Правительство нижегородской области
Официальный сайт
Календарь событий
Вход для пользователей
Выступления и интервью

28.03.2005 13:05Доклад министра АПК области Н.Родина на зональном совещании среди центральных районов на тему: «Итоги работы агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2004 году и основные направления развития сельскохозяйственного производства в 2005 году»

Доклад министра АПК области Н.Родина на зональном совещании среди центральных районов на тему: «Итоги работы агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2004 году и основные направления развития сельскохозяйственного производства в 2005 году»

Не смотря на сложную социально-экономическую ситуацию в аграрном секторе экономики области, в 2004 году в развитии агропромышленного комплекса сохранились положительные тенденции.

По итогам работы за прошлый год производство валовой продукции сельского хозяйства составило 23,9 миллиарда рублей, что на 10 процентов больше уровня предыдущего года. Реализовано продукции на 9,4 миллиарда рублей,  это на 23 процента превышает уровень 2003 года. Получено прибыли 538 миллионов рублей, в том числе 310 миллионов от реализации сельскохозяйственной продукции, в то время как по итогам 2003 года был получен убыток в размере  200 миллионов рублей. Рентабельность составила около шести процентов.  475 предприятий или 55 процентов завершили год с положительными результатами.

Хочу отметить, что 9 из 14 районов Центральной зоны получили прибыль от реализации сельхозпродукции в сумме 71 миллион рублей. Это менее 15 процентов сводного областного показателя. Наибольший вклад внесли предприятия Богородского, Д.Константиновского, Лысковского и других районов.

Существенная финансовая помощь была оказана из областного и федерального бюджетов. За 2004 год предприятиям присутствующих районов было перечислено более 300 миллионов рублей. Как видно из графика, удельный вес финансовых поддержек в полученной прибыли по отдельным районам составляет от 20 до 80 процентов, а в четырёх районах (Б.Мурашкинский, Вадский, Вачский и Павловский) вся прибыль получена за счет оказанной помощи.

Всего на финансовую поддержку предприятий агропромышленного комплекса было направлено свыше 1 млрд.рублей, в том числе 701 млн.рублей из областного и 215 миллионов из федерального бюджета.

Использовано 2,5 миллиарда рублей льготных кредитных ресурсов с субсидированием процентной ставки за счет средств федерального и областного бюджетов.

Укреплению экономики и финансового состояния сельскохозяйственных предприятий способствовали меры, осуществленные Федеральным центром и правительством области.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении», из 850 сельхозпредприятий, 436 подписали соглашение о реструктуризации задолженности на сумму 2 млрд. рублей. В соответствии с Указом Президента было списано пеней и штрафов на сумму свыше 550 млн.рублей. В прошлом году 622 сельскохозяйственных предприятия или 73% перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, который заменил уплату четырех налогов – на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и единый социальный налог.

Итоги работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности показали, что в последнее время сохраняется тенденция роста выпуска важнейших видов пищевых продуктов.

В истекшем году успешно работали предприятия кондитерской, пивоваренной, сахарной и хлебопекарной промышленности. Незначительно снизили выпуск продукции предприятия мясной и молочной отраслей. Причина здесь одна – снижение производства сырьевых ресурсов.

В 2004 году произведено различной продукции на 22 миллиарда рублей. Получено прибыли около одного миллиарда.

В бюджетную систему перечислено 3,4 миллиарда рублей налогов, что составляет 17 процентов поступлений от промышленности области.

По сравнению с прошлым годом увеличилось производство по всей номенклатуре продовольственной группы.

Рост производства обеспечили такие ведущие предприятия, как Дзержинский и Балахнинский мясокомбинаты, Лысковский пивзавод, Воротынский молочный завод, Арзамасский, Лысковский хлебозаводы и другие.

Обстановка в агропромышленном комплексе остается сложной. Кредиторская задолженность по сельскохозяйственным предприятиям в настоящее время составляет 9,5 миллиардов рублей.

Следует отметить, что структура задолженности в последние годы существенно изменилась. Если ранее основной долг приходился на бюджет и внебюджетные фонды (более 60 процентов), то сейчас на их долю падает менее 11 процентов. Как видно из графика, основную долю задолженности составляют кредиты и займы. Это свидетельствует о том, что сельхозпредприятия более активно пользуются заёмными средствами.

Постоянный рост цен на энергетические, другие материально-технические ресурсы и услуги, крайне отрицательно сказывается на финансовом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Рост цен на промышленную продукцию опережал рост цен на сельскохозяйственную в 3,6 раза.

За последний год кредиторская задолженность увеличилась на 15 процентов.

Сегодня надо признать, что в рыночных условиях работы наши сельхозпредприятия не научились выгодно продавать свою продукцию. Наглядный тому пример по зерну.

В прошлом году продано 211 тысяч тонн пшеницы по цене 3657 рублей за тонну. Однако цена реализации тонны пшеницы в Княгининском районе составила 2843 рубля, в Сосновском – 2537 рублей, в Перевозском – 3199 рублей. При этом на перерабатывающих предприятиях закупочные цены колебались от 3750 до 6950 рублей за тонну. Только за счёт разницы в цене в целом по области сельхозпредприятия потеряли около 200 миллионов рублей.

Аналогичные примеры можно привести по реализации мяса, молока, картофеля, овощей и другой продукции. Сегодня необходимо более тщательно изучать рынки сбыта, больше использовать возможности наших перерабатывающих предприятий, которые могут принять на промпереработку:

  • Зерна – 310 тыс. тонн;
  • Молока – 1,5 млн. тонн;
  • Скота (в живом весе) – 100 тыс. тонн;
  • Сахарной свеклы – 400 тыс. тонн;
  • Ячменя пивоваренного – 60 тыс. тонн.

Низкий уровень цен на реализуемую продукцию, её низкие потребительские качества, слабая работа по поиску выгодных рынков сбыта предопределяют снижение производственного потенциала сельхозпредприятий и эффективность их работы.

В настоящее время в агропромышленном комплексе области завершено формирование планов производства основных видов сельскохозяйственной продукции в текущем году.

Во всех категориях хозяйств области планируется произвести:

зерна - 950 тыс. тонн,                             

картофеля – 720 тыс. тонн;                    

овощей- 320 тыс. тонн,                          

сахарной свеклы- 180 тыс. тонн,   

льна-волокна - 1,1 тыс. тонн.                 

Заготовить для общественного животноводства не менее 22 центнеров кормовых единиц грубых и сочных кормов на 1 условную голову скота.

Выполнение данных планов будет зависеть от уровня подготовки и организации проведения весенне-полевых работ.

Под урожай текущего года осенью 2004 года была поднята зябь на площади 374 тыс. гектаров, посеяно 205 тыс. гектаров озимых культур или на 77 тыс. гектаров больше уровня прошлого года. Имеется 550 тыс. га посевов многолетних трав.

Сельскохозяйственными культурами будет занято один миллион 120 тысяч гектаров пашни.

Зерновой клин в целом увеличится на 20 тыс. гектаров. Однако сокращаются площади под картофелем, овощами и льном-долгунцом. Хозяйства Центральной зоны снижают площади под картофелем на 1,4 тысячи гектаров, под овощами – на 300 гектаров, запланировано снижение посевных площадей в Арзамасском  (-3900 га), Вадском (-1400 га),  Б-Мурашкинском (-1300 га), Павловском  (-960 га) и Сосновском (-700 га) районах.

Вместе с тем, в Вачском районе намерены дополнительно засеять около 2 тыс. гектаров пашни. На уровне 2004 года сохраняются площади в Д.Константиновском, Княгининском, Воротынском районах.

Под запланированные посевные площади имеются в полном объеме семена зерновых и зернобобовых культур, картофеля. Ведется завоз семян овощных и кормовых культур, которые не производятся в области из-за биологических особенностей.

По состоянию на 1 марта текущего года подготовлено 70 процентов кондиционных семян яровых зерновых культур, в том числе 36 процентов 1 и 2 класса посевного стандарта.

Главную работу по семеноводству видим в том, чтобы в оставшийся период весь семенной материал довести до посевных стандартов, провести обработку средствами защиты растений.

В соответствии с «Программой повышения плодородия почв» в текущем году необходимо провести известкование и фосфоритование почв на площади 60 тыс. гектаров и внести в почву 45 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений и  3 млн. тонн органических.

По оперативным данным на 25 марта в хозяйствах области имеется в наличии 18 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе или 40 % от общей потребности. Завезено 39 тысяч тонн химических мелиорантов.

Лучше других обеспечены минеральными удобрениями сельхозпредприятия Павловского, Д.Константиновского,  Володарского районов.

В Нижегородской области имеют своих дилеров практически все химические заводы России по производству минеральных удобрений. На складах этих предприятий сегодня имеется вся номенклатура минеральных удобрений. В полном объеме завезены на территорию области средства защиты растений. Необходимо в оперативном порядке, используя кредитные ресурсы, приобретать недостающие средства химизации.

В данной зоне мы имеем 4 наиболее крупных тепличных комбината, общей площадью закрытого грунта – 42 га, которые производят 12 тысяч тонн всесезонной овощной продукции. Конечно, проблемы не обошли и эту отрасль производства.

Тепличным комбинатам с 2005 года предоставляются инвестиционные кредиты сроком на 5 лет для реконструкции теплиц и внедрения энергосберегающих технологий.

Считаю, что совместными усилиями мы сможем решить и эту проблему.

Сдерживающим фактором производства сельскохозяйственной продукции является  состояние технической базы.

По-прежнему в большинстве хозяйств продолжается снижение количества техники и ее старение. Особую тревогу вызывает состояние парка зерноуборочных комбайнов, наличие которых определяет размеры посевных площадей зерновых культур. Ситуация усугубляется еще и тем, что более 2600 (78%) единиц составляют морально устаревшие СК-5 "Нива", с истекшим сроком эксплуатации. Да и  выработка на этот комбайн составила всего 185 тонн, против 800 – на ДОН-1500 и 1400 тонн – на импортных.

Понимая эту проблему, министерством АПК разработана и внедряется программа по обновлению машинно-тракторного парка.

За последние 2 года наметились положительные тенденции в техническом перевооружении села. В прошлом году приобретено техники на сумму более одного миллиарда рублей. Впервые за последние годы процент обновления техники возрос в два раза и составил более 3 процентов. На сегодня у сельхозпредприятий есть широкий выбор, какую технику приобрести. В течение 2004 года министерством АПК с дилерами как отечественных, так и зарубежных заводов было проведено более 10 семинаров-совещаний с показом новой техники и энергосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве.

В результате на полях Нижегородчины можно увидеть высокопроизводительную отечественную и зарубежную технику. Более 50 хозяйств внедрили и применяют у себя ресурсосберегающие технологии с использованием многофункциональных широкозахватных, почвообрабатывающих и посевных агрегатов.

Многие хозяйства ведут реконструкцию животноводческих помещений, внедряют новые технологии. Приобретено более 40 импортных кормосмесителей. В 30 хозяйствах установлено современное доильное оборудование зарубежных фирм производителей.

Важнейшей задачей является подготовка сельскохозяйственной техники к весенне-полевым работам. Необходимо подготовить более четырёх тысяч тракторов, свыше пяти тысяч единиц посевной и почвообрабатывающей техники.

Активную работу по ремонту техники ведут предприятия Володарского, Вадского,  Воротынского, Богородского районов.

В то же время слабо организован ремонт в Арзамасском, Кстовском, Сосновском районах. Здесь необходимо значительно нарастить темпы ремонта.

Потребность в ГСМ составляет 26 тысяч тонн дизельного топлива и 10 тысяч тонн бензина. В наличии у хозяйств имеется 3,5 тысячи и 1,5 тысячи тонн соответственно.

Более половины необходимого количества топлива запасли хозяйства Павловского, Д.Константиновского, Богородского, Вадского районов.

Сегодня есть договорённость с основными поставщиками нефтепродуктов о том, что на районных базах не будет перебоев с обеспечением хозяйств области горюче-смазочными материалами.

На стадии подписания находится договор с ОАО «Лукойл- Волганефтепродукт» об обеспечении сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом в объёме 6 тысяч тонн по цене 12 тысяч 990 рублей за тонну и сохранением этого уровня цен до 1 мая текущего года.

О животноводстве.

К сожалению, в прошлом году нам не удалось в полном объёме сохранить поголовье крупного рогатого скота. За год мы потеряли 10 процентов голов крупного рогатого скота, в том числе 7 процентов коров.

Наибольшее снижение маточного поголовья по центральным районам области допустили хозяйства Перевозского ( 659 коров), Арзамасского (616 коров), Б.Мурашкинского (500 коров) районов.

Вместе с тем считаем, что введенная в прошлом году программа дотации на рубль реализованной продукции, позволила снизить темпы сокращения численности крупного рогатого скота на 20 тысяч голов, в том числе коров на 7 тысяч по сравнению с 2003 годом.

Во всех категориях хозяйств произведено около 700 (420) тысяч тонн молока (91%), 140 (82) тысяч тонн скота и птицы (90%), более 1,2  (0,93) миллиарда штук яиц (95%).

Лидером по валовому производству молока Центральной зоны является Богородский район (23,5тыс. тонн), второе место занимает Дальнеконстантиновский район (21 тыс. тонн) и третье место Павловский район.

Целенаправленная работа администрации Вачского района, руководителей и специалистов хозяйств в области животноводства обеспечили стабильный рост продуктивности и производства молока на протяжении прошлого года и в текущем квартале.

В то же время, в 6 районах из присутствующих в зале (Арзамасский, Большемурашкинский, Воротынский, Княгининский, Перевозский и Кстовский) имеют надой молока ниже среднеобластного.

Хочу отметить работу руководителей и специалистов Сеймовской птицефабрики, на которой получена треть всего производства яйца в области и птицефабрики бройлерного направления «Павловская», которой реализовано 30 процентов мяса птицы.

Идет к завершению зимне-стойловое содержание скота. Животные в полном объеме обеспечены кормами. Надой молока от коровы за период зимовки составил 979 кг (103%). С ноября месяца область имеет положительную динамику по надою молока.

Более 60 тонн молока в сутки производится в Богородском и  Д-Константиновском районах, более 50 тонн в Павловском.

На высоком уровне проходит зимовка скота в Княгининском районе, идет стабильное увеличение продуктивности животных и как следствие, прибавка валового производства молока в сутки более 6 тонн по сравнению с прошлым годом.

Однако необходимо отметить, что рост продуктивности дойного стада не восполняет недобор молока из-за сокращения его поголовья.

В хозяйствах Воротынского, Перевозского, Арзамасского районов снизили численность коров и на протяжении всего зимне-стойлового периода минусуют валовое производства молока.

Сегодня главное успешно завершить зимовку. Не допустить снижения поголовья и продуктивности.

Бюджетом области на финансовую поддержку предприятий агропромышленного комплекса в 2005 году предусмотрено 863 миллиона рублей, что на 10 процентов больше 2004 года.

Основные направления финансовой поддержки определены:

  • дотация на реализованную продукцию собственного производства, введенная в 2004 году остается приоритетной. На данную программу предусмотрено 300 млн. рублей.
  • на возмещение разницы в процентных ставках по коммерческим кредитам запланировано 152 млн. рублей.

На долю этих двух программ приходится 60% от бюджета агропромышленного комплекса. Кроме того, финансируются программы племдело, элитное семеноводство, агрохиммелиорация земель, лизинг сельскохозяйственной техники, страхование посевов, подготовка кадров и другие программы.

По состоянию на 24 марта 2005 года из средств областного бюджета на финансовую поддержку АПК выделено 49,6 млн. рублей. Практически погашена кредиторская задолженность бюджета по программам 2004 года. Направлено 6,6 млн.рублей на авансирование работ по агрохиммелиорации.

В соответствии с утверждёнными положениями по финансовой поддержке средства из областного бюджета выделяются ежеквартально.

В I квартале финансирование по бюджету АПК составит около 140 млн. рублей, в том числе дотации на реализованную продукцию в сумме 79 млн. рублей будут получены хозяйствами до конца марта.

Кроме того, в апреле-мае запланировано выделение ещё 100 млн. рублей по программам финансовой поддержки.

Для пополнения основных и оборотных средств сельхозпредприятиями привлекаются льготные кредиты через коммерческие банки. Подписано реестров на сумму 3,7 млрд. рублей, в том числе долгосрочных – 1,5 млрд.  По состоянию на 15 марта получено 808 млн. рублей кредитных средств. До первого апреля общая сумма полученных кредитов составит 1,7 миллиарда рублей. В прошлом году на эту дату не было открыто ни одной кредитной линии.

Бюджетное финансирование программы капитального строительства объектов АПК на 2005 год определено в сумме 115 млн. рублей из областного бюджета и 46 млн. рублей из федерального.

По итогам работы строительного комплекса на объектах АПК за 2004 год объем освоенных капвложений составил 167 млн. рублей. Из областного бюджета на стройки АПК было выделено 90 млн. рублей, из Федерации – 32 млн. рублей. Освоение объемов строительных работ и целевое вложение бюджетных средств позволило ввести 279 км газовых сетей, газифицировать около 5 тыс. квартир, сдать в эксплуатацию 7,5 тыс.кв. метров жилья.

По центральной зоне нашей области наиболее активно вопросами строительства занимаются такие районы как Богородский, Арзамасский, Перевозский, Вачский.

Наша задача в текущем году сохранить темпы газификации села, проложить 300 км газовых сетей, газифицировать 6 тыс. квартир, ввести в эксплуатацию порядка 30 км водопроводных сетей, в два раза увеличить ввод жилья и сдать 15 тыс.кв. метров.

Предусмотрено выделение 13 млн. рублей на приобретение и монтаж 35 зерносушильных комплексов, которые должны быть введены в действие к началу уборочной. Одна треть из них будут смонтированы в центральной части.

На все объекты, включенные в программу строительства, должен быть подготовлен полный пакет документов. Только при его наличии будет осуществляться финансирование строек.

Анализ эффективности работы сельскохозяйственных предприятий показал, что более устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые с учетом конъюнктуры рынка создали в рамках объединений вертикальную интеграцию. Заслуживает внимания опыт работы ОАО "Агрофирма"Сеймовская птицефабрика", ОАО "Содружество", ООО "Агрофирма "Металлург", ОАО "Княгининское сухое молоко", Богородское райпо и многие другие.

Процессы структурных преобразований в агропромышленном комплексе начинают развиваться. Появляются потенциальные инвесторы в сельскохозяйственное производство.

И главным в этих преобразованиях является приведение земельных отношений в соответствие с требованиями гражданского и земельного законодательства.

За два года, прошедшие  со дня вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» только 80 хозяйств приступили к этой работе. Это менее 10 процентов. Из них более 20 хозяйств приходится на долю Пильнинского района.

Основными сдерживающими факторами выполнения этой работы являются значительные финансовые затраты на землеустроительное обеспечение этого процесса, сложность процедур, прописанных в законе и слабая информированность руководителей и специалистов хозяйств, населения о своих правах и обязанностях по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами.

По инициативе регионов законодатель продлил сроки переоформления договоров аренды ещё на два года, то есть до января 2007 года. Но это не значит, что можно отложить оформление своего землепользования на более поздний срок.

Указом Губернатора рекомендовано на уровне органов местного самоуправления создать комиссии по оказанию консультационной, организационно-методической помощи юридическим лицам и гражданам, которые в ближайшее время должны приступить к работе.

Остро стоит проблема обеспечения предприятий АПК квалифицированными кадрами. Ежегодно происходит уменьшение численности сельского населения.

Для поддержания кадрового потенциала с 1999 года в области действует Закон «О государственной поддержке руководящего кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области».

В этом году принята его новая редакция, предусматривающая увеличение доплат руководителям и молодым специалистам сельхозпредприятий и долевое финансирование строительства жилья.

По программе «Стипендиат Губернатора», в НГСХА обучается 527 студентов. Однако реализация программы дает сбой.

Из 147 специалистов, которым были выданы направления на работу в сельхозпредприятия, 30% не приступили к работе. Для дальнейшей, успешной реализации программы районным органам местного самоуправления необходимо более серьезно вести подбор кандидатур на обучение и целенаправленнее работать по закреплению специалистов на селе.

Главную задачу в текущем году Министерство агропромышленного комплекса видит в том, что бы совместными усилиями с органами местного самоуправления принять все меры, обеспечивающие стабилизацию обстановки на селе. Мы со своей стороны, решили все вопросы обеспечения финансирования агропромышленного комплекса из областного и федерального бюджетов.

В январе проведена расширенная коллегия по вопросу подготовки к весенне-полевым работам. Разработаны организационно-технологические мероприятия по организованному проведению посевной компании.

В настоящее время с участием специалистов министерства в районах проводятся балансовые комиссии с анализом финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Хочу отметить, что ситуация в районах не однозначная.

Ряд руководителей хозяйств большую ставку делают только на бюджетное финансирование. И что интересно, находят полную поддержку у руководителей районного звена.

Два года мы давали безвозмездную помощь на посевные и уборочные работы, но желаемого результата не получили.

Наверное, необходимо посмотреть на кадры, кто и как руководит данными предприятиями. В нашем понимании, если администрация района не занимается развитием сельского хозяйства, это значит что она не занимается развитием сельских территорий. С развалом сельхозпредприятий прекращают работать и личные подсобные хозяйства. Как результат, на территории района появляются опасные зоны бедности. Они есть почти в каждом районе

Период поедания старых запасов закончился. Любая хорошая программа на уровне области не решает всех проблем районного масштаба. Необходимы конкретные программы на уровне районов по стабилизации производства, созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов. За опытом далеко ходить не надо. Примеры привлечения инвестиций есть в Павловском, Богородском, Вачском  районах.

Каждый должен понимать, что без внебюджетных источников мы не можем решить стоящие перед нами задачи.

В настоящее время в Министерстве отрабатываются перспективные направления.

1. Формирование зон экономического роста на основе отраслевых и межрайонных комплексов корпоративного типа.

2. Создание земельного рынка для ипотечного кредитования сельхозпроизводителей.

3. Разработка и внедрение системы продвижения и сбыта сельхозпродукции.

4. Обновление материально-технической базы. Развитие лизинга сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования.

5. Оздоровление финансово-экономического состояния хозяйств, создание благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе.

Все эти и другие направления найдут отражение в программе стабилизации и развития АПК до 2010 года. 

Надеемся, что активное участие в разработке этой программы примут и органы местного самоуправления.

Что касается органов управления сельским хозяйством  – они должны быть.  Областным законом функции государственного управления агропромышленным комплексом будут делегированы на уровень муниципального района с соответствующим финансированием.

Комплексная оценка состояния социально-экономической ситуации в агропромышленном комплексе свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе аграрный сектор будет функционировать в сложных экономических условиях, которые определяются громадным дефицитом финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей, подорванной материально-технической базой сельского хозяйства, неблагоприятными ценовыми соотношениями на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, невысоким платёжеспособным спросом  населения.

Но если мы не хотим остаться на задворках истории, необходимо в ближайший год-два сделать значительный рывок в технологиях и в производстве валовой продукции. Наш потенциал гораздо выше, чем в других регионах России.

Но это возможно только при слаженной работе и активной позиции органов власти на всех уровнях.

 

 

Дата создания страницы: 28.03.2005
Дата модификации страницы: 16.11.2007
Добавить в закладки
MemoriGoogle закладкиYandex закладкиFacebookTwitterВконтактеМой МирЯ-руLjLiveinternet