Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей

Результаты проведения антикоррупционного мониторинга общественного мнения на территории Нижегородской области в 2011 году

О результатах проведения антикоррупционного мониторинга общественного мнения на территории Нижегородской области в 2011 году

 

        

Правительство Нижегородской области уделяет особое внимание проблемам противодействия коррупции и сокращения административных барьеров. Эффективная борьба с коррупцией, в частности, разработка региональных антикоррупционных Программ невозможна без выявления реального состояния коррупции, а также механизмов, конкретных причин и условий ее возникновения и существования. В этих целях в Нижегородской области ежегодно проводится исследование отношения к коррупции широких слоев населения.

В 2010-2011 годах в Нижегородской области проведен масштабный опрос, в ходе которого удалось исследовать отношение к проблеме коррупции 6931 человек из числа представителей бизнес - сообщества.

Ранее на территории Российской Федерации исследований проблем коррупции с участием такого количества респондентов не проводилось.

Целью проекта являлось:

- изучение уровня и динамики коррупции в регионе и ее восприятие предпринимательским сообществом Нижегородской области и города Нижнего Новгорода;

- установление наиболее коррупциогенных и взяткоемких структур;

- определение основных направлений предупреждения и  пресечения коррупционной деятельности, а также устранение причин, ее порождающих;

- разработка и уточнение на основе полученных данных оптимальных средств и методов антикоррупционной политики. 

Цель проекта была реализована путем проведения анкетирования представителей бизнес-сообщества. В ходе обработки результатов проведенного опроса получены следующие результаты:

 

1. Коррупция - сложное и неоднозначно понимаемое явление, которое развивается во времени, имеет исторически изменчивый характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления, включая детали социальных практик, представления и стереотипы сознания, а также эмоциональное их восприятие.

В результате анкетирования было выяснено, что большая часть опрошенных предпринимателей Нижегородской области (34%) рассматривает содержание коррупции  как получение взятки (в городе Нижнем Новгороде - 40%);

- 32% - использование служебного положения в личных целях;

- 19% - хищение бюджетных средств;

- 13% - недобросовестное исполнение должностных обязанностей;

- 1%. - иное.

 

2. На неизбежность коррупции, сопровождающей любые предпринимательские усилия и исключающей иные взаимоотношения между бизнесом и чиновничеством  в современной России, указали 22% респондентов;

- 42% бизнесменов отметили, что коррупция широко распространена в стране,  ее разнообразные проявления нередко встречаются как в повседневной жизни, так и в сфере предпринимательства;

- 20% бизнесменов считают, что коррупционные отношения чиновников и предпринимателей возможны, иногда полезны, но не обязательны;

- 13% опрошенных полагают, что коррупционные связи при ведении бизнеса не нужны, все проблемы можно решить и без этого.

 

3. Восприятие коррупции сформировано у предпринимателей на основе личного опыта – 32%, опыта родственников и друзей – 19%. Однако, наибольшее влияние на опрошенную аудиторию оказали средства массовой информации - 47%.

 

4. Представителям бизнес - сообщества в течение последнего года приходилось встречаться с проявлениями коррупции в  следующих сферах деятельности (респонденты могли оценивать деятельность сразу нескольких служб):

- наиболее коррумпированными опрашиваемая аудитория  посчитала полицию - 19%;

- высокие коррупционные риски отмечены у сферы здравоохранения - 13%;

- система образования  подвержена коррупции по мнению 10% респондентов;

- судебные органы имеют негативный рейтинг у 10% опрошенных;  

- органы  прокуратуры - 11%,;

- система ЖКХ - у 7%;

- налоговая служба  - 7%;

- таможенная служба  - 6%;

- органы исполнительной власти Нижегородской области - 5%;

- муниципальные органы Нижегородской области - 4%;

- финансовая сфера - 3%.

Восприятие опрошенной аудиторией уровня коррумпированности отдельных сфер деятельности традиционно совпадает с фактическим состоянием в случаях, когда речь ведется о сотрудниках здравоохранения, полиции, образования.  Несколько неожиданным оказалось то, что среди ответов на данный вопрос каждый десятый указал, что незаконное вознаграждение было передано в судебные и прокурорские структуры.

 

5. За последний год в среднем по Нижегородской области незаконное вознаграждение передавали 57% опрошенных предпринимателей, не давали незаконного вознаграждения - 43% респондентов. В городе Нижнем Новгороде это соотношение составляет 70% и 30% бизнесменов соответственно.

 

6. Передача незаконного вознаграждения, как указали респонденты,  чаще была инициирована чиновниками, чем ими самими: инициатива исходила от должностных лиц вышеперечисленных структур в 79% случаев, в 21% - от бизнесменов.

 

7. Респонденты сообщили, что прибегали к передаче незаконного вознаграждения в целях:

- ускорения рассмотрения документов - 21%;

- оставления без внимания допущенных нарушений контролирующими и надзорными органами - 15%;

- «стимулирования» проведения расследования сотрудниками полиции и следователями прокуратуры - 10%;

- обеспечения победы на торгах, конкурсах и аукционах - 6%;

- содействия в устранении конкурентов - 6%;

- в иных целях - 7%.

 

8. Необходимый результат был достигнут в 49% ситуаций, достигнут частично – в 30%, и в 21 % случаев результат был отрицательным.

Таким образом, более чем в половине случаев подкуп должностных лиц не принес предпринимателям ожидаемого результата.

 

9. Респонденты готовы участвовать в стимулировании государственных и муниципальных служащих для решения своих проблем, несмотря на то, что для 67% передавших незаконное вознаграждение сумма взятки представлялась значительной.

Суммарный объем предоставленных  незаконных выгод (в форме денег, подарков, протекции или услуг) представителям государственных и муниципальных органов, в том числе образовательных, медицинских или иных организаций, за 12 месяцев 2010 года в 56% случаев составил менее 10 тыс.  рублей, что говорит не столько о низких ставках незаконных вознаграждений, а скорее о распространенности повсеместной бытовой коррупции, обусловленной необходимостью платить должностному лицу за выполнение им своих обязанностей.

Незаконное вознаграждение на общую сумму от 10 тыс. до 100 тыс. рублей передали 34% опрошенных,  от 100 тыс. до 500 тыс. рублей  - 6%, от 500 тыс. до  1 млн. рублей - 3%, свыше 1 млн. рублей - 1%.

Следует отметить, что размер незаконного вознаграждения, переданного чиновникам в городе Нижнем Новгороде, незначительно отличается от аналогичного показателя в среднем по области. В то же время в областном центре количество предпринимателей, затративших на незаконное вознаграждение свыше 100 тыс. рублей оказалось в 1,4 раза выше, чем в среднем по области.

 

10. Мнение бизнесменов по поводу наличия у государства стремления решить проблему коррупции разделились следующим образом:

- 12% предпринимателей считают, что государство реально стремится решить проблему коррупции и прилагает для этого  серьезные усилия;

- 35% опрошенных при наличии очевидной государственной антикоррупционной политики указали на недостаточность предпринимаемых усилий;

- 48% респондентов обратили внимание на отсутствие видимых антикоррупционных шагов при продекларированном стремлении снизить уровень коррупции;

- 4% участников анкетирования считают, что стремление изжить коррупцию у государства отсутствует.  

При этом следует отметить определенные сдвиги в общественном сознании, произошедшие за год. По сравнению с результатами предыдущего опроса общее количество респондентов, отметивших стремление государства побороть коррупцию, а также наличие конкретных действий на данном направлении, увеличилось почти на 19%.

 

11. Проводимые государственными органами антикоррупционные мероприятия, реформы и программы считают достаточно эффективными 17% опрошенных, неэффективными - 50%, ничего неизвестно об этих мероприятиях  - 33% респондентов.

Эти цифры также свидетельствуют о положительной динамике в отношении представителей бизнес - сообщества к предпринимаемым государством и Правительством Нижегородской области антикоррупционным усилиям. Число граждан, которым ничего неизвестно о программах и реформах, направленных на снижение уровня коррупции, сократилось по сравнению с прошлым годом на 11%, а число признающих эффективность антикоррупционных мероприятий выросло на 10%.

 

12. В ходе опроса предпринимателям было предложено определить последствия распространения коррупции в государственных и муниципальных структурах.

По мнению опрошенных, коррупция:

 - нарушает права человека - 33%;

- ведет к замедлению темпов экономического развития страны - 25%;

- негативно влияет на уровень жизни населения - 18%; 

- угрожает безопасности государства - 22%.

 

13.  Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что основными причинами любого вида коррупционных проявлений являются:

- стремление чиновников к личной выгоде - 25%;

- несовершенство управленческих структур (чрезмерная бюрократизация) - 20%;

- несовершенство законодательства - 17,0%;

- недостаточный контроль - 14%;

- низкие заработные платы - 14%;

- стремление населения решать свои проблемы с помощью незаконного вознаграждения - 9%.

Мнение предпринимателей города Нижнего Новгорода по данному вопросу несколько отличается от среднеобластных показателей. На первое место среди причин распространения коррупции 25,5% нижегородских бизнесменов поставили несовершенство управленческих структур (чрезмерную бюрократизацию).

 

14. Представители бизнес - сообщества Нижегородской области  признают необходимость борьбы с коррупцией, но не всегда  готовы принимать в ней активное участие. На вопрос «Готовы ли Вы сообщить о случаях коррупции?» были даны следующие ответы:

- да, но только анонимно, так как опасаюсь за свою личную безопасность - 53%;

- да, сообщил бы о таком факте и оставил всю контактную информацию о себе  - 15,0%;

- нет - 31%.

 

15. Итоговый вопрос проведенного исследования касался наиболее целесообразных и эффективных мер по противодействию коррупции с точки зрения представителей бизнес - сообщества. К таким мерам предприниматели отнесли следующие необходимые действия власти, указанные в порядке убывания количества голосов:

- усиление ответственности за коррупцию (введение более жестких санкций и обеспечение выполнение законодательства) - 33%;

- укрепление правовой системы государства, включая совершенствование законодательства - 28%;

- совершенствование методов контроля, надзора и аудита - 18%;

- вовлечение граждан в антикоррупционную деятельность (повышение осведомленности, юридическое просвещение, разработка и внедрение в повседневную жизнь этических норм и правил) - 18%;

- иное - 4%.

 

ВЫВОДЫ:

 

1. Сложившаяся ситуация в сфере противодействия коррупции во многом обусловлена ментальной пассивностью граждан России, ставшей частью национального сознания и не позволяющей открыто бороться с проблемой на всех уровнях (с бытовой коррупцией в сфере взаимодействия рядовых граждан и чиновников; с деловой коррупцией, возникающей при взаимодействии власти и бизнеса; с коррупцией верховной власти,  выраженной в осуществлении политики стоящих у власти групп в своих интересах и в ущерб интересам избирателей).

2. Коррупция как явление охватывает все сферы общественной деятельности и по своей сути представляется неизбежной для большей части населения.

3. Инициатива передачи незаконного вознаграждения чаще всего исходит от официальных лиц. Однако было бы неправильным оставить без внимания то обстоятельство, что коррупционные  взгляды присущи в среднем каждому пятому нижегородскому предпринимателю, поскольку 21% опрошенных указали, что сами предлагают чиновникам незаконное вознаграждение.

3. Нарушение прав человека, замедление экономического развития, угроза безопасности государства являются прямым следствием высокого уровня коррупции, что и отражается в сознании общественности.

 

 

 

Информация подготовлена управлением по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке аппарата Правительства Нижегородской области (по материалам Торгово-промышленной палаты Нижегородской области).

 

 

Дата создания страницы: 26.12.2011
Дата модификации страницы: 24.05.2012