Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

05.04.2005 14:46Приоритеты развития здравоохранения Нижегородской области в связи с реализацией Федерального Закона № 122

Реализация Федерального закона № 122, направленного, в том числе, на централизацию лекарственного обеспечения льготных категорий граждан – это первая часть процесса реформирования системы здравоохранения в целом, основная задача которого –  повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи уже на первом, амбулаторно-поликлиническом, этапе.

По состоянию на 4 марта 2005 года, по данным территориального отделения Пенсионного фонда РФ, в федеральном реестре по Нижегородской области состоит 412 423 гражданина, имеющих право на дополнительную медицинскую помощь в виде льготного лекарственного обеспечения. За первый квартал 2005 года ими были получены лекарственные препараты на общую сумму 108, 3 млн. рублей. За аналогичный период 2004 года льготными категориями граждан были получены лекарственные средства на сумму 39,4 млн. рублей.

По данным на 4 апреля 2005 года, общая сумма поставки лекарственных средств компанией «Биотэк» составила 278,1 млн. рублей. Из них с уполномоченного склада ГП «Нижегородская областная фармация» в аптечные учреждения отгружено препаратов на сумму 198 млн. рублей, в том числе: в январе – на 45 млн. рублей, в феврале – на 60 млн. рублей и в марте – на 93 млн. рублей.

Кроме того, в рамках программы обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан регионального уровня, в течение I квартала т.г. были приобретены препараты на общую сумму 14,15 млн. рублей, обслужено 28 400 рецептов.

В период с 11 января по 4 апреля 2005 года в ЛПУ города и области выписано для федеральных «льготников» 848 888 рецептов, из них осуществлен отпуск препаратов по 669 400 рецептам. На отсроченном обслуживании более 10 дней находится 1,7% рецептов от общего числа выписанных, что почти в четыре раза меньше по данным на 5 марта т.г. (6,5%).

Общее количество рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, с 5 по 31 марта т.г. уменьшилось более чем в два раза. С начала 2005 года выдано 896 189 упаковок препаратов, из них с 5 марта по 1 апреля т.г. – более 600 000 препаратов.

Организация централизованного обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами в рамках Закона № 122 – только часть того процесса реформирования, который должен поднять здравоохранение на более качественную ступень развития. И возврат к централизованному обеспечению лекарствами льготных категорий граждан – это возможность оказания эффективной, и в ряде случаев достаточной, помощи уже на первичном, поликлиническом этапе, а не в стационаре, где должна оказываться специализированная и высокотехнологичная помощь.

При этом Министерство здравоохранения Нижегородской области отмечает, что проведение реформ не будет проводиться революционными решениями, но будут осуществляться планомерно и поступательно.

Реформирование – это, в первую очередь, изменения в организации амбулаторно-поликлинического этапа медицинской помощи, поскольку сегодня он, по мнению специалистов, недостаточно эффективен. В частности, участковые терапевты направляют к узким специалистам до 70% обратившихся к ним пациентов, тогда как этот показатель, при правильной организации работы врачей поликлиник, не должен быть выше 30-35%. Кроме того, в Нижегородской области количество обращений в поликлинике значительно ниже федерального норматива (соответственно 7030,6 против 9198 посещений на 1000 человек).

В этой связи предполагается постепенный перевод системы оказания первичной медицинской помощи на принцип врача общей практики (семейного врача). В рамках этого перевода, в текущем году будет осуществлен пилотный проект, в ходе которого на базе НижГМА пройдет подготовку по специальности «врач общей практики» первая группа участковых терапевтов и педиатров и, на базе лечебно-профилактических учреждений города и области, будут оборудованы 30 кабинетов семейного врача. 

От эффективности и качества работы первичного звена оказания медицинской помощи зависит работа стационаров, ряд показателей и нормативов работы которых в Нижегородской области также не соответствуют федеральным требованиям.

В частности, обеспеченность круглосуточными койками на 10 000 населения в прошлом, 2004 году, составлял 106,7 койки, что существенно выше федерального норматива, который равен 89,9 коек на 10 000 населения. Количество койко-дней пребывания в стационаре на 1000 человек в 2004 году он составило 3 420,0  койко-дней, при расчетном нормативе 2 812,5 койко-дней.

Основываясь только на этих двух показателях, можно сделать вывод о необходимости реструктуризации коечного фонда Нижегородской области. Это необходимо для того, чтобы направлять высвобождающие средства на другие, более актуальные виды медицинской помощи и выведения из оборота неиспользуемых в полном объеме коек некоторых видов специализированной помощи, к примеру, инфекционной, акушерской и гинекологической, а также коек, выполняющих сугубо социальные задачи.

В связи с этим, вопрос реструктуризации коечной сети необходимо рассматривать и с точки зрения неизбежного сокращений круглосуточных коек. Министерством здравоохранения Нижегородской области, совместно с органами местного самоуправления,  разработан календарный план реструктуризации (сокращения) коечного фонда на период с 2004 по 2007 год. План поэтапный и его выполнение определено четырехсторонним соглашением участников программы: территориального фонда обязательного медицинского страхования, областного Министерства здравоохранения, администраций районов области и руководителей лечебно-профилактических учреждений (центральных районных больниц). Например, этим планом, в 2005-2007 годах, предусматривается сократить в городе Кстово – 20 коек, а в областном центре – порядка 1 000 коек. Одновременно будет сокращаться и количество койко-дней пребывания в стационаре. Причем только за счет того, что пациентам будет оказываться квалифицированная медицинская помощь в течение всего времени его пребывания в стационаре, включая и выходные дни.

По мнению Минздрава Нижегородской области, реструктуризация коечной сети с одновременным ее перепрофилированием сделает более качественной и доступной для населения именно специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, которая наиболее востребована в Нижегородской области – эндопротезирование суставов, протезирование сердечных клапанов или имплантация кардиостимуляторов. К примеру,  в 2004 году было проведено 585 имплантаций кардиостимуляторов, в то время как потребность в такой операции составляет около 1 500 в год. В очереди в специализированных клиниках областного подчинения на операцию по эндопротезированию суставов состоят более 500 жителей города и области, а в протезирование сердечных клапанов нуждаются ежегодно около 150 человек.

Здравоохранение, как отрасль народного хозяйства, подчиняется всем законам экономики и перераспределение средств для финансирования приоритетных направлений деятельности – естественный процесс поступательного развития.

 

Дата создания страницы: 05.04.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet