу ФЗ № 131 областным Правительством подготовлен и в первом чтении утвержден депутатами Законодательного Собрания  Закон о межбюджетных отношениях.  Закон  регламентирует построение в регионе трехуровневой бюджетной системы – областной бюджет, бюджет муниципального района (городского округа) и бюджет поселений. В нашем регионе согласно проекту закона будут установлены единые нормативы отчислений по налогу на прибыль и налогу на имущество в бюджеты городов и районов, которые  составят 20%. При этом преследуется цель, чтобы  в регионе было как можно меньше территорий с профицитным и дефицитным бюджетом.  В области, кроме того,   будут созданы фонды финансовой поддержки – областной фонд финансовой поддержки поселений, фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов и областной фонд компенсаций. Законом о межбюджетных отношениях предусмотрено также создание так называемого стабилизационного фонда в размере 1% от всех налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, для того, чтобы можно было выравнивать ситуацию в связи с  реформированием систему МСУ.

Когда за органами местного самоуправления будут закреплены постоянные источники доходов, у них появится стимул развивать экономику своих территорий. В том числе и у руководства дотационных районов, где давно привыкли жить в расчете на то, что региональная власть за них все решит – подбросит денег на зарплату, на «коммуналку» и т.д..

Немало работы предстоит  еще по распределению собственности, отводу земель.     Одной из важнейших задач по реализации Федерального закона для органов государственной власти и органов местного самоуправления является также подготовка к выборам в органы местного самоуправления.

Вопрос: Как будут проходить выборы и когда?

Г.М.Ходырев В октябре нынешнего года. В ходе этой работы необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством уставы муниципальных образований, в том числе установить перечень и срок полномочий органов местного самоуправления (главы местного самоуправления, представительного органа, местной администрации), образовать избирательные округа, при необходимости сформировать соответствующие избирательные комиссии; органы местного самоуправления муниципальных районов, в которых образованы новые муниципальные образования – городские поселения, должны определиться по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления этих вновь образованных муниципальных образований.

Откровенно говоря, закон сложный, даже юристы не могут пока дать однозначных ответов на ряд возникающих вопросов. Для совместного поиска этих ответов                 Правительством области была организована и проведена серия зональных совещаний в районах области, в которых принимали участие мои  заместители и Министры. В ходе совещаний обсуждались  все те вопросы, о которых я уже упоминал: изменение территориального устройства Нижегородской области;  новый порядок формирования органов местного самоуправления, межбюджетные отношения, земельные взаимоотношений и разграничение собственности.

Кроме того, ведется работа по заключению Соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Нижегородской области и администрациями районов, где, в частности, прописано, как будет осуществляться взаимодействие в рамках федерального закона №131-ФЗ. 

Вопрос: Значит, можно сказать, что в Нижегородской области закон реализуется достаточно успешно?

Г.М.Ходырев Думаю, да. Положительную оценку работе органов государственной власти Нижегородской области дал в одном из интервью и председатель Комитета Государственной Думы  по вопросам местного самоуправления Владимир Семенович Мокрый. Он отметил, что  в Комитет не поступало каких-либо жалоб из Нижегородской области на нарушения законодательства или  невыполнение в срок каких-либо предписаний Федерального закона.

И,  тем не менее, проблем не мало.

Вопрос: А какие главные проблемы возникли в связи  с реализацией закона? 

Г.М.Ходырев: Закон, который призван разрешить самые больные проблемы муниципального уровня, был разработан и принят  с почти невиданной скоростью.  Возможно, эта скорость и стала причиной того, что в  законе множество подводных камней, некоторые детали непроработаны до сегодняшнего дня и порождают множество вопросов, на которые нет ясных ответов.

Крайне важным остается вопрос наличия доходных источников у муниципальных образований. Расчеты показывают, что абсолютное большинство существующих поселковых советов и будущих сельских поселений не имеет доходной базы, чтобы выполнять предписанные законом функции обеспечения комфортного проживания. И возникает вопрос: Каким же образом обеспечить самоуправление районов и населенных пунктов, чтобы не ухудшить жизнь в них?

Одной из сложных задач по реализации Федерального закона является и подготовка перечней имущества, находящегося в муниципальной собственности и подлежащего безвозмездной передаче в государственную собственность области в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Проблемной, требующей уточнения на федеральном уровне, может оказаться ситуация, связанная с отказом органов местного самоуправления передавать нежилые помещения, занимаемые органами государственной власти.  Не ясен вопрос о праве собственности на здания - памятники истории и культуры регионального значения, в которых размещаются органы местного самоуправления либо муниципальные учреждения.

Беда еще и в том, что не хватает подготовленных муниципальных кадров, готовых работать в новых условиях. Ведь  важно, чтобы к управлению пришли люди квалифицированные. Для этого нужно обучать районное, муниципальное звено. Например, теперь бюджетную систему придется осуществлять на уровне деревни  Гадюкино. Кто там это будет делать? Насколько умело? Надо учить людей.   Кадровый голод не должен ощущаться в области.

Вопрос: 26 – 28 мая в Нижегородской области состоится выездное совещание об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации с участием Бориса Грызлова и депутатов Государственной Думы. Чего Вы ждете от этого визита?

Г.М.Ходырев Прежде всего, надеюсь  услышать позицию спикера Государственной Думы относительно самого закона и его  реализации. Также, рассчитываю получить подробную информацию о том, как решаются вопросы, связанные с реформированием системы МСУ,  в других регионах страны.

Мы сами готовы поделимся своим опытом, кроме того, поставим проблемы, предложим  поправки к закону, которые  продиктованы жизнью, а не нашими амбициями.   

Вопрос: Геннадий Максимович,  по Вашему мнению, необходима ли  все-таки была реформа местного самоуправления?

Г.М.Ходырев Реформы, хотим мы этого или нет,  идти будут, а от того, насколько на разных уровнях все звенья власти сработают четко и оперативно, зависит наша с вами повседневная жизнь. Ибо если где-то будет сбой, то мы с вами просто-напросто не сможем реализовать свои законные права. Даже элементарную вещь, к примеру – взять какую-нибудь справку в ЖЭУ сделать будет проблематично.

За последние годы укреплена государственность, федеральная власть приближена к регионам. Мы приступили к строительству дееспособной, финансово-обеспеченной власти на местах. И теперь впереди нас ждет большая работа – проведение реформы местного самоуправления.

В любом случае с местным самоуправлением надо было что-то делать, следовало  преобразовывать его в действующую систему.  Этот процесс  хоть и сулит нам множество болезненных потрясений, но все-таки оставляет надежду на лучшее.

 

Дата создания страницы: 25.05.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet