Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

04.05.2012 17:12«Система электронного межведомственного взаимодействия уже точно не миф, а вполне объективная реальность», - Сергей Кучин

Думаю, что система электронного межведомственного взаимодействия уже точно не миф, а вполне объективная реальность. Как минимум на федеральном уровне. На региональном и муниципальном уровне у нас есть задача, назовем ее «1 июля». У нас есть определенные инструменты (региональная инфраструктура электронного правительства – РИЭП - и региональная система межведомственного взаимодействия – РСМЭВ - от Ростелекома или собственные решения у пары регионов), а также более чем полугодовой опыт федеральных органов власти — они работают в этом режиме с 1 октября.

Теоретически нам ничего не мешает использовать предложенные инструменты и опыт и начать работу в новом режиме в срок на региональном уровне. Практически, я бы выделил несколько моментов.

Задача общефедеральная, но, в отличие от федеральных органов исполнительной власти, регионы значительно трудней организовать сверху. Мы долго раскачиваемся. Работа правительственной комиссии сделала очень много, в первую очередь, привлекли внимание губернаторов и заставили многие регионы серьезнее посмотреть на задачу. Но, тем не менее, существуют значительные риски невыполнения и простые отставки ответственных проблемы не решат. Еще задача усложняется разными возможностями регионов, не говоря уже о муниципалах, причем и финансовыми и инфраструктурными и кадровыми.

Эти темы постоянно обсуждаются на различных совещаниях, конференциях и форумах, в том числе на Совете по региональной информатизации, который прошел в Нижнем Новгороде 19 апреля этого года. Именно там снова вышли на предложение, вытекающее из логики формирования единой системы взаимодействия - учитывая необходимость единых подходов и технологий взаимодействия исключить вариативность и обеспечить подключение к СМЭВ регионов и муниципалов за счет федерального бюджета. Признать Ростелеком единственным оператором электронного правительства не только для федерального уровня, нормативно зафиксировать единственно возможный способ подключения РИЭП.

Мне кажется, что это вполне обоснованное предложение, правда, немного поздновато, и до 1 июля вряд ли изменения возможны, но ведь 1 июля для многих задач — только начало. Нужно будет еще подключать сотни сервисов, публиковать услуги на едином портале госуслуг  (ЕПГУ), в общем, работы много. Так что в  случае поддержки этого решения ситуация в регионах должна значительно упроститься.

После командировки в Германию, где было много встреч с IT-специалистами муниципальных и региональных властей и сферы здравоохранения, могу уверенно сказать, что по автоматизации внутренних процессов они здорово продвинулись, но по части межведомственного взаимодействия и перевода услуг в электронный вид отстают от нас. Они пока не взялись за эту задачу комплексно, в основном по причине высокой децентрализации власти. Там большая часть полномочий сосредоточена на уровне местных властей, и муниципалитеты и регионы (земли) настроили своих систем и не очень-то охотно готовы интегрироваться с федеральными властями, при этом местные системы здорово отличаются друг от друга.

Ситуация похожа на российскую в некоторых регионах. Посмотрите, кто сейчас пытается доказать свое право сохранить индивидуальность? Москва, Татарстан, Самарская, Ульяновская, Нижегородская области. То есть регионы, более других шагнувшие вперед в создании собственных решений и собственной инфраструктуры.

Но Россия значительно больше Германии и «непродвинутых» регионов значительно больше. Поэтому решение федеральных властей создавать единую систему, единые правила, по-моему, оправдано. Только была допущена одна ошибка: при формировании идеологии электронного правительства была оставлена возможность для регионов выбора своего, уникального варианта развития. Это касается и системы межрегионального электронного взаимодействия (СМЭВ) и региональных порталов. Также регионы самостоятельно должны были финансировать создание региональных сегментов электронного правительства, но по общим правилам! Абсолютно закономерно, что некоторые регионы воспользовались этим правом. Например, мы продолжали развивать региональный портал госуслуг, и развивали региональный СМЭВ. Вложили в это бюджетные средства и сейчас стоим перед выбором: продолжать эту работу или отказаться, так как правила меняются и нам уже не избежать обязательного присутствия на ЕПГУ и использования инфраструктуры Ростелекома.

На Совете по региональной информатизации 19 апреля 2012 года было озвучено, что региональные порталы будут исключены из единой системы оказания услуг и могут содержаться только как дополнительный ресурс по решению региональных властей. Думаю, трудно будет доказать целесообразность этих расходов. Поэтому региональные порталы госуслуг вне ЕПГУ умрут.

Для граждан это, скорее всего плюс. Только для нас нужно новое правило и защищенные статьи в бюджете — на оплату услуг национального оператора по установленным нормативам.

Сейчас внедряется еще одно решение — Единая система идентификации и авторизации (ЕСИА), при помощи которой можно обеспечить интеграцию региональных ресурсов с федеральными, Мне кажется, что нужно сразу закрепить документами, что можно, а что нельзя, чтобы у регионов не возникло соблазна прикрутить эту технологию к своим ресурсам, а позже не пришлось бы доказывать, что все сделано по правилам, но вразрез единой концепции.

В целом я считаю, что задачи стоят правильные, набитые шишки идут на пользу и электронное правительство сегодня уже не миф. Осталось сделать сначала грубую, а потом точную настройку, нужно, чтоб критика и дискуссии воспринимались не как деструктив, а как поиск оптимальных вариантов развития, тогда все в итоге получится.

Дата создания страницы: 04.05.2012
Дата модификации страницы: 04.05.2012
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet