Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства

Отчет Губернатора о результатах деятельности Правительства Нижегородской области в 2009 году

docСкачать  (203 Kb)

Отчет Губернатора области В.П.Шанцева

о деятельности Правительства Нижегородской области по итогам 2009 года

 

Уважаемый Виктор Николаевич!

Уважаемые депутаты!

Сегодня, в соответствии с Уставом области, я выступаю перед вами с отчётом о деятельности Правительства области в 2009 году.

Прошедший год внес существенные коррективы в деятельность органов исполнительной власти. Работа была выстроена в соответствии с Планом Правительства области по стабилизации ситуации в экономике, в производственном и банковском секторе региона.

Проблемные вопросы развития конкретных предприятий, отдельных территорий, требовавшие комплексного рассмотрения, оперативно решались на Координационном совете по регулированию негативных процессов в экономике.

Одну из своих главных задач Правительство видело в минимизации социальных последствий кризиса. Велся ежедневный мониторинг ситуации на рынке труда. Практически ни одно заседание Координационного совета не проходило без рассмотрения проблем, связанных с предстоящими         увольнениями, выплатой заработной платы. Решались вопросы привлечения заказов на предприятия, проблемы энергоснабжения, урегулирования дебиторской задолженности, кредитования и другие.

Вместе с тем, даже в кризисной ситуации Правительство области стремилось сохранить в своей политике стратегические направления, которые активно развивало ранее.

Кризис подтвердил, прежде всего, верность определённых нами стратегических приоритетов на модернизацию экономики и развитие высокотехнологичных производств.

На практическую реализацию этой задачи были направлены и программы развития производительных сил городов и районов области, и инвестиционная политика, и меры поддержки инноваций.

Важным результатом является тот факт, что в сложном 2009 году эти направления деятельности не были свернуты.  А значит, потенциал развития области был сохранен.

Наглядным уроком кризиса стала необходимость усиления работы по диверсификации экономики. Прежде всего, это касается моногородов (их у нас 13), которые в большей степени ощутили последствия несбалансированной экономики. Поэтому в дополнение к муниципальным программам развития производительных сил сейчас завершается разработка программ модернизации моногородов.

Учитывая, что в посткризисный период будут сохраняться ограничения, связанные с наполняемостью бюджета, уже в 2009 году для поддержания устойчивых темпов развития области мы взяли курс на ускоренное развитие государственно-частного партнерства. Без него будет невозможна реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.

В этой связи искренне благодарю депутатов Законодательного Собрания за конструктивный подход при принятии соответствующего областного закона.

Свой отчет о деятельности Правительства области я начну с оценки уровня экономического развития региона и мер государственной поддержки экономики.

Несмотря на негативное влияние кризисных явлений на экономику региона в 2009 году, объём валового регионального продукта – как интегрального показателя уровня экономического развития – за пять последних лет, включая прошедший год, вырос в 2,2 раза  (в действующих ценах).

Производительность труда (объем валового регионального продукта в расчете на одного занятого в экономике) за тот же период времени также выросла более чем в 2 раза.

Улучшение этого показателя стало возможным благодаря политике Правительства области, направленной на создание благоприятных условий для технологического обновления производств.

Таких проектов, направленных на модернизацию и поддержанных Правительством как приоритетные – около 60 (56).

Среди них такие крупные проекты, как создание комплекса глубокой переработки нефти в Кстово и строительство литейно-прокатного комплекса в Выксе – мощного импортозамещающего производства высококачественного листа для труб большого диаметра. Оба они уникальны и позволят обеспечить конкурентоспособность продукции.

Следует сказать, что в 2009 году все обязательства перед инвесторами по приоритетным проектам были выполнены. Общий объем предоставленных налоговых льгот составил около 400 миллионов рублей, 90 миллионов рублей были направлены на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам (в размере 50% ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации).

В 2009 году – дополнительно к ранее введённым в практику мерам господдержки реального сектора – Правительством области были предприняты антикризисные меры.

Мы воспользовались правом предоставления государственных гарантий по коммерческим кредитам, которое было дано субъектам РФ в 2009 году. Общий объем предоставленных за 2009 год гарантий составил более 800 миллионов    рублей. Из них гарантии предприятиям промышленности         составили 70%, строительным организациям – 22%, сельхозпредприятиям – 8%.

Был сформирован залоговый фонд в сумме более 500 миллионов рублей. Сегодня он расширен до 750 миллионов      рублей. Поддержку получили две трети предприятий, обратившихся за предоставлением залога на общую сумму более 300 миллионов рублей. Эта практика будет продолжена и в 2010 году.

Кроме того, ряд мер был направлен на стимулирование спроса на продукцию нижегородских товаропроизводителей. В первую очередь, автомобилестроения как одной из ключевых отраслей региональной экономики.

Мы использовали государственный заказ в качестве инструмента  формирования спроса. Были приняты меры по обеспечению приоритетности закупок продукции нижегородских предприятий на средства областного бюджета, в том числе сформирован электронный реестр продукции нижегородских производителей.

В общем объеме реализованной в рамках госзаказа продукции на сумму 8 миллиардов рублей, продукция, произведенная на территории области, составила 85%.

Удалось включить автомобильную технику нижегородских производителей, таких как «Заволжский завод гусеничных тягачей», «Арзамасский машиностроительный завод», «ПАЗ», «ГАЗ», в федеральный государственный заказ.            В результате только по предприятиям группы ГАЗ объем закупки  в 2009 году составил более 2 миллиардов рублей.

200 автобусов нижегородского производства было закуплено по региональной программе обновления парка автотранспортных средств и коммунальной техники для муниципальных предприятий Нижегородской области.

Начали действовать две областные программы по поддержке потребительского спроса на региональную автомобильную продукцию: по возмещению расходов по оплате процентов по автокредитам и по компенсационным выплатам при обмене старых автомобилей на новые.

Кроме этого, при содействии Правительства области было достигнуто положительное решение о реструктуризации кредитного портфеля Группы ГАЗ под гарантии Правительства Российской Федерации на сумму 20 миллиардов рублей.

Поддержку Правительства области получил целый ряд системообразующих предприятий. Специально созданные рабочие группы из представителей органов исполнительной власти и банков решали широкий спектр вопросов, касающихся проблем с доступностью кредитных средств, с задолженностью по заработной плате, расчётами за газ и электроэнергию и другие. То есть практически осуществлялось «ручное управление».

В результате совместных действий Правительства области и руководства предприятий, после резкого снижения производства, произошедшего в первом квартале 2009 года, уже по итогам первого полугодия ситуация в обрабатывающем секторе промышленности стабилизировалась и начался компенсационный рост производства. Это не значит, что были решены все проблемы, многие из них сохраняются и сейчас. Однако негативная тенденция была переломлена, и экономика начала восстанавливаться.

В 2009 году нам удалось сохранить поддержку сельскохозяйственного производства на уровне предыдущего года (объем поддержки составил около 2 миллиардов рублей). Из областного бюджета выделялись субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Как краткосрочным – до 1 года (212,8 миллиона рублей), так и по долгосрочным – до 5 лет (287,5 миллиона рублей), что в условиях кризиса особенно актуально для сельхозпредприятий. Причем размер компенсации был увеличен до 95% ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.

С целью стабилизации работы молочной отрасли осуществлялась поддержка производства сухого молока (26 миллионов рублей).

Для поддержания спроса на зерновом рынке был сформирован региональный зерновой продовольственный фонд,       в который было закуплено более 2 тысяч тонн продовольственной пшеницы (35,5 миллиона рублей).

Сохранены были и те виды поддержки сельхозпроизводителей, которые работают на перспективное развитие. Предоставлялись субсидии на поддержку элитного семеноводства, на стабилизацию и увеличение поголовья крупного рогатого скота (в том числе маточного), на возмещение части затрат на сельскохозяйственную технику, приобретенную на условиях лизинга.

Все эти меры сыграли стабилизирующую роль, и 2009 год сельскохозяйственная отрасль завершила с положительным результатом: темп роста в сопоставимых ценах составил 103% к 2008 году.

Если говорить в целом о достигнутом уровне развития сельского хозяйства области, следует отметить, что в результате стимулирования сельскохозяйственного производства и решения задачи по обеспечению продовольственной безопасности региона объем продукции увеличился на 13,5%             (в сопоставимых ценах) к уровню 2004 года. Это является серьезным результатом для области, относящейся к зоне рискованного земледелия.

Возможным это становится потому, что за счет проводимой модернизации, внедрения современных технологий    сельскохозяйственного производства увеличивается его       эффективность.

Например, на протяжении последних 5 лет на фоне         сокращения посевных площадей шло ежегодное (за исключением 2007 года) увеличение валового производства зерна. В 2009 году оно составило рекордную за последние 10 лет величину – почти 1,5 миллиона тонн.

Особое внимание в 2009 году Правительство области уделяло поддержке малого бизнеса, поскольку значительная часть населения занята в этом секторе экономики (около трети занятых в экономике).

Были сохранены и усилены – в том числе и за счет средств федерального бюджета – все наши традиционные меры поддержки малого предпринимательства. В частности, были увеличены размеры компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков (с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации) и по страхованию предмета залога при получении кредита (с 50% до 80%). В рамках развития инфраструктуры его поддержки завершено строительство бизнес-инкубатора производственной направленности в Тоншаевском районе.

Кроме этого, были приняты решения по дополнительным мерам поддержки антикризисной направленности.

Снижена нагрузка на малый бизнес по арендной плате за нежилые помещения, относящиеся к областной собственности.

Найдены средства для того, чтобы привлечь дополнительные федеральные деньги на развитие системы гарантий для субъектов малого бизнеса. А в декабре прошлого года было завершено формирование гарантийного фонда в объеме более 350 миллионов рублей.

Введен новый вид государственной поддержки в виде грантов тем, кто начинает собственное дело. Объем поддержки составил 10 миллионов рублей (2 миллиона рублей –      средства областного бюджета, 8 миллионов рублей – сумма федеральной субсидии). Гранты получили 34 субъекта малого бизнеса.

В целом в 2009 году была оказана финансовая поддержка по 465 предпринимательским проектам на сумму 122,3 миллиона рублей. При этом в экономику области было привлечено около 4 миллиардов рублей кредитных средств. Дополнительно было создано около 1 тысячи 200 рабочих мест.

Следует отметить, что в 2009 году региональная законодательная база по стимулированию развития малого предпринимательства была признана лучшей в Приволжском федеральном округе.  

Безусловно, что в условиях кризиса предприятия вынужденно сокращают свои программы развития. Поэтому в 2009 году Правительство стремилось максимально поддержать инвестиционную деятельность и способствовать улучшению инвестиционного климата.

Как было сказано выше, несмотря на кризис, не было     изменено ни одно условие господдержки для инвесторов.

Продолжил работу Инвестиционный совет. По одобренным в течение года проектам объем инвестиций составил 362 миллиарда рублей. Кроме этого, 5 проектов с объемом инвестиций 46,4 миллиарда рублей были признаны приоритетными.

У нас начала складываться хорошая практика по подготовке за счёт бюджетных средств инженерной инфраструктуры земельных участков, на которых планируется реализация инвестиционных проектов. Так, в отчётном году было выделено 68 миллионов рублей на подготовку участков под малоэтажное строительство.

Усилия Правительства области по созданию благоприятного инвестиционного климата привели к тому, что общий объём инвестиций в регионе сложился на достаточно высоком уровне - около 200 миллиардов рублей (2 место в         Приволжском федеральном округе и 12 место по России).        С учетом задела предыдущих лет это в 2 раза выше уровня 2004 года в сопоставимой оценке. При этом мы существенно опережаем среднероссийскую динамику: по России этот показатель за период с 2005 по 2009 год вырос в 1,5 раза.

Из общего объема инвестиций около 54 миллиардов руб. были привлечены в рамках программ развития производительных сил районов области. Это позволило реализовать целый ряд проектов и оказало позитивное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет области в 2009 году составили 9,5 миллиарда руб. Создано дополнительно 6,3 тысячи новых рабочих мест.  

Весьма существенными были бюджетные инвестиции региона. Их объем в 2009 году составил более 19 миллиардов рублей, что почти в 8 раз больше уровня 2004 года. Это около 10 процентов от общего объема капитальных вложений.

Несмотря на кризис, регион в 2009 году получил больше федеральных средств на инвестиционные цели. В 2009 году объем привлеченных из федерального бюджета капитальных вложений составил 5 миллиардов рублей, а всего за последние 5 лет (2005-2009 годы.) – 15 миллиардов рублей.

Существенных успехов удалось достичь в привлечении в регион иностранного капитала. Даже с учетом влияния кризиса их объем в 2009 году превышает уровень 2004 года в 3,3 раза (по Российской Федерации – в 2 раза). Притом, особенно важно, что объем прямых зарубежных инвестиций вырос в  5,2 раза (по Российской Федерации – в 1,7 раза).

В области инновационной деятельности политика регионального Правительства направлена на решение задачи модернизации экономики.

С 2006 года осуществляется поддержка предприятий, реализующих приоритетные инновационные проекты. Статус приоритетных за это время получили более 40 проектов нижегородских предприятий, из них 27 – с финансовой поддержкой. 

В том числе в 2009 году – 11 производств. Из них 7 – в виде возмещения затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам. Причем размер компенсации процентной ставки в 2009 году в связи с кризисом был увеличен с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации. 8 предприятий были освобождены от налога на имущество. Общая сумма поддержки составила 54,9 миллиона рублей.

Всего же за 4 года объем господдержки по приоритетным инновационным проектам в виде налоговых льгот и частичной компенсации процентной ставки составил 115 миллионов рублей. В результате объем инвестиций предприятий в инновационные проекты сложился в сумме более 3 миллиардов рублей.

В регионе развивается инфраструктура поддержки инноваций. С 2006 года действует «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», который в 2009 году был удостоен премии «Элита национальной экономики», учрежденной Государственной Думой Российской Федерации и Фондом содействия развитию предпринимательства.

В 2009 году началось финансирование из Регионального венчурного фонда. Первым проектом, получившим поддержку в размере 40 миллионов рублей, стало производство сверхчистого субмикронного порошка окиси алюминия              «Нанокорунд». Подписано соглашение о намерениях инвестирования средств фонда в размере 40 миллионов рублей в производство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций «Микрометан-С».

Совместно с федеральным центром  и частными инвесторами в 2009 году была продолжена реализация крупных инфраструктурных проектов по поддержке инноваций: Саровский Технопарк и «IT-парк Анкудиновка».

Первый из них уже действует и активно развивается. На его территории  размещены 22 инновационные организации (в том числе корпорация Intel). Управляющая компания (ОАО «Технопарк «Система-Саров») совместно с Федеральным Ядерным Центром готовятся к участию в конкурсе РОСНАНО по созданию на территории технопарка Нанотехнологического центра.

В 2009 году продолжалось развитие инфраструктуры парка. Строился Бизнес-инкубатор, который существенно расширит его возможности по предоставлению поддержки инновационно-активным предприятиям (в среднесрочной перспективе - до 200 компаний).

По проекту создания «IT-парка «Анкудиновка» в 2009 году завершено проектирование всех внеплощадных и внутренних сетей и начато строительство объектов инженерной инфраструктуры. За период 2007-2009 годов на их проектирование и возведение из федерального и регионального бюджетов выделено 1,4 миллиарда рублей.

Планируется, что в среднесрочной перспективе на территории технопарка будет размещено до 400 малых инновационных компаний, при этом доля импортозамещающей продукции в общем объеме выпуска его резидентов будет составлять до 65%.

Активные действия по созданию условий для инновационной деятельности на территории области  имеют конкретные результаты технологического развития экономики.

Количество предприятий, применяющих передовые промышленные технологии, за период 2005-2009 годов увеличилось в 1,8 раза (с 415 в 2005 году до 758 в 2009 году).

Выросло и число используемых передовых промышленных технологий: в 2009 году на 18% к уровню 2005 года         (с 18,8 тысячи в 2005 году до 22,1 тысячи в  2009 году).           Нижегородская область и пять лет назад была лидером среди регионов Российской Федерации по этому показателю. Но   если в 2004 году мы опережали следующую за нами Москву на 30%, то теперь - в 1,7 раза.

Кроме этого, в 2009 году было создано 64 новых промышленных технологии (116,4% к уровню 2005 года). Из них 5 – принципиально новые, не имеющие аналога ни в России, ни за рубежом (в 2008 году была создана только одна принципиально новая технология).

Правительство области акцентировало внимание на реализации инфраструктурных проектов.

Продолжалась реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры. За счёт средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году удалось ввести в действие ряд крупных объектов.

Это автомобильная часть совмещенного метромоста через Оку и подходы к нему в Нижнем Новгороде; мост через Оку с обходом г. Мурома в Навашинском районе; обход г. Сергача. Сданы в эксплуатацию пусковые объекты дорожного строительства в Пильнинском, Гагинском, Павловском, Сокольском, Сеченовском, Шарангском, Уренском районах и г.Дзержинске. Это мостовые переходы, подъездные дороги с твердым покрытием к сельским населенным пунктам.

Были продолжены работы на таких крупных объектах, как Южный обход г.Нижнего Новгорода (3-я очередь строительства), автодорога Р-152 Шопша – Иваново – Нижний Новгород на участке обхода г. Балахны.

Всего в 2009 году введено в эксплуатацию около 25 километров автодорог и более 260 погонных метров искусственных сооружений.

В рамках строительства метрополитена в Нижнем Новгороде в 2009 году завершена проходка правого перегонного тоннеля от правобережного портала до станции «Горьковская» и начато строительство левого тоннеля (завершение проходческих работ состоялось 17 июня 2010 года). За время строительства на объекты метрополитена направлено более 11 миллиардов рублей. В том числе 8 миллиардов рублей – из областного бюджета.

Кроме этого, в течение года велись проектные работы 18 объектов дорожного хозяйства. Получено положительное заключение Федерального государственного учреждения «Главгосэкспертиза России» по проектной документации строительства моста через Волгу в районе Подновья. В настоящее время Правительством области ведется работа по привлечению инвесторов для реализации данного проекта на основе государственно-частного партнерства.

С участием Правительства области продолжалась реализация таких транспортных проектов как организация железнодорожного скоростного движения до Москвы, организация пассажирской канатной дороги до Бора.

Мы поддерживаем уникальный проект по развитию пассажирских перевозок на судах на воздушной подушке нижегородского производства. Сейчас они организованы компанией Логопром по маршруту Нижний Новгород – Бор. В ближайшей перспективе планируется организация сообщения между городами-спутниками и районами Нижнего Новгорода.

Продолжается развитие международного аэропорта «Нижний Новгород». С мая 2009 года авиакомпанией «Регион-Авиа» организованы новые регулярные рейсы в Москву, обеспечивающие удобную стыковку на многочисленных внутрироссийских и международных направлениях полета из аэропорта «Домодедово».

В реконструкцию нижегородского аэропорта привлечены федеральные средства (в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»), а также планируются масштабные частные инвестиции.

В соответствии с действующим Соглашением о сотрудничестве Правительства области и РАО «ЕЭС России» в 2009 году продолжалось развитие энергетического комплекса   Нижегородской области.

Наращивалась трансформаторная мощность электросетевых высоковольтных подстанций (на Подстанции «Нагорная» установлен третий автотрансформатор и на Подстанции «Нижегородская» начата установка второго трансформатора). Практически завершен проект строительства высоковольтной линии «Нижегородская - Борская».

Продолжалась реализация проектов развития распределительных сетей «Нижновэнерго», объем финансирования которых за 2009 год составил 1,5 миллиарда рублей.

Это расширит возможности подключения конечных потребителей к электрическим сетям и обеспечит надежность энергоснабжения.

В 2009 году продолжалась реализация проектов по развитию генерирующих мощностей.

Выполнен анализ экономической целесообразности реализации проекта строительства парогазовой ТЭЦ в г.Нижнем Новгороде мощностью 900 Мегаватт. Инвестору выделен в аренду земельный участок под строительство первой очереди, получено согласование Минэкономразвития Российской Федерации на выделение лимита природного газа.

Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» выполнены работы по обоснованию инвестиций на строительство Нижегородской АЭС в Навашинском районе. Проведены общественные слушания по предварительному варианту материалов оценки воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации энергоблоков. Правительством области выполнены необходимые работы по оформлению земельного участка под размещение АЭС.

В 2009 году продолжалась реализация ряда крупных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов транспорта газа, компрессорных станций и хранилищ газа. Все они были направлены на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов и проектов по развитию производительных сил городов и районов области.

Таким образом, в 2009 году, несмотря на кризис, была продолжена работа по снятию инфраструктурных ограничений развития области, которая ведется Правительством уже несколько лет.

Уважаемые коллеги!

Главной задачей 2009 года было сохранение социальной стабильности в регионе, несмотря на финансово-экономический кризис. Определяя для себя основные направления социальной политики, мы исходили из оценки возможности развития тех или иных негативных последствий кризиса для населения, сконцентрировав усилия на самых существенных из них.

Нижегородская область на протяжении нескольких последних лет была одним из лучших российских регионов по такому показателю социального благополучия, как уровень регистрируемой безработицы. В условиях кризиса реально возникла угроза роста безработицы – как неотъемлемого атрибута экономического кризиса.

Действительно, на протяжении 2009 года отмечался постепенный рост безработицы, и в конце года на учёте в службе занятости в качестве безработных состояли 36 тысяч жителей области, тогда как в начале года их было немногим    более 14 тысяч.

Однако следует отметить, что уровень регистрируемой безработицы даже в конце 2009 года не превышал 2% экономически активного населения области, то есть не превысил даже докризисного среднероссийского уровня.

Сдержать разрастание проблемы удалось благодаря предпринятым комплексным мерам. Мы весьма оперативно,     одни из первых среди российских регионов разработали областную целевую программу «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году». Общий объём              финансирования программы за счёт средств бюджетов всех уровней составил 756,2 миллиона рублей (основная часть – средства федерального бюджета - 613,2 миллиона рублей; объем финансирования за счет средств областного бюджета составил около 30 миллионов рублей).

Результаты целенаправленной работы по сдерживанию роста безработицы в 2009 году  можно кратко охарактеризовать следующим образом.

В общей сложности за год при содействии службы занятости были трудоустроены около 160 тысяч человек (158,6 тысячи человек) из 225,5 тысячи обратившихся, то есть более 70 процентов.

Почти 70 тысяч человек были заняты на общественных оплачиваемых работах.

Более 1800 выпускников образовательных учреждений были направлены на стажировку в организации области.

2120 безработных получили помощь в открытии собственного дела (1992 зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и 128 – как юридические лица).

Адресную поддержку по переезду в другую местность для трудоустройства получили более 750 человек.

Новым и, как показала практика, весьма эффективным с точки зрения поддержки населения было такое направление, как организация опережающего профессионального            обучения, то есть профобучение работников, находящихся под угрозой увольнения. За 2009 год через профподготовку по данной программе прошли 5,4 тысячи работников.  99% из них сохранили рабочие места, остальные трудоустроились в других организациях. Более того, когда на их предприятиях завершится посткризисное восстановление производства и начнётся полномасштабное развитие и модернизация, такие работники окажутся наиболее подготовленными для работы в новых условиях. В общей сложности 74 предприятия приняли участие в опережающем обучении, а самыми активными были предприятия Группы ГАЗ.

В целом же службой занятости было организовано профобучение 7,4 тысячи человек. Следует подчеркнуть важность данного направления работы для стабилизации ситуации на рынке труда. Мы наблюдаем значительный дисбаланс спроса и предложений на рынке труда именно в плане готовности претендентов выполнять ту или иную профессиональную работу. Банк вакансий службы занятости сейчас (начиная с середины апреля 2010 года) превышает численность безработных. Тем не менее, снижение безработицы идёт не так быстро, как всем нам хотелось бы. 

Еще одним из приоритетных направлений нашей работы в кризисном 2009 году было следующее: не допустить резкого роста цен на потребительском рынке. Уровень инфляции,   составивший за год 108,4%, оказался самым низким за весь период наблюдения с 1992 года. Впервые за много лет рост цен в регионе оказался ниже среднероссийского уровня (108,8% - в среднем по России).

Существенный вклад в сдерживание цен внесла планомерная работа по насыщению рынка продовольствия продуктами непосредственно от производителя. В области создано 79 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 39 снабженческо-сбытовых и 16 перерабатывающих.

В Нижнем Новгороде были организованы и еженедельно работали 11 торговых площадок, где свою продукцию представляли местные производители. Начал работу областной сельскохозяйственный рынок, предоставивший им возможность работать без посредников. Открыто 70 магазинов «шаговой доступности», где реализуется местная продукция по весьма доступным ценам.

Во многом благодаря перечисленным мерам темп роста цен на продовольственные товары в области за 2009 год составил 103,8%, что на 2,3 процентных пункта  ниже среднероссийского показателя, на 12,7 процентных пункта ниже показателя 2008 года и самый низкий показатель с момента его исчисления.

В числе мер, предпринимаемых нами для сдерживания инфляции, ведется контроль ценообразования на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, продукты детского питания (нарушения были обнаружены примерно в 60% случаях). В 2009 году регулирование надбавок осуществлялось на все лекарственные средства, в отличие, например, от таких регионов Приволжского федерального округа как Удмуртия, Пермский край, Пензенская область, где регулирование было введено только на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. А в Самарской области регулирование надбавок вообще не осуществлялось.

Необходимо добавить, что в 2010 году в соответствии с решением Правительства Российской Федерации принят новый порядок регулирования цен на лекарственные средства. В частности, Правительством области установлен уровень предельных оптовых и розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарства.

Хотел бы отметить, что мы впервые разработали и приняли программу «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы», имеющую цель - развитие конкурентной среды и благоприятного делового климата. Она будет способствовать появлению новых участников, прежде всего на потребительском рынке, а, следовательно, и сдерживанию инфляции.

Замедление роста цен явилось одной из важнейших составляющих того, что в 2009 году не произошло вполне ожидаемого снижения покупательной способности доходов населения области и увеличения доли бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума). Показатели остались на уровне предыдущего года, были лучше, чем в 2007 году и существенно лучше, чем, например, в 2004 году.

Вторая составляющая данного результата – это поддержание уровня доходов населения на достаточно высоком для условий кризиса уровне.

Поскольку от депутатов Законодательного Собрания поступил вопрос о том, как выглядит наша область по ряду показателей уровня жизни населения на фоне других российских регионов в период 2005-2009 годов, отмечу следующее.

Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 20,4% в 2004 году до 13,5% – в 2009 году. По данному показателю в 2008 году наша область вышла на среднероссийский уровень (в Российской Федерации доля была 13,4%), тогда как в 2004 году мы были очень далеки от него (в Российской Федерации доля была 17,6%). То есть сокращение бедности у нас проходило быстрее, чем во многих других регионах.

Среднедушевые доходы населения в 2009 году превзошли величину прожиточного минимума в 2,85 раза (в 2004 году соотношение было 2,1 раза).

Сложившиеся в среднем по области доходы населения (14,4 тысячи рублей в месяц на человека) в 2009 году были на 10% выше, чем в 2008 году (в действующих ценах).

В результате опережающих темпов роста почти в 2 раза сокращено отставание среднедушевых доходов населения области от среднероссийского уровня: с 25,2% в 2004 году до 12,4% в 2008-ом. В кризисном 2009 году отставание составило около 15%. С 2006 года по уровню среднедушевых денежных доходов область опережает среднее значение по Приволжскому федеральному округу.

В этом результате есть определённый вклад и Правительства области.

Несмотря на кризис, были сохранены все 53 социальные выплаты отдельным категориям граждан, выплачиваемые за счет средств областного бюджета. При этом с 1 января 2009 года была проведена их индексация на коэффициент 1,1.

С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 4 тысяч 330 рублей.

С 1 апреля 2009 года  осуществлен переход на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Далеко не все российские регионы смогли осуществить его.                 В результате рост средней заработной платы в данном секторе, ранее оплачиваемой по единой тарифной сетке, составил 30% по сравнению с уровнем 2008 года. На эти цели из средств областного бюджета дополнительно было выделено около 5 миллиардов рублей.

В целом же по области средний уровень зарплаты вырос относительно 2008 года на 9,5% (в действующих ценах) и составил 14,7 тысячи рублей. В условиях, когда из-за кризиса значительно возросла неполная занятость работников (простои, сокращённая рабочая неделя, вынужденные отпуска без сохранения или с частичным сохранением зарплаты), такие результаты следует расценивать как весьма достойные.

Следует признать, что, несмотря на активные действия областной власти, направленные на снижение просроченной задолженности по заработной плате, полностью снять проблему пока не удаётся. На то есть объективные причины. Сейчас уже более 80% общей суммы образовавшейся задолженности приходится на долю предприятий, находящихся в процедуре банкротства.

Мониторинг задолженности по заработной плате ведётся у нас в ежедневном режиме (обеспечивает министерство социальной политики).

Для работы с предприятиями-должниками создана и продолжает активно действовать рабочая группа по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в организациях Нижегородской области. В 2009 году 70 предприятий – самых крупных должников - прошли через рабочую группу, из них 50 организаций полностью погасили задолженность и еще 4 – сократили её более чем наполовину.

Отдельные предприятия рассматривались и на координационном совете, созданном изначально как антикризисный для оперативного рассмотрения наиболее проблемных вопросов, а в настоящее время действующий как координационный совет по экономическому развитию области.

С удовлетворением следует отметить, что кризис 2009 года не стал препятствием для продолжения весьма позитивных демографических тенденций в нашей области, наблюдаемых на протяжении нескольких последних лет - а именно, с 2006 года.

По сравнению же с 2005 годом итоги 2009 года выглядят весьма внушительно: рождаемость увеличилась на 22,5%, смертность снизилась на 12,5%, естественная убыль населения замедлилась на 40,5%.

И надо совершенно справедливо заметить, что определённый вклад в наметившееся решение давнишней демографической проблемы региона вносит социальная направленность политики регионального Правительства.

Сегодня в Нижегородской области много внимания уделяется развитию социальной сферы, подкрепленного значительными финансовыми вложениями, поскольку повышение доступности и качества услуг населению – это важнейшая задача Правительства области.

Бюджетные расходы по отраслям социальной сферы за 2009 год превысили 50% общих расходов консолидированного бюджета и выросли по сравнению с 2008 годом на 9,6 процента, что говорит о социальной направленности бюджета.

С 2007 года основная часть средств бюджета развития направляется на областную целевую программу «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», в рамках которой осуществляется строительство и реконструкция значимых объектов. За первые два года с начала ее реализации объемы средств из областного бюджета на эти цели увеличились более чем в 38 раз – до 14,2 миллиарда рублей в 2008 году.

В 2009 году, несмотря на вызванные кризисом сложности,  областная целевая программа «Развитие…» была сохранена.
Из областного бюджета она была профинансирована на сумму 8,6 миллиарда рублей. А в целом за счёт всех источников – на 12,4 миллиарда рублей. За год в рамках данной программы финансировалось строительство 282 объектов. Были завершены работы по строительству и реконструкции 117.

За три года введено в эксплуатацию более 700 социальных объектов. В том числе 50 – в сфере образования, 22 –  здравоохранения, 24 – культуры, 50 – в области соцзащиты, более 250 – газификации, что практически в каждом в районе области. Возводились мосты, строились дороги, музейно-туристические комплексы, современные комбинаты бытовых услуг.

Только за 2009 год было открыто 8 физкультурно-оздоровительных комплексов в разных районах и городах области (Богородск, Дзержинск, Балахна, Бор, Воротынец, Шатки, Шахунья, Урень).

Создание условий для занятий спортом – это весомая часть нашей планомерной и всесторонней работы по формированию приоритета здорового образа жизни у населения. По сравнению с 2008 годом численность занимающихся физкультурой и спортом в области увеличилась на 44 тысячи человек и теперь таковых насчитывается  400 тысяч – почти 12% жителей. Но должно быть гораздо больше. Мы не снимаем с повестки дня строительство Физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений во всех районах и городах области.

Тем более – как наглядно показала практика – возведение таких комплексов благотворно сказывается на приобщении к спорту молодого поколения. В прошедшем году около 11 тысяч детей занимались в спортивных секциях при Физкультурно-оздоровительных комплексах. Там, где они действуют, весьма существенно сократилась детская и подростковая преступность.

На формирование здорового образа жизни направлена и работа по созданию в городах и районах области центров здоровья на базе муниципальных учреждений здравоохранения. Это новое и, по нашим оценкам, весьма перспективное направление в данной сфере. В 2009 году было организовано и оснащено оборудованием для экспресс-методов диагностики и лечебной физкультуры 13  таких центров (в городах Бор, Выкса, Заволжье, Кстово, Павлово, Арзамас, Дзержинск, Нижний Новгород). В том числе 2 специализированных центра для подростков. Нижегородцы начали активно пользоваться услугами этих центров. Такое отношение населения к своему здоровью не может не радовать. Как и возрастающая забота работодателей о здоровье работников, о чем свидетельствует рост числа работников, проходящих дополнительную диспансеризацию – в 2009 году её прошли более 92 тысяч человек.

Для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях созданы: региональный центр на базе областной клинической больницы им. Н.А. Семашко и травмоцентры III, II уровней на базе больницы скорой медицинской помощи города Дзержинска, Лысковской, Володарской,  Кстовской и Воротынской центральных районных больниц. Все они оснащены необходимым оборудованием, дополнительно закуплено 17 реанимобилей, проведено обучение медицинских кадров. Средства федерального бюджета на создание центров составили 168,5 миллиона рублей, областного бюджета – 85,8 миллиона рублей.

В 2009 году по сравнению с предыдущим годом в области зафиксировано снижение смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий с 23,5 до 21,8 случаев на 100 тысяч населения.

Важным показателем качества медицинских услуг является уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. За отчётный год этот уровень уменьшился на 12% (с 841,8 до 744,2 случаев на 100 тысяч жителей допенсионного возраста). И здесь самое большое снижение было отмечено по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний – на 21%.

Существенно меньше, чем  в 2008 году, была материнская смертность. Её уровень за год упал на 48%. Это результат целенаправленной работы по совершенствованию медицинской помощи в рамках программы родовспоможения, которая в течение последних лет реализуется в области.

На 30% за год снизился показатель смертности от туберкулёза. Притом что, благодаря всё возрастающему охвату населения профилактическими осмотрами, случаев заболеваемости им стало выявляться больше.

Результаты проводимой планомерной работы по совершенствованию системы профилактики заболеваний дают полное основание ожидать продолжения позитивных демографических тенденций в регионе.

Что касается развития сферы образования, то хотелось бы отметить следующие результаты 2009 года.

В области построены 3 школы на 2800 ученических мест; 3 детских сада на 475 детей; учебный корпус Сосновского агропромышленного техникума, рассчитанного на 300 учащихся и другие объекты.

Совместно с работодателями создано 3 ресурсных центра начального и среднего профессионального образования на базе лицея №21 г. Нижнего Новгорода, Сормовского механического техникума и Перевозского строительного колледжа. Они оснащены высокотехнологичным оборудованием для подготовки рабочих нового поколения радиоэлектронной отрасли, металлообрабатывающего производства и строительных предприятий.

В дополнение к приоритетному национальному проекту «Образование» для поощрения грантами Губернатора Нижегородской области были проведены конкурсные отборы учреждений дополнительного образования детей и детских садов, а также воспитателей и педагогов, работающих в этой сфере и осуществляющих инновационные образовательные  программы. 

Гранты Губернатора получили: 371 учитель, 55 воспитателей детских садов, 30 педагогов дополнительного образования, 39 образовательных учреждений.

Мы располагаем данными об отношении населения к различным аспектам деятельности региональной исполнительной власти. Согласно им, удовлетворённость медицинской помощью, условиями для занятий физкультурой и спортом, качеством общего образования имеет позитивную динамику. В 2009 году, по сравнению с предыдущим годом, по каждому из этих видов социальных услуг она выросла на 2-4 процентных пункта.

В сфере культуры в 2009 году произошло долгожданное для нижегородцев и гостей города событие. После реставрации открылось здание Нижегородского художественного музея на Верхневолжской набережной. Начались проектно-изыскательные работы по строительству нового Нижегородского театра оперы и балета. Для работников культуры      построено комфортабельное общежитие  квартирного  типа  в Нижнем Новгороде на  71 квартиру.

С успехом продолжается практика проведения ставших уже традиционными праздников, форумов международного и межрегионального уровней. Таких, как фестивали искусств
им. Сахарова и «Болдинская осень», научные конференции «Болдинские…» и «Горьковские чтения», Пушкинский праздник поэзии и многие другие. Закладываются основы новых традиций.  Правительство области оказывает поддержку многим творческим коллективам для участия в них.

Немаловажной задачей повышения качества социальных услуг является кадровое обеспечение данной сферы. На решение этой задачи направлена областная целевая программа по поддержке молодых специалистов, работающих в области образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

В 2009 году она профинансирована на сумму 415,9 миллиона рублей. Были заключены 437 кредитных договоров на приобретение жилья и 500 договоров на транспортные средства, выплачены доплаты к заработной плате 461 молодому специалисту.

170 домов для специалистов было построено в рамках областной целевой программы «Развитие социальной и инженерной структуры…» на сумму 280 миллионов рублей.

Всего же участниками программы по поддержке молодых специалистов с 2006 года стали более 2 тысяч человек.

Выше уже было сказано о том, как решается у нас транспортная проблема в части строительства дорожных объектов. Но есть и такой ее аспект, как состояние пассажирских перевозок. С 2006 года мы серьёзно взялись за обновление пассажирского транспорта.

За этот период значительно – почти на 60% – обновлен подвижной состав, выполняющий социальные перевозки. Приобретено 1 тысяча 199 автобусов. Объем инвестиций составил более  3 миллиардов 800 миллионов рублей. Вклад 2009 года, несмотря на кризис, – 418 автобусов.

В 2009 году продолжалась реализация программ газификации области.

На строительство газовых сетей за счет всех источников финансирования было направлено 980 миллионов рублей    (из них ОАО «Газпром» - 360 миллионов рублей, областной бюджет – 271 миллион рублей, специальная инвестиционная надбавка к тарифам на транспортировку газа – 283 миллиона рублей).

В 2009 году в Нижегородской области было введено 523 километра газовых сетей, газифицировано 12 тысяч квартир и частных домовладений. А за 2005-2009 годы в области проложено 3 тысячи 382 километра газовых сетей, что на 489   километров больше, чем за предыдущие 5 лет (2000-2004      годы). А объем финансирования газификации за этот период составил 3,8 миллиарда рублей. При этом большая часть, почти 60% или 2,2 миллиарда рублей, профинансирована за счет консолидированного бюджета области.

Подробнее остановлюсь на вопросах жилищной политики и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на устойчивую тенденцию роста объемов ввода жилья в последние годы, одной из серьёзнейших проблем остаётся его доступность для населения.

В 2009 году в эксплуатацию введено более 1,4 миллиона квадратных метров общей площади, что более чем в 2 раза превышает объем ввода, достигнутый в 2004 году. В результате мы вышли на среднероссийский уровень ввода жилья в расчете на одного жителя региона – 0,42 квадратных метра.

Выйти на достигнутый в 2009 году уровень было непросто. Во многом результат определили меры Правительства области по стимулированию жилищного строительства – через приобретение жилья для некоторых категорий граждан, предоставление госгарантий застройщикам для обеспечения их кредитными ресурсами, поддержку ипотечного кредитования.

В целях поддержки и стимулирования предприятий-застройщиков внедрена практика отсрочки и рассрочки    платежей за земельные участки под жилищное строительство. Первоначальная погашение стоимости производится застройщиком в размере 20% от цены участка, сложившейся по итогам аукциона (чаще всего она совпадает с размером задатка). В первый год плата составляет только месячную арендную плату по строительной ставке. Оставшаяся часть разбивается равными долями на 2-4 года.

В части жилищного кредитования следует отметить активную работу Государственного предприятия Нижегородской области «НИКА». В 2009 году, по сравнению с предыдущим годом, оно более чем в 2,2 раза увеличило объём выданных ипотечных жилищных кредитов и займов (составил 983 миллиона рублей) и вошло в первую пятерку региональных операторов ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по объёмам новых ипотечных кредитов.

В 2009 году Правительством области сделан акцент на расширение малоэтажного жилищного строительства.

Для его дальнейшего развития создана Нижегородская ассоциация малоэтажного строительства (НП НАМС), объединившая более 100 организаций. При участии Ассоциации активно ведется работа по формированию проектной и градостроительной документации территорий, по урегулированию правоотношений на земельные участки, находящиеся в       федеральной собственности, осуществляется выставочная деятельность.

В Правительстве действует рабочая группа по развитию малоэтажного жилищного строительства. Одной из ее основных задач является разработка соответствующей региональной программы по формированию обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков под строительство жилья для отдельных категорий граждан (дети-сироты, молодые специалисты, переселенцы из аварийного фонда и районов Крайнего Севера, военнослужащие и члены их семей и т.д.). Средства на эти цели предусмотрены федеральными и областными программами.

В настоящий момент выбраны крупные земельные участки, ведутся предпроектные работы и подготовка проектной документации территорий малоэтажной застройки с нанесением их на карты районов области и  указанием потребности в обеспечении жильем этих категорий граждан. Рассмотрение данного вопроса планируется на заседании Правительства Нижегородской области в ближайшее время.

Кроме этого, по нашей с вами совместной инициативе разработан законопроект о бесплатном предоставлении земельных участков в районах области в собственность гражданам этих же категорий для индивидуального жилищного строительства. При этом на период застройки участок         передается в аренду до 3-х лет, а после этого – бесплатно в собственность.

В 2009 году в полном объёме была реализована региональная адресная программа проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Работы были завершены по  1 тысяче 37-ми многоквартирным домам в 38-ми муниципальных образованиях.

Общий объём финансирования Программы на 2009 год составил более 1,6 миллиарда рублей. В основном это средства Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства (1,4 миллиарда рублей).

Отремонтировано 414 тысяч квадратных метров крыш, 84,5 тысячи квадратных метров подвальных помещений, 549,7 тысяч квадратных метров фасадов, произведена замена 58 лифтов. Затраты на ремонт внутридомовых инженерных систем составили 769,3 миллиона рублей.

Важнейшим направлением для нас сегодня является     модернизация коммунальной сферы. Мы решаем, в частности, задачу привлечения стратегических инвесторов в теплоэнергетический комплекс.

Правительством области подписано Соглашение о взаимодействии с ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» по развитию теплоэнергетического комплекса муниципальных образований Нижегородской области.   Утверждена Концепция регионального стратегического развития систем теплоснабжения в  2009-2013 годах.

Предполагается модернизировать системы теплоснабжения 29-ти  муниципальных образований. Во всех районах в 2009 году проведена паспортизация систем теплоснабжения, осуществлен анализ финансово-хозяйственной деятельности теплоснабжающих организаций. С целью консолидации теплоэнергетических активов и их последующей модернизации создана единая теплоснабжающая компания (ОАО «Нижегородская теплоснабжающая компания») с участием Правительства области и ОАО «Московская объединенная энергетическая компания».

Приоритетными направлениями инвестиционных программ в коммунальной теплоэнергетике являются:

- изменение структуры топливного баланса;

-  оптимизация схем теплоснабжения;

- развитие производства местных видов топлива  и перевод на них котельных северных районов (реконструкция действующих и строительство новых, а также ликвидация мазутных котельных).

По ряду объектов  в 2009 году начато рабочее проектирование с использованием средств областного бюджета (разработка проектно-сметной документации на реконструкцию центральной котельной и тепловых сетей в р.п.Тонкино,      на строительство блочно-модульной котельной в п.Сява   Шахунского района).

Мы также заключили соглашение с компанией «Ремондис» по модернизации водоканализационного хозяйства Арзамаса – 5-летний проект по замене магистральных водопроводов и ремонту водонасосных станций по немецким технологиям. Таким образом, будет разрешена насущная проблема обеспечения жителей города качественной питьевой водой.

 

Правительство области уделяет особое внимание повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти, поскольку она является необходимым условием реализации стратегических установок по развитию региона. Прежде всего, это относится к оптимизации бюджетной политики.

В 2006 году была начата реформа региональных финансов, касающаяся внедрения новых технологий управления бюджетным процессом.

Осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию на основе реестра расходных обязательств, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета.

Завершен первый этап внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, направленного на улучшение качества государственных услуг. С одной стороны,              разработана методика оценки результатов деятельности субъектов бюджетного планирования по осуществлению функций. С другой - разработан и введен в действие  порядок формирования и финансового обеспечения выполнения органами исполнительной власти государственного задания по предоставлению государственных услуг – на основе расчетно-нормативных затрат на их оказание.

Проводилась работа по эффективному управлению государственным долгом. В результате по итогам 2009 года объем госдолга Нижегородской области составил 38% годового дохода. Это обеспечивает большой запас прочности регионального бюджета, поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации госдолг допускается в размере 100% доходной части.

В 2009 году впервые проведены публичные слушания по отчету об исполнении бюджета и по проекту на очередной год, направленные на повышение информационной открытости деятельности Правительства области.

В 2009 году его исполнение проходило в жестких              условиях.

Была активизирована работа с Управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, службой судебных приставов и крупными предприятиями-налогоплательщиками по поступлению доходов в областной бюджет в запланированных объемах, а также погашению задолженности по налогам.

Были приняты меры по оптимизации его расходов.

В том числе, определены приоритетные (защищенные) статьи расходов: социальные выплаты, медикаменты, стипендии, питание, оплата коммунальных услуг, межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам. Сокращены более чем на 50 процентов капитальные затраты. А также с целью недопущения роста кредиторской задолженности введены предельные объемы финансирования.

Была проведена оценка эффективности областных целевых программ, по результатам которой некоторые из них приостановлены.

В течение 2009 года проводилась работа по мониторингу и повышению эффективности расходования бюджетных средств за счет реструктуризации сети бюджетных учреждений и достижения установленных федеральных нормативов. А также за счет оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Несмотря на все трудности, доходы консолидированного бюджета в 2009 году составили 97,4 миллиарда рублей, что на 8,8% ниже уровня предыдущего года, но при этом в 3 раза больше, чем бюджет 2004 года.

Бюджетная обеспеченность  по доходам на душу населения составила по Нижегородской области за 2009 год – 29,15 тысяч рублей (49 место среди субъектов Российской Федерации и 6 место среди субъектов Приволжского федерального округа). В 2004 году Нижегородская область занимала по данному показателю 63 место среди субъектов Российской Федерации и 9 место среди субъектов  Приволжского федерального округа.

В 2009 году нам удалось реализовать финансирование областных целевых программ в объеме 17% от расходной части бюджета или 14 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2005 году оно составляло только 3% расходов или 980 миллионов рублей.

Всего за пять лет (2005-2009 годы) на реализацию областных целевых программ из областного бюджета было выделено 47 миллиардов руб.

Кроме этого, в рамках реализации Федеральных целевых программ и Федеральных адресных инвестиционных программ за 2005-2009 годы в Нижегородскую область было привлечено более 22,4 миллиарда рублей федеральных средств. При этом рост федеральных инвестиций в 2009 году по сравнению с 2005 годом составил 2,7 раза.

Ещё одним направлением повышения эффективности   органов исполнительной власти является внедрение в их   деятельность современных информационных технологий, то есть построение электронного правительства.

В 2009 году проведена  значительная работа по данному направлению. Сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы его создания в Нижегородской области. Разработан проект закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который уже принят в текущем году.

Кроме того, активно развивался официальный интернет-сайт Правительства региона и интернет-представительства органов исполнительной власти.

В настоящее время завершена работа по созданию корпоративной вычислительной сети и созданию единой системы электронного документооборота. Запущена в эксплуатацию первая очередь системы видеоконференцсвязи с органами местного самоуправления (в 11 районах).

С 2009 года начала использоваться система электронных аукционов. В электронном формате было осуществлено 27%  от общего количества проведенных торгов.

Вместе с тем, ключевая задача на данном направлении - переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. Мы уже завершили первый этап. Создан интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

В нем представлена информация о порядке получения более 260 услуг. За прошедший год принято и рассмотрено более 3,3 тысячи обращений граждан. В 2009 году здесь появились первые интерактивные сервисы, в том числе подача заявки на оформление заявления о регистрации брака, получение информации о ежемесячной денежной компенсации.

В начале 2010 года Нижегородская область стала победителем в номинации «Лучший Интернет-портал» 1-го Всероссийского конкурса «Лучшие решения по созданию систем коллективной обработки информации», организованного Государственной Думой Российской Федерации.

На днях опубликован рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню внедрения Электронного правительства, в котором Нижегородская область занимает второе место после Республики Татарстан.

Немало сил в отчетном году было направлено на антикоррупционную деятельность.

Создан межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе.  Аналогичные советы также начали работать в городах и районах области. То есть мы систематизировали работу в данном направлении.

Принята областная целевая программа «Противодействие коррупции в Нижегородской области» на 2009-2011 годы.       В районах утверждены программы, а в органах                      исполнительной власти - ведомственные планы противодействия коррупции.

На официальном сайте Правительства региона создан специальный раздел, посвященный этим вопросам. На областном портале государственных услуг открыт раздел, в рамках которого любой посетитель может сообщить о фактах коррупции. Работает телефон доверия.

Также был принят ряд нормативных правовых актов, которые расширяют контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих.

Повсеместно созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению данной категории граждан и урегулированию конфликта интересов.

Собраны и опубликованы в средствах массовой информации сведения о доходах и имуществе госслужащих, лиц, замещающих государственные должности, и членов их семей.

Проведено обучение по вопросам противодействия коррупционным проявлениям в органах исполнительной власти.

В течение 2009 года осуществлялась оптимизация системы местного самоуправления области.

Произошло укрупнение ряда муниципальных образований, в результате чего их число в целом сократилось на треть. Практически во всех вновь образованных поселениях (кроме Борского городского округа) прошли выборы в органы местного самоуправления, сформированы бюджеты на 2010 год.

Претерпела изменения и система формирования органов местного самоуправления. Во-первых, она стала единой для всех муниципальных образований. Во-вторых, – более эффективной. Теперь глава местного самоуправления избирается, как правило, из состава представительного органа муниципалитета и исполняет полномочия его председателя, что повышает его ответственность перед населением. Глава местной администрации назначается по контракту на конкурсной основе. Это позволяет привлечь в исполнительные органы местного самоуправления квалифицированных управленцев.

 

В 2009 году в связи с принятием антикризисных мер и необходимостью внесения соответствующих изменений в нормативную базу Правительство и областное Законодательное Собрание осуществляет тесное сотрудничество. Проделана огромная работа по определению целесообразности и обеспечению взвешенности тех или иных решений.

Законодательным Собранием в течение 2009 года при обсуждении проектов нормативно-правовых актов было дано около 60 рекомендаций по различным вопросам социально-экономического развития региона. Все рекомендации Правительством выполнены.

Такой конструктивный подход позволил эффективно реагировать на кризисную ситуацию: своевременно ввести новые меры поддержки, внести необходимые изменения в бюджет.

Взаимодействие законодательной и исполнительной власти действительно имеет большое значение при формировании региональной политики. Итоги развития региона являются результатом наших совместных действий.

В заключение следует сказать, что в текущем году принят среднесрочный План по переходу к устойчивому развитию области. В соответствии с ним в 2010 году сохраняются практически все дополнительные меры поддержки, принятые в 2009 году.

Положительная динамика основных показателей развития за 5 месяцев текущего года свидетельствует об активном компенсационном росте экономики. Полного восстановления мы ожидаем в 2012 году.

Для того чтобы обеспечить опережающие темпы роста и возврат на стратегическую траекторию развития, мы должны укреплять нашу политику модернизации экономики, т.е. продолжать наращивать государственную поддержку инноваций и стимулировать инвестиционную деятельность. Поэтому быстрыми темпами необходимо восстанавливать и увеличивать бюджет развития.

Уважаемые коллеги!

Только вместе, консолидировав усилия исполнительной и законодательной власти, а также бизнес-сообщества и всех созидательных сил региона, мы сможем добиться реальных результатов в наращивании темпов экономического развития. А главное, - в достижении благополучия каждой нижегородской семьи, каждого нижегородца.

Дата создания страницы: 24.06.2010
Дата модификации страницы: 28.05.2012