Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

27.09.2012 15:03В 2012 году в учреждения начального и среднего профессионального образования поступило больше нижегородцев, чем в вузы

В 2012 году в учреждения начального и среднего профессионального образования поступило больше нижегородцев, чем в вузы

Профессию – в руки

Стабильная востребованность, высокая заработная плата – это заставило многих пересмотреть свои образовательные маршруты. В результате в этом году в учреждения начального и среднего профессионального образования на бюджетные места поступило больше юных нижегородцев, чем в вузы региона. Об этом говорилось в ходе «круглого стола», прошедшего в пресс-центре «Комсомольской правды».

В обсуждении приняли участие:

  • заместитель министра образования Нижегородской области Илья Коршунов;
  • директор Нижегородского индустриального колледжа Сергей Варакса;
  • зам. декана ФУП ННГУ-НИУ им. Н. И. Лобачевского Вадим Соболев;
  • директор Перевозского строительного колледжа Алексей Шершнев;
  • директор Городецкого губернского колледжа Валерий Ериков.


Система образования отвечает на запросы рынка

Илья Коршунов:

– Взгляды общества на начальное и среднее профессиональное образование серьезно меняются. Раньше существовал стереотип, что в училища идут те, кто не ориентирован на карьеру, развитие. Сегодня мы видим, что это перспективный старт, поскольку одной из главнейших проблем перехода к инновационной экономике является дефицит квалифицированных рабочих кадров. И потребности экономики диктуют изменения парадигмы отношения к профессиональному образованию. Лучшее подтверждение тому – статистика. В прошлом году в начальные и средние профессиональные учебные учреждения поступили 9,5 тыс. человек, в этом – около 12 тыс. человек. Для сравнения – в вузы в этом году на бюджетные места поступили 7,5 тыс. человек. Возникает понимание того, что рабочая специальность – залог построения успешной карьеры, возможность состояться. Если говорить о примере Запада – там количество людей, получающих рабочую профессию, достигает 70%. И само название «профессиональное образование» переводится как «призвание», образование по призванию.

Правительство Нижегородской области уделяет особе внимание востребованности выпускников. Региональное министерство образования чутко реагирует на изменения рынка, сотрудничает с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей. Благодаря этому мы вводим новые специальности, на которые есть спрос, и сокращаем невостребованные. В этом году появились новые специальности, касающиеся технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, электроснабжения, коммуникаций, садово-паркового ландшафтного строительства. Всего в настоящее время ведется подготовка по 70 профессиям и 114 специальностям. И мы знаем, что ребята будут востребованы, получат работу, и зарплата у них будет конкурентоспособная.

Хочу отметить, что пятый год правительство области выделяет специальные гранты по 22 млн. рублей на модернизацию образовательных программ в колледжах. Однако государство не только выделяет большие средства, но и является катализатором инвестиций, потому что еще столько же берут на себя предприятия, которые имеют с техникумами договор на обучение студентов. Благодаря этому приобретается современное оборудование, и после обучения выпускники могут сразу встать на рабочее место, не доучиваясь или переучиваясь.


Вадим Соболев:

– Факультет управления и предпринимательства – один из крупнейших факультетов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Обучение здесь – это возможность получения новейших знаний в области экономики, юриспруденции, финансов и менеджмента в ведущем университете Нижнего Новгорода. Как известно, сейчас идет реорганизация, в результате которой к факультету присоединяется федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский коммерческий институт». Программа НКИ сохраняется и включает пять специальностей среднего профессионального образования: «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология продукции общественного питания», «Автоматизированные системы обработки информации и управления в экономике» и «Право и организация социального обеспечения». Все они ориентированы на сферу услуг и востребованы на рынке. Могу подчеркнуть, что программы сопоставимы с программами высшего образования, и отличия уже не так заметны, как раньше. Все это вызывает большой интерес абитуриентов, и план приема мы выполнили, приняв 150 человек на бюджетные места и 125 – на внебюджет. Мы уверены, что наши выпускники не будут испытывать сложностей с трудоустройством. Могу сказать, что мы сотрудничаем со многими отраслевыми предприятиями в части организации прохождения практики. И спрос на наших студентов превышает предложение, так что за их будущее можно не волноваться.


Колледжи выходят на новый уровень

Сергей Варакса:

– Я считаю, что нам надо повышать престиж рабочих профессий. Это необходимо делать, профессиональное образование является базовым. Посмотрим на опыт развитых зарубежных стран – в основном молодежь сначала идет в колледж и получает профессию, работает на благо экономики и только потом поступает в университет.

Я горжусь тем, что Нижегородский индустриальный колледж – одно из ведущих учебных заведений в системе профессионального образования Нижегородской области. Мы являемся многопрофильным и многоуровневым образовательным учреждением интегрированного типа, которое ставит своей целью подготовку компетентных, высококвалифицированных, конкурентоспособных, профессионально-творческих специалистов с необходимым комплексом гражданских, личностных качеств, оптимально удовлетворяющих запросы общества и рынка труда. И я хочу отметить появившуюся хорошую тенденцию – к нам приходят ребята, имеющие в аттестатах только высокие оценки. Они четко мотивированы и хотят построить успешную карьеру, начиная с освоения настоящей реальной экономики, через производство. Я уверен, что это будут грамотные специалисты, которые многого добьются в жизни.

Как я уже говорил, у нас несколько уровней – дополнительное, начальное и среднее профессиональное образование. И за теми выпускниками, которые прошли все ступени обучения, стоит очередь из работодателей, которые предлагают им высокую заработную плату. Дело в том, что благодаря имеющемуся у нас ресурсному центру наши выпускники могут сразу прийти на производство и начать полноценно работать, без адаптации и вхождения в профессию. В связи с этим хотелось бы поблагодарить правительство области, что стали уделять столько внимания системе профессионального образования – нам были выделены огромные средства на развитие материально-технической базы. Кроме того, мы работаем с предприятиями на условиях государственно-частного партнерства, в рамках которого они также выделяют средства на обновление и закупку необходимого учебного материала, современного оборудования. И, что еще очень важно, представители предприятий участвуют в образовательном процессе.

Несмотря на то что ситуация меняется к лучшему, есть и проблемы. Хотелось бы надеяться на увеличение государственных субсидий. Дело в том, что закупаемое оборудование быстро устаревает, а нам хотелось бы продолжать поддерживать высокий уровень нашей подготовки. Кроме того, хотелось бы, чтобы был положительно решен вопрос с налогообложением предприятий, которые вкладываются в развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Если бы государство льготировало промышленников, имеющих базовые учебные заведения, это стало бы толчком для дальнейшего развития и отличным образом сказалось бы на развитии экономики и подготовке необходимых высококвалифицированных кадров в целом.


Алексей Шершнев:

– Перевозский строительный колледж готовит кадры для строительства и обслуживания зданий и сооружений, дорог и аэродромов, газовых систем и оборудования, градостроительства, технического обслуживания автомобильного транспорта, информационных систем обеспечения, правоохранительной деятельности, социального обеспечения, экономики, аудита. У нас обучаются 1500 человек на дневной форме, столько же – на заочно-дистанционной, около четырех тысяч человек проходят на базе нашего учреждения переподготовку. Высокое качество нашего образования отмечено на отраслевом уровне – мы являемся победителем многих конкурсов, а этим летом Российский союз строителей наградил нас почетным знаком «Строительная слава». Сейчас происходят изменения в системе начального и среднего профессионального образования. И самое время задуматься, в каком направлении двигаться дальше, чтобы обеспечить страну высококвалифицированными рабочими кадрами. Наш колледж является участником многих конференций, мы общаемся с коллегами, работодателями. Поэтому для себя мы определили вектор дальнейшего движения, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны, что становится особенно актуальным в свете усиления трудовой миграции.

Недавно мы принимали участие в важном международном мероприятии – Балтийской строительной неделе-2012. В ее рамках проходили научно-практические конференции с нашим участием. Произошло важное событие – вышел Указ президента по реализации государственной политики в области образования и науки. Там обозначены ключевые моменты, но вопросов все равно остается много. Могу сказать по нашей отрасли. Мы готовим квалифицированные кадры для строительного комплекса. И, как государственное учебное учреждение, подготовку ведем по федеральным стандартам образования. Но в то же время есть профессиональные стандарты, которые расходятся с образовательными. А работодателю хочется, чтобы кадры были подготовлены по профессиональным стандартам. Как тут быть? Я считаю, нужен компромисс, диалог. И мы его ведем, что позволяет нашему колледжу иметь прочную репутацию. Но начинать перемены нужно на более раннем этапе. Мне кажется, упущен один важный компонент – школа. Как правило, она готовит учеников к поступлению в вузы, в то время как необходимо с детства формировать у школьников понимание необходимости получения начального и среднего профессионального образования. Следующая проблема – призыв. Думаю, что было бы логичнее давать отсрочку для завершения образования. Сейчас в армию будут идти недоучившиеся молодые люди, которые и пользы принести не могут, и знания с навыками за это время теряют. А если бы забирали отучившихся специалистов, армия получила бы полный комплект квалифицированных кадров по всем направлениям.


Валерий Ериков:

– Сегодня молодежь имеет большое желание получать качественное образование. Зачастую это приводит к тому, что происходит отток из муниципальных образований в крупные города. Поэтому одной из важных функций образовательных муниципальных учреждений я считаю сохранение кадров на территории. Остается молодежь – будет будущее и у территории. В связи с этим я хотел бы отметить очень своевременную политику министерства образования Нижегородской области по оптимизации учебных заведений, что позволило создавать двухуровневые и многопрофильные образовательные учреждения.

Еще одной важной проблемой является умение гибко реагировать на изменение рынка труда. Например, в нашем Городецком районе потребность в кадрах изменилась очень значительно – перепрофилируются и открываются новые производственные площадки. И, обучая наших ребят современным технологиям, мы даем им возможность построить успешное будущее, стать востребованными специалистами. Большое значение в этом плане имеет создание ресурсных центров. Городецкий губернский колледж стал победителем конкурсного отбора учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Это позволило нам реализовать проект по созданию в колледже современного образовательного пространства, позволяющего обеспечить предприятия речного транспорта кадрами, необходимыми для успешного развития высокотехнологичного производства. И это дает уверенность в том, что наши выпускники будут успешно трудоустроены и район будет развиваться.

Это стало возможным, так как имеется четкая программа взаимодействия между ассоциацией промышленников и предпринимателей Нижегородской области и системой профтехобразования министерства образования Нижегородской области.

В этом плане остаются нерешенными две проблемы: первая – это система взаимодействия министерства сельского хозяйства Нижегородской области с системой профтехобразования Нижегородской области; вторая – это проблема создания ресурсных центров в педколледжах Нижегородской области из-за того, что базовыми предприятиями являются отделы образования муниципалитетов. Хочется надеяться, что инициатором и посредником в решении этих вопросов выступит Общественная палата Нижегородской области.

Дата создания страницы: 27.09.2012
Дата модификации страницы: 27.09.2012
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet