Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

02.05.2012 15:11Завтра наступило уже сегодня

— В течение всего прошлого года Нижегородская область занимала первое место в ежеквартальном рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства (рейтинг составляет журнал «Госменеджмент»), хотя в конце 2010-го была лишь восьмой...

— «Старшие товарищи» из федерального правительства уделяют этому вопросу большое внимание, поэтому все стараются соответствовать духу времени: по всей стране количество госуслуг, переводимых в Интернет, растет. Мы думали, что удержать первое место будет сложно. Вот и двигались вперед, как выяснилось, опережающими темпами.

 — За счет чего?

— Получили достаточно большое количество баллов за так называемые дополнительные услуги. Мы изначально делали ставку на то, чтобы портал госуслуг стал «точкой входа», через которую можно получить любые услуги, связанные с властью: государственные федеральные, государственные региональные, муниципальные, а также дополнительные коммерческие, которые могут быть так или иначе полезны во взаимоотношениях гражданина и власти.

 — Вы имеете в виду оплату различных квитанций, штрафов и т. п.?

— И это тоже. Какие-то из этих возможностей мы транслируем на портал, где-то просто даем ссылки на соответствующие ресурсы. Но главное, что все эти переходы можно делать из одного места. Вот, например, я сейчас заполняю декларацию о доходах, как это требуется от госслужащих. Если мне не хватает каких-то сведений, посмотрю на самом портале или по ссылкам выйду на нужный сайт. Это удобно.

 — В рейтинге наверняка учитывается не только набор возможностей, но и посещаемость...

— Я сравнивал наши показатели с теми регионами, которые считаем своими конкурентами: Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Ханты-Мансийск. Так вот по посещаемости нам эксперты поставили 25 баллов, а, например, Татарстану — 10, хотя у них действительно очень хороший ресурс.

 — Посещаемость зависит, наверное, и от уровня проникновения Интернета в регионе? Понятно, когда это город. А область?

— Конечно, Нижний Новгород дает подавляющее количество запросов.

 — Подавляющее — это сколько? 90 на 10 или все-таки 60–40?

— Второе ближе к истине. У нас, как известно, почти половина населения области живет в Нижнем Новгороде. Но есть еще Дзержинск, Саров, Арзамас, другие крупные районные центры. Если сегодня говорить о покрытии Интернетом всей территории, то есть места, где он слабый или доступен только при ограниченном количестве способов подключения. Но во всех районных центрах есть оптоволокно. Во всех есть 3G-связь. Только в отдельных населенных пунктах с населением до 1000 человек существуют определенные ограничения. Интернет сегодня доступен, было бы желание.

 — Телекоммуникационные компании государству ничего, кроме налогов, не должны. Они должны развивать свой бизнес, и делают это, естественно, там, где будет понятная отдача. Но есть населенные пункты, где такой отдачи вовек не дождешься. Связисты в этом случае имеют от власти какие-то преференции или вы их «нагибаете»?

— Во-первых, все, что делают в регионе коммерческие компании, в том числе телекоммуникационные, это инвестиционные проекты. А у нас есть очень хороший механизм — инвестсовет. Если он одобрит заявку, то проект будет реализовываться при активной поддержке правительства. Во-вторых, существует рамочное соглашение между правительством области и мобильными операторами. Но поскольку оно рамочное, в каждом отдельном случае ищется подходящее решение. Бывают ситуации, когда власти необходимо что-то сделать в том или ином районе. Тогда уже мы обращаемся к компаниям и пытаемся находить совместное решение.

Подобные проекты, кстати, часто начинаются с обращений граждан. Например, пришла из условной деревни Кукуево жалоба, что там слабый Интернет, а заявителю он просто жизненно необходим. Мы смотрим, кто из операторов там работает, и если они могут самостоятельно решить проблему — хорошо. Если же по каким-то причинам нет в Кукуеве достаточной мощности, мы говорим всем остальным: вот рынок, есть спрос, идите и занимайте. Мы им помогаем информацией, они нам — улучшением услуг связи.

 — Как смогут воспользоваться порталом госуслуг те, у кого Интернета дома нет, да и компьютер для них не более чем «чудо с кнопками»?

— Для таких мы устанавливаем терминалы, по сути — преднастроенный на портал госуслуг компьютер, доступ к которому осуществляется через монитор. С его помощью можно делать практически все, что не требует дополнительных действий, как, например, распечатки документа или отправки файлов по электронной почте. Человек может получить информацию или обратиться с заявкой. Такие защищенные антивандальные устройства чаще всего устанавливаются в госструктурах или в муниципальных учреждениях, например в местных отделения соцзащиты.

Есть терминалы более современные, которые кроме доступа к порталу госуслуг, позволяют осуществлять целый набор действий, начиная от финансовых транзакций по оплате через карточку до передачи файлов и сканирования документов. Кроме того, они позволяют и распечатать полученную справку. Терминалы дорогие, поэтому мы рассматриваем не только точки их установки, но и условия, на которых будем сотрудничать. В некоторых регионах пошли на то, чтобы заложить эти расходы в бюджет. У нас таких ресурсов нет, но мы попробуем работать на основе частно-государственного партнерства. Наше предложение одобрено инветсоветом, и есть основания предполагать, что ряд компаний, занимающихся коммерческими терминалами, заинтересуются нашим проектом.

Принцип прост: основные затраты, которые несут сегодня владельцы терминалов, это оборудование и аренда мест. Мы предлагаем льготные условия по аренде в местах массового скопления людей, а они либо ставят там два терминала (один — с доступом к госуслугам, второй — с их услугами) либо терминал, совмещающий оба направления использования. Хорошая схема, и мы надеемся за три года поставить около трех сотен терминалов.

 — И что, по-вашему, будут собой представлять возможности электронного гражданина через три-пять лет?

— Если через пять лет значительная часть населения — процентов 70 — будет активно использовать то, чем сейчас пользуются только «продвинутые» пользователи, это будет уже очень неплохо. Сегодня технологий, которые могут упростить жизнь, довольно много, но они мало востребованы. Во многом и по незнанию.

Я считаю, что нужно научиться эффективно использовать уже существующие возможности, в том числе и в сфере электронного взаимодействия гражданина и власти. Даже если никто ничего нового в IT-технологиях придумывать не будет, задела использования того, что есть, нам хватит года на три-четыре. Возьмем простой пример. Технологии совместной работы существуют не первый год, но ими пользуется ограниченное количество людей. За тот год, что я работаю в министерстве, мы перешли на полноценный электронный документооборот. У нас единое планирование рабочего графика: я вижу, чем занимаются мои работники, они видят, чем занят я. У нас совместная обработка документов: мы не пересылаем туда-сюда бумаги. Я в режиме реального времени вижу, какие правки вносятся. И это дает хороший скачок эффективности использования рабочего времени.

Думаю, что через пять лет в разы вырастет использование мобильных устройств. Мы уйдем от стационарных компьютеров, чтобы не быть так сильно привязанным к рабочему месту. Я, например, уже сейчас использую стационарный компьютер только когда мне нужен большой экран. Мобильные устройства будут все больше помогать в оперативности принятия решений. Естественно, что они станут более доступными и процесс пойдет лавинообразно. То, что сегодня для большинства в новинку, завтра станет привычным.

Дата создания страницы: 02.05.2012
Дата модификации страницы: 02.05.2012
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet