Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

12.05.2012 11:30«Реализация проекта поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки повлечет масштабные негативные последствия для региона», - Николай Небов

 

 

 

Николай Владимирович, каково отношение правительства Нижегородской области к поднятию уровня  Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки? Наши власти продолжают  настаивать на недопущении этого?

- И правительство, и Заксобрание Нижегородской области последовательно выступают против повышения уровня водохранилища, поскольку реализация такого проекта повлечет масштабные негативные последствия для региона. Обращения с изложением данной позиции неоднократно направлялись в федеральные органы госвласти. Совместная с депутатами работа, целью которой должен стать отказ Правительства России от дальнейших планов по повышению уровня Чебоксарского водохранилища, продолжается.

По оценке ОАО "Русгидро" площадь подтопления только в Дзержинске  Нижегородской области в результате поднятия уровня Чебоксарского  водохранилища увеличится на 337 га. Проводились ли подобные расчеты  какими-либо другими экспертами? Чем может грозить такое подтопление для  города химиков?

- Согласно предварительным оценкам, выполненным независимыми специалистами методом компьютерного моделирования, в зону влияния Чебоксарского водохранилища входит вся территория городского округа город Дзержинск южнее Московского шоссе. На схеме цветом показана величина подпора грунтовых вод при подъеме отметки водохранилища до 68 метров:

http://niann.ru/_data/objects/0040/9480/image002.jpg

Из схемы следует, что существенный подъем уровня грунтовых вод произойдет примерно  на половине территории Дзержинска – по площади это около 200 квадратных километров, то есть 20 000 га. Заказчиком проекта приводятся заниженные показатели прироста площади подтопленной территории, это объясняется тем, что территория, в пределах которой ведется проектирование, произвольно ограничена: в ее состав, по проекту заказчика, вошла лишь территория административного центра и небольшая часть Восточной промзоны. Эта территория представлена на карте глубин залегания уровня подземных вод (в условных обозначениях она названа "Граница г. Дзержинска", что не соответствует действительности):

http://niann.ru/_data/objects/0040/9480/image003.jpg

- В настоящее время, при отметке водохранилища 63 метра, значительная часть этой зоны проектирования уже находятся в подтопленном состоянии, и прирост площади подтопления, определенный только для этой зоны, оказывается минимальным. При этом за пределами зоны проектирования оказываются: все  селитебные территории городского округа, не входящие в административный центр (пос. Горбатовка, Гавриловка, Юрьевец, Колодкино, Петряевка, Игумново, Бабино, Дачный, Бабушкино, Пушкино, Желнино, санатории и дома отдыха, детские лагеря отдыха); территории накопленного экологического ущерба (полигоны ТБО "Игумново" и ОАО "ГАЗ", шламонакопители, свалки и отстойники; территории Восточной промзоны, расположенные севернее и восточнее "зоны проектирования"; территории водозаборов, инженерных коммуникаций; инвестплощадки и территория технопарка "Дзержинск-Восточный"; вся территория памятника природы регионального значения (Территория "Пушкино-Желнино-Сейма"), объекты культурного наследия ("Шуховская башня", становища древнего человека вблизи Гавриловки), и т.д. На этих территориях исследования не проводятся, и мероприятия по инженерной защите, по предотвращению влияния Чебоксарского водохранилища не разрабатываются.

По оценке нижегородских экологов (о чем заявлял руководитель центра "Дронт" Асхат Каюмов) возможный ущерб от подтопления территории Дзержинска  Нижегородской области при подъеме уровня воды Чебоксарской ГЭС составит 130  млрд. рублей. Насколько данная оценка, на Ваш взгляд, соответствует  действительности?

- Эта оценка потенциального ущерба была выполнена в декабре 2010 года дзержинскими специалистами, основываясь на предварительном прогнозе изменения гидрологической ситуации в городском округе и на подсчете ущерба, который может быть причинен объектам, попадающим в зону подтопления. Например, в зону наибольшего повышения грунтовых вод попадают многоэтажные жилые здания прибрежного микрорайона Дзержинска, которые могут быть разрушены. Исполнителями проекта подсчет ущерба ведется только в вышеуказанной зоне проектирования без учета ущерба конкретным объектам в этой зоне и объектам за пределами этой зоны; кроме того, проектировщики подсчитывают только "дополнительный" ущерб, вычитая ущерб от подтопления при существующей отметке водохранилища, который искусственно завышается. Такие оценки гораздо дальше от реальных сумм ущерба от подтопления по сравнению с оценками дзержинцев.

Как быть с объектами культурного наследия (например, Макарьевский  монастырь, собор Александра Невского), которые попадают в зону подтопления?  Какие меры будут приниматься для их защиты?

- Этот вопрос мы задавали и заказчикам, и исполнителям проекта, однако ответа по существу не получили. Если в отношении Макарьевского монастыря инженерная защита существует и можно обсуждать вопросы обеспечения ее надежности и эффективности, то в отношении сотен других объектов культурного наследия, которые могут пострадать, защитные мероприятия не разрабатываются. Коллегами из управления государственной охраны объектов культурного наследия в сентябре 2011 года проектировщикам направлен внушительный список таких объектов, но в настоящее время исследования проведены только в отношении объектов археологии.

Что касается объектов культурного наследия, находящихся в заречной части Нижнего Новгорода, то, по версии исполнителей проекта (ОАО "ИЦЭ Поволжья", ЗАО "Геостройпроект") предлагаемая система водопонижения заречной части города обеспечивает понижение уровня грунтовых вод до значений ниже современных. При этом вопрос влияния понижения уровня грунтовых вод далеко не однозначен. При изменении уровня грунтовых вод возможны изменения несущей способности грунтов, что может привести к "просадке" зданий. Некоторые сооружения спроектированы в расчете на имеющийся уровень грунтовых вод: так, дубовое основание собора Александра Невского может разрушиться в случае его осушения. Эти вопросы требуют дополнительных  исследований.

ОАО "Русгидро" в своих сообщениях часто акцентирует внимание на то, что  правительство Нижегородской области не идет на контакт (в частности, по  поводу открытия общественных приемных). Также акцентируется внимание, что  именно в Нижегородской области больше всего незаконных построек в зоне  влияния Чебоксарского водохранилища. На ваш взгляд, это объективная оценка  компании или "информационная война"?

- ОАО "РусГидро" проводит обсуждения согласно поручению Президента. Однако мы считаем, что недопустимо ограничивать публичное обсуждение только обсуждением в рамках ОВОС, то есть экологическими аспектами. Необходимо рассмотреть проект всесторонне, в том числе, обоснованность инженерных решений, экономический эффект, социальные последствия. На встречах с представителями ОАО "РусГидро" и ОАО "ИЦЭ Поволжья" мы неоднократно ставили вопрос о размещении результатов проектирования в режиме открытого доступа, однако до настоящего времени положительное решение по данному вопросу не принято. На сайте генерального проектировщика ОАО "ИЦЭ Поволжья" размещена только часть отдельных материалов проекта.

-В декабре прошлого года процедура ОВОС была начата ОАО "РусГидро" с нарушением действующего порядка, установленного "Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ". В тексте уведомлений, размещенных в газетах, не были указаны сведения как о целях и месторасположении намечаемой деятельности, так и о предполагаемой форме общественного обсуждения; уведомления о проведении ОВОС не были опубликованы в официальных изданиях МСУ. В "ИЦЭ Поволжья" и в ОАО "РусГидро" нами были направлены предложения по организации общественных обсуждений и проведения ОВОС, по устранению имеющихся нарушений данной процедуры, по дополнительному информированию населения. В результате процедура ОВОС с февраля 2012 года начата заказчиком "с чистого листа", однако на сегодня наши предложения приняты лишь частично. Учитывая особую экологическую опасность проекта губернатором Валерием Шанцевым перед ОАО "РусГидро" в очередной раз, теперь уже в связи с начатой процедурой ОВОС, поставлен вопрос о проведении корректного сопоставительного анализа альтернативных вариантов завершения строительства Чебоксарской ГЭС, включая "нулевой" вариант (отказ от деятельности), сохранение современной отметки водохранилища с его обустройством, а также варианты понижения уровня Чебоксарского водохранилища.

- Необходимое содействие органам МСУ в организации общественных обсуждений будет оказано. Никто никаких препятствий к открытию "приемных" не создает. Сейчас в Нижегородской области действует уже семь таких приемных (в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Городце, Заволжье, Богородске, Лыскове и Воскресенском). Мы рассматриваем их как канал для выражения мнения той части населения, которой недоступен Интернет. А граждане, которым Интернет доступен, могут ознакомиться с материалами ОВОС на сайте проектировщика http://www.ntc-volga.ru/cat/62/ и там же высказать свое мнение. Окончательное решение об отметке Чебоксарского водохранилища Правительством РФ не принято, и при принятии решения многое будет зависеть от активной позиции не только органов власти, но и каждого нижегородца.

- Относительно заявлений пресс-службы ОАО "РусГидро" о "незаконных постройках" в зоне влияния Чебоксарского водохранилища следует напомнить, что признать что-то незаконным вправе только суд. А суды во многих случаях признают право собственности на строения за обратившимися в суд гражданами, которые возвели эти строения, подтверждая таким образом законность их возведения. Не случайно подобного рода заявления сопровождаются многочисленными оговорками, смысл которых сводится к одному: "мы за сказанное не отвечаем". О какой объективности может идти речь? Кроме того, не все знают, что 12 марта 1992 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 468-р по просьбе правительства Республики Марий Эл и администрации Нижегородской области был установлен нормальный подпорный уровень водохранилища Чебоксарской ГЭС на отметке 63 метра. Минтопэнерго России совместно с Минфином России и регионами было поручено в течение четырех лет выполнить все необходимые работы, чтобы эксплуатировать Чебоксарское водохранилище на отметке 63 метра. И появление строений можно объяснить этим распоряжением Правительства.

Сотрудничает ОАО "РусГидро" с Правительством Нижегородской области, идет  ли на диалог?

- Диалог есть. В Нижегородской области создана рабочая группа по оценке воздействия на окружающую среду, оценке ущерба от возможного повышения уровня водохранилища, в рамках которой обсуждаются вопросы, возникающие по ходу работы над проектом (с участием заказчиков и исполнителей проекта - представителей  Росморречфлота, Росводресурсов, ОАО "РусГидро",  ОАО "ИЦЭ Поволжья"). Промежуточные материалы пристально изучаются. В этой работе активно участвуют органы МСУ, заинтересованные предприятия, эксперты, научные и общественные организации. По результатам работы направляются замечания и предложения по проекту для его корректировки. Замечания касаются в основном неполноты учета влияния намечаемой деятельности на окружающую среду и значительного занижения наносимого ущерба.

Однако имеющиеся договоренности о совместной работе со стороны ОАО "РусГидро" и ОАО "ИЦЭ Поволжья" выполняются неудовлетворительно. Я уже приводил пример, когда заказчик произвольно ограничил зону проектирования в Дзержинске. Так же он поступил и в отношении Бора и Балахнинского района. Об этом ни правительство Нижегородской области, ни органы МСУ даже не были поставлены в известность. Другой пример: стало правилом, когда заказчиком проекта замечания Нижегородской области учитываются не в полном объеме, а уже разработанная проектная документация нашим специалистам поступает с большими задержками.

Известно ли Вам, как обстоят дела в других регионах, попадающих в зону  влияния водохранилища? Согласны ли их руководство и жители с поднятием  уровня воды?

- Коллеги в  Марий Эл против возможного подъема уровня воды. Очень хотелось бы убедить коллег из Чувашии в том, что проект повышения уровня Чебоксарского водохранилища вреден и опасен не только для Нижегородской области и Республики Марий Эл, но и для них. Считаем, что позиция руководства Чувашии базируется на экологически некорректных, ошибочных аргументах  о том, что повышение уровня водохранилища необходимо для решения проблемы водоснабжения, что качество воды в водохранилище с повышением его уровня улучшится.  На предстоящем форуме "Великие реки-2012" запланировано обсуждение этой проблемы, на которое будут обязательно приглашены коллеги из других регионов, а также заказчики и проектировщики. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос о проведении научной конференции по экологическим проблемам Чебоксарского водохранилища. Президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов поддержал это предложение, от Президента Чувашии ответа не получено.

 

 

Дата создания страницы: 12.05.2012
Дата модификации страницы: 12.05.2012
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet