Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Вход для пользователей
Органы исполнительной власти Нижегородской области

Отчет о работе за 2004 год

 

Основными  задачами  министерства финансов являются  реализация эффективной  финансово-экономической политики, стимулирующей  развитие налогового потенциала региона, обеспечение качественного,  в соответствии с требованиями Бюджетного  Кодекса РФ,  составления и исполнения  бюджета,    формирование эффективной системы управления государственным долгом,  совершенствование  межбюджетных отношений.

Приоритетными направлениями  деятельности  министерства финансов в 2004 году явились:

-увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области;

-обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы области;

-создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики;

-оптимизация государственного долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований;

-реформирование организации местного самоуправления и формирование межбюджетных отношений в Нижегородской области в рамках изменений, предусмотренных федеральным законодательством;

-разработка мероприятий   по реформированию бюджетного процесса.

Формирование бюджета

Областной бюджет и прогноз консолидированного бюджета на 2004 год сформированы  в  соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений Нижегородской области на 2004 год, утвержденной  Постановлением Правительства области от 15.08.2003 №246 «О разработке проекта бюджета Нижегородской области на 2004 год».  

Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2004 год» принят Законодательным Собранием области 25 декабря 2003 года и подписан Губернатором области  30 декабря 2003 года за №125-З.   В течение 2004 года  было произведено         9 уточнений Закона «Об областном бюджете на 2004 год».  С учетом принятых  изменений доходы областного бюджета   составили 20,8  млрд. рублей, что превышает уровень  2003 года  на 26%,   расходы -  20,9 млрд. рублей, что превышает  уровень  2003 года на 22%.

В соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики и межбюджетных отношений Нижегородской области  сформирован  областной бюджет и прогноз консолидированного бюджета  области на 2005 год.  Основные параметры проекта бюджета области на 2005 год просчитаны на основе показателей прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, с учетом сценарных  условий развития Российской Федерации, исходя из принципа обеспечения единой бюджетной политики на территории области.

Формирование доходной базы бюджета области осуществлено с учетом основных положений налоговой реформы на ближайшую перспективу и изменений, внесенных в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ.

Принципиальной особенностью проекта областного бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатых реформ системы социальной защиты населения,  межбюджетных отношений, реформы бюджетного процесса, введением в действие  ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».

Формирование расходной части проектов областного и консолидированного бюджетов на 2005 год осуществлялось с учетом  следующих основных факторов:

-необходимость обеспечения объявленных приоритетов бюджетных расходов: поддержка ветеранов труда и тружеников тыла, поддержка материнства и детства, развитие общего образования;

-увеличение  с 1 января 2005 года заработной платы работникам бюджетной сферы с начислениями на нее, оплачиваемых по ЕТС в 1,2 раза.

В ходе работы над проектом  бюджета  министерством финансов проведены согласования с министерствами  и  администрациями  районов и городов  особенностей социально-экономического развития,  сетевых показателей,  поступлений собственных доходов в бюджет территорий,  фонда  оплаты труда  работников бюджетной            сферы и др. 

В соответствии с прогнозом доходы консолидированного бюджета в 2005 году составят   36,9 млрд. рублей,  расходы  -  38,6  млрд.рублей,  дефицит – 1,8 млрд.рублей.

Доходы областного бюджета спрогнозированы в объеме 23,8 млрд.рублей, расходы – 25,5 млрд.рублей, дефицит – 1,7 млрд.рублей.  Собственные доходы областного бюджета  просчитаны в  сумме  18,6 млрд. рублей, что превышает уровень 2004 года на  31% или  4,4 млрд. рублей.  Налоговые доходы областного бюджета   составляют 95% в собственных доходах и формируются за счет поступления следующих основных налогов:  налога  на доходы физических лиц (44%),  налога на прибыль (35%),  акцизов (12%), налога на имущество (8%).

Исполнение  бюджета

Доходы консолидированного  бюджета области в  2004 году  получены в сумме 34 151,3 млн. рублей, что составляет 101% к уточненному плану на год. Темп роста доходов к соответствующему периоду  2003 года составил 130  процентов.

Собственные  доходы  (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов)  поступили в сумме   27 133,2 млн. рублей, что составляет 103%  к  уточненному плану на год.    В том числе  налоговые доходы   поступили в сумме 25 170,6  млн. рублей, что составляет 107% к уточненному годовому плану, неналоговые доходы –   в сумме 1 962,6 млн. рублей, что составляет 70% к уточненному  годовому плану.

Основными источниками поступления налоговых доходов консолидированного бюджета являются:

- налог  на доходы физических лиц – 10 563,3 млн. рублей (42% в налоговых доходах);

- налог на прибыль – 8 086 млн. рублей  (32%);

- налоги на имущество – 2 509,7 млн. рублей  (10%);

- акцизы  – 1 796,6 млн. рублей (7%);

- налоги на совокупный доход – 1 305,1 млн. рублей (5%).

Доходы целевых бюджетных фондов  поступили в сумме 2 943,5 млн. рублей, что составляет  87% к уточненному годовому плану, в том числе доходы дорожного фонда исполнены на 84% к  плану.

Финансовая помощь из федерального бюджета поступила в сумме  3 571,7 млн. рублей, что составляет  100% к годовому плану.  В том числе, дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поступила в сумме 705,4 млн. рублей (100% к годовому плану),  дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета – 527,4 млн. рублей  (100% к годовому плану),   субсидии и субвенции из фонда компенсаций на реализацию федеральных законов -     1 166,7 млн. рублей (100% к годовому плану).

Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме  33 506,5  млн. рублей, что составляет  95% к уточненному плану на год. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2003 года составил  119 процентов.

Наибольший удельный вес в расходах  консолидированного бюджета составили: расходы по отраслям социальной сферы – 17 842,4 млн. рублей  (59% расходов без учета целевых бюджетных фондов), расходы по отраслям производственной сферы –            6 704,9  млн. рублей (22% в расходах).  

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы области  направлено 10 665,2 млн. рублей, что составляет  32%  всех произведенных расходов, или 39%  поступивших собственных доходов.   Фактически начисленная заработная плата с начислениями  в 2004 году составила  10 613,8 млн. рублей, что составляет 100%  к  прогнозируемому  годовому фонду оплаты труда.

Доходы  областного  бюджета   получены в  сумме    20 811,7 млн. рублей, что составляет  99% к уточненному годовому  плану.  Темп роста доходов к   соответствующему периоду  2003 года  составил 149 процентов.

Собственные доходы областного бюджета  (без учета доходов направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) получены в сумме 14 204,7 млн. рублей -  102% к уточненному годовому плану (дополнительно  к плану получено 238,9 млн. рублей).    В том  числе  налоговые доходы  получены в сумме  13 562,6 млн. рублей (108% к годовому плану, дополнительные поступления – 1 047,8 млн. рублей);   неналоговые доходы – в сумме  642,2 млн. рублей (44% к годовому плану, недополучено 808,9  млн. рублей, в т.ч.  348 млн. рублей за счет доходов от сдачи  в аренду  имущества, находящегося в государственной  собственности, 460 млн. рублей за счет процентов от бюджетных кредитов).

 Основными источниками  поступления налоговых доходов областного бюджета являются:

-налог на прибыль  - 5 713,5  млн. рублей (42%  в налоговых доходах);

-налог на доходы физических лиц  - 4 290,6 млн. рублей (32%);

-акцизы – 1 534,1  млн. рублей  (11%);

-налог на имущество  предприятий – 1 230,7 млн. рублей (9%);

-налоги на  совокупный доход – 652,6 млн. рублей  (5%).

В полном объеме к годовому плану и выше поступили:  налог на прибыль (142%), единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения (132%),   налог на имущество  предприятий (124%), налог на игорный бизнес (100%).  Ниже запланированного уровня сложилось исполнение  годового плана  по налогу на доходы физических лиц (94%), единому налогу на вмененный доход (87%), акцизам (77%), налогу с продаж (75%),   акцизам на нефтепродукты (44%), лицензионным и регистрационным сборам (22%).

Расходы областного бюджета исполнены в сумме 20 886,8 млн. рублей, что составляет  95% к уточненному годовому  плану. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2003 года составил 146 процентов.

 Расходы  по отраслям социальной сферы составили  7 621 млн. рублей (43%  в расходах),   финансовая  помощь  бюджетам других уровней – 6 279 млн. рублей (35%  в расходах),   расходы по отраслям производственной сферы – 1 350 млн. рублей (8% в расходах).  

Обеспечение социальной направленности расходов бюджета

Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы   в 2004 году продолжена практика  направления дотационным  районам  и городам целевой  субвенции на  заработную  плату.    В течение 2004 года в районы и города области на эти цели  перечислено   2 518,5  млн. рублей,  что составляет  100%  к  годовому плану.

Приоритетными для  финансирования из областного бюджета являлись  расходы на реализацию Федеральных законов:  «О ветеранах» (1 278,5 млн. рублей, 92% к годовому плану),    «О социальной защите инвалидов в РФ»  (735,2 млн. рублей, 100% к плану),  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»  (343,1 млн. рублей,  100%  к плану).

В 2004 году в отраслях социальной сферы финансировалось 39 областных целевых программ на общую  сумму  348,6  млн. рублей.  Основные из них:  «Дети-сироты», «Летний отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи»,  «Программа развития образования в Нижегородской области»,   «Обеспечение противопожарной  безопасности образовательных учреждений», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом» и др.

С осуществлением программы социальной защиты семей с низкими доходами, на территории области  реализуется  реформа ЖКХ.  За  2004 год начислено субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 1 010,1 млн. рублей, субсидии получили  207  тысяч семей. Расходы областного бюджета на  выплату населению субсидий на оплату ЖКУ составили за 2004 год   1 079,4 млн. рублей.

В целях оказания помощи гражданам в улучшении жилищных условий продолжена  реализация  программы льготного кредитования граждан на приобретение, строительство и газификацию жилья.    За  2004 год Волго-Вятским банком Сбербанка России выдано кредитов на приобретение и строительство жилья 1 024 семьям на общую сумму 125,7 млн. рублей, на газификацию жилья – 2 981 семья получила кредиты на сумму 69,9 млн. рублей.    Возмещение части процентной ставки из областного бюджета по вышеуказанным кредитам составило 17,4 млн. рублей.

Долговая политика

Основными задачами  при управлении государственным долгом  являются полное и своевременное  исполнение долговых обязательств, построение оптимальной структуры  долга,  характеризующееся отсутствием  на графике предстоящих  платежей  пиковых  нагрузок,  поддержание уровня долговой нагрузки на экономически  безопасном уровне.

С начала 2004 года общий долг областного бюджета  уменьшился на 63,5 млн. рублей или  1%,  в том числе  внешний долг  уменьшился на   1 447,2 млн. рублей или 67%.  Всего по  состоянию на 1 января  2005 года  долг областного бюджета составил 6 906,3 млн. рублей (40% от  предельного объема долга,  установленного  Бюджетным Кодексом РФ) , в том числе  внешний долг – 662,5 млн. рублей или 10% общей суммы долга областного бюджета,    внутренний долг  -  6 243,8  млн. рублей (90%).

За 2004 год  Министерством финансов  проведена большая работа  по оптимизации  управления государственным долгом и качественному  изменению  структуры  долга:

-                     погашены  3-й  и 4-й транши  по Еврозайму (52,97 млн. долл. США);  

-                     снижена просроченная задолженность предприятий-заемщиков средств Еврозайма более чем в 4,7 раза к началу года (с 36,6 млн. долл.США до 7,8 млн. долл.США);    всего от предприятий-заемщиков поступило в областной бюджет  23,1 млн. долл.США, в т.ч. основной долг -  21,7 млн. долл.США,  проценты – 1,4  млн. долл. США. 

-                     урегулирована просроченная задолженность перед МФ РФ  по средствам МБРР  (проект «Жилищный заем», проект «Городской общественный транспорт», проект «Повышение эффективности использования энергии»), по которым Нижегородская область является гарантом;

-                     в целях оптимизации  структуры и удлинения сроков заимствований в 2004 году размещен  срочный облигационный заем Нижегородской области  сроком на  2 года по ставке привлечения 11,8 % годовых;

-                     увеличена  доля привлечения кредитных ресурсов через открытие кредитных линий с лимитом задолженности и увеличение доли  долгосрочных  заимствований, что позволило снизить средневзвешенную ставку по привлечённым кредитам коммерческих банков в 2004 году с 14,7% до 13,2%.

-                     начата подготовка к размещению второго  облигационного займа на сумму 2,5 млрд. рублей со сроком обращения 2-5 лет.

Реформирование региональных финансов

В части реформирования региональных финансов в 2004 году  продолжена работа по следующим направлениям:

Развитие налогового и неналогового потенциала региона. 

1. В части  законодательных инициатив по  увеличению доходной части бюджета в течение года   подготовлены следующие законопроекты:

·         проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 25 «Налог на прибыль» части второй Налогового кодекса Российской Федерации»  (одобрен на заседании Правительства Нижегородской области, но не поддержан депутатами Законодательного Собрания).

·        проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» (в части освобождения от земельного налога земель, занятых дорогами общего пользования межмуниципального значения).  Законопроект  рассмотрен и одобрен  на заседании  Правительства Нижегородской области и Законодательным  Собранием Нижегородской области. Принятие законопроекта позволит сэкономить более 100 млн. рублей средств Территориального Дорожного Фонда.

·        Закон Нижегородской области №124-З от 24.11.2004 г. «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О ставках налога на игорный бизнес» (в части увеличения ставок на игровые автоматы). Принятие законопроекта позволит получить дополнительных доходов в бюджет области более 108 млн. руб.

·        Закон  Нижегородской области №58-3 от 11.06.2004 года «О внесении изменения  в Закон Нижегородской области «О налоге на имущество организаций». Указанным Законом предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество социально-значимых категорий налогоплательщиков в рамках делегированных субъекту РФ полномочий,  льготирование по которым не предусмотрено 30 Главой Налогового кодекса РФ, а именно: органы государственной власти области и местного самоуправления, бюджетные организаций, финансируемые из областного и местных бюджетов, профсоюзные организации и другие.

2. Осуществлены меры по стимулированию муниципальных образований, перевыполнивших плановые назначения по налоговым доходам областного бюджета:

-по итогам за 2003 год 11 территориям,  перевыполнившим  установленные плановые назначения по налоговым доходам, а также  снизившим  кредиторскую  задолженность по бюджетной сфере выделено средств из фонда экономического стимулирования на общую сумму  21,5 млн. рублей.

- по итогам за 2004 год предусмотрено выделение средств   22  территориям на общую сумму 20,0 млн. рублей.

3. Разработаны меры по стимулированию предприятий-налогоплательщиков:

- по итогам 2003 года предоставлялась льгота по налогу на прибыль организациям, достигшим значительных размеров налоговой базы по налогу на прибыль, увеличившим тем самым поступления по налогу во все уровни бюджетов. Льгота была предоставлена двум организациям: ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Волгателеком». Налоговая база по этим предприятиям  увеличилась по сравнению с 2002 годом более чем в 3 и 1,5 раза соответственно.

- в   2004 году  действовала  льгота в виде снижения  ставки налога на прибыль на 0,2 за каждый полный процент прироста, но не более 4%,  в случае прироста налоговой базы по налогу на прибыль  в отчетном году по сравнению с предыдущим годом сверх фактического уровня роста индекса потребительских цен. Льгота  предоставляется по итогам  сдачи налоговых деклараций за 2004 год.

4. В целях обеспечения поступления налоговых платежей в бюджет,  контроля над  деятельностью бюджето-, градообразующих  крупных и средних  предприятий  области осуществлялся  мониторинг деятельности предприятий,  заключаются  соглашения о социально-экономическом партнерстве. Реализация Соглашения  о социально- экономическом партнерстве Правительства Нижегородской области и  ЗАО  «Объединенная металлургическая компания»  позволила  в 2004 году увеличить  ОАО  «Выксунский металлургический завод» перечисления в консолидированный бюджет Нижегородской области  по сравнению с 2003годом на 180 млн. руб., в том числе по налогу на прибыль  на 135,3 млн. руб. Кроме того, ОАО «Выксунский металлургический завод» в 2004 году осуществил досрочное погашение  реструктуризированной задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 15 млн. рублей.

5. Реализован  комплекс мер по поддержке развития малого предпринимательства, что оказало влияние на улучшение деятельности малых предприятий в области:

-                     рост объемов производства в 2004 году по сравнению с предыдущим  годом составил 16%;

-                     рост заработной платы – 25%; 

-                     доля  налоговых поступлений  от предприятий малого бизнеса  увеличилась к  2003 году на  2,4 процентных пункта и  составила  в  2004 году  17,2 процента.

6. Осуществлен  мониторинг страхового рынка и координация действий ответственных исполнителей мероприятий Программы развития и поддержки страхового рынка Нижегородской области на 2003-2005 годы.   Продолжена работа  по страхованию государственного имущества области, гидротехнических сооружений, автотранспорта, сельскохозяйственных рисков за счет средств страхового фонда.

Проведены организационные мероприятия по  подготовке к проведению  конкурсов:

- по отбору страховой медицинской организации для обязательного медицинского страхования работающих в органах государственной власти Нижегородской области и бюджетных учреждениях, финансируемых из средств областного бюджета;

- на право заключения договоров страхования детей-воспитанников детских домов, домов-интернатов от несчастных случаев за счет бюджетных средств;

- для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Нижегородской области.  

В конце 2004 года  подведены итоги реализации Программы развития налогового и неналогового потенциала на 2002-2004 гг,   позволившие выявить   потенциальные возможности   собственной доходной базы области и определить  рычаги воздействия на ее дальнейший рост.   Собственные  доходы консолидированного бюджета области увеличились  за период  с 2002 по 2004 год на 10,1 млрд. рублей (60%)

Учитывая значительный экономический эффект действия Программы и в целях сохранения позитивных тенденций роста собственной налоговой базы области  Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2004г. №292 утвержден План мероприятий по развитию налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области на 2005-2007 годы.

Совершенствование казначейской системы исполнения  бюджета:

В 2004 году полностью завершена реализация  Программы развития казначейской системы исполнения областного бюджета, утвержденная Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 октября 2002года   N 277 :

- с  1 января  2004 года  все получатели  средств областного бюджета  переведены   на  новое программное  обеспечение  «АЦК-финансы», позволяющее   создать  единую автоматизированную систему   казначейского исполнения   бюджета  с использованием   электронно-цифровой подписи  (ЭЦП); 

- переведен на казначейское исполнение  учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности;

- с 1 июля на казначейское исполнение переведено ГУ «Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области».

Наличие действующей системы казначейского исполнения областного бюджета позволило эффективно, с наибольшей отдачей, использовать имеющиеся бюджетные ресурсы, что особенно актуально при дефиците бюджета и кассовых разрывах при исполнении бюджета.  Используя  преимущества   казначейского исполнения  областного бюджета  и за  счет оперативного управления ресурсами  в течение года:   

- своевременно обеспечивалась  выплата заработной платы, субсидий и социальных пособий населению, финансирование сезонных затрат; 

-  стабильно поддерживалась через субсидии реформа ЖКХ;

- своевременно погашались  обязательства  областного бюджета  по основным контрактам  перед кредиторами-энергетиками в рамках заключенных соглашений с РАО «ЕЭС России» и ОАО «НТЭК»;

- учет бюджетных обязательств позволил  не допускать роста кредиторской  задолженности  по  статьям расходов  бюджетных учреждений  (регистрация договоров на  товары и услуги  в пределах  сметных назначений учреждений, финансируемых из областного бюджета),  кредиторская задолженность областного бюджета снизилась на 13% или 67 млн. рублей.

- благодаря своевременному  обслуживанию долговых обязательств  не были предъявлены  штрафные санкции  за пользование заемными средствами коммерческих банков, уплата которых  повлекла бы дополнительные расходы областного бюджета.  

Постоянно обновлялась нормативная база казначейского исполнения   бюджета:

-Разработан и утвержден  Порядок исполнения  сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2004 год и внесения изменений в нее.

-Разработано и утверждено новое Положение о порядке финансирования расходов областного бюджета и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов областного бюджета Главным управлением казначейства министерства финансов Нижегородской области.

- Разработаны и доведены до сведения администраций районов и городов области рекомендации по созданию местных казначейств  и переводу учреждений, получающих финансирование из средств местных бюджетов  на казначейское  исполнение. 

-                           Разработано и утверждено Постановление Правительства Нижегородской области №54 от 22.03.2004г. «Об утверждении методологических основ перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области».

В соответствии с разработанными нормативными документами продолжена работа по переводу исполнения местных бюджетов на казначейскую систему. Органами местного самоуправления изданы соответствующие распорядительные акты. На 1 января 2005 года организованы и действуют 12 муниципальных казначейств.

Проведены организационные мероприятия     по введению в эксплуатацию  программного комплекса «АЦК-Финансы»  для  исполнения местных бюджетов. На условиях софинансирования  из  средств местных  и  областного бюджетов  осуществлялось   приобретение  данного  программного продукта  и  вычислительной техники  для финансовых органов и муниципальных учреждений.

В целях повышения эффективности работы комплекса «АЦК-Финансы» осуществлен    перевод  финансовых органов  Администраций районов и городов   на электронный обмен платежными документами   с ГУ Банка России по Нижегородской области.

В связи  с внесенными изменениями  в Бюджетный Кодекс РФ по вопросу организации  казначейского  исполнения бюджетов   проведена организационная работа  по переводу  исполнения местных  бюджетов  на кассовое обслуживание  в управление областного казначейства.  Начата  работа по подготовке  нормативно-правовой базы  и материально-технического обеспечения вновь образуемых подразделений.

Развитие системы  государственных закупок:

Деятельность министерства была направлена на создание целостной системы областных государственных закупок как составной части бюджетного процесса на всех его стадиях;   обеспечения максимальной эффективности и экономичности закупок на основе оптимального размещения областного и муниципальных заказов. 

В 2004 году продолжена работа по совершенствованию механизма оптимизации   и   управления  расходами областного бюджета.

Межведомственная конкурсная комиссия по размещению областного государственного заказа, действующая при министерстве финансов на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 15 ноября 2002 года № 590-р, в 2004 году организовала и провела 12 открытых конкурсов, в том числе 10 на закупку товаров и 2 конкурса на определение подрядчика для выполнения работ. Всего на вышеуказанных конкурсах было выставлено 126 лотов по различным группам продукции, работ и услуг. На конкурсах была подана 101 заявка от поставщиков и подрядчиков, из которых 50 стали победителями.

По итогам конкурсов было заключено 108 контрактов общей стоимостью 259,8 млн. рублей. Средняя стоимость одного контракта  составила 2,4 млн. рублей. Конкурсная система размещения заказов позволила сэкономить для бюджета 18,6 млн. рублей. Эффективность закупок составила 7,2%, что на 4,9 процентных пунктов выше, чем в 2003 году. В целом наблюдается устойчивая тенденция к развитию конкурсной системы размещения областного государственного заказа.

Реформирование межбюджетных отношений и бюджетного процесса

В рамках   реформирования  межбюджетных отношений и бюджетного процесса в 2004 году  проведена следующая работа:   

·         разработан план мероприятий по  реформированию межбюджетных отношений;

·        проведена оценка доходов и расходных обязательств всех уровней бюджетной системы Нижегородской области в условиях 2006 года (с учетом изменения  бюджетного и налогового законодательства РФ) на базе 2003-2005 годов.

·        проведен анализ федерального законодательства по реформированию местного самоуправления и межбюджетных отношений и методических рекомендаций Министерства финансов РФ по регулированию межбюджетных отношений;

·        сформирован  реестр  расходных обязательств Нижегородской области на 2005 год;

·         разработаны проекты  законов Нижегородской области:  «О предоставлении органам местного самоуправления  муниципальных районов и городских  округов  Нижегородской области  субвенций на исполнение полномочий в области  общего образования»;  «О внесении изменений в Закон Нижегородской области  «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области» в части государственного долга, регулирования  межбюджетных отношений и сроков  рассмотрения проекта закона  «Об областном бюджете» и  предоставлении ежегодного отчета в Законодательное Собрание области; «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области»; 

·          Подготовлен проект распоряжения Правительства Нижегородской области «О создании рабочей группы по разработке мер по повышению результативности бюджетных расходов в Нижегородской области»;

·         Разработан и согласован с членами рабочей группы план мероприятий по разработке нормативных документов по реализации на территории Нижегородской области основных положений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.

Современные формы взаимоотношений  с реальным сектором экономики

В условиях ограниченности ресурсов  продолжают использоваться  современные формы и методы взаимоотношений с реальным сектором экономики.

Ипотека. В 2004 году начата реализация программы ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области. Подписаны  двухстороннее соглашение о рефинансировании выданных ипотечных кредитов между ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»  и  ГП НО  «Нижегородский ипотечно-корпоративный альянс»,  соглашения с рядом страховых компаний на предмет страхования жизни, трудоспособности и имущества заемщиков и рядом коммерческих банков о сотрудничестве на выдачу и выкуп ипотечных кредитов. За 2004 год предоставлено 120 ипотечных кредитов на общую сумму 67 млн. рублей.

Лизинг.  В 2004 году  продолжена программа обновления подвижного состава по схеме финансовой аренды. Согласно договора, заключенного с ООО «Евролайнс», в 2004 году по схеме лизинга приобретено 15 автобусов, все автобусы направлены на обслуживание социальных маршрутов. Расходы на выплату лизинговых платежей за 2004 год составили 74,1 млн. рублей.  Преимущество данной программы заключается в единовременной поставке большого количества автобусов и последующей экономии эксплуатационных расходов до 250 тыс. рублей   в год на 1 автобус.

Возмещение процентной ставки. В соответствии с политикой отказа от прямого субсидирования производственных отраслей, перевода бюджетных потоков с производителей услуг на потребителей, в области  в 2004 году  продолжена практика поддержки  предприятий  легкой промышленности,  сельхозпредприятий,  предприятий потребкооперации,  субъектов малого предпринимательства, муниципальных предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии  посредством  возмещения из средств областного бюджета  процентной ставки по кредитам коммерческих банков.  

По программе развития легкой промышленности из средств областного бюджета за 2004 год было перечислено на компенсацию процентной ставки уполномоченным банкам  9,35  млн. рублей, в том числе: Волго-Вятскому Банку Сбербанка России                8  млн. рублей, ЗАО «Нижегородпромстройбанк» - 1   млн. рублей, ОАО ГБ «Нижний Новгород» - 0,2 млн. рублей, ОАО «Урало-Сибирский Банк» - 0,15 млн. рублей. При этом в 2004 году  коммерческими банками  выдано кредитов на сумму 191,1 млн. рублей 20 предприятиям  легкой промышленности.

В целях минимизации расходов бюджета, снижения стоимости ЖКУ  продолжена  реализация Программы по энергоресурсосбережению в отрасли ЖКХ. В рамках реализации программы  из областного бюджета за 2004 год  перечислено   1,7  млн. рублей на возмещение  части  процентной ставки по целевым кредитам. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии областного бюджета для получения кредитов новыми заёмщиками в размере 70 млн. рублей.

 На компенсацию процентной ставки по кредитам, выданным  сельхозпредприятиям  области,  из областного бюджета  перечислено  62,9 млн. рублей,  по  предприятиям   потребкооперации – 4,9  млн. рублей.

Совместно с министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области:

·                                разработано Положение о порядке возмещения из областного бюджета части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства и предприятий бытового обслуживания, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2004 года   № 51;

·                                проведен открытый конкурс, по итогам которого отобраны три уполномоченных банка для реализации Программы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Заключены Соглашения о порядке возмещения процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства. В 2004 году уполномоченными банками было выдано предпринимательских кредитов на сумму 107,6 млн. рублей. Из средств областного бюджета на компенсацию процентной ставки коммерческим банкам было перечислено 1,15 млн. рублей, в том числе: Волго-Вятскому банку Сбербанка России – 0,7 млн. рублей, ОАО КБ «Эллипс банк» - 0,05 млн. рублей, ОАО «НБД-Банк» - 0,4 млн. рублей;

·                                проведен открытый конкурс, по итогам которого отобраны три уполномоченных банка для реализации Программы льготного кредитования предприятий бытового обслуживания: ОАО НКБ «РАДИОТЕХБАНК», ОАО «Урало-Сибирский Банк», ОАО «АК БАРС» БАНК.

Контрольно-ревизионные  мероприятия

В 2004 году  контрольно-ревизионным управлением министерства финансов проведено 76 плановых проверок в организациях и учреждениях, из них по распоряжению Правительства Нижегородской области от 20.07.2004 № 413-р проведены:

-4 комплексные проверки бюджетов районов области;

-2 проверки использования средств областного бюджета главными распорядителями и получателями;

-3 проверки формирования и использования средств фондов;

-1 проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения.

Кроме того, проведено 3 проверки по обращениям правоохранительных органов и прокуратуры.

Сумма выявленных финансовых нарушений  по итогам проверок составила 46,7 млн. рублей. Министерством финансов направлены Представления для принятия мер во все проверенные учреждения.

Выявленные нарушения  устранялись путем прямого перечисления средств в бюджеты областного и муниципальных образований; внесения исправлений в бюджетную и бухгалтерскую отчетность; внесения изменений (дополнений) в решения о бюджете муниципальных образований; иных мероприятий.

Всего  за 2004 год  сумма устраненных выявленных финансовых нарушений составила  6,4 млн. рублей.

По фактам нецелевого использования средств за 2004 год возбуждено и рассмотрено 19 дел об административных правонарушениях, в том числе на основании постановлений органов прокуратуры и прочих органов - 9 дел.

Вынесено 14 постановлений по делам об административных правонарушениях с назначением штрафных санкций в общей сумме 94,0 тыс. рублей, в том числе на юридическое лицо – 40,0 тыс. руб. Взыскано с физических лиц 36,0 тыс. рублей.

Прекращено производство по 5 делам об административных правонарушениях.

В целях реализации материалов проверок, сотрудниками КРУ проводятся выездные контрольные мероприятия над исполнением Представлений Минфина для принятия мер по устранению выявленных проверками нарушений и недостатков.

 

Дата создания страницы: 04.04.2005
Дата модификации страницы: 13.01.2011