Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2011 году

docСкачать  (85876 Kb)

Отчет Правительства Нижегородской области

об итогах работы в 2011 году

 

1.   Оценка текущих тенденций развития региона

2.   Новые акценты модернизационной политики. Зоны опережающего развития.

3.   Приоритеты региональной политики по модернизации экономики.

3.1.   Технологическая модернизация

3.2.   Снятие инфраструктурных ограничений.

3.3.   Модернизация аграрного сектора и продовольственная безопасность

3.4.   Малый бизнес, как фактор конкурентной среды

3.5.   Кадровое обеспечение модернизации

4.   Политика повышения качества жизни населения

4.1.   Уровень жизни населения

4.2.   Меры социальной поддержки.

4.3.   Занятость населения.

4.4.   Модернизация здравоохранения.

4.5.   Развитие системы образования.

4.6.   Развитие культуры.

4.7.   Реализация жилищной политики.

4.8.   Создание комфортной среды для населения.

5.   Оценка эффективности региональной исполнительной власти.

5.1.   Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

5.2.   Реализация областных целевых программ, привлечение федеральных средств (ФЦП, ФАИП).

5.3.   Внедрение механизма «Электронного Правительства».

5.4.   Реализация антикоррупционной политики.

5.5.   Взаимодействие с органами местного самоуправления

5.6.   Взаимодействие с населением.

5.7.   Сотрудничество с депутатами Законодательного Собрания.

6.   Задачи на среднесрочную перспективу

 

 

 

1.    Оценка текущих тенденций развития региона

В соответствии с прогнозными разработками восстановление экономики региона по основным макроэкономическим показателям должно произойти в текущем году.

Однако, по оценке областного министерства экономики, уже по итогам 2011 года ключевой показатель развития – валовой региональный продукт (ВРП) - в сопоставимой оценке превысил уровень докризисного 2008 года (индекс физического объема валового регионального продукта составил 101,2% к уровню 2008 года).

 

Безусловно, состояние отдельных секторов экономики различно. Индекс промышленного производства за 2010-2011 годы, то есть за период восстановительного роста, составил 24%.

Вместе с тем, показатель пока не достиг докризисного уровня. Такая же ситуация наблюдается в строительстве. Это неслучайно, так как именно эти секторы наиболее сильно пострадали во время кризиса. Хотя необходимо отметить, что объем ввода жилых домов в 2011 году (1453,4 квадратных метра) на 8,6% превысил уровень 2008 года, поскольку именно в этом сегменте строительной отрасли сосредоточена государственная поддержка.

Опережающими темпами идет восстановление таких секторов экономики, как розничная торговля, где прирост в сопоставимых ценах составил 5,8% к 2008 году, и сельское хозяйство, где, несмотря на засуху 2010 года, объемы производства превысили докризисный уровень (100,8% к уровню 2008 года).

Безусловно, самым важным итогом, как с экономической, так и с социальной точек зрения, является положительная динамика реальных денежных доходов населения. Хотя она и несколько замедлилась в прошлом году –  прирост к 2008 году составил 4,2%. Реальная зарплата за этот же период выросла более чем на 5%.

Что касается инвестиционной активности предприятий, то она в полном объеме еще не восстановилась. Это в значительной степени обусловлено высокой базой докризисного периода, когда в течение 2006-2008 годов прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составлял более 25% в год. Вместе с тем позитивная динамика налицо – в прошлом году индекс физического объема составил 107% к 2010 году. В текущем году также  наблюдаются высокие темпы роста инвестиций (по итогам 1 квартала 2012 года – 123% к уровню 1 квартала 2011 года).

Кроме того, следует отметить, что объем инвестиций 2011 года по отношению к объему ВРП (по оценке) составил более 29% (что существенно выше среднероссийского значения – 19,7%). В недавно подписанном указе президента России в целом по стране ставится задача увеличения объема инвестиций до уровня 25% от ВВП  только к 2015 году. Нижегородская область преодолела этот рубеж уже в 2007 году и продолжает удерживать это соотношение на гораздо более высоком уровне. Это, несомненно, имеет большое значение для развития экономики региона.

 

2.    Новые акценты модернизационной политики. Зоны опережающего развития.

В последнее время в некоторых документах федерального уровня, в частности в Стратегии инновационного развития России до 2020 года (принятой в декабре 2011 года), и в программных выступлениях руководителей страны акцент делается на обеспечении качества экономического роста.

То есть важным становится не простое расширение производства, а прирост за счет его обновления, направленного на увеличение производительности труда. В соответствии с этим выстраивается федеральная государственная политика по модернизации экономики, развитию человеческого капитала и повышению эффективности деятельности власти. В условиях ускорения технологического развития мировой экономики альтернативы этому нет.

С 2006 года в указанных направлениях формируется  государственная политика и у нас в регионе в рамках Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.

 

В первую очередь, целесообразно выделить такое направление деятельности Правительства, как формирование зон опережающего развития. Этот концептуальный подход к развитию социально-экономического потенциала региона был определен в Стратегии и последовательно претворяется в жизнь.

Уникальность и специфика каждой зоны, а их всего 5, определяют оптимальный набор инструментов государственной поддержки, который, по сути, направлен на создание условий для «точек роста» (поэтому они и называются зонами опережающего развития).

К таким инструментам относятся: поддержка приоритетных инвестиционных и инновационных проектов; строительство необходимой инфраструктуры в виде технопарков и промышленных парков и другие меры.

Там, где для этого есть условия, формируются кластеры – это сравнительно новый для российской экономической политики элемент, направленный на интеграцию возможностей бизнеса, науки и образования.

Например, в зоне городской агломерации создается Нижегородский индустриальный инновационный кластер в сфере автомобилестроения и нефтехимии. Среди его якорных предприятий – «ГАЗ» и «Сибур-нефтехим». На ближайшие 5 лет (2012-2016 годы) объем инвестиций в кластер составит почти 110 миллиардов рублей. Основными направлениями его развития являются расширение производства поливинилхлорида и создание «пояса» предприятий по его переработке в конечную продукцию, в том числе по выпуску автокомпонентов. А также – организация производства автомобилей Газель NEXT, контрактной сборки автомобилей компаний Даймлер, Дженерал Моторс, Фольксваген, Шкода.

В следующей – инновационной зоне сформирован Саровский инновационный кластер. Общее количество его участников – около 60 компаний. Планируемый объем инвестиций в исследования и разработки в 2012-2016 годах составит более 60 миллиардов рублей.

В настоящее время программы развития данных кластеров поданы на конкурс министерства экономического развития России с целью привлечения федеральных субсидий.

Также на территории этих двух зон Правительством реализуются различные инфраструктурные проекты. В зоне городской агломерации формируются два промышленных парка – «Дзержинск-восточный» и «Бор-центральный» и технопарк в сфере информационных технологий «Анкудиновка», а в инновационной – технопарк «Система-Саров».

В зоне металлургии и металлообработки реализован ряд проектов по модернизации «Выксунского металлургического завода» (объем инвестиций – 21,4 миллиарда рублей) и по строительству литейно-прокатного комплекса и «Стана-5000» компании «ОМК-сталь» (объем инвестиций – 36 миллиардов рублей). Их реализация позволила создать более 1,4 тысячи рабочих мест. Четыре проекта были поддержаны правительством области как приоритетные.

Также Правительство оказывает поддержку как приоритетному инновационному проекту компании «Русполимет» по внедрению новых промышленных технологий.

Четвертая зона – лесопромышленная. На ее территории реализуются проекты, связанные с ее специализацией. Например, расширение производства по нормализации экстрактов «Производственного объединения «Оргхим» (объем инвестиций – 900 миллионов рублей, проект имеет статус приоритетного).

Для обеспечения динамичного развития данной зоны проводится газификация северных районов. Например, в 2011 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод Красные Баки-Урень.

В следующей – агропромышленной зоне реализуется более 280  инвестиционных проектов на сумму около 18 миллиардов рублей, более половины из них – в сельском хозяйстве. При этом внедряются инновационные технологии в растениеводстве, животноводстве, разведении ценных пород рыбы, в производстве газонного дерна и так далее.

Таким образом, в рамках концепции зон опережающего развития формируется перспективное пространственное распределение производительных сил экономики области, центральное место в котором, с точки зрения логистики и сосредоточения трудовых ресурсов, отводится Нижегородской городской агломерации.

 

3.    Приоритеты региональной политики по модернизации экономики.

3.1.         Технологическая модернизация

Возвращаясь к приоритетам экономической политики Правительства региона, необходимо еще раз подчеркнуть ее неизменную направленность на осуществление технологической модернизации. И здесь следует выделить два основных момента – инновации и инвестиционный климат.

 

Инновационная активность.

Карта мер поддержки областным Правительством инновационной деятельности включает, прежде всего, финансовую помощь. В 2011 году объем господдержки приоритетных инновационных проектов (налоговые льготы и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам) составил 65,5 миллионов рублей. При этом в их реализацию было привлечено 4,4 миллиарда рублей инвестиций, что в 16 раз больше, чем в 2010 году.

Кроме того, предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение, была предоставлена господдержка в сумме 32,5 миллиона рублей в виде возмещения части процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков.

С 2010 года Правительством области были введены новые меры поддержки инновационного малого и среднего бизнеса.  Это субсидия в размере 500 тысяч рублей на создание нового предприятия, в том числе осуществляющего деятельность в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Всего за 2011 год средства получили 30 компаний на сумму 15 миллионов рублей.

Поддержка предоставляется и действующим инновационным предприятиям. Субсидия в объеме до 5 миллионов рублей направляется на компенсацию затрат по разработке, патентованию и сертификации новой продукции, приобретению основных средств и новых технологий. Такая помощь была оказана 36 компаниям на общую сумму более 110 миллионов рублей.

Вместе с тем в 2011 году Правительство продолжало поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виде грантов и премий как по самостоятельным региональным конкурсам (Грант Нижегородской области в сфере науки, технологии и техники; Премия Нижегородской области им. И.П.Кулибина), так и в рамках долевого финансирования проектов по программам Российского фонда фундаментальных исследований  и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (У.М.Н.И.К. и Старт). Всего в 2011 году 215 проектов получили гранты и премии на общую сумму 110,5 миллионов рублей, в том числе 48,5 миллионов рублей из областного бюджета.

 

Кроме финансовой поддержки, большое внимание уделяется развитию инфраструктуры инновационной деятельности.

В число основных элементов инновационной инфраструктуры в регионе входят «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» и Региональный венчурный фонд.

Что касается «Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора», то он активно наращивает свои обороты. За время работы на его территории были размещены 32 инновационные компании, из них более 65% уже начали продажи или находятся на различных стадиях коммерциализации. Суммарный объем продаж резидентов бизнес-инкубатора за прошедший год составил около 120 миллионов рублей, компаниями привлечено более 24 миллионов рублей инвестиций.

Кроме того, в области действует «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере», созданный на принципах государственно-частного партнерства (50% паев фонда в размере 140 миллионов рублей принадлежит государству, в том числе 70 миллионов рублей – Правительству области, 50% - средства частных инвесторов - Банк «ВТБ» и «ВТБ 24»).

В 2011 году Фонд расширил свои возможности по венчурному инвестированию. Раньше за счет собственных средств он финансировал проекты на стадии «старт-ап» со средним объемом инвестиций на одну компанию 40 миллионов рублей. По этой схеме в 2011 году был проинвестирован  проект компании ООО «Семейный интернет» (по созданию генеалогической  социальной сети, генеалогической базы архивов населения, интернет-магазина семейных товаров, каталога семейных бизнесов и др.). Теперь, получив статус венчурного партнера «Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании», он сможет осуществлять поддержку инновационных компаний и на начальной («посевной»), наиболее рискованной, стадии развития за счет средств данной организации. Средний объем инвестиций на одну компанию – 20-30 миллионов рублей.

Всего в 2011 году Фондом были подготовлены и презентованы в Российской венчурной компании 6 инновационных проектов нижегородских компаний. Их специализация различна. Это и разработка современного технологического покрытия солнечных батарей, и ветряная электростанция, и проект по автоматизации проектирования зданий, и другие. В текущем году будут приняты решения по финансированию конкретных проектов.

 

В целом можно уверенно сказать, что целенаправленная политика Правительства области по развитию инновационной деятельности приносит свои результаты. Объем отгрузки инновационной продукции в 2011 году составил 92 миллиарда рублей и существенно, на 26%, вырос по сравнению с 2010 годом. А если сравнивать с докризисным 2008 годом, то увеличение произошло в 4,2 раза.

При этом важно отметить, что более высокими темпами растет экспорт инновационной продукции: к  уровню 2010 года его объем увеличился в 1,8 раза.

 

Инвестиционный климат.

Второе направление экономической политики Правительства области по стимулированию технологической модернизации предприятий реального сектора – создание благоприятных условий для инвестирования.

 

Конечно, существенным преимуществом по сравнению с другими регионами является действующее в области «одно окно» во взаимодействии с инвесторами – инвестиционный совет работает с 2006 года. За это время рассмотрено более 6 тысяч проектов с суммарным объемом инвестиций более 1,6 триллиона рублей. Общее количество создаваемых в результате их реализации рабочих мест оценивается в 200 тысяч.

Выгодно регион отличается и законодательством, которое определяет поддержку приоритетных инвестиционных проектов в виде налоговых льгот и субсидирования процентной ставки по кредитам. На сегодняшний день приоритетными признано 67 проектов с общим объёмом инвестиций 290 миллиардов рублей, в том числе в 2011 году такой статус был присвоен 9 проектам с объемом инвестиций 50 миллиардов рублей. Общий объем поддержки в прошлом году составил около 550 миллионов рублей. Среди них крупные проекты таких предприятий  реального сектора, как «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», «Ондулин – строительные материалы», «Кстовский индустриальный парк», «Автокомпозит» и ряд других.

Следует отметить, что еще одной мерой привлечения дополнительных инвестиций, особенно в объекты общественной инфраструктуры, стало активное использование инструментов государственно-частного партнерства.

Так, например, в социальной сфере с использованием механизмов ГЧП в 2011 году построены и введены в эксплуатацию 3 физкультурно-оздоровительных комплекса в районах области. Объем инвестиций по данным проектам составил 1,4 миллиарда рублей.

В настоящее время Правительством региона рассматривается вопрос о продолжении строительства ФОКов на основе ГЧП, в частности в Ардатовском и Починковском районах.

Кроме того, идет реализация проекта по созданию мусоросортировочного комплекса в Городецком районе, который будет обслуживать 7 муниципальных районов с общей численностью населения 270 тысяч человек. Объем инвестиций составит свыше 750 миллионов рублей.

По строительству мостового перехода через Волгу в районе поселка Подновье в настоящее время Внешэкономбанком проводится инвестиционное консультирование, направленное на разработку финансовой модели проекта и поиск инвестора.

Также обсуждается вопрос об использовании механизмов государственно-частного партнерства при строительстве других социально значимых объектов, например, дошкольных учреждений, а также объектов инфраструктуры доступа граждан к государственным и муниципальным услугам.

По поводу применения принципов ГЧП в кластерной политике необходимо отметить, что само создание кластеров уже является проявлением государственно-частного партнерства, поскольку между властью и бизнесом заключаются соглашения о сотрудничестве  и принимаются взаимные обязательства, направленные на достижение единой цели.

 

3.2.         Снятие инфраструктурных ограничений.

В отдельное направление региональной политики модернизации выделен комплекс мер правительства области по развитию поддерживающих секторов экономики – энергетики и транспортной системы, направленный на снятие инфраструктурных ограничений.

Развитие энергосистемы и энергоэффективность экономики

Осуществляется тщательный контроль за тем, чтобы инвестиционные программы электроснабжающих компаний формировались и выполнялись с учетом решения приоритетных задач развития области. Прежде всего, речь идет об обеспечении городской агломерации, где сосредоточен  нижегородский промышленный узел, требуемым уровнем надежности электроснабжения с возможностью увеличения потребляемой мощности. С этой целью в 2011 году было завершено строительство высоковольтной линии «Нижегородская-Борская», продолжалось строительство высоковольтной линии «Костромская ГРЭС – подстанция Нижегородская» и новой подстанции «Борская».

 

Что касается Нижегородской ТЭЦ (в селе Федяково Кстовского района), на сегодняшний день выполнен анализ целесообразности реализации проекта, инвестором приобретен в собственность земельный участок под строительство первой очереди станции, получено согласование на выделение лимита природного газа, идет разработка схемы выдачи мощности ТЭЦ.

По проекту строительства Нижегородской  атомной  электростанции в Навашинском районе ситуация следующая. В январе 2011 года были получены лицензии на размещение энергоблоков АЭС, в настоящее время развернуты проектно-изыскательские работы. Реализация проекта предусматривает ввод двух энергоблоков в 2019 и 2021 годах.

Кроме того, в соответствии с федеральными целевыми установками в регионе реализуются меры по повышению энергоэффективности. В 2011 году область принимала участие в отборе на получение субсидии из федерального бюджета в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В результате получена субсидия в размере 111,5 миллионов рублей.

Сумма средств консолидированного бюджета, освоенных на эти цели в отчетном году, составила 328,6 миллиона рублей. Эти средства были направлены на строительство (приобретение) котельных, проведение энергоаудита и установку приборов учета в государственных учреждениях и органах исполнительной власти и другие мероприятия.

Также в 2011 году было осуществлено дооснащение органов исполнительной власти и госучреждений области приборами учета энергетических ресурсов. Экономия за счет проведенных мероприятий за 2011 год составила по всем видам ресурсов более 50 миллионов рублей.

В регионе реализуется Концепция стратегического развития систем теплоснабжения Нижегородской  области в 2009-2013 годах. Цель проекта – повышение эффективности управления теплоэнергетическими комплексами муниципальных образований и привлечение средств на их модернизацию.

Так, в 2011 году были разработаны предложения и привлечены инвестиции в реформирование теплоэнергетических комплексов 8 муниципалитетов (Богородский, Бутурлинский, Ветлужский, Вадский, Семеновский, Чкаловский районы, город Навашино, городской округ Шахунья).

 

Обеспечение транспортной доступности.

Бесспорно, стратегически важным для развития области является строительство объездных дорог административного центра, которые нужны как с экологической, так и с логистической точек зрения.

 

Что касается Южного обхода, с 2008 года ведется строительство его третьей очереди протяженностью 15 километров. Финансирование осуществляется за счет средств областного и субсидий федерального бюджета. Завершение строительства позволит вывести за пределы областного центра транзитный транспорт, двигающийся по направлению Москва – Казань.

В самом Нижнем Новгороде в прошлом году закончены аварийно-восстановительные работы на Канавинском мосту, выполнена реконструкция проезжей части Окского съезда.

Интенсивными темпами продолжается строительство метрополитена. Для соблюдения запланированных сроков в 2011 году были привлечены средства федерального бюджета, в том числе дотации в размере 4 миллиардов рублей и 3 миллиарда рублей – бюджетный кредит.

В текущем году планируется завершение строительства станции «Горьковская» и открытие движения поездов метро в нагорную часть, а также окончание строительства автодорожных подходов с выходом на Московское шоссе и на улицу Белинского.

 

С целью снижения транспортной нагрузки на Волжский мост в 2011 году построена канатная дорога «Нижний Новгород – Бор», которая начала работу в феврале текущего года. Общая сумма вложений в ее строительство составила около 900 миллионов рублей. Половина из них – за счет уставного капитала (65% - бюджет области, 35% – бюджет города), остальные средства – заемные. Срок окупаемости канатки, по оценкам специалистов, составит от 6 до 7,5 лет.

Кроме того, уже принято решение о реконструкции Волжского мостового перехода путем строительства дополнительного моста параллельно существующему с транспортными развязками на улице Акимова в Нижнем Новгороде. В текущем году начаты проектные работы.

Также в 2011 году в рамках проекта «Новые дороги городов единой России» были получены субсидии федерального бюджета в сумме около 1 миллиарда рублей. Отремонтировано 263 тысячи квадратных метров дорог областного центра, выполнен ремонт 115 дворовых территорий площадью более 900 тысяч квадратных метров.

Помимо этого, в 2011 году осуществлялось строительство автодорог с твердым покрытием  к населенным пунктам региона. Объем финансирования работ составил более 360 миллионов рублей.

 

Не менее важный вопрос – обеспечение деятельности Международного аэропорта Нижний Новгород, являющегося запасным аэродромом для Московского авиаузла. Цель Правительства области – довести его до международного уровня обслуживания перевозок и безопасности полетов.

В 2011 году была проведена его частичная реконструкция с организацией багажного отделения и просторной зоны ожидания, открытием новых магазинов беспошлинной торговли и ведущих сетевых кафе.

Всего в прошлом году было открыто 15 новых рейсов, произведено более 5,5 тысяч взлетно-посадочных операций (на 13,2% больше, чем в 2010 году).

Вместе с тем в ноябре отчетного года заключено соглашение с Росавиацией о соинвестировании строительства и реконструкции объектов аэропортового комплекса «Стригино». Предполагается провести реконструкцию почти всей инфраструктуры, в том числе ввести в эксплуатацию в 2014 году первую очередь нового современного пассажирского терминала общей площадью около 20 тысяч квадратных метров, пропускной способностью не менее 800 пассажиров в час и оснащенного двумя пассажирскими телескопическими трапами. В дальнейшем планируется расширение данного терминала за счет установки третьего телескопического трапа, и выход на обслуживание не менее 900 тысяч пассажиров в год. Общий объем инвестиций составит более 2,7 миллиарда рублей. Строительные работы начнутся во второй половине июня.

 

3.3.         Модернизация аграрного сектора и продовольственная безопасность

Значимой составляющей экономической политики Правительства является развитие агропромышленного комплекса. Деятельность в аграрном секторе направлена, прежде всего, на обеспечение продовольственной безопасности региона. В этой связи господдержка сосредоточена на модернизации сельскохозяйственного производства и производства продуктов питания, а также на социальном развитии села. В целом в 2011 году на эти цели было выделено около 5,6 миллиарда рублей, в том числе 1,7 миллиарда рублей – федеральные средства.

1,6 миллиарда рублей было направлено на поддержку животноводства. Субсидировалось производство молока в размере 2-х рублей за килограмм и мяса – 16 рублей за килограмм реализованного молодняка крупного рогатого скота с откорма. При этом сельхозпредприятия, осуществляющие модернизацию животноводческих помещений, получали дополнительные субсидии (при замене оборудования – по 1 рублю за 1 килограмм реализованного молока; реконструкции – по 2 рубля; новом строительстве – по 3 рубля за 1 килограмм).

Поощрялись и те хозяйства, которые раньше не занимались молочным животноводством или имели небольшое дойное стадо (до 100 голов), и решившие строить объекты для его содержания, из расчета 20 тысяч рублей на 1 скотоместо и 15 тысяч рублей при реконструкции помещений.

В целом в 2011 году начали функционировать 169 объектов животноводства, из них вновь построено 20, введено в эксплуатацию более 28,3 тысяч скотомест.

В результате принимаемых мер поголовье дойного стада по сравнению с предыдущим годом удалось увеличить почти на 800 голов. Также значительно улучшилось качество молока. Удельный вес высококачественного молока, реализуемого на перерабатывающие предприятия, достиг 98%.

Уровень самообеспечения области молоком и молочными продуктами в 2011 году по оценке составил 71%.

В 2011 году была продолжена практика льготного кредитования сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий (субсидирование процентных ставок по кредитам). Из областного бюджета на эти цели в прошлом году было направлено около 580 миллионов рублей, из федерального – 890 миллионов рублей. В результате в агропромышленный комплекс области было привлечено около 10 миллиардов рублей кредитных средств.

Так, предприятиями мясной, молочной, хлебопекарной, консервной и других отраслей промышленности, а также организациями Нижегородского облпотребсоюза на приобретение современного высокопроизводительного оборудования, закупку сельскохозяйственного сырья в 2011 году было привлечено 2,7 миллиарда рублей кредитных ресурсов.

Льготные кредиты также активно используются сельхозпроизводителями для приобретения современной техники. Кроме того, из областного бюджета предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на приобретение отечественных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Всего в течение 2011 года сельхозпредприятиями области было закуплено более 1000 единиц различной техники.

На развитие малых форм хозяйствования было привлечено 1,3 миллиарда рублей льготных кредитов. Эти средства были направлены как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиционные цели.

Также в 2011 году началось осуществление проекта по развитию семейных молочно-товарных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка из областного бюджета направлена на возмещение части затрат на приобретение оборудования (в 2011 году - 4,6 миллиона рублей, в 2012 году – 30 миллионов рублей). До конца 2012 года будут введены 17 ферм с общей численностью поголовья более 2 тысяч коров.

На социальное развитие села в 2011 году было выделено 500,4 миллиона рублей из областного бюджета и 128 миллионов рублей из федерального. Газифицировано 3 тысячи квартир, введено более 220 километров газопроводов, 44,2 километра сетей водоснабжения, 12,5 тысяч квадратных метров  жилья (построено и приобретено 159 домов и квартир).

Также в регионе с 2009 года реализуется областная целевая программа «Покупайте нижегородское». Она направлена на увеличение присутствия местных товаров в торговых сетях, организацию дополнительных каналов сбыта, позиционирование нижегородских товаропроизводителей в других регионах России.

В 2011 году проведено 37 областных и районных ярмарок продукции. Еженедельно в Нижнем Новгороде работают 11 ярмарок «выходного дня», осуществляется продажа молока со 180 автоцистерн на внутридворовых территориях.

Выездные ярмарки проводятся и в других регионах России. Ежемесячно организовываются ярмарки-продажи пищевых нижегородских продуктов в юго-восточном округе Москвы. В 2011 году наша продукция также была представлена в Республике Мордовия.

Большой популярностью у населения пользуются социально ориентированные торговые точки шаговой доступности формата «у дома». За время действия программы было открыто 178 таких объектов. Это магазины Сеймовской, Павловской и Ждановской птицефабрик, торгового дома Шахунское молоко, производителей хлебной продукции, а также большая сеть магазинов потребкооперации.

В целом реализация программы позволила за три года довести долю присутствия продуктов питания нижегородских товаропроизводителей в общем объеме социально значимых продовольственных товаров в магазинах торговых сетевых компаний в среднем до 50-55%, а также снизить уровень инфляции по продтоварам (в 2011 году – 4,5% против 16,5% - в 2008 году на момент разработки программы).

 

3.4.         Малый бизнес, как фактор конкурентной среды

Большое значение региональное Правительство придает развитию малого и среднего предпринимательства как сектора экономики, на треть обеспечивающего занятость населения и поддерживающего конкурентную среду. В этой связи реализуется комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.

В прошедшем году объем ее финансирования за счет средств регионального бюджета составил 90 миллионов рублей. Кроме того, были привлечены средства федерального бюджета в объеме 240 миллионов рублей.

Около 85% от указанной суммы было направлено на финансовую поддержку, ее получили 366 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 200 – на начало собственного дела, причем более половины из них – бывшие безработные.

Финансовая поддержка предоставлялась в виде субсидирования затрат по договорам лизинга оборудования, расходов инновационных компаний на разработку и производство инновационных товаров, а также затрат на выставочно-ярмарочную деятельность и на повышение квалификации работников малых предприятий.

 

Кроме того, продолжало свою работу Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства, которое предоставляет поручительства и микрозаймы для малого бизнеса.

Всего за время деятельности Агентства (с 2009 года) выдано 235 поручительств  на сумму около 580 миллионов рублей, при этом больше половины – 123 – в 2011 году в размере 350 миллионов рублей. Под поручительства Агентства в малый бизнес привлечено более 1 миллиарда рублей кредитных средств, в том числе почти 630 миллионов рублей – в 2011 году.

Кроме того, в декабре 2010 года был сформирован Фонд микрофинансирования объемом более 100 миллионов рублей. Микрозаймы предоставляются на срок от 3 месяцев до 1 года в сумме от 50 до 900 тысяч рублей по ставке существенно ниже банковской. Выгодной является и упрощенная процедура их получения: срок – не более 10 дней и минимальное количество необходимых документов. За период деятельности Фонда выдано 84 микрозайма на сумму 35,4 миллиона рублей.

В 2011 году была продолжена работа по формированию в регионе сети бизнес инкубаторов. Введены в эксплуатацию объекты в городах Заволжье, Дзержинск и в рабочем поселке Тоншаево (2 очередь). Продолжаются работы по строительству и реконструкции зданий под бизнес-инкубаторы в городах Павлово, Выкса и Бор.

Также, например, при поддержке Правительства «выращена» Компания «Дистанционные системы контроля» с проектом «Лесной дозор», представляющим собой систему мониторинга леса, предназначенную для раннего обнаружения пожаров. На сегодняшний день «Лесной дозор» внедрен и успешно функционирует в 15 регионах России и Белоруссии, ведутся переговоры с большинством субъектов Федерации, рядом стран Ближнего и Дальнего зарубежья. А в начале 2012 года компании был присвоен статус резидента «Сколково».

 

3.5.         Кадровое обеспечение модернизации

 

Самым важным является то, что этими разработками занимаются в большей степени молодые люди. Поэтому выявление и поддержка талантливой молодежи имеет неоценимое значение в решении задачи кадрового обеспечения модернизации экономики.

 

Этому вопросу Правительство области уделяет особое внимание. В рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы» установлено 14 номинаций областных именных стипендий, лауреатами которых в прошлом году стали 486 человек, проведены 4 выездные сессии молодых ученых, с общим числом участников более 700 человек.

Не первый год нижегородские студенты и молодые научные сотрудники активно участвуют в федеральных программах «Старт» и «У.М.Н.И.К.», целью которых является поддержка людей, стремящихся самореализоваться через научно-техническую и инновационную деятельность. В рамках этих программ в 2011 году было поддержано 40 проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий.

 

Для подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств на базе учреждений среднего профессионального образования области действуют 9 ресурсных центров, 2 из которых созданы в 2011 году. Следует отметить, что все они оснащены компьютеризованными лабораторными комплексами, мультимедийным оборудованием, интернет-ресурсами, что позволяет обеспечить более глубокое изучение программного материала по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.

Кроме того, на базе ресурсного центра «Сормовского механического техникума» в 2011 году открыт учебно-производственный комплекс по разработке и выпуску высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования для учреждений профобразования региона.

В прошлом году Нижегородская область стала победителем конкурсного отбора программ развития профессионального образования по отрасли «машиностроение» на получение субсидий из федерального бюджета на 3 года.

Отдельный вопрос – привлечение и закрепление квалифицированных молодых кадров в аграрном секторе. С этой целью в регионе действуют специальные меры поддержки. Это ежемесячная доплата к заработной плате в размере до 2500 рублей на срок до двух лет; выплата единовременного пособия молодым специалистам, заключившим трудовой договор с сельхозорганизацией на срок не менее 5 лет, - в размере до 100 тысяч рублей; персональная аграрная стипендия студентам высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся на условиях целевой контрактной подготовки - в размере до 1,5 тысяч рублей и другие меры. Для этого ежегодно из средств областного бюджета выделяется около 28 миллионов рублей.

 

Уже 13 лет в регионе реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров. В 2010/2011 учебном году в ее рамках по программам профессиональной переподготовки защитили дипломы 125 специалистов, по программам повышения квалификации было выпущено 55 человек. К их подготовке привлечено более 80 лучших преподавателей вузов.

По итогам прошедшего учебного года становится очевидным существенный рост востребованности инновационных направлений обучения. Основная часть выпускных дипломных проектов специалистов как крупных предприятий, так и малого бизнеса направлена на развитие инновационной деятельности.

4.    Политика повышения качества жизни населения

Безусловно, все предпринимаемые меры по развитию экономики реализуются ради достижения основной цели деятельности регионального Правительства – повышения уровня благосостояния нижегородцев.

Стоит отметить, что эта работа приносит положительные результаты.

4.1.         Уровень жизни населения

Так, в 2011 году продолжилась позитивная динамика основных показателей уровня жизни населения региона.

 

Среднедушевые доходы в прошлом году в действующих ценах превысили уровень 2010 года на 10,1%, составив в среднем за месяц 18 тысяч рублей, что почти в 3 раза больше величины прожиточного минимума.

Средний размер пенсий увеличился  за год на 8,8% и на начало 2012 года достиг уровня 8,1 тысячи рублей. Заработная плата  выросла на 13,2%.

При этом по уровню зарплаты (в 2011 году составила 18,6 тысячи рублей) регион перешел с традиционного 5-го места в ПФО на 4-е, опередив Республику Башкортостан.

Также на 4 месте в округе Нижегородская область находится по уровню заработной платы работников социальной сферы, ее рост за 2011 год составил 11,7%. Так, зарплата врачей за год выросла на 12% (составила 24,3 тысячи рублей), учителей – на 17% (14,6 тысячи рублей). При этом, поскольку повышение зарплаты педагогов было произведено с 1 сентября, их средняя зарплата в IV квартале 2011 года достигла 17,8 тысячи рублей.

Среди основных направлений регулирования оплаты труда в регионе можно выделить реализацию региональных трехсторонних соглашений между Правительством Нижегородской области, Областным объединением профсоюзов («Облсовпроф») и работодателей («Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей»). В рамках данных соглашений стороны принимают на себя обязательства по обеспечению доли тарифа в общем заработке, то есть гарантированной части зарплаты, не ниже 60%. В 2011 году эта доля составила в среднем 62%, что выше уровня 2010 года на 5 процентных пунктов.

Кроме того, во всех районах области действуют Межведомственные комиссии по повышению средней заработной платы, выплачиваемой работодателями, и легализации «теневой» зарплаты.

 

Также в рамках регулирования оплаты труда в 2011 году происходило поэтапное повышение зарплаты работников бюджетной сферы.

С 1 октября на 6,5% были увеличены зарплаты всем работникам учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной политики и спорта.

При этом были реализованы специальные меры поддержки для отдельных категорий бюджетных работников: с 1 января 2011 года введена ежемесячная выплата врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в мероприятиях по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи (средний размер выплат врачам – 4578 рублей, среднему медперсоналу – 1934 рублей), а с 1 сентября на 30% повышены оклады учителей.

 

Бесспорно, очень важно, чтобы зарплата нижегородцев не только ежегодно росла, но и выплачивалась своевременно и в полном объеме.

Поэтому вопрос по ликвидации существующей задолженности по зарплате постоянно стоит на контроле у Правительства области. Регулярно проводится мониторинг изменения объемов задолженности, предпринимаются оперативные меры по решению проблемных вопросов по ее сокращению.

Основная часть (более 80%) просроченной задолженности приходится на  организации, находящиеся на разных стадиях банкротства. В 2011 году в результате проведенной работы задолженность 19-ти из них была погашена полностью на сумму 74,8 миллиона рублей (в 14-ти из них погашена полностью). В результате задолженность в организациях-банкротах за год уменьшилась на 122 миллиона рублей.

Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате в Нижегородской области за 2011 год сократилась в 2,7 раза и составила на конец года 72,3 миллиона рублей. Сокращение задолженности продолжается и в текущем году (по состоянию на 01.05.2012 задолженность уменьшилась до 61,6 миллиона рублей).

В 2011 году была зафиксирована минимальная потребительская инфляция за 20-летний период наблюдения – рост цен составил 6,7 % к уровню 2010 года.

Это стало возможным, во многом благодаря мерам Правительства региона по сдерживанию роста цен на продовольствие через реализацию областных целевых программ, направленных на развитие конкуренции и поддержку местных производителей.

 

4.2.         Меры социальной поддержки.

 

Важнейшим направлением социальной политики органов власти является выплата пособий и субсидий отдельным категориям граждан.

В настоящее время практически каждый третий житель области получает денежную помощь или иные меры поддержки.

Всего в регионе существует 83 вида социальных выплат, из которых 65 – областные. Расходы регионального бюджета на эти цели в 2011 году составили 10,7 миллиарда рублей.

При этом более 2,5 миллиардов рублей из этих средств были направлены на различные меры поддержки семей с детьми, что соответствует и федеральным приоритетам. Ведь крепкая благополучная семья – это основа будущего нашего общества. Так, семьям с детьми предоставляется 31 социальное пособие (21 из которых – областные), причем особое внимание уделяется многодетным и малоимущим семьям.

Также в 2011 году получателями пособий детям из малоимущих семей, обучающимся в школах: на питание и к началу учебного года являлись порядка 60 тысяч человек.

Однако это не единственная мера поддержки Правительства малоимущих семей с детьми. Если учесть все существующие в области виды пособий и субсидий малоимущим семьям, то, в зависимости от их состава, размеры материальной помощи варьируются. Например, для полной семьи с двумя детьми в возрасте от года до 18 лет они составляют в среднем 48,8 тысячи рублей в год; одинокая мать с одним ребенком школьного возраста получает 24,9 тысячи рублей; многодетная семья с тремя детьми, двое из которых школьники – 69,5 тысяч рублей. Получается, что в среднем для всех категорий малоимущих семей на каждого ребенка предоставляется около 2 тысяч рублей в месяц.

В том случае, если малоимущая семья является многодетной, то для детей-школьников предусмотрены более высокие пособия – на питание ежемесячно 625 рублей, а на начало учебного года – почти 700 рублей. Кроме того, им предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд – 209 рублей, а выпускникам, получившим аттестат с отметками только «4» и «5», предоставляется поощрительная выплата в размере 1 тысяча 272 рубля. Эти пособия индексируются: и в прошлом году, и в начале текущего они были проиндексированы на 7,5%, что выше уровня инфляции.

 

В 2011 году существенное внимание уделялось также реализации мер по поддержке рождаемости.

Во-первых, с 1 апреля прошлого года был существенно повышен размер единовременного пособия из областного бюджета малоимущим семьям при рождении детей: на появление первого и второго ребенка размер пособия увеличен с 300 рублей до 8 тысяч рублей, на третьего и следующих детей – с одной до 10 тысяч рублей.

Во-вторых, с целью реализации Послания Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, в 2011 году на территории Нижегородской области была проведена работа по введению регионального материнского капитала.

Эти средства в размере 25 тысяч рублей могут быть направлены на улучшение жилищных условий, проведение ремонта, газификацию жилых помещений, получение образования ребёнком, оказание ему медицинской помощи. Выплаты регионального материнского (семейного) капитала будут осуществляться, начиная с 1 марта 2013 года.

Эти меры необходимы, так как для рождения и воспитания ребенка очень важным является материальное благополучие семьи.

Кроме того, в 2011 году в регионе действовали целевые программы «Нижегородская семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области», четыре грантовые программы (гранты Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), направленные на семейное жизнеустройство детей-сирот, ресоциализацию подростков, находящихся в конфликте с законом, поддержку семей с детьми-инвалидами, социальную адаптацию выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей.

В результате на территории области за год на 7,3% снизился уровень подростковой преступности. Число участников преступлений сократилось на 7,5%.

Особое внимание Правительство области уделяет поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов.

В 2011 году 15,5 тысяч жителей региона были удостоены почетного звания «Ветеран труда Нижегородской области», дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты и денежной компенсации по оплате ЖКУ.

Ветеранам Великой Отечественной войны произведены ежегодные денежные выплаты ко Дню победы, ко Дню памяти жертв политических репрессий и на оздоровление. Их получателями стали более 150 тысяч человек (57,1 миллиона рублей). Кроме того, 615 ветеранов войны обеспечены выплатами на улучшение жилищных условий.

В области проживает более 345 тысяч инвалидов.

С целью обеспечения их комфортного пребывания в учреждениях социальной защиты в прошлом году более 50 таких объектов были оснащены элементами доступности. Важным событием 2011 года стало создание служб «Социальное такси» для инвалидов во всех районах Нижнего Новгорода и крупных районах региона, благодаря которым маломобильные граждане получили возможность доступа к соцучреждениям. С октября 2011 года услугами службы воспользовались 260 граждан.

 

 

Еще одно направление - компенсации и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Расходы на эти цели за год увеличились на 15%. Более 800 тысяч жителей области, то есть каждый четвертый, обладают правом на получение таких компенсаций. Из них 456 тысяч являются региональными льготниками. Общая сумма выплаченных в 2011 году компенсаций составила 5,7 миллиарда рублей, из которых 3,35 миллиарда рублей – из бюджета области.

Также в 2011 году было продолжено предоставление субсидий на оплату ЖКУ семьям, в которых расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 18% от совокупного дохода. Их среднемесячный размер составляет 1,2 тысячи рублей – это одно из самых высоких значений в Приволжском федеральном округе – в большинстве регионов ПФО субсидии предоставляются семьям, у которых доля расходов на оплату ЖКУ составляет 22% от дохода. В 2011 году субсидии получали в среднем 123 тысячи нижегородских семей на общую сумму 1,87 миллиарда рублей.

Кроме того, 37 тысяч сельских специалистов бюджетной сферы получали компенсацию на оплату жилья, отопления и освещения. Сумма выплат из областного бюджета составила 743 миллиона рублей.

 

4.3.         Занятость населения.

2011 год отмечен позитивными тенденциями на рынке труда. Удалось преодолеть напряженность, возникшую в связи с кризисом. Сейчас ситуация стабилизировалась, что выразилось в снижении как общей (с 7,8 до 7,2 процентов), так и регистрируемой безработицы, уровень которой за год снизился с 1,19 до 0,92 процентов. Это самый низкий показатель среди регионов Приволжского федерального округа.

В целом, за 2011 год при содействии областной службы занятости было трудоустроено 98 тысяч человек, для 10 тысяч граждан были организованы общественные и временные  работы, а также свыше 3,6 тысяч безработных получили помощь в открытии собственного дела.

Также в 2011 году было продолжено опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, его прошли около двух тысяч человек.

Общий объем финансирования мероприятий, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, в 2011 году составил более 1,2 миллиарда рублей (из них 98% - средства федерального бюджета).

 

4.4.         Модернизация здравоохранения.

Как известно, благополучие любого человека зависит, прежде всего, от его здоровья, поэтому серьезная задача, стоящая перед Правительством области, - это развитие современной и эффективной системы здравоохранения.

 

Очень важно, что на протяжении последних 6 лет в регионе отмечаются позитивные демографические тенденции, чему во многом способствует реализация Концепции демографического развития области. Так, в 2011 году по сравнению с 2005-ым рождаемость выросла с 8,9 до 11 промилле, смертность сократилась с 20 до 16,4 промилле.

Продолжают снижаться показатели материнской и младенческой смертности. Во многом, это и результат нашей деятельности. Эффективно работают средства «родовых сертификатов». Только в 2011 году за счет них 523 новорожденных получили лечение с использованием новейших технологий по выхаживанию недоношенных детей, было закуплено 32 единицы дорогостоящего оборудования.

В результате, по сравнению с 2010 годом материнская смертность снизилась на 22%, младенческая смертность – на 12%.

Вопросам модернизации системы здравоохранения мы уделяем большое внимание. В этом отношении 2011 год стал показательным, так как была запущена соответствующая масштабная областная целевая программа с участием средств федерального бюджета, рассчитанная на 2 года (в 2011 году общий объем финансирования составил около 3 миллиардов рублей, в том числе 2,1 миллиарда рублей из федерального бюджета). В целом расходы на здравоохранение в прошлом году выросли в 4,8 раза по сравнению с 2010 годом.

 

Одно из самых основных мероприятий программы – укрепление материально-технической базы. Так, в 2011 году был выполнен капитальный ремонт в 92 лечебных учреждениях области, поставлено около 1,5 тысяч единиц современного оборудования и санитарного транспорта (среди которого 43 рентгеновских, 54 УЗИ аппарата, 6 цифровых флюорографов и так далее).

Кроме того, в рамках целевой программы по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в прошедшем году введены в эксплуатацию поликлиника в Арзамасе, перинатальный центр в Сергаче, продолжалось строительство перинатального центра в Дзержинске, хирургического корпуса Борской центральной больницы и нового корпуса Павловской центральной больницы.

Всего за 5 лет реализации программы было построено, реконструировано и выполнен капитальный ремонт 35 объектов здравоохранения.

 

Значимым направлением работы органов власти является совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, поскольку болезни системы кровообращения и новообразования – это основные причины смертности трудоспособного населения.

В 2011 году в рамках национального проекта «Здоровье» начали работу Региональный сосудистый центр на базе городской клинической больницы               № 13 Нижнего Новгорода и 5 первичных сосудистых отделений. Уже за первый год их работы на 18% выросло число граждан, у которых к концу госпитализации произошло восстановление утраченных функций и сохранилась способность к самообслуживанию (с 35,7 до 57,4%).

В настоящее время зона обслуживания сосудистых отделений охватывает почти 70% населения области. К 2013 году данная система будет внедрена на всей территории региона.

С целью развития системы онкологической помощи в 2011 году создано 2 межрайонных онкоцентра, 21 смотровой и 19 первичных онкологических кабинетов. Кроме того, проведен капитальный ремонт областного онкологического диспансера, приобретено более 300 единиц современного оборудования, проведена подготовка 55 специалистов.

В целом в результате проделанной работы достигнуто сокращение смертности трудоспособного населения от новообразований – на 0,3%, от болезней системы кровообращения – на 20%.

Новым направлением модернизации здравоохранения с 2011 года стало создание службы неотложной медицинской помощи на базе поликлиник. Часть вызовов населения со скорой помощи (в связи с неотложным состоянием) переадресовывается непосредственно в территориальные поликлиники, где обслуживается участковыми врачами и фельдшерами. Таким образом, разгружается скорая помощь и повышается ее эффективность при экстренных случаях.

С целью создания службы неотложной помощи в 2011 году реорганизована система здравоохранения в 6 районах, работа будет продолжена до 2014 года.

 

Кроме того, продолжается работа по развитию системы межрайонных моно- и многопрофильных центров специализированной медицинской помощи. Основной задачей к 2013 году является открытие 42 межрайонных и региональных центров в 11 муниципальных районах и 3-х городских округах области (среди которых будет 12 травмоцентров, 13 сосудистых, 11 перинатальных центров, 3 отделения выхаживания маловесных детей, 3 онкоцентра).

Ежегодно увеличиваются объемы оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи. В 2011 году в Нижегородской области было выделено 5 тысяч 700 квот на лечение в федеральных клиниках и двух наших региональных учреждениях (в 2010 году – 4,9 тысячи).

Безусловно, одним из важнейших аспектов системы здравоохранения является профилактика заболеваний. В 2011 году более 1,3 миллиона человек прошли иммунизацию против основных видов инфекций.

Диспансерный осмотр в 2011 году прошли почти 92 тысячи  работающих граждан, и около 5 тысяч сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отдельным направлением программы модернизации здравоохранения в 2011 году было проведение диспансеризации 25 тысяч 14-летних детей. По выявленным заболеваниям большинство подростков получили помощь в 2011 году, остальные проходят лечение в текущем году.

Еще одной значимой составляющей деятельности Правительства области является популяризация здорового образа жизни. Заинтересованность населения в занятии спортом растет год от года.

 

За последние 6 лет доля нижегородцев, регулярно занимающихся физкультурой, выросла в 2,3 раза. Сегодня – это почти пятая часть всего населения.

Что особенно показательно, значительно возросла доля школьников, посещающих спортивные секции, – с 40% в 2005 году до 70% в 2011-м.

Во многом это результат работы регионального Правительства по улучшению материальной базы.

 

4.5.         Развитие системы образования.

Не менее актуальным направлением деятельности является совершенствование системы образования.

Все еще остро на сегодняшний день стоит вопрос доступности дошкольного образования. Но очереди в детские сады сокращаются с каждым годом, при этом решить проблему дефицита мест в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с поручением Президента России мы планируем к 2016 году.

По итогам 2011 года охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составил 73,9%.

 

Правительством активно решается существующая проблема. В 2011 году утверждены 3 областные программы, содержащие мероприятия как по развитию сети действующих детских садов, так и по организации альтернативных и новых форм дошкольного образования.

За счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием не полностью используемых помещений, а также пустующих зданий образовательных учреждений в 2011 году было открыто 3,3 тысячи  дополнительных мест. К 2015 году будут созданы еще около 2 тысяч.

Кроме того, в рамках программы по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в прошедшем году введено в эксплуатацию 5 новых детских садов, что позволило создать 440 дополнительных мест. Еще 3 детсада на 567 мест будет построено в текущем году.

Также с 2011 года в области активно внедряется новая форма дошкольного образования – семейный детский сад. В течение трех лет в регионе планируется создать около 150 семейных детских садов, что обеспечит не менее 1500 новых мест.

Таким образом, за счет всех реализованных мер в 2011 году было создано дополнительно около 4 тысяч мест в дошкольных учреждениях. И еще столько же будет создано за 2012-2014 годы.

Что касается развития общего образования, то здесь приоритетами Правительства являются укрепление материально-технической базы школ, внедрение инновационных образовательных программ, поддержка талантливой молодежи и повышение качества подготовки педагогических кадров.

 

Так, на модернизацию системы общего образования в 2011 году было направлено почти 440 миллионов рублей. Прежде всего, средства пошли на оснащение школ современным оборудованием (приобретено 33 тысячи единиц лабораторного,  учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования).

С целью поддержки лучших учителей и школ, реализующих инновационные программы, из средств областного бюджета продолжается выплата грантов. В прошлом году 74 педагога получили по 100 тысяч рублей, 10 школ – по 740 тысяч рублей.

Вместе с тем в регионе продолжается реализация инициативы «Наша новая школа», в рамках которой особое внимание уделяется работе с талантливыми ребятами.

На протяжении ряда лет Нижегородская область входит в десятку субъектов России с наилучшими результатами выступления школьников на Всероссийской олимпиаде. Это свидетельствует о высоком качестве образования в регионе.  В 2011 году 31 нижегородский школьник стал победителем или призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.

Активно совершенствуется система дополнительного образования детей. Сейчас она насчитывает более 10 тысяч творческих объединений, в которых занимаются более 136 тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет – это почти половина всех школьников.

 

4.6.         Развитие культуры.

Еще одно направление деятельности Правительства – это развитие культуры.

В данной сфере основная задача – в сохранении уникальных памятников истории, архитектуры, которыми богата Нижегородская земля, в укреплении материально-технической базы культурных объектов, стимулировании творческой деятельности, развитии библиотечного и музейного дела.

За прошлый год в рамках программы по развитию инфраструктуры по разделу «Культура» было освоено около 150 миллионов рублей из средств областного бюджета. В результате введены в эксплуатацию библиотечный корпус Центра славянской культуры в Дивеево и художественная школа в Городце. Кроме того, 20 миллионов рублей федеральных средств было привлечено на строительство Музея-заповедника А.С.Пушкина в селе Большое Болдино.

Продолжается активная работа по компьютеризации библиотек области. На сегодняшний день более 40% из них обеспечены необходимым компьютерным оборудованием. С 2012 года на эти цели, а также на подключение библиотек к широкополосному интернету будут выделяться дополнительные средства из федерального бюджета.

С целью стимулирования творческой активности молодежи в регионе учреждены стипендии различного уровня. Ежегодно их получают 40 человек. Это стипендии имени Пушкина, имени Горького, общероссийского конкурса «Молодые дарования России», областного министерства культуры.

Конечно, важными событиями культурной сферы нашей области являются ежегодные фестивали искусств и творческие проекты, завоевавшие признание Нижегородской области как культурного центра России. Из прошедших в 2011 году можно выделить фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», Пушкинский праздник поэзии, областной фестиваль «Нижегородская музейная столица» в Городце и многие другие.

Правительство и в дальнейшем будет поддерживать эти традиционные мероприятия и оказывать их организаторам всемерную поддержку.

 

4.7.         Реализация жилищной политики.

По-прежнему актуальной задачей для Правительства является обеспечение граждан жильем.

В 2011 году продолжился рост жилищного строительства. Было введено почти 1,5 миллиона квадратных метров жилья  – на 1,2% больше, чем в 2010 году. По этому показателю область занимает 3 место в ПФО.

Перспективным направлением развития данной сферы является строительство малоэтажного жилья. В 2011 году начала реализацию областная целевая программа по стимулированию малоэтажного строительства, рассчитанная до 2013 года. На создание необходимой инженерной инфраструктуры под постройку домов в 34 муниципальных района области направлен 571 миллион рублей.

Кроме того, с каждым годом наращиваются объемы господдержки отдельных категорий граждан для улучшения их жилищных условий.

В 2011 году возможностью получения социальных выплат воспользовались 194 молодые семьи области. Приобретено 659 жилых помещений для детей-сирот. Улучшили свои жилищные условия 110 участковых уполномоченных полиции. Господдержка оказана 82 гражданам из числа уволенных с военной службы, «чернобыльцев» и вынужденных переселенцев.

Также в регионе продолжается реализация показавшей свою эффективность областной программы по поддержке молодых специалистов сферы образования, здравоохранения, спорта и культуры. В 2011 году для ее участников построено 356 индивидуальных домов в 46 районах области. В 2012 году планируется построить еще 416 домов в 43 районах.

Кроме того, в 2011 году была разработана и в начале текущего года утверждена целевая программа «Обеспечение малоэтажным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта в Нижегородской области на 2012-2024 годы с использованием ипотечного кредитования».

Безусловно, одной из первостепенных задач является повышение доступности комфортного жилья.

В 2011 году продолжилась работа по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений. На реализацию соответствующих программ было направлено 1,2 миллиарда рублей, из которых 370 миллионов рублей – средства бюджета области. За прошедший год полностью расселено 23 аварийных многоквартирных дома – это 183 семьи. Расселение продолжается и в текущем году.

В области активно развивается ипотечное кредитование. Среднегодовая процентная ставка по кредитам снизилась с 12,9% годовых в 2010 году до 11,7% в 2011 году.

Региональными банками за 2011 год выдано в 1,8 раза больше жилищных кредитов, чем в 2010 году. В том числе, в рамках областной программы по ипотечному жилищному кредитованию было выдано 900 кредитов на сумму 1 миллиард рублей. Почти 80% из них – по направлению «классическая ипотека».

Эффективно работает и материнский (семейный) капитал – в отчетном году 4,5 тысячи граждан направили эти средства в объёме 1,5 миллиарда рублей на погашение ранее взятых и получение новых ипотечных кредитов.

 

4.8.         Создание комфортной среды для населения.

Очень серьезным вопросом является совершенствование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства.

В 2011 году в рамках реализации региональных адресных программ проводился капитальный ремонт многоквартирных домов. Работы были завершены по 312 объектам, в результате чего почти 37,5 тысяч граждан улучшили свои жилищные условия.

На эти цели было направлено более 420 миллионов рублей, из которых 260 миллионов – средства Фонда реформирования ЖКХ.

Отмечу, что при формировании адресных программ по капремонту, приоритет отдается многоквартирным домам, управляемым товариществами собственников жилья. Это одна из мер поддержки ТСЖ в рамках политики по совершенствованию системы управления домами.

С 2008 года доля многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, увеличилась с 5% до 16%.

Бесспорно, значимым вопросом является газификация населенных пунктов.

В 2011 году на эти цели из всех источников финансирования было направлено 876 миллионов рублей. В результате в регионе введено 485 километров газовых сетей, газифицировано более 13 тысяч квартир и частных домовладений. Уровень газификации жилья по итогам прошлого года составил 84,7%.

Данная работа ведется в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Нижегородской области на период до 2020 года, разработанной компанией «Газпром Промгаз».

В 2011 году было завершено строительство магистрального газопровода Починки – Грязовец, окончены работы по реконструкции дюкерного перехода через Оку в Нижнем Новгороде, была продолжена газификация северных территорий области.

Не менее значимый аспект работы – обеспечение экологической безопасности.

Одним из ключевых вопросов в этой сфере является строительство и модернизация межмуниципальных комплексов переработки и размещения отходов.

В 2011 году закончилась реализация крупнейшего инвестиционного проекта по строительству комплекса утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. Пуск полигона в эксплуатацию запланирован на середину 2012 года.

Еще 3 межмуниципальных комплекса по переработке отходов Богородского, Выксунского и Городецкого районов будут построены в текущем году.

Таким образом, к концу 2012 года должны начать работу 4 новых межмуниципальных полигона ТБО. С учетом действующих объектов общая обеспеченность населения области современными объектами захоронения отходов достигнет 78 %. Одна из целей Правительства – достичь 100%.

Помня печальный опыт 2010 года, особое внимание уделяется мониторингу пожарной безопасности в лесах региона. Проводятся мероприятия по закупке новой и замене устаревшей противопожарной техники, приобретению современного оборудования и инвентаря для обеспечения деятельности пожарно-химических станций. На эти цели в 2011 году было направлено 39,5 миллионов рублей из областного бюджета (приобретены 26 специализированных автомобилей, полуприцеп, Камаз, 2 бульдозера, пожарные рукава, мотопомпы и другая техника).

В 2011 году все мероприятия противопожарного обустройства в области выполнены в полном объеме.

 

В целом же в сфере безопасности жизнедеятельности политика Правительства области направлена на профилактику терроризма и экстремизма, снижение преступности и повышение безопасности дорожного движения.

В 2011 году было проведено обследование более 950 критически важных и потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, ЖКХ, спортивно-развлекательной сферы, образовательных учреждений.

Кроме того, реализованы мероприятия по техническому укреплению средств и систем охраны на объектах гидротехнических сооружений и судоходства Городецкого района, Нижегородской ГЭС, а также на объектах Горьковской железной дороги и метрополитена.

Также проводилась целенаправленная информационная политика по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе было проведено более 2 тысяч мероприятий с использованием СМИ.

В результате принятых мер в 2011 году в области не было допущено ни одного террористического акта.

Всего на обеспечение деятельности правоохранительных органов в 2011 году было выделено около 3 миллиардов рублей, что позволило обеспечить финансирование соответствующих целевых программ, направленных на профилактику и борьбу с преступностью, существенно улучшить материально-техническую базу служб.

В целом в результате проводимых мероприятий в течение 2011 года общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 18,6%, тяжких и особо тяжких преступных деяний – на 24,7%, преступлений, посягающих на чужое имущество – на 17,7%. Количество экономических преступлений снизилось на 22,7%, количество налоговых преступлений – на 70,6%.

 

5.    Оценка эффективности региональной исполнительной власти.

5.1.         Исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств

 

Безусловно, успешная реализация всех социальных программ зависит от сбалансированной бюджетной политики.

 

Положительная динамика в ключевых секторах экономики области способствовала росту доходной части бюджета.

В 2011 году доходы консолидированного бюджета увеличились на 13,3% и составили 125 миллиардов рублей.

Этому в значительной мере способствовало постоянное взаимодействие с крупными предприятиями-налогоплательщиками, работа по взысканию задолженности по налогам, а также стимулирование роста реального сектора экономики путем предоставления налоговых льгот и возмещения процентных ставок по банковским кредитам.

Благодаря росту доходов, в прошедшем году были обеспечены все принятые расходные обязательства, а также изысканы дополнительные средства на выполнение решений, принятых на федеральном уровне, в том числе на:

  • Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы,
  • Поддержку сельскохозяйственного производства,
  • Содержание и ремонт автомобильных дорог, 
  • Софинансирование  с федерацией социально-значимых программ.

Всего расходы консолидированного бюджета составили 132,1 миллиарда рублей. При этом сохранилась их социальная направленность: на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы было направлено 30,6% от общего объема расходов. Задолженность по выплате заработной платы в бюджетной сфере отсутствовала.   

Доходы областного бюджета составили 96,5 миллиардов рублей, расходы – 101,8 миллиарда рублей, дефицит – 5,3 миллиарда  рублей.

Для его покрытия в ноябре 2011 года был размещен седьмой государственный облигационный заем в размере 8 миллиардов рублей сроком на 5 лет под 9,7% годовых.

В целом в 2011 году при исполнении областного бюджета были соблюдены все требования Бюджетного кодекса России в части размеров дефицита бюджета, объема госдолга и расходов на его обслуживание.

При осуществлении финансовой политики важно не только наращивать доходы, но и эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В течение всего прошедшего года Правительство проводило мероприятия по оптимизации расходов органов государственной власти и местного самоуправления, прежде всего за счет сокращения численности аппарата управления и оптимизации его структуры.

Численность работников органов исполнительной власти области была сокращена на 1,7 тысяч штатных единиц (на 29,5%) и составила чуть более 4 тысяч штатных единиц, из которых половина относится к органам власти, исполняющим переданные федеральные полномочия (например, департамент лесного хозяйства, управление по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата, ЗАГС) и контрольные функции (инспекция гостехнадзора, инспекция госстройнадзора)

Введен запрет на увеличение численности работников органов исполнительной власти до 2014 года, за исключением структур, которые будут исполнять переданные федеральные полномочия.

Кроме того, продолжилась работа по преобразованию муниципальных районов в городские округа. В течение прошедшего года Выксунский и Шахунский районы стали городскими округами, принято решение об объединении 2 муниципалитетов в Ардатовском районе. В результате число муниципальных образований сократилось на 16 единиц.

 

Что касается размещения заказов для государственных нужд, был осуществлен переход преимущественно на электронные торги. Из 4 тысяч проведенных торгов на общую сумму  29 миллиардов рублей более 60% пришлось на электронные аукционы. Экономия средств по результатам проведения всех торгов составила порядка 1,1 миллиарда рублей (4% от общей суммы торгов).  Эта сумма была направлена на закупку дополнительного объема товаров, работ и услуг. Особо стоит отметить, что 80% победителей торгов составили нижегородцы.

Осуществлялись мероприятия по инвентаризации и оптимизации структуры областной собственности, разграничению имущества между областью и муниципалитетами.

По сравнению с 2010 годом количество Государственных унитарных и казенных предприятий сократилось на 10 единиц. Принят план оптимизации государственных предприятий Нижегородской области и акционерных обществ государственного сектора на 2012-2013 годы.

В течение года в собственность муниципальных образований передано 402 объекта недвижимости и 571 единица движимого имущества (автобусы для перевозки детей и автобусы филиалов ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс»).

Всего объем доходов от управления и распоряжения областной собственностью за  прошедший год составил более 1 миллиарда рублей, что на 15,9% больше поступлений 2010 года.

 

5.2.         Реализация областных целевых программ, привлечение федеральных средств (ФЦП, ФАИП).

Развивается и программно-целевое расходование бюджетных средств. В течение 2011 года на территории области осуществлялась реализация 48 областных и 20 федеральных целевых программ. Значительная их часть имела социальную направленность.

На реализацию  региональных целевых программ из областного бюджета было выделено 18,3 миллиарда рублей.

Наиболее крупной из них являлась программа по развитию социальной и инженерной инфраструктуры. Объем финансирования ее мероприятий из областного бюджета составил 9,6 миллиарда рублей. Работы осуществлялись на 265 объектах, из которых 130 введены в эксплуатацию.

 

В рамках реализации федеральных целевых программ и финансирования 79 объектов федеральной адресной инвестиционной программы из федерального бюджета было привлечено более 6 миллиардов рублей, в том числе:

- на модернизацию промышленности – 3,1 миллиарда рублей;

- на создание инфраструктурных объектов – 990 миллионов рублей;

- на развитие социальной сферы – 872 миллиона рублей.

 

5.3.         Внедрение механизма «Электронного Правительства».

Кроме того, продолжается процесс внедрения механизма «Электронного Правительства». На федеральном уровне этот механизм уже действует, но переход на электронный формат обслуживания граждан в регионе и муниципалитетах – гораздо более сложный шаг. Поэтому вопросам внедрения информационных технологий уделяется все большее внимание.

Информация о деятельности органов власти раскрыта на Официальном сайте Правительства, более чем на  20 сайтах органов исполнительной власти и 52 сайтах муниципалитетов.

За 2011 год зарегистрировано более 1,7 миллиона обращений к ресурсам сайта Правительства, по сравнению с 2010 годом посещаемость выросла на 30%.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области представлена информация о порядке получения 141 государственной, 216 муниципальных и 373 федеральных услуг. Полностью в электронный вид переведены 50 из них: 25 государственных и 25 муниципальных. Наиболее востребованными являются: регистрация актов гражданского состояния; декларирование розничной продажи алкоголя; назначение социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций.

Создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде; запущены проекты по внедрению универсальных электронных карт, созданию многофункциональных центров и развитию сети терминалов доступа к порталу услуг.

 

5.4.         Реализация антикоррупционной политики.

В соответствии с Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указом Президента России, продолжилась реализация антикоррупционной политики. Координацией работы в этой сфере занимается Межведомственный совет.

Во всех органах исполнительной власти и местного самоуправления работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Их деятельность отражена на Официальном сайте Правительства.

Ведется антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области.

На портале государственных и муниципальных услуг предусмотрена возможность для граждан сообщить о фактах коррупции в режиме on-line. Кроме того, регулярно проводятся «горячие» телефонные линии, на которых граждане могут сообщить о фактах коррупции в органах власти.

 

5.5.         Взаимодействие с органами местного самоуправления.

Для проведения единой политики на территории региона поддерживается тесная связь областного Правительства с органами местного самоуправления.

Регулярно проводятся совещания с главами МСУ и главами администраций муниципальных районов и городских округов, на которых рассматриваются наиболее острые и проблемные вопросы.

Проводятся единые информационные дни, на которых обсуждаются вопросы социально-экономического развития, направления работы федерального Правительства.

Кроме того, осуществляется постоянное взаимодействие с органами МСУ непосредственно органов исполнительной власти по направлениям их деятельности.

 

Например, уже 5 лет в регионе идет реализация программ развития производительных сил, утвержденных как территориальный разрез Стратегии развития нашей области.

Все это время органы власти осуществляли совместную работу с органами МСУ по развитию их экономического потенциала, совместно решая возникающие проблемы.

В итоге программы внесли значительный вклад в экономику области, став основным механизмом улучшения социально-экономических показателей и роста налогооблагаемой базы на территориях. Было введено свыше 1200 объектов промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания, туризма. Привлечено более 250 миллиардов рублей инвестиций, в бюджет поступило 24 миллиарда рублей дополнительных налоговых отчислений, создано 33,5 тысяч новых рабочих мест. 

В настоящее время идет разработка программ до 2020 года.

5.6.         Взаимодействие с населением.

Безусловно, деятельность органов власти любого уровня должна быть направлена на повышение качества жизни на вверенной территории, решение проблем населения. Поэтому важной составляющей работы Правительства является налаживание обратной связи с жителями области, определение реакции на результаты его действий.

Стоит отметить, что население с большим доверием относится к этой работе, повышается уверенность граждан, что их проблемы буду услышаны и решены.

Так, в прошедшем году в адрес Губернатора и Правительства области поступило более 45 тысяч обращений. Абсолютное их большинство связано с вопросами жилищно-коммунальной сферы, социальной защиты, улучшения жилищных условий, благоустройства городов и районов.

Более активно население стало обращаться через средства массовой информации: почти 7 тысяч обращений были адресованы во время прямых теле- и радиоэфиров с участием Губернатора, это в 6 раз больше уровня 2010 года.

Продолжена практика проведения тематических «горячих телефонных линий» для населения. Проводятся тематические «интернет-линии», телеконсультации в режиме «оn-line».

5.7.         Сотрудничество с депутатами Законодательного Собрания.

Как и в предыдущие годы, работа Правительства области осуществлялась в тесном сотрудничестве с депутатами и фракциями Законодательного Собрания, что позволило оперативно и профессионально совершенствовать законодательную базу, своевременно уточнять параметры областного бюджета,  обеспечивать решение сложных проблем.

В прошлом году был принят целый ряд важных для региона законов: «О промышленной политике», «Об обеспечении продовольственной безопасности», «О государственной поддержке технопарков», «О дорожном фонде», «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства» и другие.

Правительство области принимало активное участие в мероприятиях, проводимых Законодательным Собранием, в том числе в заседаниях «круглых столов», научно-консультативного совета при Законодательном Собрании области, выездных заседаниях комитетов.

В 2011 году приступило к работе Заксобрание 5 созыва. Отличительной чертой нового состава является многообразие позиций, стремление депутатов разнообразить формы работы, принимать окончательные решения по ключевым вопросам только после детального обсуждения проблемы, приглашение правительства к дискуссии и обмену мнениями.

Такой подход позволяет найти оптимальные решения стоящих перед органами власти задач во благо Нижегородской области и ее жителей.

Преемственность и сохранение конструктивных взаимоотношений исполнительной и законодательной власти является основой и гарантом продолжения реализации тех ориентиров, которые заложены в Стратегии развития области до 2020 года.

6.    Задачи на среднесрочную перспективу

В ближайшие несколько лет предстоит решить ряд важных задач.

 

Безусловно, они будут определяться теми мерами и целевыми ориентирами до 2018 года, которые установлены в указах Президента России Владимира Владимировича Путина от 7 мая текущего года.

Созданная в регионе система управления социально-экономическим развитием позволяет четко определять соответствие текущих параметров развития стратегическим ориентирам и проводить при необходимости корректировку региональной политики. В 2011 году она была дополнена среднесрочными инструментами – разработаны проекты программы социально-экономического развития и комплексного инвестиционного плана нижегородской области до 2015 года. Эти документы позволяют планировать развитие региона на основе оптимального использования его ресурсов с учетом имеющихся проблем и возможных рисков, управляя, прежде всего, инвестиционными процессами.

Это чрезвычайно важно в современных условиях ускоренного глобального технологического развития с точки зрения достижения конкурентоспособности региональной экономики. Кроме того, актуальность этих документов обусловлена усиливающейся конкуренцией российских регионов, особенно европейской части страны, за федеральные инвестиционные ресурсы, и не только на стимулирование экономики, но и на развитие человеческого капитала. Имеется в виду планируемое масштабное отвлечение ресурсов на развитие Сибири и Дальнего Востока, которое продиктовано геополитическими интересами России, и реализацию других российских масштабных проектов, носящих международный характер.

Оценивая федеральные целевые ориентиры на среднесрочную перспективу, следует отметить, что у нас сформирован хороший задел по уровню инвестирования в экономику.

Регион опережает среднероссийский уровень по отношению объема инвестиций к ВРП. Более амбициозные у области планы и в отношении роста производительности труда: если в целом по России планируется увеличение этого показателя к 2018 году  в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, то по области, в соответствии со стратегическими индикаторами, рост составит 3 раза.

Что касается технологического развития, то благодаря реализации проектов по строительству двух технопарков - «Система-Саров» и «Анкудиновка», а также потенциала нижегородских предприятий атомной промышленности, область примет активное участие в развитии уникальных российских ядерных, информационных и суперкомпьютерных технологий. В совокупности с результатами нашей кластерной политики – на первом этапе по развитию автомобилестроения и нефтехимии, а в ближайшей перспективе – в сфере биомедицины, получится решить и задачу увеличения доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

Успешность формирования новой высокоэффективной экономики будет определять возможности региона и в социальной сфере. Здесь приоритетами  в соответствии со Стратегией развития области и с федеральными установками будут вложения в человеческий капитал, и прежде всего, в работников бюджетной сферы – по увеличению уровня их заработной платы, а также дальнейшая модернизация здравоохранения, образования и культуры.

Существенные изменения ожидаются и в системе госуправления, прежде всего, по формированию «Электронного Правительства», предоставлению населению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», а также повышению ответственности госслужащих и обеспечению открытого взаимодействия с региональным сообществом по решению задач социально-экономического развития. В Стратегии региона это целевое направление звучит как эффективная власть.

2012 год для области будет насыщен историческими событиями. Это и 400-летие нижегородского народного ополчения, и 75-летие беспосадочного перелета Валерия Павловича Чкалова в Америку, и 200-летие Бородинского сражения 1812 года. Эти события необходимо встретить достойно, конкретными делами подтвердив стремление нижегородцев самоотверженно служить Отечеству.

Только тесное и конструктивное сотрудничество законодательной и исполнительной ветвей власти  поможет решить все поставленные задачи.

Дата создания страницы: 04.06.2012
Дата модификации страницы: 04.06.2012