Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Правительство Нижегородской области

Устав Нижегородской области

docСкачать  (183 Kb)

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

УСТАВ

 (с изменениями на 21 июня 2016 г.)

Принят Законодательным Собранием                                  22 декабря 2005 года


Законодательное Собрание Нижегородской области, представляя интересы населения Нижегородской области, руководствуясь Конституцией  Российской Федерации и федеральными законами, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, способствуя  сохранению государственной целостности Российской Федерации и укреплению ее федеративных основ, заботясь об экономическом и социальном развитии Нижегородской области, основываясь на исторических и культурных традициях населения Нижегородской области, придавая важное значение развитию местного самоуправления, исходя из ответственности перед населением Нижегородской области, принимает Устав Нижегородской области.

Глава 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Статья 1

1. Нижегородская область (далее - Нижегородская область, область) - субъект Российской Федерации, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.

3. Область имеет свои флаг и герб, описание и порядок официального использования которых устанавливаются законами области. Законом области могут быть установлены гимн области, его описание и порядок официального использования.

4. Законом области, иными нормативными правовыми актами области могут быть установлены символы органов государственной власти области.

Статья 2

1. Источником государственной власти области является ее население как неотъемлемая часть народа Российской Федерации.

2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти области и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы. Порядок проведения областного и местного референдума, выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления устанавливается законами области, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

4. Органы государственной власти области обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов. 

5. Губернатор Нижегородской области (далее - Губернатор) и депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание) представляют интересы населения области и ответственны перед ним.

6. Никто не может присваивать власть и властные полномочия органов государственной власти области и их должностных лиц.

Статья 3

1. Устав области является основным законом области, определяющим ее статус как субъекта Российской Федерации и закрепляющим иные положения, составляющие основу законодательства Нижегородской области.

2. Устав области имеет прямое действие и высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам области и применяется на всей территории области.

3. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить настоящему Уставу. В случае противоречия между ними применяется настоящий Устав.

Статья 4

1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий.

2. По установленным Конституцией Российской Федерации предметам ведения Российской Федерации органы государственной власти области осуществляют правоприменительную деятельность.

3. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами органы государственной власти области принимают законы области и иные нормативные правовые акты.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, органы государственной власти области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.

4. Вне пределов ведения, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, область обладает всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование.

Глава 2. ТЕРРИТОРИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБЛАСТИ

Статья 5

1. Территория области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.

2. Область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область.

3. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации. Описание границ Нижегородской области утверждается законом области. 

4. Изменение границ области с другими субъектами Российской Федерации производится по их взаимному согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

5. Административным центром области является город Нижний Новгород.

Статья 6

1. Административно-территориальное устройство области и порядок его изменения устанавливаются законом области.

2. Вся территория области делится на административно-территориальные образования с учетом ее исторически сложившегося административно-территориального устройства.

3. Административно-территориальными образованиями в области являются города областного значения, городские округа, районы области, города районного значения, города окружного значения, внутригородские районы городов областного значения и городских округов, рабочие поселки, курортные поселки, сельсоветы.

4. Административно-территориальные образования учитываются в Реестре административно-территориальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области, порядок ведения которого определяется Правительством Нижегородской области (далее - Правительство).

5. Образование, преобразование или упразднение административно-территориальных образований, за исключением закрытого административно-территориального образования - город Саров, производятся законом области с учетом мнения населения. Присвоение наименования и переименование административно-территориальных образований осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

Статья 7

1. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области, является основным содержанием деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

2. В области не должны приниматься законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти области и органов местного самоуправления, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Законами области могут устанавливаться дополнительные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина на территории области.

4. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления в области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, порядок организации и осуществления деятельности которого определяется законом области.

В области могут учреждаться законами области иные государственные должности, создаваться государственные органы области, обеспечивающие дополнительные гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Статья 8

1. Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти области, иные государственные органы области и органы местного самоуправления.

2. Губернатор, депутаты Законодательного Собрания, должностные лица органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, обязаны рассматривать обращения граждан в порядке и сроки, установленные федеральным законом

3. Законы и иные нормативные правовые акты области могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом.

За нарушение указанных положений законом области устанавливается административная ответственность.

Статья 9

1. Работа Губернатора, Законодательного Собрания, Правительства, иных органов исполнительной власти области, государственных органов области и органов местного самоуправления осуществляется на основе принципов законности, открытости и гласности.

Указанные органы в установленном порядке информируют население о своей деятельности, о положении дел в области или в соответствующем муниципальном образовании.

2. Органы государственной власти области выносят наиболее важные вопросы жизни области на обсуждение населения. По проектам законов области, представляющим общественный интерес, имеющим особую социальную значимость, могут проводиться публичные слушания, в которых вправе принимать участие граждане, представители общественных объединений, средств массовой информации, ученые, специалисты.

Статья 10

1. В области в соответствии с федеральным законодательством обеспечиваются государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, получение дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования и иные социальные гарантии в области образования, установленные федеральными законами и законами области.

2. В области принимаются меры по охране здоровья граждан, по развитию системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, профилактике заболеваний, обеспечению социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и по решению других вопросов в сфере охраны здоровья граждан.

3. Государственная политика в области в сфере социальной поддержки населения строится на принципах развития системы адресной социальной помощи, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, а также иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.

Статья 11

1. В области реализуются государственные и муниципальные программы охраны труда, содействия занятости населения, развития и повышения качества трудовых ресурсов, повышения доходов населения, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, государственные и муниципальные жилищные программы и иные программы.

2. В области осуществляются меры по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью, меры, направленные на развитие образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЛАСТИ

Статья 12

1. Экономическая политика области основывается на принципах равенства всех форм собственности, свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, направлена на комплексное развитие всех отраслей производственной и социальной инфраструктуры в интересах населения области с учетом общегосударственных потребностей.

2. Основные направления экономической политики области включают:

1) содействие развитию всех форм собственности, предпринимательства, повышению эффективности материального производства и сферы услуг;

2) поощрение любых законных форм привлечения капитала, инвестиций, способствующих развитию экономики области;

3) повышение эффективности управления государственной собственностью области;

4) расширение внешнеэкономических связей области.

Статья 13

Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют находящееся в собственности области имущество, средства областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов области, а также имущественные права области.

Статья 14

В государственной собственности области находится:

1) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета или в случаях, установленных федеральным законом, за счет субвенций из федерального бюджета;

2) имущество, необходимое для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, переданных федеральными законами органам государственной власти области; 

3) имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области.

4) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти области федеральными законами.

Статья 15

1. В государственной собственности области находятся средства областного бюджета, имущество области, в том числе закрепленное за государственными унитарными предприятиями области и государственными учреждениями области на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, переданное в доверительное управление, безвозмездное пользование, аренду.

2. Имущество, находящееся в государственной собственности области, подлежит обязательному учету в реестре имущества государственной собственности области в порядке, установленном федеральным законом. Реестр составляется и ведется уполномоченным органом исполнительной власти области.

3. Управление и распоряжение государственной собственностью области осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами и законами области.

Статья 16

1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, кредитные ресурсы, ценные бумаги, ассигнования из федерального бюджета, а также иные средства, получаемые в соответствии с федеральным законодательством.

2. Финансовые ресурсы области используются для развития социальной сферы области, обеспечения благосостояния населения, для реализации иных функций органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

3. Формирование финансовых ресурсов области, управление и распоряжение ими осуществляется Правительством в порядке, установленном законом области в соответствии с федеральным законодательством.

4. Область вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска государственных ценных бумаг области, в порядке, установленном законом области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 17

1. Область имеет собственный бюджет - областной бюджет.

2. Областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) составляют консолидированный бюджет области.

3. Порядок формирования, рассмотрения, утверждения, исполнения областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, контроля за их исполнением, а также формирования межбюджетных отношений устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.

4. В области ведется Реестр расходных обязательств в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в порядке, установленном Правительством.

Статья 18

Средства областного бюджета и иное имущество, находящееся в государственной собственности области, не закрепленное за государственными унитарными предприятиями области и государственными учреждениями области, составляют казну области.

Статья 19

1. Международное сотрудничество и внешнеэкономические связи области осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Область осуществляет сотрудничество с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения, осуществляет взаимодействие в иных формах.

Глава 5. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 20

1. Органы государственной власти области образуются и действуют исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 21

1. Систему органов государственной власти в области составляют:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти области - Законодательное Собрание;

2) высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство, возглавляемое Губернатором, Председателем Правительства;

3) министерства и иные органы исполнительной власти области;

4) мировые судьи и Уставный суд Нижегородской области.

Высшим должностным лицом области является Губернатор, Председатель Правительства.

2. В соответствии с федеральными законами и (или) настоящим Уставом законами области создаются государственные органы области, не входящие в систему органов государственной власти области.

3. В соответствии с федеральным законодательством на территории области действуют территориальные органы, образованные федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Статья 22

1. Для осуществления полномочий по подготовке и проведению выборов Губернатора, выборов в органы государственной власти области на территории области в соответствии с федеральными законами и законами области формируются постоянно действующие избирательные комиссии: избирательная комиссия Нижегородской области, территориальные, участковые избирательные комиссии.

2. Статус и полномочия избирательной комиссии Нижегородской области и ее должностных лиц устанавливаются законом области в соответствии с федеральным законом.

Статья 23

1. Непосредственное исполнение полномочий органов государственной власти и иных государственных органов области и лиц, замещающих государственные должности области, обеспечивается профессиональной служебной деятельностью граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы области.

2. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу области, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего области регулируются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.

3. Система управления государственной гражданской службой области обеспечивает:

1) единство государственной гражданской службы области;

2) взаимодействие органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) координацию деятельности органов государственной власти области по вопросам поступления на государственную гражданскую службу области;

4) прохождение и прекращение государственной гражданской службы области;

5) профессиональную переподготовку, повышение квалификации государственных гражданских служащих.

4. В целях управления государственной гражданской службой области в соответствии с федеральным законодательством может быть создан соответствующий государственный орган области.

Глава 6. ГУБЕРНАТОР

Статья 24

1. Губернатор является высшим должностным лицом области, Председателем Правительства.

2. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Нижегородской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Губернатор не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.  

Губернатор не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. 

На Губернатора распространяются ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

4. Губернатор представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме справки, установленным Президентом Российской Федерации. 

5. Губернатор не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. 

6. Губернатору, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. 

Статья 25

1. Губернатор избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Губернатора исчисляется со дня его вступления в должность.

2. Выборы Губернатора проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Уставом и законом области. 

3. (Часть 3 утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012  № 59-З)

3. (Часть  3 , введенная Законом области от 07.05.2010 № 69-З, утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012  № 59-З)

4. При вступлении в должность Губернатор приносит следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий высшего должностного лица - Губернатора Нижегородской области соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина.".

5. Губернатор считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Статья 26

1. Губернатор:

1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) представляет область при осуществлении внешнеэкономических связей;

3) подписывает от имени области договоры и соглашения;

4) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

5) подписывает и обнародует законы области путем их официального опубликования либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием;

6) формирует и возглавляет Правительство в соответствии с законодательством области, принимает решение о его отставке;

7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с Законодательным Собранием и иными государственными органами области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

8) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

8) представляет в Законодательное Собрание ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

9) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;

10) досрочно прекращает полномочия Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

11) определяет структуру органов исполнительной власти области в соответствии с настоящим Уставом;

12) назначает Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства (далее - Вице-губернатор); заместителей Губернатора, заместителей Председателя Правительства (далее - заместители Губернатора); министров; руководителей органов исполнительной власти области, не являющихся членами Правительства, их заместителей; руководителей иных органов и организаций при Правительстве и освобождает указанных лиц от должности; 

13) в случаях и порядке, установленных федеральным законом, принимает решение об отрешении от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций;

14) подписывает договор о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области и направляет его Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также подписывает соглашение с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

2. В случаях, когда Губернатор в связи с болезнью, отпуском или командировкой не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет Вице-губернатор, а в случае его отсутствия - один из заместителей Губернатора в соответствии с указом Губернатора, за исключением случая, когда в соответствии с федеральным законом Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора.

Статья 27

1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки по собственному желанию;

3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием в соответствии с федеральным законом;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Нижегородской области, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и принятым в соответствии с ним законом области.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора принимается Законодательным Собранием по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи.

3. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие Губернатору в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Губернатором Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Губернатором своих обязанностей.

4. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и в течение пяти дней направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора от должности.

5. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства. В случае отставки Правительства оно продолжает действовать до сформирования Правительства в новом составе.

6. Назначенный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством временно исполняющий обязанности Губернатора не вправе:

1) распускать Законодательное Собрание;

2) вносить законопроекты о поправках к Уставу области;

3) требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание.

Глава 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Статья 28

1. Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

2. Законодательное Собрание состоит из 50 депутатов (далее - установленное число депутатов), избираемых на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. 

3. В состав Законодательного Собрания 25 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 25 депутатов избираются по единому (областному) избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

4. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

5. Законодательное Собрание собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день со дня его избрания в правомочном составе. Открывает и ведет это заседание до избрания Председателя Законодательного Собрания старейший по возрасту депутат.

6. Со дня начала работы вновь избранного Законодательного Собрания полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва и его депутатов прекращаются.

7. Правовой статус, функции, основы организации и формы деятельности Законодательного Собрания определяются законом области.

Статья 29

1. Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

3. Порядок подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 30

1. Депутаты Законодательного Собрания на его первом заседании принимают присягу следующего содержания:

"Клянусь добросовестно, с использованием всех своих возможностей осуществлять возложенные на меня избирателями и законом депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добиваться повышения качества жизни населения области, способствовать защите прав и свобод человека и гражданина. Никакие частные, местные или политические интересы не будут для меня выше интересов жителей области и российского государства". 

2. Права и обязанности депутатов Законодательного Собрания, гарантии, условия осуществления депутатской деятельности и ограничения, связанные с депутатской деятельностью, устанавливаются законом области в соответствии с федеральными законами.

3. Депутаты Законодательного Собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.

Статья 31

1. Законодательное Собрание:

1) принимает Устав области и поправки к нему;

2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области;

3) (пункт 3 утратил силу согласно Закону области от 04.06.2012  № 59-З);

4) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

5) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

2. Законом области:

1) утверждаются представленные Губернатором областной бюджет и отчет о его исполнении;

2) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором; 

3) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания;

4) устанавливается порядок организации бюджетного процесса в области;

5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении; 

6) учреждаются награды и премии области; 

7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, приватизации объектов государственной собственности области;

8) устанавливается административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

9) устанавливается в соответствии с федеральным законом порядок заключения соглашений области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей; 

10) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;

11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области, структура и порядок формирования Правительства;

12) устанавливаются порядок проведения выборов Губернатора и порядок отзыва Губернатора, порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, порядок назначения и проведения референдума области, порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов; 

13) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.

3. Постановлением Законодательного Собрания:

1) принимается Регламент Законодательного Собрания и иные акты, регулирующие порядок деятельности комитетов (комиссий) и аппарата Законодательного Собрания;

2) (пункт 2 утратил силу согласно Закону области от 04.06.2012  № 59-З);

3) оформляется согласие на назначение на должности Вице-губернатора, заместителей Губернатора;

4) оформляется согласование представления Генерального прокурора Российской Федерации Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность прокурора Нижегородской области;

5) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом;

6) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность Законодательное Собрание принимало участие в соответствии с настоящим Уставом;

7) назначаются выборы в Законодательное Собрание, выборы Губернатора, голосование по отзыву Губернатора и референдум области; 

8) утверждается соглашение об изменении границ области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации;

9) одобряется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области; 

10) назначаются на должность мировые судьи, судьи Уставного суда области;

11) оформляются решения о самороспуске Законодательного Собрания и досрочном прекращении полномочий его депутатов в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами области;

12) оформляются иные решения Законодательного Собрания по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

Статья 32

1. Законодательное Собрание в пределах и формах, установленных законами области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области.

2. Для организации и осуществления контроля за исполнением областного бюджета, территориальных государственных внебюджетных фондов области, контроля за расходованием иных финансовых ресурсов области, использованием государственной собственности области Законодательное Собрание образует контрольно-счетную палату.

3. Статус, состав и порядок деятельности контрольно-счетной палаты определяются законом области.

Статья 33

1. Основной формой работы Законодательного Собрания являются заседания, в ходе которых реализуются отнесенные к его ведению полномочия путем принятия законов области и постановлений Законодательного Собрания.

2. Заседание Законодательного Собрания правомочно, если в нем участвует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочное заседание Законодательного Собрания проводится не реже одного раза в три месяца.

3. Периодичность и порядок проведения заседаний Законодательного Собрания определяются законом области и Регламентом Законодательного Собрания. 

4. (Часть 4 утратила силу согласно Закону области от 01.03.2011  № 23-З)

Статья 34

1. Работу Законодательного Собрания возглавляет Председатель Законодательного Собрания.

2. Председатель Законодательного Собрания избирается на срок полномочий Законодательного Собрания из числа депутатов в порядке, установленном законом области и Регламентом Законодательного Собрания, и подотчетен Законодательному Собранию.

3. Председатель Законодательного Собрания:

1) представляет Законодательное Собрание в отношениях с органами власти иностранных государств, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями,  а также заключает договоры в порядке, установленном федеральными законами и законами области;

2) созывает и ведет заседания Законодательного Собрания, организует деятельность депутатов;

3) направляет Губернатору для подписания и обнародования законы, принятые Законодательным Собранием;

4) подписывает принимаемые Законодательным Собранием постановления;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Законодательного Собрания, прием и увольнение его работников в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе;

6) открывает и закрывает лицевой счет Законодательного Собрания и является распорядителем по этому счету;

7) от имени Законодательного Собрания обращается в суды с заявлениями и жалобами;

8) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Уставом, законами области и Регламентом Законодательного Собрания.

4. Законодательное Собрание из числа депутатов избирает заместителя (заместителей) Председателя Законодательного Собрания. 

5. (Часть 5 утратила силу согласно Закону области от 01.03.2011  № 23-З)

6. (Часть 6 утратила силу согласно Закону области от 01.03.2011  № 23-З)

Статья 35

1. Структуру Законодательного Собрания составляют Совет Законодательного Собрания, депутатские объединения в Законодательном Собрании, комитеты Законодательного Собрания.

2. Порядок формирования и деятельности Совета Законодательного Собрания определяется Законодательным Собранием в соответствии с законом области.

3. В Законодательном Собрании формируются депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности депутатских групп устанавливаются законом области и Регламентом Законодательного Собрания.

4. Законодательное Собрание формирует из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты, а для решения отдельных задач - временные комиссии. Порядок формирования и организации работы, вопросы ведения комитетов определяются Законодательным Собранием в соответствии с законом области.

Статья 36

1. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

2. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания предусматриваются в областном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

3. Законодательное Собрание самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. 

Статья 37

1. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Законодательным Собранием постановления о самороспуске до истечения срока полномочий;

2) роспуска Законодательного Собрания указом Губернатора по основаниям, предусмотренным федеральным законом; 

3) (часть 3 утратила силу согласно Закону области от 05.09.2007  № 106-З)

4) вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске Законодательного Собрания в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

2. Постановление Законодательного Собрания о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Такое постановление не может быть принято Законодательным Собранием менее чем за шесть месяцев до дня окончания срока, на который избрано Законодательное Собрание, определяемого федеральным законом. 

3. Губернатор вправе издать указ о роспуске Законодательного Собрания в случае принятия Законодательным Собранием Устава области, закона области, постановления Законодательного Собрания, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Законодательное Собрание не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

4. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, полномочия Законодательного Собрания прекращаются досрочно со дня вступления в силу постановления Законодательного Собрания о самороспуске либо в иной срок, указанный в данном постановлении.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания в установленные федеральным законом и законом области сроки назначаются и проводятся внеочередные выборы депутатов Законодательного Собрания.

Глава 8. ПРАВИТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 38

1. Правительство является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность.

2. Губернатор возглавляет Правительство, определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

3. В систему органов исполнительной власти области входят Правительство, министерства и иные органы исполнительной власти области, формируемые Правительством.

Структура органов исполнительной власти области определяется Губернатором области.

4. Правительство для осуществления своих полномочий может создавать отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти области и контролировать деятельность указанных органов.

5. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, Правительство и иные органы исполнительной власти области образуют единую систему исполнительной власти.

Статья 39

1. Правительство обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

2. Порядок деятельности Правительства определяется законом области.

3. Финансирование Правительства и возглавляемых им органов исполнительной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.

Статья 40

1. Членами Правительства являются Губернатор, Вице-губернатор, заместители Губернатора, министры.

2. Вице-губернатор, заместители Губернатора назначаются на должность Губернатором по согласованию с Законодательным Собранием.

До согласования с Законодательным Собранием соответствующие лица могут исполнять свои обязанности на указанных должностях не более трех месяцев.

3. Правительство является коллегиальным органом. Решения по осуществлению своих полномочий принимаются Правительством на его заседаниях в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства.

4. В заседаниях Правительства вправе участвовать лица, определенные федеральными законами и законами области, в порядке, установленном Регламентом Правительства. 

Статья 41

1. Правительство обеспечивает на территории области исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области.

2. Правительство разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области экономики и прогнозирования, промышленности, финансов, внешнеэкономических связей, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорог и связи, образования, науки, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и туризма, социальной защиты населения, охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия, формирования и содержания архивных фондов области и других сфер жизнедеятельности области.

3. Правительство:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; 

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории области, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия. 

2) разрабатывает для представления Губернатором на рассмотрение Законодательного Собрания проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области; 

3) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет о его исполнении для представления Губернатором на рассмотрение Законодательного Собрания;

3) готовит ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием, для представления Губернатором в Законодательное Собрание;

4) формирует министерства и иные органы исполнительной власти области, утверждает положения о них и руководит их деятельностью;

5) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 

6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;

6) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти области отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

7) осуществляет полномочия органов исполнительной власти области, не отнесенные к полномочиям Губернатора и иных органов исполнительной власти области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;

8) вносит в необходимых случаях на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы области, принятие которых находится в компетенции Правительства Российской Федерации;

9) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также переданные соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Глава 9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

Статья 42

1. Губернатор, Законодательное Собрание и Правительство осуществляют свои полномочия самостоятельно в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Губернатор, Законодательное Собрание и Правительство взаимодействуют в установленных федеральным законодательством и законодательством области формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области в интересах ее населения.

Губернатор вправе назначить своего полномочного представителя в Законодательном Собрании.

2. Правовые акты Губернатора, нормативные правовые акты Правительства и иных органов исполнительной власти области не позднее десяти дней после их издания (принятия) направляются в Законодательное Собрание.

3. Губернатор вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о внесении изменений в постановления Законодательного Собрания либо об их отмене, а также в соответствии с федеральным законодательством вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

4. Законодательное Собрание вправе обратиться к Губернатору или в орган исполнительной власти области с предложением о внесении изменений в акты, указанные в части 2 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.

Статья 43

1. Законодательное Собрание направляет Губернатору планы законопроектной работы и проекты законов области.

2. Правительство или уполномоченные им орган либо должностное лицо могут направлять в Законодательное Собрание официальные отзывы, замечания и предложения по проектам законов и постановлений, рассматриваемым Законодательным Собранием. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении проектов законов или постановлений на заседаниях Законодательного Собрания.

Статья 44

1. На заседаниях Законодательного Собрания и его комитетов (комиссий) вправе присутствовать с правом совещательного голоса Губернатор, другие члены Правительства, руководители иных органов исполнительной власти области или лица, ими уполномоченные.

2. В заседаниях Правительства вправе участвовать депутаты Законодательного Собрания. По поручению Законодательного Собрания или его Председателя на заседаниях Правительства вправе присутствовать работники аппарата Законодательного Собрания.

Статья 45

1. Законодательное Собрание вправе пригласить на заседание Законодательного Собрания Губернатора, членов Правительства, руководителей исполнительных органов государственной власти области для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставления информации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания.

Комитеты (комиссии) Законодательного Собрания могут пригласить на свои заседания заместителей Губернатора, министров, руководителей исполнительных органов государственной власти области для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставления информации по вопросам, относящимся к ведению соответствующего комитета (комиссии).

2. По запросу Законодательного Собрания, его комитетов (комиссий), а также депутатов Законодательного Собрания Губернатор, члены Правительства, руководители иных государственных органов области, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории области, обязаны представлять необходимые сведения по вопросам, относящимся к их ведению и полномочиям, не позднее чем в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом области.

Статья 46

1. Разногласия между Законодательным Собранием и органами исполнительной власти области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются путем переговоров, консультаций, с помощью создаваемых на паритетной основе согласительных и иных комиссий, других согласительных процедур либо в судебном порядке.

Порядок создания и работы согласительных комиссий определяется регламентами Законодательного Собрания и Правительства.

2. Споры о компетенции между Законодательным Собранием и Губернатором, Правительством могут быть разрешены путем обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

Глава 10. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЛАСТИ

Статья 47

1. Правовые акты области (нормативные и иные правовые акты) образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов, обладающих большей юридической силой.

2. Система нормативных правовых актов области устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.

3. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального опубликования и вступления в силу законов области, а также требования к ним устанавливаются законом области.

4. Постановления Законодательного Собрания принимаются в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания в соответствии с законом области и настоящим Уставом.

5. Порядок подготовки, принятия, официального опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора и Правительства определяется Губернатором и Правительством в соответствии с законом области и настоящим Уставом.

Статья 48

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, комитетам (комиссиям), фракциям в Законодательном Собрании, Губернатору, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Нижегородской области, представительным органам местного самоуправления, а также проживающим на территории области и обладающим активным избирательным правом гражданам в количестве не менее двух тысяч человек.

Порядок реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном Собрании устанавливается законом области. 

Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Нижегородскому областному суду, Арбитражному суду Нижегородской области, прокурору Нижегородской области, избирательной комиссии Нижегородской области, Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области, контрольно-счетной палате Нижегородской области и иным лицам в соответствии с федеральным законом. 

2. Законопроекты, внесенные Губернатором в порядке законодательной инициативы, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием по представлению Губернатора либо при наличии заключения Губернатора, которое представляется в Законодательное Собрание не позднее чем в двадцатипятидневный срок со дня поступления к нему проекта.

Статья 49

1. Проект закона области рассматривается Законодательным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Законодательного Собрания.

2. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами. Постановления Законодательного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 50

1. Закон области, принятый Законодательным Собранием, в течение семи дней направляется Губернатору для подписания и обнародования.

2. Губернатор в четырнадцатидневный срок со дня поступления закона области подписывает закон либо отклоняет его.

3. Отклоненный закон области Губернатор возвращает в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

4. В случае отклонения Губернатором закона области указанный закон может быть одобрен Законодательным Собранием в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

5. Закон области, одобренный Законодательным Собранием в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором и в течение семи дней со дня его получения Губернатором подлежит подписанию и обнародованию.

6. Закон области вступает в силу после его официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральным законом или самим законом области.

Постановление Законодательного Собрания вступает в силу со дня его принятия, если в нем не предусмотрено иное.

7. Законы области и постановления Законодательного Собрания по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

8. Устав и законы области, постановления, принимаемые Законодательным Собранием в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Статья 51

1. Губернатор на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов области издает указы и распоряжения.

2. Правительство издает постановления и распоряжения.

3. Нормативные правовые акты Губернатора и Правительства, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Глава 11. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ

Статья 52

1. Правосудие на территории области осуществляется федеральными судами и мировыми судьями области посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

2. Для рассмотрения соответствия законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления Уставу области, а также для толкования Устава области законом области может быть создан Уставный суд Нижегородской области.

3. Мировые судьи области назначаются на должность в порядке, установленном законом области. Порядок обеспечения и организации деятельности мировых судей области устанавливается законом области в соответствии с федеральными законами.

4. В соответствии с федеральным законодательством законом области создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей.

Статья 53

1. Прокурорский надзор в области осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности которых определяются федеральным законом.

2. Прокурор Нижегородской области назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Губернатором и Законодательным Собранием.

Глава 12. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

Статья 54

1. Местное самоуправление в области - форма осуществления населением области своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий самостоятельны. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Органы государственной власти области содействуют развитию местного самоуправления на территории области и обеспечивают государственные гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления.

3. Местное самоуправление осуществляется гражданами посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Статья 55

1. Местное самоуправление в области осуществляется в муниципальных образованиях - муниципальных районах, городских округах, городских, сельских поселениях. Наделение муниципальных образований статусом муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения осуществляется законами области. 

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами области с учетом границ исторически сложившихся административно-территориальных образований области в соответствии с требованиями федерального закона.

3. Создание, преобразование, упразднение муниципальных образований, установление и изменение их границ осуществляются законами области в соответствии с федеральным законодательством. Изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между Нижегородской областью и другими субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законом области.

Статья 56

1. В муниципальных образованиях образуются органы местного самоуправления.

2. Структура органов местного самоуправления определяется непосредственно населением или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации их деятельности определяются уставами муниципальных образований на основании федерального закона.

Статья 57

1. Органы государственной власти области осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в области в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области может осуществляться законами области в порядке, определяемом федеральным законом. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

3. Органы государственной власти области осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им законом области отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств.

Статья 58

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов области.

3. В целях обеспечения экономических гарантий местного самоуправления органы государственной власти области осуществляют следующие предусмотренные федеральным законом полномочия:

1) установление доходов, зачисляемых в местные бюджеты, от областных налогов и сборов по налоговым ставкам в соответствии с законом области;

2) установление единых нормативов отчислений в местные бюджеты от областных налогов и сборов, а также от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет;

3) установление порядка выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений из областного фонда финансовой поддержки поселений;

4) установление порядка выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки поселений;

5) установление порядка выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

6) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.

4. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами области, из областного бюджета местным бюджетам могут предоставляться межбюджетные трансферты в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Глава 13. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ УСТАВА ОБЛАСТИ И ПОПРАВОК К НЕМУ

Статья 59

1. Проект Устава области, поправки к нему могут быть внесены на рассмотрение Законодательного Собрания субъектами права законодательной инициативы в порядке, установленном для внесения законопроектов.

2. Проект Устава области рассматривается Законодательным Собранием в первом чтении после его рассмотрения Правительством, а также на заседаниях комитетов (комиссий) Законодательного Собрания.

Принятый в первом чтении проект Устава области подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и открытому обсуждению.

3. Рассмотрение поправок к Уставу области осуществляется в порядке, установленном для рассмотрения законопроектов. Поправки к Уставу области, за исключением поправок, связанных с приведением Устава области в соответствие с федеральными законами, могут быть опубликованы в средствах массовой информации и вынесены на открытое обсуждение.

4. Устав области и поправки к Уставу области принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

5. Подписание и обнародование Устава области, поправок к нему осуществляется в порядке, установленном для обнародования законов области.

6. Устав области и законы области о поправках к Уставу области вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Губернатор области

В.П. Шанцев

Нижний Новгород

30 декабря 2005 года

№ 219-З

Дата создания страницы: 24.06.2013
Дата модификации страницы: 04.07.2016