Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

27.07.2012 13:06Сергей Потапов: Детонатор конфликтов – личные интересы

Давно подмечено, что на любых выборах активность сельского населения нашей области, как правило, высокая. Это относится и к выборам органов местного самоуправления. Это им решать насущные проблемы жителей районов, отдельных населенных пунктов. Это от их слаженной работы в значительной степени зависит, улучшится ли хоть немного жизнь людей. Многие народные избранники оправдывают оказанное им доверие. Но, к сожалению, есть примеры прямо противоположные. Об этом беседа нашего корреспондента с заместителем губернатора области Сергеем Потаповым.

Отдача уже видна

­ На недавней конференции, проходившей в Нижнем Новгороде, губернатор нашей области Валерий Павлинович Шанцев еще раз подчеркнул, что от органов местного самоуправления напрямую зависит качество жизни людей. При непосредственной поддержке областной власти многое на местах меняется к лучшему. Однако то тут, то там возникают ситуации, когда руководители муниципалитетов и местные депутаты не находят общего языка. Разгораются конфликты, длящиеся месяцами, а то и годами. Так было в Ветлужском районе, где здравый смысл в конце концов все же взял верх. Дошло до суда выяснение отношений между главой Сосновского района и депутатами земского собрания. Не столь давно полыхнуло и в Ковернинском. Судя по звонкам читателей из Гагинского района и города Дзержинска, и там в этом отношении не все благополучно. Возникают различные слухи, читатели обращаются в редакцию со своими опасениями и за разъяснениями.

Наша газета не раз разбиралась в подобных конфликтах. Хотелось бы, Сергей Александрович, узнать ваше личное мнение и позицию правитель­ства области в отношении таких фактов…

­ Я начал бы с аксиомы: мест­ное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя в Российской Федерации. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать имеющиеся местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти. И этой проблемой Валерий Павлинович Шанцев и его команда занялись с первых дней работы на нижегородской земле.

Мы проанализировали тогда ситуацию. В наличии имелось 662 сельских поселения. Но ни ресурсов, ни кадров, чтобы обеспечить местные органы власти, в распоряжении у нас не было. Поэтому задача проведения муниципальной реформы, которая была бы понятна людям и действительно решала их нужды, стала первостепенной задачей. Сегодня можно сказать, что в определенной мере мы ее решили. На одну треть сократили количество органов местного самоуправления, улучшилась ситуация с кадрами.

В большинстве муниципальных районов и городских округов области изменилась и структура органов местного самоуправления. Имею в виду переход к «двуглавой» системе управления, при которой представительная и исполнительная власть разделены, когда глава местного самоуправления городского округа или муниципального района избирается из числа депутатов, а глава администрации назначается по контракту, это профессионал, который умеет заниматься хозяйственными делами.

Опыт показывает, что там, где эта система заработала в полной мере, сегодня уже видна отдача. В этих муниципалитетах каждый орган МСУ четко знает свою нишу, то есть орган представительной власти занимается решением своих вопросов, разрабатывает нормативную базу, условия, а конкретные повседневные работы по ремонту, эксплуатации, обеспечению социальных потребностей решают хозяйственный руководитель и его подчиненные. И муниципалитетов таких большинство.

Дело дошло до рейдерства

­ А там, где не нашли взаимопонимания, не сосредоточились на решении своих, согласно полномочиям, вопросов…

­ Там стали выяснять, кто главнее, ­ начались конфликты, жесткие выяснения, кто кому подчиняется.

А не должно быть никаких таких выяснений. Есть устав в каждом районе, есть закон о местном самоуправлении, где четко прописаны полномочия каждого из органов местного самоуправления. И полномочия эти надо выполнять. Если каждый загружен делом, проблем не возникает.

И вторая причина ­ правовой нигилизм, который процветает на некоторых территориях. Скажем, в Городце освободили главу городской исполнительной власти. Я спросил: «Ну вы же знаете, какова по закону процедура отстранения?» А в ответ слышу: «Сергей Александрович, мы руководствуемся принципами революционной целесообразности».

­ Так и сказали?

­ Практически так. То есть люди, заведомо понимая, что нарушают закон, тем не менее идут на это. Вот этого допускать нельзя!

Парадоксальная ситуация сложилась в Сосновском районе. Депутаты земского собрания решили отстранить главу администрации от власти. Но процедура имеет целый ряд условий, которые необходимо соблюсти, чего не было сделано.

Глава местного самоуправления района, лучше, чем депутаты, зная закон, отказался подписывать это решение. Тогда депутаты отстраняют уже его. Более того, начинается просто беспредел, который можно назвать рейдерством! У главы МСУ отбирают ключи, просят освободить кабинет. Дошло до того, что ему даже выдали трудовую книжку.

Естественно, вмешалась правоохранительная система, и областной суд призвал орган мест­ного самоуправления отменить неправомерное решение. Что вы думаете, они послушались? Прошло три месяца, и они приняли решение, которое противоречит вердикту областного суда. Даже после того как губернатор внес в Законодательное Собрание вопрос о роспуске земского собрания Сосновского района в связи с неисполнением апелляционного определения Нижегородского областного суда, собравшиеся на заседание сосновские депутаты вновь отказались выполнить решение суда. Как можно не выполнять судебное решение, вступившее в законную силу?!

Приведу еще несколько примеров.

В Гагинском районе глава МСУ с превышением полномочий издал акт о наложении взыскания на главу администрации. В настоящее время инцидент является предметом разбирательства в суде.

В Ковернинском районе произошла смена главы администрации. При этом группа депутатов, видимо, по политическим мотивам, сложила с себя полномочия, что делает неправомочным сам представительный орган, так как двух третей, чтобы земское собрание было полноценным, нет. И начинается обработка бывших депутатов, кто написал заявления о сложении полномочий: «Вернитесь!» Но событие уже состоялось, депутаты сложили полномочия, для себя они точку поставили.

В Балахнинском районе земское собрание отстранило главу администрации от власти. Мы объяснили, что сделано это было с нарушением процедуры, разъяснили, как следует поступать по закону. После решения суда все вошло в законное русло.

Но депутаты спешат!

­ Сергей Александрович, в отличие от названных районов, в городе Дзержинске глава мест­ного самоуправления избран не из числа депутатов, а населением. Тем не менее и здесь заискрило в отношениях между местными депутатами и мэром?

­ Депутаты дважды вынесли неудовлетворительную оценку работе мэра. Далее по закону они должны направить документ о своем решении губернатору, и глава региона в соответствии с законом высказывает свою точку зрения. И какая бы она ни была ­ положительная или отрицательная, без ее наличия городская дума Дзержинска не имеет права рассматривать вопрос.

Но депутаты спешат! И пытаются поставить вопрос в повестку дня немедленно. Понятно, что скороспелое решение будет судом отменено. Ни органам местного самоуправления, ни высоким должностным лицам, ни региональным органам власти не позволено нарушать действующее законодательство.

От беседы до «скальпеля»

­ Что, на ваш взгляд, является детонатором возникновения непримиримых конфликтов?

­ Думаю, что детонатором являются все­таки личные отношения. Когда разбираешь суть конфликтов, которые произошли, в основе их постоянно лежат человеческие взаимоотношения. Человек приходит на должность, начинает проверку того, что было до него. Находит какие­то нарушения, пытается их исправить. Ему говорят, что этого делать не следует, потому что это, возможно, посягательство на чьи­то интересы. Если человек принципиальный, он не отступает ни перед чем. В результате и возникает прямой конфликт между конкретными людьми. Когда возникает конфликт личных интересов, сразу начинается конфликт между ветвями власти.

­ Есть ли рецепт или лекарство против возникновения подобных конфликтов?

­ Думаю, рецепт один. Так же, как у хорошего врача, сначала беседуем с участниками конфликта ­ и я, и в министерстве внутренней региональной и муниципальной политики области. В большинстве случаев достаточно профилактической беседы, и на этом инцидент исчерпывается.

Если беседы не помогают, необходимо хирургическое вмешательство. Оно заключается в том, что все возвращается в правовое поле. Все акты, которые приняты незаконно, отменяются судами. Все должностные лица, которые принимали или подписывали в нарушение законодательства эти акты, наказываются. Я думаю, что все истории с незаконно принятыми в том или ином муниципальном образовании актами мы доведем до конца. И виновные в нарушении закона будут нести либо уголовную, либо административную ответственность.

Что касается Сосновского района, 28 июня Законодательное Собрание по представлению губернатора области приняло закон о роспуске земского собрания этого района.

Кому доверить свою судьбу?

­ Сергей Александрович, все эти неприглядные истории наносят ведь не только огромный нравственный урон. Валерий Павлинович Шанцев не устает повторять, в том числе и на регулярных встречах с руководителями органов местного самоуправления, сколь важно не терять набранного в последние семь лет высокого темпа развития нашего региона. Как известно, по инициативе областного правительства в каждом районе, городском округе разработаны программы развития производительных сил. Их реализация требует напряженной слаженной работы. Должностные лица, вступающие в личностные конфликты, не понимают этого?

­ Вы абсолютно правы в своем вопросе: они тянут свои районы назад. А в тех районах, где рука об руку ради населения своего работают обе ветви власти, там успешно решаются все вопросы программы развития. И эти районы делают колоссальный скачок вперед, у них возникают новые производства, к ним приходят инвесторы. Там же, где полыхают конфликты, местным властям некогда заниматься развитием производительных сил на вверенной им территории.

И здесь возникает вопрос уже к населению, к избирателям данных муниципальных образований. Когда вы избирали своих депутатов, когда избирали главу МСУ там, где прямые выборы, чем руководствовались? Тем, что это хороший человек? А надо было руководствоваться тем, сможет ли этот специалист, профессионал сделать качественный или количественный рывок вместе с районной администрацией.

­ Вы могли бы дать совет простому избирателю, как рассмотреть в кандидате необходимые качества?

­ Слова красивые говорить у нас все кандидаты научились. Для меня, например, всегда важно: а что у человека получилось в жизни до этого? Я не верю, что человек, который никогда ничего не создавал, никогда ничего не построил и не сделал, сможет на хозяйственной либо в депутатской работе добиться результата. Это исключено. На районном и региональном уровне в большей степени востребованы люди, которые состоялись как личности, как хозяйственники, как специалисты в своем деле. Вот таким людям я могу доверить свою судьбу.

­ Спасибо за беседу.

Дата создания страницы: 27.07.2012
Дата модификации страницы: 27.07.2012
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet